Опираясь
на философскую методологию, эстетика выработала свои методы, среди которых в
качестве основных следует выделить историзм и структуризм.
Первый
предполагает соблюдение трех важнейших условий:
—рассмотрение явлений в их развитии;
—рассмотрение связи данного явления с другими;
—изучение истории в свете опыта современности.
Второй
дает возможность рассмотреть художественное произведение как определенную
систему, состоящую из множества элементов и управляемую закономерной связью.
Структурный метод основан на собирании и анализе разнообразных фактов,
составлении их полного перечня, установлении взаимосвязи между ними, построении
системы и создании единого целостного объекта исследования. Этот метод является
дополнительным по отношению к исторической методологии.
Рассмотрение
предмета и структуры эстетики дает возможность раскрыть ее функции, важнейшими
из которых являются мировоззренческая, методологическая, гносеологическая,
познавательная, формирующая и др.
Мировоззренческая
функция эстетики
заключается в формировании целостной системы идейно-эстетических принципов,
которые художник воплощает в образ. Мировоззрение является направляющим
творчества, таланта; способствует осмыслению их законов; теоретически обобщает
художественную практику.
Методологическая
функция раскрывается
в основных принципах познания эстетических объектов, определяющих способы их
исследования.
Гносеологическая
(познавательная) функция позволяет овладеть основными свойствами и законами развития
эстетических явлений, познакомиться с эстетическими концепциями, а с помощью
художественного языка накапливать и передавать знания последующим поколениям,
благодаря чувственному восприятию расширять границы познания.
Формирующая,
или воспитательная, функция способствует формированию эстетических взглядов, идеалов,
представлений, помогает ориентироваться в мире эстетических ценностей,
вырабатывает ценностные представления, которыми люди руководствуются в своей
практической деятельности.
Эстетическое
является не только исходной категорией эстетики как науки, но и определяющей ее
предмет во всех проявлениях: эстетическое
чувство, эстетическое отношение, эстетический вкус, эстетический идеал,
эстетическое сознание, эстетическая деятельность.
Вопрос
о природе эстетического проходит через всю историю философии. Основные
направления в объяснении этого понятия начали складываться еще в античности.
Правда, тогда оно чаще выступало как синоним прекрасного. Так, например, для
Пифагора прообразом прекрасного являлся Космос как истинный источник
эстетического чувства. Для Сократа прекрасным выступало то, что было хорошо
приспособлено к определенной цели. У Платона это одно из проявлений абсолютной
идеи. Аристотель предпринял попытку выделить специфику эстетического, обнаружив
его в искусстве. Но лишь только в XVIII в. категориальный статус данному понятию придал А. Баумгартен, определив
его как способность чувственного познания, которое достигает совершенства в
искусстве. Существенный вклад в разработку эстетического внес И. Кант, осмыслив
его как субъективную деятельность, как способность собственного суждения, не
зависящего от созерцания предмета и понятий, свободного от всякого интереса.
Объективной точки зрения придерживался Г. Гегель. В соответствии с принципами
своей философии он выводил эстетическое из деятельности объективного духа, из
его способности созерцать абсолютную идею в ее чувственной форме.
В
современной эстетике в категорию «эстетическое» заложены следующие
фундаментальные идеи:
—о динамическом единстве универсального развития человеческой деятельности
и законов красоты;
—о взаимодействии развития производственных сил и богатства человеческой
природы как самоцели;
—о взаимозависимости развития индивида и его духовного мира и
практического отношения к действительности;
—об особенностях творческого труда в условиях необходимости и свободы.
Такое
понимание сущности эстетического дает возможность по-новому подойти к решению
множества теоретических вопросов, особенно таких, как природа творческих
способностей человека, сущность творчества, происхождение искусства и его связь
с продуктивным трудом, отношение искусства к действительности, его
эстетические функции.
Процесс
эстетического освоения мира, представляющий собой комплексное социальное
явлений, протекает в различных формах и в различных сферах жизнедеятельности
людей. А эстетика является той наукой, которая отражает этот процесс в системе
категорий, понятий, критериев, принципов.
Основными
среди них являются категории прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного,
трагического и комического. Каждой из них соответствуют определенные явления,
ситуации. Эти категории не являются «врожденными» формами восприятия человеком действительности, они сложились в
процессе социального развития общества. В каждой из них отражаются самые
существенные эстетические стороны и особенности окружающего нас мира.
Прекрасное
существует в
природе и общественный жизни, в материальной и духовной деятельности человека.
Это одна из наиболее общих и широких категорий эстетики. Прекрасным есть то, в
чем находятся в своем гармоничном единстве форма и содержание, то, что
целесообразно, совершенно. Вместе с тем при эстетической оценке предметов
действительности как прекрасных необходимо учитывать не только то,
соответствует ли их форма содержанию, но и каков характер содержания, так как
только при позитивном значении объективных свойств предметов и явлений
последние будут прекрасными.
Прекрасное
в природе связано с закономерностью природных явлений. Прекрасное в труде
выражается в его свободном характере, в постоянном совершенствовании. Прекрасное
в общественной жизни — это справедливые социальные отношения.
