В современных условиях наблюдается особый интерес к этике – этой
старейшей и вместе с тем неповторимо молодой отрасли философского знания. И это
не случайно. Развитие России по направлению к демократическому правовому
государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без
утверждения этики
Современная дискуссия об этике государственного служащего обязана своим
возникновением антагонизму – мнимому или действительному – морали и хозяйства,
этики и этикета /27/. Во взаимозависимых, фундаментально определяющих
сосуществование людей сферах вступают в конфликт, согласно этому
распространенному взгляду, два самостоятельных требования по отношению к
действию, а именно мораль и рентабельность./27/
Таким образом, основой этики являются моральные нормы. Эти нормы
основываются на языке, культуре и традиции страны и народа. Этика имеет также
социальную основу, т.е. она является сводом лучше воспринимаемых этических норм
и понятий. Понятие ценностей подразумевает те из них, которым общество или
каждый индивид оказывает свое предпочтение. В полном смысле слова, этика
является сводом правил которые основываются на общепринятых ценностях.
Общественные ценности включают в себя такие качества, как совесть,
правильность, уважение, справедливость и др.
1.2 Понятие этика и этикет, категории и специфика
этики
Под этикой понимается совокупность норм, принципов, идеалов, а также форм
практического поведения. Термин этика отсылает нас к системе ценностей,
посредством которой человек определяет для себя, что хорошо и что плохо, честно
или нечестно, справедливо или несправедливо./8/ Выражается это через поведение
в специфических ситуациях. Оценка поведения отдельного человека осуществляется
не только посредством соотнесения с его сознанием, но и сравнения с некоторыми
нормами (имеющими социальную, профессиональную и организационную
обусловленность). Слово «этикет» означает установленный порядок поведения в
определённой социальной сфере. Этикет представляет собой систему детально
разработанных правил учтивости.
Этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в поведении. Явление,
которое изучает этика (нравы, обычаи и т.д.), позднее – с 1 в. до н.э. –
получило название Мораль /8/
Сложность определения этичности некоторого действия заключается в том,
что разные индивидуумы придерживаются разных стандартов и обладают своим
собственным восприятием того, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Очень
часто ситуацию нельзя описать в черно-белых красках, она попадает в некоторую
среднюю, «серую» зону. Философская ориентация человека также может определять
то, как он будет действовать в специфической ситуации (Рисунок 2).
Абсолютист верит в то, что каждое решение является либо «правильным»,
либо «неправильным» – независимо от последствий, к которым оно приводит./8/
Экзистенциалист (чьи решения не опираются на заранее предписанную систему
ценностей) принимает решения на основании рационального выбора
Рисунок 2 – Философская ориентация человека
Принятие решений ситуациониста основывается на представлении о том, какое
из них может повлечь за собой наименьший ущерб или же, напротив, привести к
наибольшей пользе.
Большинство людей, попадая в реальную ситуацию, выбирают, как правило,
тот способ поведения, который находится где-то между этими тремя типами. Они
принимают решения исходя из сложного комплекса установок, в число которых
входят установки на искренность, верность обещаниям, преданность и чувство
долга. Специалисты по РR сталкиваются еще с одной проблемой принятия решений, а
именно принимаемые решения должны удовлетворять одновременно:
1)
общественным интересам;
1)
интересам клиента;
2)
должны соответствовать личным ценностям /8/.
В идеальном мире все эти установки не должны конфликтовать друг с другом.
Однако в реальности очень часто их конфликт неизбежен. Большинство
профессиональных организаций, так же как и многие фирмы, имеет свои собственные
кодексы этики. Принято считать, что документы, которые называют также кодексами
профессионального поведения, устанавливают приемлемые норы поведения для
профессионалов и сотрудников организации. Кодексы имеют и такие организации,
как Общество связей с общественностью Америки и Международная ассоциация
специалистов, занятых в сфере деловой коммуникации./39/
Этика стала накапливать практический материал и осмысливать возникновение,
развитие, основные механизмы частных, специфических, особенных этических систем
(Рисунок 3).
Основные категории этики:
добро; зло; долг; ответственность; честь; совесть; достоинство;
равенство; справедливость; и т.д.
Категориями называются понятия, в которых наука этика раскрывает сущность
морали и моральной деятельности человека. Нормы формируются на уровне
общественного сознания, и это отражается категориями «добро и зло». Но в
практику эти нормы воплощаются только через поведение конкретного человека,
после того как информация о норме пропущена через индивидуальное сознание, – это
отражается категориями честь, достоинство и совесть. Но что бы мы ни делали, мы
всегда действуем среди людей и по отношению к людям. Личные поступки
описываются категориями долг и ответственность./9/
Рисунок 3 – Особенные этические системы
Добро и зло – предельно общие категории, дающие оценку с позиции интереса
всего общества, они не могут существовать друг без друга. Добро может
фигурировать как благо, как польза, зло – это вред.
