На
самом деле само существование человечества доказывает, что ненасилие
превалирует над насилием. Преобладание ненасилия над насилием — существенная
основа жизни вообще. Жизнь сама по себе, во всех ее формах есть асимметрия в
сторону ненасилия, созидания. Рассматривая историю человечества, в ней, помимо
самого возникновения человека, можно выделить два переломных этапа. Первый
связан с ограничением вражды между человеческими стадами (ордами) на основе закона
равного возмездия (талиона). Второй — с возникновением государства. Талион,
обязывавший руководствоваться в насильственных акциях за пределами
кровнородственного объединения правилом равного возмездия, положил конец
неограниченной, уводящей в регресс враждебности между своими и чужими. Вторым
качественным скачком в ограничении насилия явилось возникновение государства.
Отношение государства к насилию, в отличие от первобытной практики талиона,
характеризуется тремя основными признаками. Государство монополизирует насилие,
институционализирует его и заменяет косвенными формами. Каким бы легитимным,
институционально оформленным и предосторожным государственное насилие ни было,
оно остается насилием — и в этом смысле прямо противоположно морали.
Государственное насилие, как и предшествовавший ему талион, — не форма насилия,
а форма ограничения насилия, этап на пути его преодоления.
Основной
аргумент в пользу насилия состоит в том, что без него нельзя противостоять
агрессивным формам зла. Насилие считается оправданным как противонасилие.
Насильственный ответ на насилие в сопоставлении с покорностью ему имеет
огромные преимущества. В практическом плане оно более эффективно и в
нравственном плане более достойно. Оно является вызовом насилию, формой борьбы
с ним.
Ненасилие
как активное ненасильственное сопротивление, преодоление ситуации несправедливости
перед лицом агрессивной несправедливости отличается от насилия, прежде всего
пониманием того, как распределены добро и зло среди людей. В основе современных
концепций ненасилия лежит убеждение, согласно которому человеческая душа
является ареной борьбы добра и зла. Поэтому в отношениях между людьми всегда
остается возможность сотрудничества. Сознательно ориентируясь на доброе начало
в человеке, сторонник ненасилия, тем не менее, исходит из убеждения, что
моральная амбивалентность является принципиально неустранимой основой
человеческого бытия.
Перед
лицом агрессивного зла, воинствующей несправедливости возможны три линии
поведения: пассивная покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное
сопротивление. Они образуют восходящий ряд и с прагматической, и с
аксиологической точек зрения. И по критерию эффективности, и по критерию
ценности насильственное сопротивление выше пассивной покорности, и
ненасильственное сопротивление выше насильственного сопротивления. Ненасилие
существует не рядом с насилием, оно следует за ним.
Одна
из новых этических ориентаций связана с биоэтикой, центральным вопросом которой
является отношение человека к жизни и смерти. Жизнь, особенно человеческая,
понимается как высшая ценность. С одной стороны, биоэтика есть продолжение медицинской
этики. С другой же стороны, биоэтика есть нечто большее, чем просто
профессиональная медицинская этика, поскольку исследует гражданские права
личности. Область медицины и здравоохранения — это область, в которой
реализуются (или не реализуются) фундаментальнейшие права человека, это
область, требующая и юридически-правового, и морально-этического регулирования.
Биоэтика
возникла и стала интенсивно развиваться в начале 70-х годов XX в. в США и странах Западной Европы.
Это объясняется рядом причин — прежде всего новыми технологиями, которые нашли
свое широкое применение в медицине. Большую роль в становлении биоэтики сыграло
и развитие генетики, осознание не только биологами, но и обществом возможных
негативных последствий генной инженерии. Новый уровень технико-практических
возможностей медицины и экспериментальной науки поставил перед учеными новые
этические проблемы, а перед специалистами по этике открыл новые области
приложения философско-этических размышлений.
