p> Дифференциация регионов по НСДД, т.е. по скорректированному в сторону
единой покупательной способности рубля среднедушевому доходу населения -
одной из важнейших характеристик уровня жизни, крайне велика. Так величина
НСДД в Москве (самый высокий уровень НСДД) в 13,4 раза больше величины НСДД
в Агинском Бурятском А.О. Если исключить из рассмотрения эти крайние точки,
как, по каким - то причинам, не представительные, то следующий по величине
уровень дифференциации - 7,5 , во столько раз НСДД в Ханты Мансийском А.О.
больше НСДД в Корякском А.О. . После исключения и этих вторых по порядку
крайних точек, максимальная дифференциация составит почти 5 - таково
соотношение НСДД в Тюменской и Читинской областях. Таким образом, крайне
высокая дифференциация регионов по уровню жизни не является исключительным
случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных
регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к
которой все уже привыкли и воспринимают как должное. Резюмируя сказанное в
настоящем разделе можно сделать следующие выводы: Одним из результатов последних десяти лет социально - экономических
преобразований в РФ стало снижение реальных располагаемых доходов населения
в 1,8 раза. Во втором квартале 2003 г. они составили 55% от уровня 1990г.
Абсолютного максимума реальные доходы населения достигли в 1997г., когда
они составляли 73% от уровня 1990г., абсолютного минимума - во втором
квартале 1999г. - 51% от уровня 1990г. Последние 12 месяцев характеризуются
невысокими, но устойчивыми темпами роста реальных располагаемых денежных
доходов населения. Однако, докризисный уровень ещё далеко. Отсутствие какой
бы то ни было стратегической линии в социальной политике по поддержке
доходов населения привело к тому, что доля малообеспеченного населения (
малообеспеченными считаются все, чьи душевые доходы ниже стоимости ПМ),
снизившаяся было с 1992г. когда она составляла 33,6%, до 20,8% в 1997г., за
последние 2 года и три месяца возросла до 36% (41% по новой методике
исчисления ПМ). Несмотря на принятый Федеральным собранием РФ 2 июля и подписанный
Президентом РФ 17 июля 1999г. Федеральный закон " О государственной
социальной помощи" помощь по признаку малообеспеченности ещё практически
(за исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в
соответствии со своим региональным законодательством) оказывается мало. 3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная дифференциация В апреле 2003г. среднемесячная номинальная начисленная заработная
плата в экономике равнялась 323,4 руб., что в реальном выражении составило
41% от уровня 1990 г. Доля оплаты труда в денежных доходах населения за
этот же период времени снизилась почти вдвое - 74,1% в 1990 г. до 38%-40% в
2003. Соответственно снизилась доля оплаты труда в валовом внутреннем
продукте. Так в 1990г. она составляла 42% ВВП, а с 1993г. варьировалась в
диапазоне 29% - 32%. В 2003г. доля оплаты труда в ВВП составила 31%.Следует
отметить, что сам ВВП за этот период снизился почти вдвое и в 2000г.
составил 55% от уровня 1990 г. С 1 кв. 1999г. в показатель "оплата труда"
включается объём скрытой заработной платы, учитываемый раньше в статье
"другие доходы". В этом случае доля заработной платы в денежных доходах
населения увеличивается до 63,5% - 65%, что уже не так сильно отличается от
этого показателя в 1990г. (77%-78%), пересчитанного соответствующим
образом. Более приемлемым становится и удельный вес оплаты труда в ВВП. В
1996 - 1998гг. он уже составляет 49%, снижаясь в 2003г. до 42%. Совершенно
очевидно, однако, что скрытые формы оплаты труда, которые так улучшили
отчётные макроэкономические показатели, имеют место в
негосударственном секторе экономики, где зачастую в
отчётности отражаются фиктивные ставки заработной платы, ориентирующиеся на
уровень оплаты труда в бюджетной сфере. Сама заработная плата, на порядки
превосходящая эти фиктивные ставки, не фиксируется ни в какой отчётности.
