В
ходе развития искусства в тесной связи с прогрессом философской мысли шло
теоретическое осмысление его сущности. Уже в античном обществе была осознана
способность искусства объективно отражать действительность. Античная эстетика
указала на характерные черты искусства: воспроизведение им реального мира, с
помощью которого осознается сущность вещей и явлений. Аристотелевская теория
мимезиса (подражания) уже вплотную подошла к пониманию искусства как познания
жизни в образах. Иной подход к пониманию искусства формировался в эстетике
средневековья. Средневековая теология рассматривала художественную деятельность
как способ приобщения человека к «бесконечному», «божественному», которая
подражает не действительности, а божественному архетипу. Однако и для
средневековых эстетиков было очевидно, что любая общая идея в искусстве может
воплотиться лишь через посредство потусторонних, реальных, земных форм.
Эстетическая мысль Возрождения решительно выдвинула объективно-познавательную
сущность искусства. Леонардо да Винчи рассматривал искусство как «зеркало»,
порой сближал науку и художественное творчество. Тезис об искусстве как
отражении действительности различным образом варьируется в классицистической
эстетике. Материалисты XVIII в. рассматривали искусство
как форму познания истины в живых картинах реальной действительности. Немецкая
классическая эстетика, опираясь на идеалистические предпосылки, искала источники
художеств, творчества в «царстве духа», как, например, «целесообразная
деятельность без цели» у Канта; «игра» у Шиллера; проявление абсолютного духа у
Гегеля. Вместе с тем она с большой глубиной раскрыла сущность искусства как
свободной человеческой деятельности, воплощающей всестороннее богатство отношения
личности к действительности. Гегель с особой глубиной и последовательностью
раскрыл познавательную сущность искусства, определив его как непосредственное
созерцание истины.
Марксистский
подход в эстетике рассматривает искусство как одну из основных форм духовного
освоения действительности. Опираясь на познавательные способности общественного
человека, искусство стоит в ряду с такой формой общественного сознания, как
наука, хотя оно и различается с ней по своему предмету, по форме отражения и
духовному освоению действительности, по своей социальной функции. Общее и в
научном, и в художественном сознании — это способность объективно отражать мир,
познавать действительность в ее сущности. В этом искусство противоположно
религии, хотя они на определенных стадиях исторического развития были тесно
связаны, поскольку религиозное сознание отражает реальность превратно и
неспособно проникнуть в объективную сущность вещей.
В
отличие от науки, теоретически осваивающей мир, искусство осваивает
действительность эстетически, охватывая мир целостно, во всем богатстве живых
проявлений сущности, во всей чувственности, яркости единичного, неповторимого.
Но вместе с тем оно в лучших своих произведениях есть познание, раскрытие
истины, глубокое проникновение в сущность общественной жизни. Эстетическое
отношение человека к миру проявляется в обществе в самых разных формах и, в
частности, во всякой предметной деятельности, в которой более или менее
свободно выявляется творческий характер труда. Этим, в частности, объясняется
наличие художественного элемента в тех или иных продуктах материального
производства. Однако искусство исторически формируется как особая,
специфическая область духовного производства, призванная осваивать
действительность эстетически: в нем обобщаются, выявляются и развиваются
эстетические отношения общества к реальному миру.
Художественное
сознание не имеет целью давать какие бы то ни было специальные знания, его
познавательная функция не связана с какими-либо частными отраслями
материально-производственной или общественной практики и не имеет целью
выделять в явлениях какую-то особую цепь закономерностей, (например, физическая
технология, или, с другой стороны, специально-экономическая, психологическая).
