1. Экономическое образование – 37,0 (22)
2. Юридическое – 28,0 (16)
3. Другое образование – 29,0 (18)
На вопрос как давно получили служащие свое основное образование? ответы
показали, что основное образование чиновники в значительной своей части
получили почти двадцать лет назад – в 1983-м и более ранние годы. Изучая эти
данные, можно сделать вывод, что получается некоторое преимущество у тех
кадров, которые относительно недавно получили необходимое профессиональное
образование, включающее много новых дисциплин, не преподаваемых еще
каких-нибудь лет 15 назад. Именно критерий профессиональной подготовленности
становится решающим при определении этического уровня и подборе кадров в органы
государственной службы.
С учетом того, что подавляющее большинство – 84%(51) от числа опрошенных –
имели опыт работы до перехода в ГУ МЧС, важно выяснить характер (профиль)
предшествующего места работы. В пятерку наиболее часто упоминаемых сфер
попадают следующие (Рисунок 7):
Рисунок 7 – Наиболее распространенные профессии служащих
С целью определения способа приема на работу респондентам был задан
вопрос: «Каким образом Вы были приняты на ныне занимаемую должность?» Из
полученных данных можно сделать вполне определенный вывод: почти для половины
опрошенных чиновников (46%) прием на работу – это результат исключительно воли
одного человека, одного из руководителей этих органов.
А так как одним из факторов эффективности профессиональной деятельности
является высокий уровень культуры служащих нами были выявлены основные элементы
этикета. На вопрос «Какими элементами этикета необходимо обладать
госслужащему?» – ответы расположились следующим образом (Рисунок 8)
Рисунок 8 – Главные элементы этикета государственных служащих
Этот вопрос был поставлен в открытой форме и преследовал главную цель – выявить,
насколько этические и профессиональные аспекты сочетаются в содержании
жизнедеятельности государственных чиновников.
Как видим из Рисунка 8, в число главных элементов этикета чиновников
вошли, прежде всего, такие ценности, как доброжелательность, способность брать
на себя ответственность, дисциплинированность, а затем уже называются
честность, принципиальность, справедливость и др. Только на 12–14-м местах
неподкупность.
Таким образом, формирование ценностей профессиональной этики
непосредственным образом зависит от характера и стереотипов профессиональной
деятельности государственных чиновников.
«В какой степени Вы знакомы с законодательной базой Вашей
профессиональной деятельности?» Ответы на этот вопрос должны были помочь
уточнить степень профессиональной подготовленности государственных чиновников.
Если внимательно посмотреть на ответы, то можно посчитать, что чиновники
выглядят специалистами, в правовом отношении подготовленными к своей
профессиональной деятельности. При этом «хорошо знакомы с законами», по
собственным самооценкам, примерно 40% чиновников и только 3–5% откровенно
признались в своем правовом невежестве либо уклонились от ответа. Следовательно,
около 60% опрошенных муниципальных чиновников не в полной степени знакомы, либо
совсем не знакомы с необходимыми в работе законодательными нормами.
В такой ситуации закономерен вопрос: «Достаточно ли государственным
чиновникам имеющегося образования для выполнения своих профессиональных
обязанностей?» В ответах отчетливо выделяется в целом позитивный настрой
чиновников в отношении достаточности своего образования для выполнения
профессиональных обязанностей. В то же время лишь примерно каждый третий
чиновник уверенно заявил о полной достаточности своего образования.
Тем не менее, видно, что чиновники настроены в целом весьма положительно
относительно перспективы получения образования по специальности
«Государственное и муниципальное управление».
Таким образом, из полученных данных можно сделать вполне определенный
вывод:
1.
В ГУ МЧС по Амурской области преобладает возрастная группа от 30 до 49
лет. Большинство кадрового состава имеет высшее образование по профилю, не
соответствующему деятельности, которой они в настоящий момент занимаются.
Отсюда невысокий процент окончивших специальные учебные заведения по подготовке
кадров управления.
2.
Социально-профессиональные характеристики кадрового состава
чиновничества говорят о преобладании работников старшей возрастной группы с
большим стажем работы в органах управления, работников с непрофильным
образованием
3.
