p> На первом этапе (2002-2010 гг.) реализации Программы намечены меры по уменьшению на 25% число отстающих по основным социально-экономическим показателям субъектов РФ. В результате доля населения с доходами ниже прожиточного минимума будет снижена на 15%. На втором этапе (к концу действия Программы в 2015
году) предусмотрено сократить межрегиональные различия в доходах на
душу населения в 3 раза, число отстающих регионов в 2 раза, уменьшить на
25% долю населения с доходами ниже прожиточного минимума. В соответствии с законодательством Российской Федерации в регионах
принимаются свои законы и другие нормативные правовые акты по вопросам
борьбы с бедностью и адресной социальной помощи. В Белгородской области
разработана и принята программа «Улучшение качества жизни Белгородской
области». В Томской области разработана «Стратегия сокращения бедности на
территории Томской области до 2005 года». В Санкт-Петербурге, Москве,
Самарской области утверждены целевые ориентиры и пороговые значения
показателей жизнедеятельности этих регионов. На практике на местах используются несколько методик предоставления
социальной помощи нуждающимся, апробированных в регионах. Применение этих
методик позволяют сконцентрировать средства на защите наиболее социально
уязвимых групп населения, материальной поддержке экономически
несамостоятельных домохозяйств Методика регионального регулирования минимальных душевых доходов
(апробирована в Республике Коми). Она предусматривает установление
гарантируемого душевого дохода. Главная характеристика - наиболее полный
учет дохода, включая, помимо денежных и натуральных его форм, также и
экономический потенциал семьи. Косвенные методы оценки нуждаемости (апробированы в Волгоградской
области). Положительная сторона - оценка реального потребления по
показателю потенциальных потребительских расходов. При этом учитываются
демографическая структура семьи, место проживания семьи, жилищные условия,
денежные и имущественные активы семьи. Сочетание категорийного подхода и расчетного дохода (апробирована в
Воронежской области). В числе основных условий предоставления помощи
-наличие в семье социально-уязвимых категорий граждан (выделено 13 таких
групп). Возможно использование в рамках действующего законодательства и других
методик определения нуждаемости. При всем различии форм организации адресной социальной помощи в
регионах страны, существует общий подход к решению таких вопросов, как
выявление факторов реальной нуждаемости, поэтапный переход от оказания
помощи отдельным категориям населения к помощи конкретным домохозяйствам с
учетом проверки их нуждаемости, постепенный отказ от многообразных видов
социальных льгот и выплат. Вместе с тем, анализ показывает, что масштабы этой деятельности еще не
достаточны, во многих регионах по-прежнему доминирует категориальных подход
к распределению государственной социальной помощи, адресные формы
социальной поддержки находятся в стадии становления Сдерживающими факторами для введения социальной помощи малоимущим
являются, прежде всего: Отсутствие четкого разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного
самоуправления в вопросах оказания социальной поддержки отдельных групп
населения, в том числе по финансированию социальных выплат. Недостаточность финансовых ресурсов, которые могут быть выделены в
регионах на эти дели. Сохранение действующей системы многочисленных социальных льгот
различным категориям граждан, предоставляемых без учета факторов
нуждаемости. Система социальных льгот также должна быть реформирована. В настоящее время суммарный годовой объем социальных обязательств
государства составляет 6,5 триллионов рублей. Это вдвое превышает размер
консолидированного бюджета России. Поэтому потребуется постепенный и
взвешенный подход к пересмотру и отмене ряда льгот при введении адекватных
компенсационных механизмов для малоимущих и наиболее уязвимых слоев
населения. Льготы, установленные для различных категорий работающих граждан (в
частности, для работников правоохранительных органов, военнослужащих),
могут быть переведены в форму денежных выплат. При отказе от традиционно сложившегося уравнительного представления
социальных льгот будут учитываться категории граждан, которые по своему
физическому, возрастному состоянию лишены возможности самообеспечения. В
этом случае социальные органы будут трансформироваться в один из видов
государственной социальной помощи. В рамках проведения преобразований в сфере жилищно-коммунального
хозяйства, в том числе, предполагается реализация следующих программных
мероприятий: -отказ от бюджетного дотирования предприятий жилищно-коммунального
хозяйства, создание системы социальных счетов граждан, на которые будут
перечисляться все виды помощи государства в оплате жилищно-коммунальных
услуг (дотации, субсидии); -пересмотр и упорядочение действующей системы категориальных льгот,
замена большинства льгот различным категориям граждан адресными формами
государственной поддержки; -полное покрытие экономически обоснованных издержек предприятий жилищно-