Прекрасное
в искусстве — это жизненная правда, идейность, гуманизм, выраженные в
высокохудожественном стиле.
С
прекрасным тесно связано возвышенное, которое характеризует эстетическую
ценность предметов и явлений, обладающих в высшей мере положительной
зачимостью.
Представления
о возвышенном в природе связывают с различными проявлениями великолепия ее
явлений, которые вызывают чувства восторга, восхищения (например, безбрежные
просторы неба и моря, громады гор, величественные реки и водопады, грандиозные
явления природы — буря, гроза, полярное сияние и др.).
В
общественной жизни возвышенное проявляется в выдающихся деяниях, служащих делу
общественного прогресса. Эти свершения и подвиги воспеваются в искусстве с
помощью таких жанров, как ода гимн, оратория, героическая трагедия и др.
К
возвышенному непосредственно примыкает героическое. Но при этом отождествление
этих двух категорий неправомерно, ибо если выдающиеся результаты достигаются
без преодоления сопротивления и величайших жертв, это — возвышенное, а не
героическое.
Антиподами
прекрасного и возвышенного являются безобразное и низменное.
Безобразное
выступает как
нарушение единства содержания и формы и отражает невозможность или отсутствие
совершенства. В отличии от уродливого или некрасивого, безобразное представляет
собой не простое отрицание красоты, а в негативной форме содержит представление
о положительном эстетическом идеале и выражает скрытое требование или желание
возрождения этого начала.
Безобразное
осуществляет свои эстетические функции только в связи с другими категориями.
Так, в форме уродливого оно содержится в комическом (карикатура), в форме ужасного
— в возвышенном и трагическом.
Низменное
отражает предельно
негативные явления действительности и свойства общественной и индивидуальной
жизни, которые вызывают эмоционально-эстетическую реакцию (презрение и
отвращение). В качестве проявлений низменного в общественной жизни можно
рассматривать такие социальные явления, как война, эксплуатация, ограничение
прав и свободы личности. Как проявление низменного воспринимаются поступки
людей: подлость, обман, предательство, клевета, а также пороки: алкоголизм,
разврат, наркозависимость, проституция.
Трагическое
отражает наличие
глубоких объективных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия
свободы и необходимости, сопровождающихся человеческими страданиями, смертью,
утратой важных для жизни ценностей.
Понятие
трагического часто отождествляется со страданием или смертью, способными
вызвать сочувствие. Однако в данном случае речь идет лишь об одной форме
трагического — об ужасном. С эстетической точки зрения объективно трагическими
являются страдания или гибель, имеющие общественное и общечеловеческое значение.
Через трагическое, как правило, утверждается идеал прекрасного. Это, например, смелый, героический протест
против социального зла, защита справедливости, принципов чести, свободы в таких
обстоятельствах, когда обстоятельства, зло сильнее необходимых требований.
Отсюда трагичная развязка — гибель героя, у которого чувство долга превышает
инстинкт самосохранения и стремление к личному благополучию.
Особенно
ярко трагическое раскрывается в драматургии, создавшей особый жанр — трагедию,
в которой выражаются наиболее важные стороны и способы показа трагических
моментов в жизни человека.
Комическое
— одна из
основных категорий эстетики, служащая для определения и оценки тех социальных
явлений, нравов, обычаев, деятельности и поведения людей, которые полностью или
частично не соответствуют, противоречат объективной закономерности
общественного развития, эстетическому идеалу прогрессивных общественных сил, а
потому вызывают осуждение в форме осмеяния.
Несерьезное
подражание серьезному, непонимание нелепости своих притязаний, поддержка тех
понятий, отношений в жизни, которые исторически устарели и не соответствуют
новым общественным устремлениям и идеалам,— все это делает поведение смешным,
нелепым, ставит тех, кто им следует, в комическое положение.
Многообразие
проявлений комического в жизни обусловливает различные формы его отражения в
искусстве. Эстетическая оценка смешных, нелепых, но исправимых положений, отношений и характеров
лежит в основе юмора или мягкой иронии. Эстетические категории связаны между
собой Они взаимодействуют. В Жизни и в искусстве,
всей совокупности охватывают и выражают многообразие эстетичного отношения к
действительности.этического
ТЕМА 7.
ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ОСНОВНЫЕ ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ XIX - XX вв.
1.Генезис эстетической мысли: от античности до Нового времени.
2.Взгляды просветителей на проблемы эстетики.
3.Ведущие концепции представителей немецкой классической эстетики.
4.Основные эстетические концепции XIX — XX вв.
Исторически
первой формой осмысления действительности, как известно, является миф. Выступая
синкретичной системой духовной культуры, он включал в себя элементы
нравственности, религии, искусства. Как правило, миф носил образный характер,
имел свой интерпретационный материал. Являясь, по сути, искусством, миф всегда
выступал как зрительное опредмечивание, выраженное в сказаниях, письменных и
музыкальных источниках, служил источником переосмысления в процессе развития
художественной культуры. Первыми, кто предпринял попытку сочетать
мифологическое и рациональное восприятие, были античные поэты и мыслители. Уже
в ранней греческой литературе, а именно в эпоху Гомера и Гесиода, начинают
оформляться эстетические такие термины и понятия, как «прекрасное», «красота»,
«гармония», «мера» и т. д.