Часто бывает и так, что работник вообще не включается в списочный состав
организации и его заработная плата никак не отражается в бухгалтерской
отчётности, даже на фиктивном уровне. Всё это свидетельствует о том, что,
по крайней мере, работники бюджетной сферы ощущают снижение удельного веса
оплаты труда в ВВП именно до 31%, а работники негосударственного сектора
экономики - более чем пятикратное увеличение доли статьи "другие доходы" в
денежных доходах населения. Номинальная среднемесячная заработная плата работника за последние два
года более чем удвоилась (выросла на 102%), однако реальная среднемесячная
заработная плата в апреле 2003 г. составила лишь 79% её величины в апреле
2002 Вместе с тем в течении последних 12 месяцев сложилась тенденция роста
реальной среднемесячной заработной платы одного работника (за
исключением обычных её скачков, связанных с концом финансового года в
декабре - январе каждого года). Годовой прирост реальной среднемесячной
заработной платы одного работника составил 23,6%. Много проблем связано с
различиями в заработной плате работающих в частном секторе экономики и
работников бюджетного сектора. Заработная плата в бюджетном секторе
экономики составляет около 60% средней по РФ заработной платы. Это
соотношение связано, в первую очередь, с заработной платой работников
социальных отраслей экономики, таких как: образование, здравоохранение,
культура и искусство, наука и научное обслуживание. Несколько особняком располагается государственная служба, средняя
заработная плата работников которой на 30% выше средней заработной платы в
частном секторе экономики и почти в два раза превосходит среднюю заработную
плату работников социальных отраслей. Так средняя заработная плата
работников образования составляет 41%, здравоохранения - 45%, культуры и
искусства - 49%, науки и научного обслуживания - 60% от средней заработной
платы работников государственной службы. Правда, если принять во внимание
все источники заработной платы, в том числе вторую, третью и т.д. работы,
коммерческие источники получения доходов, то уровень заработной платы
отдельных отраслей социальной сферы существенно приблизится к уровню оплаты
труда работников государственной службы. Так, например, в отраслях культуры
и искусства средний уровень оплаты труда составит уже 80%, а в
здравоохранении -58% от среднего уровня заработной платы государственных
служащих. Однако, в науке и научном обслуживании и образовании прирост
средней заработной платы за счёт дополнительных источников не превышает 2%
- 3% Во втором квартале 2003. реальный размер начисленной среднемесячной
заработной платы работника составил 41% от уровня 1990г. За эти годы период
доля оплаты труда в ВВП снизилась с 42% до 31%. При учёте скрытой
заработной платы из статьи "другие доходы" в статье "оплата труда" доля
оплаты труда в ВВП в 2003. "возрастает" до 42% , а в 1996, 1997 и 1998гг.
составляет даже 49%. Но для работников государственного сектора экономики
"скрытая заработная плата" является скорее исключением, чем правилом, в
связи с чем для них доля "оплаты труда" в ВВП составляет именно 31%.
Последние два, два с половиной года средняя заработная плата работников
более высоких децилей в ряду распределения численности работников по
заработной плате росла более высокими темпами, чем средняя заработная плата
более низких децилей. В связи с этим увеличивалось расслоение населения по
уровню душевого дохода и во втором квартале 2003. удельный вес
малообеспеченного населения достиг 41% 3.4. Доходы населения Бюджетные проектировки 2004 года определяют рост реальных денежных
доходов населения на 7-8% (по сравнению с 2003 годом), что позволит
несколько превзойти уровень 1997 г. и составит 70-75% уровня 1991 г. При
этом прирост зарплаты составит 8,0-9,5%. Предложенные показатели их увеличения в проекте федерального бюджета
основаны на следующих проектировках:
* минимальный размер оплаты труда на 2004 год планируется в размере 600 рублей в месяц;
* прогнозируемая среднегодовая величина прожиточного минимума трудоспособного населения в 2004 году (по данным Минэкономразвития России) составит 2730 рублей, пенсионеров - 1900 рублей, детей - 2445 рублей; в 2004 году предполагается пересмотреть потребительскую корзину, что повысит величину прожиточного минимума ориентировочно на
10 процентных пункта;
* расчетное соотношение между минимальным размером оплаты труда и среднегодовой величиной прожиточного минимума трудоспособного населения на 2004 году составит 22,0%; это несколько выше, чем в 2003 году, но значительно ниже, чем в 2002 году (24,4%);
* доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2004 году прогнозируется примерно на уровне 20,5 - 21,5% от общей численности населения (по сравнению с ожидаемой величиной 22,5% в 2003 году). В случае же законодательного пересмотра