Доминируют в содержании этикета государственных чиновников
профессиональная компетентность, квалификация, умение работать с людьми,
чувство справедливости, доброжелательности, этики, нравственности. Практически
мало значимыми оказываются такие ценности, как знание законов, установление
хороших отношений с коллегами по работе, принципиальность, упорство,
образование, навыки в работе и т.п.
4.
Формирование ценностей профессиональной этики непосредственным образом
зависит от характера и стереотипов профессиональной деятельности
государственных чиновников.
5.
Чтобы государственные органы власти могли не только оптимально работать
в ситуации столь быстрых перемен, но и эффективно влиять на эти перемены,
необходимо большее внимание уделять такому важному внутреннему ресурсу
организации, как кадровый потенциал.
На основании полученных выводов в результате исследования попробуем
определить состояние проблемы профессионально-этического уровня
государственного служащего.
2.4 Состояние проблемы профессионально-этического
уровня государственного служащего
В российских органах государственной власти принцип этики на протяжении
долгих лет оставался и остается невостребованным при назначении на должность.
Вопрос о профессионализме и этики государственного служащего, в основе которых
лежит знание теории управления, высокая общая культура, духовно-нравственные
ценности человека и его управленческие способности, во внимание не принимался и
не принимается сегодня в полной мере /37/.
В русле патримониальной этики приоритет получали такие свойства
работника, как личная преданность, умение ладить с вышестоящим начальством и
т.д. Решение современных управленческих проблем путем подбора кадров подобным
способом представляется ущербным. Сегодня стереотип элитарного сознания еще
таков: не обязательно обладать управленческими знаниями, иметь управленческие
способности и навыки, а главное – войти в состав управленческой элиты, занять
определенную должность. Он не только не может эффективно работать, но давно
стал основным тормозом в управленческой работе.
Государство призвано совершенствовать очень сложный механизм кадровой
политики, которая не сможет работать без отвечающих современным требованиям
профессиональных и личных качеств государственного служащего. Руководители и
специалисты государственной службы должны обладать определенными качествами,
знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию государственной
службы. Одним из основных качеств, необходимых государственному чиновнику в
профессиональной деятельности для успешного выполнения своих обязанностей,
является этика.
Государственному служащему необходим комплекс специальных знаний и
практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной
подготовки, а также опыта работы. Е.Г. Анимица считает, что в условиях
зарождающихся новых рыночных и демократических отношений в стране государственная
служба становится принципиально новым, относительно самостоятельным
специфическим общественным институтом со своими целями, идеалами, нормами
деятельности, корпоративными интересами. Именно на этом уровне решающее
значение приобретают демократические принципы власти, гражданские начала его
организации /3/.
В результате резкого усиления роли государственных служб в решении
экономических, социальных, экологических и иных вопросов испытывается все
возрастающая потребность в высококвалифицированных госслужащих, владеющих
теорией и практикой регионального развития, умеющих работать в условиях жесткой
конкуренции и соблюдающих этически нравственные нормы в деловых отношениях.
Сегодня всем органам государственных служб необходимы специалисты,
которые обладают пространственным экономическим мышлением, могут видеть специфику
эволюции, трансформации своей территории как целостной сложноорганизованной
системы, способны оценить его социально-экономический, природно-ресурсный,
научно-технический, демографический, информационный потенциал, умеют управлять
инновационными процессами, собственностью в условиях формирования многоукладной
экономики /3/.
Государственный служащий должен владеть совокупностью методов
формирования областного, городского, районного и иных местных бюджетов, знать
экономику предприятия, непроизводственной сферы и систем жизнеобеспечения
муниципального образования. Он должен уметь определять стратегию, приоритеты
социально-экономического развития территории местного сообщества.
Кроме того, по мнению Е.Г. Анимицы, современный государственный
служащий обязан овладеть хотя бы основами макро- и микроэкономики, менеджмента,
маркетинга, психологии, информатики и статистики. В противном случае он ничем
не будет отличаться от администраторов «старой формации» и по существу
превратится в тормоз/3/.
Государственный служащий должен обладать методами и процедурами
управления (в первую очередь территориального) в кризисных и чрезвычайных
ситуациях, разрабатывать и реализовывать государственные программы и планы с
использованием новейших методов и моделей.
Государственный служащий современной формации должны отличать
организованность, коммуникабельность, широкая эрудиция, творческое мышление,
высокий этический и нравственный уровень при выборе и принятии тех или иных
управленческих решений /3/.