коммунального хозяйства, разработка и реализация мер, стимулирующих их
снижение; -ликвидация системы перекрестного субсидирования тарифов на
коммунальные услуги. В основу стратегии, направленной на совершенствование мер социальной
защиты населения при переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг, Правительством Российской Федерации положен принцип адресной
направленности социальной помощи. Основными директивными актами, определяющими эту стратегию являются: -Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы,
утверждённая постановлением Правительства Российской Федерации от 17
сентября 2001 года № 675; -Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации», утверждённая постановлением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2001 года № 797. Исходя из положений указанных документов, к основным подходам по
совершенствованию (упорядочению) предоставления мер социальной защиты
населения, в том числе при оплате жилья и коммунальных услуг, можно
отнести: -усиление адресности социальной поддержки населения (замена натуральных
льгот жилищными субсидиями); -повышение защиты социально уязвимых домохозяйств, которые не имеют
возможностей для самостоятельного решения социальных проблем и нуждаются в
государственной поддержке (учёт доходов при предоставлении мер социальной
защиты); -перевод в денежную форму натуральных льгот (для военнослужащих и
сотрудников правоохранительных органов - отмена льгот с одновременным
увеличением их денежного довольствия); -приведение социальных обязательств государства в соответствие с его
ресурсами; -сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг; -упразднение социально неоправданных льгот. В последние два года приняты федеральные законы, направленные на
упорядочение предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных
услуг. 7 мая 2002 года за №49-ФЗ был принят Федеральный закон «О внесении
изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской
Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и предоставления
им отдельных льгот». Упомянутый закон предусматривает установления с 1 июля
2002 года размеров окладов по типовым воинским должностям военнослужащих,
проходящих военную службу по контракту , не ниже должностных окладов
соответствующих категорий государственных служащих. Это позволяет увеличить
оклады по воинским должностям в 2-2,5 раза. 6 мая 2003 года №52-ФЗ принят Федеральный закон «О внесении изменений и
дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной
политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части
совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг». Одной из
главных целей этого законопроекта является четкое определение источников
предоставления населению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.
Согласно этому закону, расходы по предоставлению льгот отдельным категориям
граждан по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются организациям
жилищно-коммунального хозяйства. Размер, порядок и условия устанавливаются
законодательными органами субъектов Российской Федерации и учитываются в
межбюджетных отношениях. Изменен
также порядок. предоставления льгот по оплате жилья членами семьи
ветеранов труда - теперь такие льготы будут
устанавливаться законодательством субъектов Российской Федерации. 4.4. Работа по развитию нормативно - правовой базы в области доходов
населения и реализации принятых федеральных законов В области актуализации потребительской корзины В настоящее время реальным инструментом социальной политики является
прожиточный минимум. Приближение минимальных социальных гарантий к величине
прожиточного минимума является одним из приоритетных направлений социальной
политики государства. В этой связи особую важность приобретает работа по актуализации
потребительской корзины, необходимой для установления величины прожиточного
минимума в целом по Российской Федерации. Актуализация потребительской корзины обусловлена фактическими
изменениями в потреблении малоимущего населения, связанными с расширением
платности в отраслях социальной сферы, осуществлением мер по отмене льгот
отдельным категориям граждан по оплате жилья и коммунальных услуг,
бесплатному проезду на транспорте. Минтруд России совместно с заинтересованными министерствами и
ведомствами подготовил проект федерального закона "О внесении изменений в
Федеральный закон "О потребительской корзине в целом по Российской
Федерации" по уточнению отдельных положений потребительской корзины в целом
по Российской Федерации по основным социально-демографическим группам
населения. При уточнении минимального набора продуктов питания увеличены нормы
потребления мяса, рыбы, молока, яиц, фруктов и овощей за счет снижения
хлебных продуктов и картофеля. Это повышает пищевую и биологическую
ценность потребительской корзины. Основой для изменения минимальных наборов
продуктов питания явились данные о фактическом питании населения Российской
Федерации, полученные по итогам выборочного обследования бюджетов домашних