Наука
и ценности неразрывны, и нельзя отрывать исследовательский подход от
ценностного. В концепциях и нормах законов, относящихся к медицинской практике,
должны интегрироваться правовые, этические и собственно медицинские аспекты.
Закон прогрессивен настолько, насколько он нравственен. Как говорили древние,
право есть искусство добра и
справедливости. Следовательно, формулировать правовые нормы в области медицины
можно только после глубокого этического анализа соответствующих медицинских
ситуаций. В этом смысле, по своим исходным предпосылкам и конечной цели,
уровень этического регулирования выше правового.
Проблемы,
изучаемые биоэтикой, многогранны и обширны. Внимание к проблемам биоэтики
показывает тог факт, что в США издана пятитомная энциклопедия по биоэтике.
Особое внимание уделено вопросам эвтаназии («убийство из милосердия»),
критериям смерти, отношениям врача и пациента, отношению к умирающим, к
неполноценным новорожденным. Многочисленные дилеммы биомедицинской этики
невозможно разрешить без тщательного философского и научного анализа,
углубленного понимания содержания гуманизма.
Биоэтика
в различных социокультурных контекстах и системах здравоохранения, биоэтика и
традиции отечественной этики жизни в наши дни приобрели особую актуальность.
Это объясняется не только их теоретическим значением, но и сугубо практическими
обстоятельствами, в частности кризисом системы здравоохранения. Обсуждается
статус биоэтики, отношения между врачом и пациентом и различные модели таких
отношений, проблемы эвтаназии, право на смерть, биомедицинский эксперимент и
пределы его допустимости, принципы биоэтики — автономия пациента,
информированное согласие, этические проблемы генной инженерии и
трансплантологии.
Необходимо
учитывать современное состояние психологии народов и то, что сейчас религиозные
мотивы чрезвычайно обострились. Принципы религии могут приходить в противоречие
с возможностями, которые дает современное развитие медицины. Представления,
рекомендованные ВОЗ и принятые в США и Западной Европе, признаны отнюдь во всем
мире. Возможности оживления умершего человека привели к тому, что остановка
сердца перестала быть признаком смерти, каковым являются необратимые изменения
в центральной нервной системе. Для восточных народов новая концепция смерти
неприемлема, так как для буддизма, конфуцианства и ислама признаком смерти
остается остановка сердца и дыхания, а, следовательно, никаких изъятий органов
для трансплантации в связи со смертью мозга при бьющемся сердце там быть не
может, трансплантация сердца вообще исключается. Разумеется, это относится лишь
к тем народам, которые соблюдают установленные догматы. Вместе с тем в странах,
где трансплантация сердца стала нормой, замечены случаи, когда диагноз смерти
порой ставится некорректно.
Сегодня
отношение к смерти отражается в литературе в трех вариантах: биологическом,
религиозном и мистическом. Восточное отношение к смерти состоит в том, что
человек обязан отчетливо представлять себе жизнь как отрезок пути, имеющий начало и конец. Тогда его
размышления будут направлены на то, каким образом он должен пройти отрезок
между рождением и смертью. Мораль и нравственность предполагают достойное
прохождение жизненного пути, вне зависимости от того, сколько времени он будет
длиться.
Быстрый
прогресс медицинской науки и использование научных достижений в лечебной
практике (трансплантация органов и тканей, генная инженерия и т. д.)
значительно расширяют возможности защиты и реального обеспечения права
человека на здоровую и благополучную жизнь. Жизнь понимается как самоценность,
как высшая ценность. Поэтому и возникают проблемы, выходящие за рамки отношений
врача и пациента, а именно: отношение к жизни, животным, биогеоценозам, к
биосфере и т. д.
В
биоэтику включается историко-философский анализ принципов античной,
древнекитайской и древнеиндийской медицины; христианское учение о душе и теле;
натуралистические концепции в медицине нового времени; русская философия XIX — XX вв.; изложение основных принципов биоэтики (автономность и
благо пациента, врачебная тайна, информированное согласие); определение смерти,
отношение к смерти и его культурные и религиозные основания; проблемы
эвтаназии; этические проблемы трансплантации органов; проблема личности в
биоэтике; различные системы здравоохранения и их социокультурные основания;
биоэтика и право.