Искусство осваивает мир во всем богатстве его проявлений, поскольку он
оказывается объектом практически-конкретного интереса людей. Отсюда — целостный
и всесторонний характер художеств, сознания, способствующий индивиду в
осознании своей родовой сущности. В развитии его социального самосознания как
члена общества искусство призвано расширять и обогащать духовный опыт человека,
оно раздвигает границы непосредственного опыта индивидов, являясь мощным орудием формирования
человеческой личности. Специфическая социальная функция искусства состоите том,
что оно, являясь формой осознания действительности, конденсирует в себе
бесконечное многообразие накопленного человечеством духовного опыта, взятого не
в его всеобщих и конечных результатах, но в самом процессе живых
взаимоотношений общества, человека с миром. В произведении искусства
осуществлен не только итог познания, но и его путь, сложный и гибкий процесс
осмысления и эстетической обработки предметного мира.
Поскольку
в искусстве мир предстает освоенным, осмысленным, эстетически обработанным,
картина действительности в большом, подлинно классическом произведении
искусства обладает упорядоченностью, стройной логикой, красотой, даже если речь
идет о воспроизведении низменных или уродливых явлений жизни. Эта красота не
вносится в предметный мир произволом субъекта, но раскрывается художником в
процессе духовного освоения действительности. Воспринимая произведение
искусства, человек как бы заново совершает творческий акт освоения предмета,
делается сопричастным закрепленному в искусстве практически-духовному опыту.
Это вызывает особое чувство радости духовного обладания миром, эстетическое
наслаждение, без которого немыслимо ни создание, ни восприятие художественного
произведения.
Длительную
историю имеет и осознание общественной роли искусства. Понимание искусства как
средства социального воспитания намечается уже в античности и в конфуцианской
эстетике Древнего Китая. Согласно мыслителям древности искусство обладает
способностью определенным образом настраивать психику человека, делать его
полноценным членом общества, полезным государству. Средневековая философия
толковала эту роль с теологических позиций. Ренессанс противопоставил ей идею о
значении искусства в свободном и всестороннем развитии личности. Просветительская
эстетика отчетливо вскрыла значение художественного сознания в практической
социальной борьбе, подчеркнув нравственно-воспитательную и
общественно-мобилизующую функцию искусства. Важнейшую роль для понимания
искусства как активной общественной силы в борьбе за освобождение человека
сыграли представители немецкой классической эстетики — Гете, Шиллер, Гегель,
которые понимали искусство как «образ свободы». Кант противопоставил «скованную
жизнь» свободному искусству. Эстетика XIX в. преподносила искусство как «учебник жизни». Современные эстетические
подходы могут характеризоваться плюрализмом и синкретизмом, что находит
проявление в ситуации постмодерна в современной культуре.
Эстетическая
оценка действительности в искусстве осуществляется с позиций определенного
эстетического идеала, вне зависимости от того, осознан ли этот идеал или не осознан. В основе всякого
идеала лежит определенное понимание прекрасного. Поэтому, хотя прекрасное и не
является необходимым и тем более единственным объектом искусства,
художественное сознание всегда имеет дело с прекрасным как исходным критерием в
эстетической оценке предмета. Теория эстетического идеала в прошлом развивалась
главным образом на идеалистической основе и потому односторонне и зачастую
превратно. Марксистская традиция в эстетике усматривала в искусстве единство
идеального и реального, субъективного и объективного, должного и сущего на базе
практической, преобразующей деятельности людей.
Предмет
искусства и его функция определяют и форму проявления художественного сознания.
Наиболее общей его характеристикой является художественный образ, который
представляет собой не просто фиксацию непосредственно чувственно-данного, а
является результатом обобщения, итогом познания. Действительность выступает в
нем уже духовно освоенной, осознанной, но так, что сущность раскрывается,
«просвечивает» в индивидуальном, единичном, чувственно воспринимаемом явлении.
Способ обобщения действительности в искусстве обычно называют типизацией, а
результат этого обобщения — типическим. Раскрытие сущности действительности в
конкретном, чувственно-единичном обусловливает особое значение, какое в
искусстве приобретает диалектика формы и содержания.