Совесть, честь, достоинство – категории, характеризующие уровень индивидуального
морального сознания. Совесть в индивидуальном сознании выполняет репрессивную
функцию, она сравнивает общественно признанное понимание добра с конкретным поступком
человека. Эта функция совести людьми давно понята, и в индивидуальном сознании выработались
механизмы нейтрализации совести
Честь – это те границы, которые устанавливает себе сам человек, в рамках которых
он считает, что не теряет своего достоинства. Честь устанавливает даже более
узкие границы, чем право.
Долг – социальный заказ от общества к человеку, социальные ожидания,
оформленные в представлениях о добре и зле соответственного исторического
периода (покорность жены мужу в древности). С этими ожиданиями человек
знакомится всю свою жизнь, но пока человек не выполняет свой долг – его
представления иллюзорны. Полностью мы осознаём свой долг во время прямого
столкновения с конкретной ситуацией.
Ответственность, – усваивая представления о долге, мы проводим селекцию
требований, признаём какие-то ожидания верными, а какие то отвергаем. /30/
Познание нравственной необходимости – это не призыв следовать сложившимся
обстоятельствам. Наличие объективной возможности выбора, поступить так или иначе
(возможность выбирать), субъективное знание альтернатив поступка и возможность следовать
нравственному идеалу – это способность выбирать.
Этика имеет в себе подсистемы моральных требований, соответствующих специфическим
обязанностям муниципальных служащих, уровням управления или формам организации
труда. Например, можно говорить о формировании специальных нравственных требований
для сотрудников вертикали социального обеспечения, или служб налоговых инспекций,
а также для тех подразделений государственных органов, которые используют в своей
деятельности элементы бизнес – деятельности, работу на конечный результат и
т.п./38/
Специфика ответственности на современном уровне развития кооперации труда
заключается также в том, что достижение конечного результата немыслимо, если где-то
на промежуточных этапах допускается сбой и некачественный труд. При этом может оказаться
совершенно неважным как уровень квалификации, так и должностные функции. Достаточно
сложной проблемой является формирование в профессиональной морали требуемого уровня
ответственности за результат своего труда, особенно у рядовых сотрудников разных
сфер деятельности /30/. Это является следствием того, что конечный результат
труда, в который войдёт их личный труд (возможно, в микроскопических долях),
отдалён от них как во времени, так и в пространстве. В результате личная
причастность к такому результату осознаётся с большим трудом.
Кроме того, весь предшествующий опыт был связан, прежде всего, со зримым,
осознаваемым результатом. Все механизмы формирования ответственности учитывали
этот факт и лишь может быть немногим более столетия назад ситуация стала
меняться, достигнув нового качества в развитом индустриальном обществе. Человеческое
сознание, как индивидуальное, так и коллективное, не успевает адаптироваться к столь
быстро меняющейся реальности./6/
Требования этики государственного служащего становятся всё более сложными.
Общество не может полагаться только на традиционные механизмы их усвоения.
Поэтому в практику этического воспитания входит /11/:
1)
Создание этических ассоциаций;
2)
Широко распространяется практика разнообразных инструкций, памяток, в
которых обращается внимание на возможные отступления от этических стандартов,
которые могут быть совершены случайно, по недооценке психологии работающих, по
невозможности отслеживать новейшие данные гуманитарных и обществоведческих
дисциплин
Таким образом, этика – это наука о поведении людей, нравах и обычаях в
поведении. Этика государственного служащего – это добросовестное отношение к
своим профессиональным обязанностям, включающее такие понятия как долг, честь,
совесть, достоинство, ответственность, обязанность. В
широком смысле этика – это кодекс, свод правил общения людей, выработанный
многими поколениями. Основные требования этики государственного
служащего представлены в Таблице 1.
Под этикой государственного служащего (управленца) /38/ всё чаще
понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с представителями
различных групп интересов, и в процессе этого общения стремиться осознать
природу интересов, специфику их возможного учёта в управленческих решениях, возможность
достижения согласия интересов в различных вариантах решения. Чем больше
разрастается общество, тем сложнее становится процесс принятия решения (нужно стремиться
удовлетворить как можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество
вариантов в принятии решения) /22/
Таблица 1. Основные требования этики государственного служащего
1
|
Дисциплинированность.