хозяйств за 1999-2001 гг., а также результаты эпидемиологических
исследований питания и здоровья населения, основанные на оценке
индивидуального потребления продуктов питания 11 тыс. человек. Кроме того, использовались действующие в Российской Федерации нормы
физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии для различных
групп населения, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения
по потребностям человека в белке и энергии. Внесение уточнений в минимальные наборы непродовольственных товаров осуществлялось на основе данных специального обследования, проведенного в 2002 г. в 1040 семьях Всероссийским научно-исследовательским институтом потребительского рынка и маркетинга исходя из сформировавшихся особенностей потребления предметов гардероба и
товаров общесемейного пользования, характерных для малоимущего
населения, выявленных в ходе обследования. При уточнении минимального набора непродовольственных товаров расширен
ассортимент теплых вещей в регионах с холодным и резко континентальным
климатом, внесены изменения в наборы одежды. Изменения затронули также
сроки износа одежды, обуви и головных уборов. С учетом социальной значимости приобретения лекарственных средств для
пенсионеров и детей увеличены объемы потребления предметов первой
необходимости, санитарии и лекарств от общей величины расходов на
непродовольственные товары. При уточнении минимального набора услуг принималась в расчет
необходимость внесения изменений в состав жилищно-коммунальных услуг, а
также расширение платности в отраслях социальной сферы и увеличение
фактических расходов на пользование транспортными услугами для
трудоспособного населения, пенсионеров и детей. На основании фактической потребности о количестве поездок различных
категорий пассажиров в городском и пригородном транспорте внесены изменения
в объем потребления транспортных услуг. Уточнен объем потребления других видов услуг с учетом фактических
расходов малоимущего населения на бытовые и ремонтные услуги, платные
медицинские услуги и услуги образования. Предполагается внести уточнения в действующие методические рекомендации
по определению потребительской корзины и методику исчисления величины
прожиточного минимума. Законопроект вместе с подготовленным проектом уточненных Методических
рекомендаций по определению потребительской корзины в целом по Российской
Федерации и в субъектах Российской Федерации рассмотрен в субъектах
Российской Федерации и будет представлен в Правительство Российской
Федерации в установленном порядке. Принятие законопроекта будет способствовать работе, проводимой в
регионах по социальной поддержке малоимущего населения в соответствии с
законодательными актами, реализация которых связана с применением величины
прожиточного минимума. В области адресной социальной помощи малоимущим гражданам Правовые и организационные основы оказания государственной социальной
помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам
установлены Федеральными законами "О прожиточном минимуме в Российской
Федерации" и "О государственной социальной помощи". Малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем
субъекте Российской Федерации, имеют право на государственную
социальную помощь. В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона "О
государственной социальной помощи" принят Федеральный закон от 5 апреля
2003 г. № 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода
семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими
и оказания им государственной социальной помощи". В целях реализации части
третьей статьи 5 данного Закона постановлением Правительства Российской
Федерации от 20 августа 2003 г. № 512 утвержден Перечень видов доходов,
учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко
проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи. В регионах приняты и принимаются законы и иные нормативно-правовые акты
по вопросам оказания государственной социальной помощи в соответствии с
федеральным законодательством с учетом своих финансово-экономических
возможностей. Наряду с денежными выплатами, активно используются
натуральные формы помощи (продукты питания, одежда, обувь, медикаменты,
предоставление услуг и др.). Одной из основных проблем реализации Федерального закона "О
государственной социальной помощи" является недостаток средств в бюджетах
Российской Федерации и местных бюджетах. Поэтому такая помощь не может быть
оказана всем малоимущим гражданам, с тем, чтобы обеспечить доведение их
доходов до величины прожиточного минимума. Сдерживающими факторами являются также отсутствие четкого распределения
полномочий между органами власти на федеральном, региональном и местном
уровнях в вопросах оказания социальной помощи, а также сохранение
действующей системы многочисленных льгот различным категориям населения,
предоставляемых без учета нуждаемости. Работа по этим направлениям будет
осуществляться федеральными органами исполнительной власти в соответствии с