В
России существовала духовно богатая традиция этики жизни. Она связана с такими
именами, как Н.И. Пирогов, Н.Ф. Федоров, П.А. Кропоткин, Н.К. Рерих, К.Э.
Циолковский, Д.П. Филатов, А.А. Любищев, А. Платонов. В этой традиции жизнь
рассматривается как самоценность, как самодостаточная ценность. Этика жизни
бросала вызов смерти как впадению в хаос. Борьба со смертью за жизнь — таков
один из аксиологических постулатов этики жизни, с которым связано и ценностное
отношение к жизни, выраженное в любви к жизни, в том числе и в религиозном
принятии жизни как благодати. Эта традиция философской мысли была связана и с
традициями этики ненасилия. Она задает фундаментальную систему представлений
для обсуждения и решения проблем биоэтики.
Каждая
культура характеризуется специфическим отношением к жизни и смерти. Биоэтика
должна учитывать своеобразие ментальности личности, многообразие форм отношения
к жизни и смерти, представленное различными народами и культурами. Все это
способствует рассмотрению философско-культурного контекста и аксиологического
смысла биомедицинской этики.
ТЕМА 6. ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭСТЕТИКА». ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
1. Предмет и структура эстетики.
2. Функции эстетики.
3. Эстетическое как основная
категория эстетики.
4. Система категорий и понятий
эстетики.
Эстетика
— слово греческого происхождения, означающее «имеющий отношение к чувственному
восприятию». Эстетика прошла длительный путь развития. Первые попытки творчески
осмыслить природу эстетического отношения человека к действительности и выявить
закономерности художественного творчества относятся еще ко временам
возникновения рабовладельческого общества. Эстетические суждения уже
содержались в древних литературных памятниках Индии, Китая, Вавилона. Но
наиболее развитой эстетическая мысль считается в античной Греции, где подобного
рода знания являлись неотъемлемой частью различных философских систем. В
средневековье эстетическая мысль развивалась в контексте теологии, в эпоху
Возрождения эстетические взгляды разрабатывались в сфере художественной
практики, в XVII и XVII веках — на основе художественной
критики и публицистики. Этап немецкой классической эстетики ознаменовался
потребностью в выделении и систематизации представлений, идей, связанных с
эмоционально-чувственным, ценностным отношением человека к действительности,
природе, обществу, искусству. Это привело к становлению самостоятельной науки
эстетики, родоначальником которой считается Л. Баумгартен. Он не только ввел в
научный обиход термин «эстетика», но и сделал первую попытку определить место
эстетики в системе философского знания.
Далее
формирование предмета эстетики, ее основных категорий и понятий проходило под
влиянием различных философских течений, направлений, школ. Оставаясь
неотъемлемой частью структуры философского знания, эстетика активно
взаимодействовала с этикой. Такое взаимовлияние обусловлено тем, что у этих
наук общая направленность на человека как на объект морально-эстетического
анализа и носителя творческого потенциала.
Своеобразным
аспектом взаимодействия эстетики и этики является анализ структуры
эстетического чувства, которое формируется на органичном единстве внешних и
внутренних чувств человека. Особою роль этика играет при анализе художественной
роли искусства как составной части предмета эстетики.
При
изучении специфики восприятия художественного произведения эстетика
пересекается с психологией. Теоретический интерес этих наук является общим в
этом круге вопросов, связанных с выяснением специфики эстетического чувства, процесса творчества,
становления художественной одаренности, таланта, гениальности.
Для
искусствоведческих наук эстетика выступает методологией законов искусства,
которые объединяют все направления художественного творчества.
Следует
отметить и тесную связь эстетики с естественными, техническими и экономическими
науками, что подтверждает присутствие эстетического начала в различных формах
познания.
|