Конкретизация этого понятия происходит
в зависимости от специфики и содержания труда.
|
2
|
Корректность межличностных отношений.
Человек в сфере своей трудовой
деятельности должен вести себя таким образом, чтобы как можно меньше
возникало межличностных конфликтов, и чтобы другим людям было комфортно
работать рядом с ним при прямом и косвенном межличностном контакте.
|
3
|
Ответственность.
Это та часть требований долга,
которую человек принимает на себя, и за отступление от которых готов нести ответственность.
|
Этика делового общения – это принципы, отделяющие правильное поведение от
неправильного. Правила и нормы, а иногда традиции, которых следует
придерживаться, встречаясь ежедневно с коллегами на работе и проводя вместе
немало времени. Облик, манера разговаривать, правильность вручения подарков и
поведение говорят людям о том, кто вы, еще до того, как они вступят с вами в
личный контакт./22/
Этические нормы – система общих ценностей и правил этики, соблюдение
которых требуется от государственного служащего.
Таким образом, в основе этики государственного служащего должна быть
координация, а по возможности и гармонизация интересов. Размышляя об этических
аспектах, зачастую используется категория ценности. Но очень часто между конкурирующими
ценностями возникает конфликт. Уровень морального развития как отдельно взятой
личности, так и службы в целом определяется ориентацией на гуманистические
универсальные принципы справедливости: равенство человеческих прав и уважение
человеческого достоинства /25/.
Основные принципы и правила поведения формируются сегодня в этических
кодексах. Это могут быть стандарты, по которым живут отдельные фирмы
(корпоративные кодексы), или правила, регулирующие отношения внутри целой
отрасли (профессиональные кодексы)
1.3 Профессиональные этические кодексы
Профессиональные этические кодексы – утверждения о системе ценностей и
нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии,
разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования
общественности о нормах поведения для людей данной профессии./40/
Кодексы этики могут отражать как «дух демократии», так и «дух бюрократии»,
хотя чаще всего кажется, что они отражают именно бюрократический дух. Дух
демократии предполагает ряд убеждений, согласно которым администратора,
соблюдающего нормы этики, следует оценивать с помощью таких критериев, как
поддержка существующего строя и его ценностей, проявление гражданственности,
служение общественным интересам и содействие социальной справедливости.
Кодексы, основанные на этом принципе, призывают его сторонников ценить и
осуществлять на деле служение обществу. Ценностные установки бюрократической
этики предполагают, что государственные чиновники – лишь исполнители,
обладающие правовыми полномочиями, основанными на идее рациональности. Их
основная нравственная дилемма заключается в том, как лучше следовать правилам и
нормам и обеспечивать их соблюдение. Этические кодексы основываются на
этических принципах, которые в какой-то степени ограничивают максимальные
этические принципы (Рисунок 4).
Введение абстрактных положений о ценностях, миссии, целях и философии
организации в корпоративные этические кодексы не исключают отношения к ним со
стороны руководства компаний просто как к красивым словам, в то время как
этические стандарты требований, предъявляемых обществом к организациям, как
правило, очень высоки /45/.
От государственной службы требуется решение различных социальных проблем:
повышение качества жизни работников, защита окружающей среды, благотворительная
деятельность, повышение качества жизни всех граждан общества. Специфическое для
морального сознания противоречие должного и сущего в этике государственного
служащего вытекает из объективного противоречия между морально-этическими
целями и её основными целями – достижением успеха.
Рисунок 4 – Максимальные этические принципы
1)
Утилитаристский принцип – предоставляет наибольшее благо наибольшему
числу людей;
2)
Индивидуалистический принцип – направлен на достижение чьих-либо
долгосрочных интересов.
Этические принципы не выдерживают столкновения с реальной
действительностью. Иногда от всей административной деловой этики остаётся
только этикет. Кодексы должны как можно полнее отражать реальную ситуацию и
специфику организации, в которую они принимаются. Кодексы существенно
различаются как по содержанию, так и по объему. Так, например, американский Марктвенский
банк разработал документ, называющийся «Политика в области этических норм и
конфликтов». На 19 страницах служащим объясняется, что такое хорошо и, что
такое плохо. А крупная компьютерная компания «Крей Рисерч Инкорпорейтед»,
напротив, ограничилась 120 словами. Её кодекс гласит: «Сотрудники Крей доверяют
друг другу и уверены, что каждый выполняет своё дело по высшим этическим
стандартам» – таков стиль компании /45/.
Применительно к общению основной этический принцип можно сформулировать
таким образом: в общении при принятии решения о том, какие ценности следует
предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максимум твоей воли была
совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и
допускала координацию всех сторон.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|