программными документами Правительства Российской Федерации. Программой социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) предусматривается внесение
изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной социальной
помощи", а также принятие иных нормативных правовых актов в сфере оказания
государственной социальной помощи в целях разграничения полномочий, прав и
ответственности в этой сфере между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
совершенствования процедуры проверки нуждаемости в государственной
социальной помощи получателей, а также использования возможностей для
самостоятельного преодоления тяжелой жизненной ситуации. В области упорядочения социальных выплат и льгот Согласно абзацу седьмому части первой статьи 11 Закона Российской
Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов"
(с учетом изменений, предусмотренных Федеральным законом от 16 апреля 2001
г. № 39-ФЗ) гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" или
"Почетный донор СССР", предоставлено право на бесплатный проезд на всех
видах транспорта общего пользования (кроме такси) городского и пригородного
сообщения и в сельской местности также на автомобильном транспорте общего
пользования (кроме такси) междугородного сообщения в порядке и на условиях,
которые определяются Правительством Российской Федерации. Вместе с тем, согласно подпункту 16 пункта 1 Приложения к Федеральному
закону "О федеральном бюджете на 2003 год" № 20 "Перечень законодательных
актов Российской Федерации, действие которых приостанавливается в 2003
году" с 1 января по 31 декабря 2003 года из-за отсутствия финансовых
средств приостановлено действие абзаца седьмого части первой статьи 11
Закона Российской Федерации от 9 июня 1993 года № 5142-1 "О донорстве крови
и ее компонентов". В настоящее время статьей 88 проекта федерального закона "О федеральном
бюджете на 2004 год" предусмотрено утвердить в составе раздела
"Здравоохранение и физическая культура функциональной классификации
расходов бюджетов Российской Федерации предельный объем средств,
направляемых на компенсацию затрат по предоставлению льгот, установленных
статьей 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее
компонентов", в сумме 1 110,5 млн. рублей. Порядок финансирования указанных расходов устанавливается
Правительством Российской Федерации. Исходя из нормы, содержащейся в статье 88 вышеназванного законопроекта,
Минздравом России, Минтрудом России, Минфином России и другими
заинтересованными федеральными органами исполнительной власти
разрабатывается проект соответствующего постановления Правительства
Российской Федерации. Пунктом 4 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской
Федерации на второе полугодие 2002, утвержденного распоряжением
Правительства Российской от 20 августа 2002 года № 1147-р, и пунктом 19
Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2002 году
основных положений Программы социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) и Послания
Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации,
утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта
2002 года № 314-р (в редакции распоряжения Правительства Российской
Федерации 20 августа 2002 г. № 1148-р), Минтруду России совместно с
Минфином России, Минэкономразвития России, Минтрансом России, МПС России,
Минобороны России и МВД России поручалось разработать проект федерального
закона "Об адресной компенсации льгот по проезду на транспорте,
предоставляемых по профессиональной принадлежности" вместо ранее
разработанного проекта
федерального закона "Об адресной компенсации оплаты за проезд
отдельным категориям граждан". Такой законопроект разработан Минтрудом России совместно с
Минэкономразвития России, Минтрансом России, а также МПС России и 27
декабря 2002 года за № 2549-Пр направлен в Правительство Российской
Федерации. В проекте закона предусматривается, что право бесплатного проезда на
городском и пригородном транспорте военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов должно реализовываться на основании проездных
документов (билетов) длительного пользования либо разовых абонементных
талонов и быть связано с их профессиональной деятельностью. Минтруду России совместно с Минфином России, Минэкономразвития России,
Минтрансом России, МПС России, и другими заинтересованными министерствами и
ведомствами поручено проработать вопрос о возможности поэтапного перехода к
реализации права бесплатного проезда на основании проездных документов
(билетов) длительного пользования либо разовых абонементных талонов
(первоначально для одной - двух категорий лиц, пользующихся льготами по
профессиональной принадлежности, начиная с 2004 г. Рассматривается вопрос о возможном переводе с 2005 г. права бесплатного
проезда на городском и пригородном транспорте военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов в единую форму их денежного довольствия. В области предоставления государственных гарантий и компенсацией северянам Дальнейшая работа по совершенствованию системы государственных гарантий
и компенсаций, а также районного регулирования оплаты труда будет