При
ведущей роли содержания форма в искусстве играет огромную роль, поскольку
художественный образ всегда неповторимо своеобразен и существует реально лишь в
вещественном материале, свойственном данному виду искусства. Отсюда особая
активность художественной формы, особая роль личности художника, выявляющая
себя не только в том, что она делает, но и в том, как она это делает. С
конкретно-чувственной формой искусства связано и своеобразие творческого
характера художественного труда. Художник, создавая произведение искусства, не
просто облекает готовую мысль в живые, индивидуальные образы, но творит
конкретный образ, осознавая действительность по законам самой этой
действительности, им открытым. Художественный образ предстает как результат
творческого воссоздания жизни или преобразования предметного мира в
соответствии с познанной художником сущностью вещей. Отсюда столь важна в
искусстве роль воображения, фантазии, интуиции, которые в единстве с логикой,
рациональным познанием, порой даже математическим или техническим расчетом,
участвуют в процессе художественного творчества. Художник как бы заново творит
мир, но творит на основе познания его объективных законов.
Таким
образом, в искусстве важна роль эмоциональности в процессе творчества, а также
восприятия. Искусство не означает, однако, преобладание в художественной
деятельности чувства в ущерб разуму. Рассудок, воля, чувства находятся в
искусстве в органичном единстве. Но произведение искусства и в своем идейном
содержании всегда раскрывается через эмоции. Согласно Гегелю, идея в искусстве
не существует в форме логической абстракции, она заключена в самой ткани
художественного образа, превращается в «пафос».
В
любом из видов искусства большую роль играет материализм, в котором воплощается
художественный образ и в котором последний впервые приобретает реальное
существование. Вещественная сторона искусства, техника обработки материала
существенным образом влияют на характер произведения; творческий процесс
художника включает в себя, помимо изучения и обобщения действительности, помимо
создания в воображении замысла произведения, его практическую реализацию в
соответствующем материале данного искусства — слове, звуке, камне.
Искусство
существует в системе отдельных видов и жанров. В настоящее время область
искусства отчетливо расчленяется на ряд отдельных видов художественного
творчества: литературу, кино, театр, танец (хореографию), цирковое искусство,
музыку, живопись, графику, скульптуру, архитектуру, декоративно-прикладное
искусство. Границы между отдельными видами искусства не абсолютны, нередко они
различным образом переплетены или сочетаются между собой (драматургия как
основа кинофильма и театрального спектакля; музыкальный театр — опера, балет,
театральная живопись; синтез пространственных искусств в архитектуре). В основе
классификации искусства, как правило, лежат три основных критерия, характеризующие
особенности художеств, образа в каждом из них. Согласно первому из этих критериев, основанному на
объективных особенностях образа, виды искусства делятся на «пространственные» и
«временные». К «пространственным» искусствам относятся те искусства, в которых
образ существует в пространстве и не изменяется во времени (живопись,
скульптура, графика, вместе именуемые также изобразительным искусством,
архитектура, декоративно-прикладное искусство). Во «временных» искусствах
(литература, музыка), напротив, образ развивается во времени, не имея бытия в
пространстве. Наконец, есть «пространственно-временные» искусства, в которых
образ существует и в пространстве, и во времени (кино, театр, танец).
Другой
критерий классификации основывается на механизме восприятия. С этой точки
зрения виды искусства делятся на зрительные (изобразительные искусства,
архитектура и декоративно-прикладное искусство), зрительно-слуховые (кино,
театр, танец) и слуховые (музыка). Особое место занимает литература, строго
говоря, безразличная к слуховой или зрительной форме восприятия. В некоторых
случаях подчиненно-вспомогательную роль в восприятии искусства играют и другие
чувства — моторное (в архитектуре, танце) и моторно-осязательное (скульптура,
декоративно-прикладное искусство).
Третий
критерий классификации искусства исходит из характеристики роли языка как основного средства
общения, как непосредственном существовании мысли в образной структуре
различных видов искусства.