Своего
наивысшего расцвета античная эстетическая мысль достигла в классический период,
когда были сформированы основные проблемы эстетики: об отношении эстетического
сознания к действительности, о природе искусства и его месте в жизни общества,
о сущности творческого процесса. Античные мыслители противопоставили
религиозно-мифологическому мировоззрению научное представление о мире и его
закономерностях. Одним из ранних древнегреческих философов, впервые сделавшим
попытку фундаментально осмыслить эстетические понятия с позиции материализма,
был Гераклит Эффесский. Согласно его теории, в мире царит строгая
закономерность, но в тоже время нет ничего постоянного, так как все течет и
изменяется; «все происходит через борьбу». Исходя из этих принципов, он
анализировал и эстетические категории.
Основоположник
атомистического материализма Демокрит связывал происхождение искусства с
социальными потребностями и со стремлением людей к подражанию животным,
значительное место он отводил анализу эстетической категории «меры», которая у
него определяла и нравственное поведение людей.
Сократ
подходил к
рассмотрению эстетических проблем с антропологических позиций. Поэтому,
рассуждая о прекрасном, он не видел в нем абсолютное свойство предмета, а
связывал его с понятием целесообразности. Таким образом, относительность
прекрасного у Сократа является следствием соотношения предмета с целями человеческой деятельности.
Заслуга Сократа состоит в том, что он подчеркнул органичную связь этического и
эстетического, нравственного и прекрасного. Идеалом у него был прекрасный духом
и телом человек, что соответствовало древнегреческому понятию «калокагатии».
Фундатор
идеалистического философского учения Платон считал подлинным бытием мир
духовных сущностей — «идей». Идеи Платона — это общие понятия, представляющие
собой самостоятельные сущности. Идеям противостоит материя, а между ними
существует мир вещей, которые и отражают сверхчувственные идеи. Такая
объективно-идеалистическая точка зрения является исходной в платоновском учении
о мире, обществе, морали, искусстве. Следуя его рассуждениям, красота,
прекрасное носят сверхчувственный характер и существуют в мире идей. Искусство,
по Платону, лишено познавательной ценности, оно обманчиво и далеко от истины,
так как находится в области чувственной деятельности. Еще одним отрицательным
аспектом, с точки зрения Платона, является то, что искусство может
воспроизводить не только то, что причастно к идее прекрасного, ной недостойное,
безобразное, что может стать побудительной причиной для других.
В
противоположность Платону, склонявшемуся к умозрительной трактовке эстетических
категорий, Аристотель исходил из конкретных фактов, из практики развития искусства. Центральное место в его
исследованиях занимает проблема прекрасного, которое, по его мнению, должно
бьга слаженным, соразмерным, целостным. Выявляя специфику прекрасного,
Аристотель пришел к важному выводу, что реальная, предметная красота мира
является источником эстетического познания и искусства. Поэтому искусство у
него есть «мимесис», то есть подражание, воспроизведение объективных признаков
красоты. При этом источник эстетического удовольствия он усматривал не в мире
идей, а в реальном интересе людей к познанию. Значительное место в трудах
Аристотеля занимала проблема воспитательной роли искусства. Аристотель
утверждал, что произведения искусства облагораживают человека посредством
«катарсиса» (очищения) души, освобождают человека от отрицательных страстей.
Указание на взаимосвязь искусства с нравственной деятельностью людей является
большой заслугой Аристотеля. Эстетика западного средневековья стала учением о
божественной красоте и постижении Бога. Ведущая роль в разработках основных
положений этого времени принадлежала Аврелию Августину, Боэцию, ФомеАквинскому.
Их труды создавались в рамках христианской догматики. Решение
философско-эстетических проблем проходило под влиянием
религиозно-идеалистического мировоззрения. В целом эстетическая мысль
Средневековья была теологической, носила схоластический характер. Искусству
отво дилась вспомогательная роль.
Эстетика
эпохи Возрождения, теоретиками которой были Пикоделла Мирандола, Л. Б.
Альберти, Леонардо щ Винчи и многие другие, характеризуется своей
реалистичностью, предметностью, направленностью на действительность, тесной
связью с художественной практикой. Утвердившиеся идеи гуманизма произвели
переворот в мировоззрении человека. В противовес смиреной личности, живущей
помыслами о Боге, формировался новый образ идеального человека — свободного,
деятельного, творческого. Главной задачей стало достижение реальной власти над
природой и над самим собой. С помощью преобразовательной деятельности пытались
создавать новую красоту, совершенствовать окружающий мир. С точки зрения
эстетики гуманизма, природа не противопоставлялась Богу, поэтому в это время
возникает огромный интерес к выявлению гармонии природных явлений. Особое
значение стало иметь художественное воплощение красоты человека. Новый акцент
получает эстетическая категория трагического из-за противоречивости культуры
этой эпохи. Художники стремились отображать мир идеализированно. Искусство
приобретает социальную и научную ценность.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|