осуществляться в соответствии Программой социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), а также
на основе принятия новых федеральных законов и иных нормативных правовых
актов в целях реализации положений Трудового кодекса Российской Федерации,
регулирующих труд лиц, работающих в районах Крайнего Севера, приравненных к
ним местностях, а также в местностях с особыми климатическими условиями. Для осуществления дифференцированного подхода к предоставлению
государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в северных
регионах, большое значение имеет научно-обоснованное районирование
территории Севера Российской Федерации по природно-климатическим условиям
жизнедеятельности населения. В настоящее время Минэконоразвития России при участии заинтересованных министерств и ведомств ведется работа по подготовке нового районирования Севера Российской Федерации. Разработка и внесение в Правительство Российской Федерации проекта нового федерального закона об основах государственной политики Российской Федерации в Арктике,
предусматривающего формирование основ районирования Севера России,
предусмотрены пунктом 120 Плана мероприятий Правительства Российской
Федерации по реализации Генерального соглашения между общероссийскими
объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и
Правительством Российской Федерации на 2002-2004 гг., утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. №
878 (срок 2003-2004 гг.). На втором заседании Совета по проблемам Крайнего Севера и Арктики при
Правительстве Российской Федерации, которое состоялось в г. Якутске 8 июля
2003 г. был заслушан доклад Минэкономразвития России о концепции
районирования Севера Российской Федерации по условиям дискомфортности
жизнедеятельности населения с целью компенсации повышенной стоимости жизни. В соответствии протоколом заседания вышеназванного Совета создана
рабочая группа с участием представителей Федерального Собрания Российской
Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, профсоюзных и научных
организаций, которая в срок до 1 января 2004 г. должна уточнить критерии и
доработать методику районирования Севера. Разработка и принятие нового районирования территории Севера позволит
более детально классифицировать северные территории, и в дальнейшем
осуществлять дифференцированный подход при предоставлении государственных
гарантий и компенсаций лицам, работающим на Севере, основными из которых
являются районные коэффициенты и процентные надбавки. Совершенствование механизма предоставления гарантий и компенсаций
лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях, предусматривается осуществлять путем реализации норм Трудового
кодекса, которая предполагает принятие новых федеральных законов и иных
нормативных правовых актов. В частности по главе 50 Трудового кодекса предусматривается разработка
двух федеральных законов: О размере районного коэффициента к заработной плате и порядке его
выплаты лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним
местностях (к статье 316 Трудового кодекса Российской Федерации); О размере процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в
районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и порядке ее
выплаты (к статье 317 Трудового кодекса Российской Федерации). Заключение Анализ изменений в уровне жизни населения России в последние годы
показал, что сохранение низкого жизненного уровня большинства населения
блокирует ее экономическое развитие, усугубляет ее социально-политическую
нестабильность. Согласно статьи 7 Конституции Российской Федерации
«Российская Федерация — это социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное
развитие человека». Социальное государство обязано проводить активную государственную
социальную политику, направленную на обеспечение своим гражданам важнейших
социальных прав, к которым безусловно относится право на труд и его
достойную оплату, на жилье, образование, охрану здоровья, на социальное
обеспечение и др., т.е. на определенный уровень благосостояния. В этой связи важнейшее теоретическое и практическое значение
приобретает разработка и реализация государственной политики по
профилактике и сокращению бедности в современной России. Массовая бедность населения и чрезмерная поляризация общества оказывают
негативное влияние на экономическое развитие России, противоречат созданию
институтов социального государства. Усиление неравенства и нищеты препятствует развитию внутреннего рынка
России, формированию среднего класса, т.е. платежеспособного большинства
населения. Здоровый и устойчивый рост экономики не может опираться только
на богатое и сверхбогатое население в условиях массовой бедности. Главным фактором, определяющим высокий уровень бедности в России,
является низкий уровень заработной платы, не обеспечивающий реализацию
воспроизводственной и стимулирующей функций оплаты труда. Сегодня даже
средняя заработная плата не обеспечивает нормальные условия воспроизводства
работников и членов их семей и скорее выполняет роль социального пособия.