Таким образом, этика, и высокая квалификация должны быть положены в
основу профессионализма современного российского государственного чиновника.
Совершенно очевидно, что если чиновник хорошо знает свое дело, при выполнении
должностных обязанностей проявляет собранность, деловитость, – его труд
оценивается по достоинству населением и тем самым поддерживает авторитет всей
государственной структуры. Формирование демократических структур гражданского
общества требует квалифицированного кадрового потенциала, что невозможно без
научно обоснованной кадровой политики. Однако такой государственной кадровой
политики, по оценкам ведущих специалистов, в России пока нет. В целом
становится очевидным, что кадровое обеспечение сферы управления и властных
отношений начинает играть определяющую роль в решении широкого круга текущих и
перспективных проблем развития российского общества. В условиях рыночных
отношений принципы этики становятся определяющими /10/.
В нашей стране долгое время
существовала административно-командная система. Ее основной была иерархия –
самым мощный инструмент управления. Но одновременно существовала и весьма
жесткая этика советского общества, большое влияние на людей в процессе
управления оказывали традиции и социальные нормы. Но в современном
постиндустриальном обществе нужна новая этика, роль которой не менее важна, чем
роль управленческого чутья, организации труда или искусства управления.
Значительную роль в развитии
культуры государственного управления играет формирование у государственного
служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что отсутствие
юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного
служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие
в структуре личности общегуманитарных ценностей, нравственных ориентиров и норм
этики, особенно у государственного служащего, делает невозможным преобразование
специалиста в профессионала. Профессионалом может быть только
высококлассный специалист, который кроме специальных знаний и умений имеет и
высокий уровень морально-нравственных качеств, сформированные и усвоенные
профессиональные и этические ценности, которые не позволят ему нарушать
профессиональные нормы, даже ради удовлетворения индивидуальных потребностей
/10/.
В этой связи, наличие в образовательных программах по специальности: государственное
управление значительного объема гуманитарных предметов обусловлено
необходимостью осознания и принятия гуманитарных и нравственных оснований
этики. Проблема соответствия образования квалификационным требованиям по государственной
должности осложняется тем, что у государственного служащего, помимо уровня
образования, не соответствует требованиям этики. Формирование этики соответствующего
современным требованиям этики государственного служащего усугубляются тем, что
исходный уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных
служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям /10/.
Указанные нами проблемы сведены в Таблицу 3.
Таким образом, можно зафиксировать противоречие между возросшими
требованиями, предъявляемыми временем к уровню развития кадрового потенциала государственной
службы и его реальным состоянием. В этой ситуации необходимо, принять меры по
использованию всех возможных ресурсов для обеспечения программы обучения государственных
служащих.
Главным условием формирования цивилизованной этики являются:
1)
стабильность власти и законодательства, в частности, не только
нормативно-правовое закрепление общих социально приемлемых стандартов
поведения, регламентирующих деятельность служащего, но и борьба с негативным
проявлением коррупции;
2)
пропаганда, создающая образ государственного служащего, обладающего
высокими моральными принципами;
3)
осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции.
Ни одного из этих условий в полной мере в России не создано. Поэтому наше
общество развивается в тяжелой борьбе с произволом чиновников, бюрократического
аппарата.
В настоящее время исследователями почти не уделяется внимание этики
поведения государственного служащего. Нет ни одной подготовительной программы,
учитывающей все составляющие этических норм. Прежде всего необходимо
разработать программу переподготовки служащих в государственных службах с
учетом изучения кодекса поведения служащих. Именно изучения, а не ознакомления.
Для чего необходимо организовывать профессиональную подготовку кадрового
потенциала с учетом современных механизмов работы государственного служащего.
Таблица 3. Основные проблемы формирования этики государственного
служащего
1
|
испытывается потребность в высококвалифицированных
госслужащих, владеющих теорией и практикой регионального развития, умеющих
работать в условиях жесткой конкуренции и соблюдающих этически нравственные
нормы в деловых отношениях
|
2
|
отсутствие юридического оформления
норм профессиональной нравственности государственного служащего является
значительным пробелом в законодательстве
|
3
|
отсутствие соответствия образования
квалификационным требованиям по государственной должности
|
4
|
уровень профессиональной подготовки
значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по
занимаемым должностям
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|