Литература,
материалом которой является только язык, не имеет чувственно воспринимаемой
системы образов; образ в литературе возникает в представлении. Ряд искусств
широко пользуется языковыми средствами (кино, театр, вокальная музыка), другие
— не пользуются (изобразительное искусство, инструментальная музыка, танец,
архитектура, декоративно-прикладное искусство). Однако речевые элементы иногда
проникают и в них (например, плакат, графика). Существующая система искусства
не извечна и исторически меняется, как и общие границы художественного
творчества. В XX в. возникло такое
мощное искусство, как кино. В настоящее время формируются в самостоятельные
области искусства фотография, телевидение, радио, художественный дизайн.
Границы
искусства и специфика отдельных его видов не являются формальными. Каждое
искусство обладает своими особыми возможностями в познании действительности,
его предмет своеобразен и не совпадает механически с предметами другого
искусства. Этим в большой мере объясняется неравномерность в развитии отдельных
видов и жанров художественного творчества.
Границы
искусства в целом широки и не всегда могут быть четко обозначены. С одной
стороны, оно соприкасается с обширной сферой общественного сознания:
публицистикой, философией и наукой, на ранних стадиях также мифологией и
религией. С другой — оно уходит в область материального производства. Отсюда
происходит существование ряда промежуточных форм, несущих на себе печать
художественности. Таким образом, роль и место искусства как формы общественного
сознания изменяется в ходе истории. На ранних стадиях исторического развития
искусство, обладая уже присущими ему особенностями, не сложилось еще в
законченную обособленную систему. Связи отдельных его видов и жанров с
различными областями общественного сознания и ремесленного производства
многообразны и тесны; переходы от искусства к нехудожественным формам духовной
и практической деятельности гибки и временами неотчетливы. В теории это
отражается в отсутствии целостных классификаций системы искусства. Так,
античный мир не знал единого понятия искусства в нашем смысле слова и не
разрабатывал стройной теории видов художеств, творчества. В средние века в
состав «свободных искусств» помимо поэзии и музыки входили астрономия,
риторика, математика, философия. Такие искусства, как скульптура, живопись и
архитектура, включаются в состав ремесел. Лишь на заре развития буржуазного
общества окончательно формируется система искусства, границы художественной
деятельности очерчиваются все резче и определеннее. Соответственно и в эстетике
Возрождения складывается близкая к современному пониманию система искусства.
Последующие классификации отражают историческую неравномерность в развитии
отдельных видов художественной деятельности. Если Леонардо да Винчи среди всех
искусств отдает предпочтение живописи, то эстетика Просвещения выдвигает на
первый план литературу. Впервые
законченную систему классификации искусства, построенную по историческому
принципу, дал Гегель, который указавший на историческую неравномерность в
развитии отдельных искусств, хотя и не сумел дать реальное объяснение этой
закономерности. Марксизм обращал внимание на зависимость искусства от
общественных и экономических факторов.
Историческое
развитие искусства не представляет собой механическое и прямолинейно-выраженное
противоборство основных идейно-эстетических и социальных тенденций. Логика
истории прокладывает себе путь в эволюции художественного сознания каждый раз в
исторически неповторимых и своеобразных явлениях искусства, составляющих
богатое и многообразное содержание процесса развития эстетического сознания
общества. Оно проходит ряд стадий: искусство первобытного общества, искусство
Древнего Востока, античное искусство, искусство Средневековья (во многих резко
отличных друг от друга вариантах — европейском, азиатском), Возрождения,
искусство Нового времени, современное искусство. В пределах каждой эпохи
наблюдается, в соответствии с основными социальными особенностями и тенденциями
ее развития, формирование различных стилей художественных методов и отдельных
школ и направлений. Своеобразно развивается искусство у разных народов и в
условиях разных национальных культур. Все это конкретное многообразие форм
развития реальной истории искусства не должно быть сводимо к общим
социологическим схемам.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|