Низкая заработная плата большинства наемных работников сочетается с
экономически и социально неоправданной дифференциацией в оплате труда
высших менеджеров. По оценке Н.М. Римашевской различия между минимальной и
максимальной оплатой составляют 10—15 раз на предприятии, 20-40 раз в
рамках отрасли и 20-45 раз между регионами.[22;12] Отсутствие нормальных экономических условий жизнедеятельности
значительной части населения страны снижает качество человеческого
капитала. Обесценение труда понижает экономическую ответственность работника за
выполненный труд, негативно влияет на производительность общественного
труда. Несмотря на предпринимаемые усилия, хронической остается проблема
задолженности по заработной плате, которая обостряется при каждом повышении
минимальных размеров оплаты труда. Низкая опдата труда не позволяет перейти на рыночные механизмы
функционирования отраслей социальной сферы, развитие платных услуг, в том
числе провести пенсионную и жилищно-коммунальную реформы, отказаться от
ряда льгот для работающих граждан и обеспечить эффективную адресную
социальную помощь нетрудоспособным гражданам. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части
населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе,
качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной
социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с
чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества,
вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны,
определяют демографический кризис и кризисные процессы в семье и обществе. В Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному
Собранию Российской Федерации 2003 года задача преодоления бедности
рассматривается как стратегическая задача ближайшего десятилетия наряду с
удвоением производства валового внутреннего продукта в стране. Настоящая
работа посвящена анализу причин бедности в России, ее социально-
экономической обусловленности и конкретным предложениям по сокращению
масштабов бедности с учетом международного опыта. Учитывая актуальность, остроту, масштабность и социальную и
политическую значимость рассматриваемой темы, представленные здесь
материалы носят дискуссионный характер. Они знакомят как с позицией
официальных органов власти Российской Федерации, так и представителей науки
по проблеме бедности.
Литература 1. Барабанов М.В.. Системный кризис экономики России. // Мировая Экономика и международные отношения. М., №3, 1995, с. 322.
2. Букасьян Г.М. Экономическая теория учебное пособие. ИНФРА-М. М., 2001, с. 368.
3. Доверие к статистике // Вестник статистики, 1992, №7, с. 42.
4. Камаев В.Д. Экономическая теория. М., 2000, с. 640.
5. Карташева А., Кубишин Е. Ситуация на рынке труда: направления развития. // Экономист. М, №12, 2002, с. 34-42.
6. Корягина Т. Теневая экономика в СССР. // Вопросы экономики. М., 1990, №3.с.П6
7. Маневич Е. Заработная плата в условиях рыночной экономики. // Вопросы экономики. М., 1991, №7. с. 13.
8. Максимов Я.Я. Реализация стимулов к труду в агропромышленном комплексе. Казань, 1990, с. 138.
9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М.,Т. 46. 4.1. с. 25. 10. Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991, с. 113.
11. Об оплате труда колхозников и работников совхозов (экономический обзор Госкомстата СССР) // АПК: экономика, управление. М., 1990, №11. с. 82-83. 12.Основные социально-экономические показатели развития
Российской Федерации в 2003 г. М.: Госкомстат России, 2003. 13. Ржаництна Л.С.
Вопросы теории и практики сокращения бедности в России. // Аналитический вестник. №20. М., 2003. 14.Роик В.Д. проблемы
бедности в бюджетном процессе. // Аналитический вестник. №20. М., 2003. 15.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая Теория. М., 1999, с. 420. 16.Федеральная служба занятости РФ. Мониторинг регистрируемой безработицы январь-июнь 2003. М., 2003, с. 10.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|