потребительской корзины можно ожидать увеличения показателей бедности примерно на 5 процентных пункта. На повышение тарифных ставок (окладов) ETC работников федеральных
государственных учреждений в проекте федерального бюджета на 2004 год
предусмотрено свыше 42 млрд.рублей в расчете на год, а бюджетам субъектов
Российской Федерации и местным бюджетам потребуется изыскать дополнительно
к 2003 году порядка 90,2 млрд. рублей. Однако в Фонде софинансирования социальных расходов федерального
бюджета на 2004 год, через который в предыдущие годы
выделялась
финансовая помощь субъектам Российской Федерации на повышение
заработной платы работникам организаций бюджетной
сферы, соответствующие средства не предусмотрены. В целом доля расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение
оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда единого социального
налога) всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из
федерального бюджета, в общих расходах федерального бюджета, составит в
2004 году 19,1%. Предполагается, что реализация данных бюджетных проектировок позволит
компенсировать рост цен на товары и услуги в 2004 году. Это означает, что
достигнутый в 2003 году уровень покупательной способности заработной платы
работников бюджетной сферы сохранится в 2004 году, а поэтому сколько-нибудь
серьезного снижения уровня бедности данной категории населения не
произойдет. Кроме того, по-прежнему сохраняются существенные различия в
уровнях заработной платы по отраслям экономики. Средняя заработная плата
работников образования, здравоохранения, культуры, органов социального
обеспечения в 2004 году не превысит 60% от средней заработной платы в
промышленности и сохранит свою крайне низкую покупательную способность. Более того, в проекте федерального бюджета на 2004 г. не предусмотрен
очередной этап повышения ставок и окладов работников бюджетной сферы при
постоянном отставании их заработков от роста прожиточного минимума. В этой связи важно отметить следующие принципиальные моменты. Размеры
заработной платы, пенсий и социальных выплат в связи с временной или
постоянной утратой трудоспособности, безработицей, виды и качество
доступной медицинской помощи определяют базовые характеристики социальной
политики государства, эффективность ее бюджетных механизмов, типы
воспроизводства населения: простого, суженного или расширенного. При этом определяющее значение для формирования бюджетов
государственных внебюджетных социальных фондов имеет заработная плата. Это
связано с тем, что заработная плата является базой исчисления единого
социального налога и страховых взносов в Пенсионный, медицинские фонды и
Фонд социального страхования. В этой связи характеристики заработной платы (ее доли в ВВП и в
доходах населения), динамика роста и показатели распределения по группам
населения позволяют оценить возможности и перспективы роста величины пенсий
и пособий, виды и объемы медицинской помощи. Благоприятные тенденции в экономике страны в последние четыре года
положительно сказались на общих макроэкономических показателях доходов и
уровне жизни населения. В течение 2000-2003 годов отмечен реальный рост
денежных доходов населения, включая заработную плату, который составил
около 10% в год. Однако данная тенденция во многом объясняется опережающими
темпами доходов у состоятельных граждан, доля которых составляет примерно
только пятую часть населения. На другом полюсе значительная по численности
бедная часть населения, доходы которого ниже прожиточного минимума, а
также нуждающиеся группы с доходами,
незначительно превышающими прожиточный минимум. С апреля 2002 года по апрель 2003 года в группе состоятельных граждан
рост средней месячной прибавки составил 3300 рублей, а в группе бедной
части населения величина прибавки составила всего 116 рублей в месяц.
Поэтому для группы бедных и нуждающихся граждан, доходы которых в полтора-
два раза меньше средних по стране (а они составляют большую часть
населения) размеры пенсий и пособий, которые находятся в зависимости от
заработной платы и частично ее замещают, также будут ниже уровня
прожиточного минимума или незначительно его превышать. Это является
основной причиной консервации замкнутого круга проблем: низкая заработная
плата может воспроизвести только низкие по размеру пенсии и пособия. Особенно обостренна проблема низкой заработной платы, пенсий и пособий
в региональном разрезе. Так, в 2002 году в Ивановской области, Ингушской
Республике, Агинско-Бурятском, Коми-Пермском, Эвенкийском и Усть-Ордынском
Бурятском автономных округах подавляющая часть населения (70-90%) имела
доходы ниже прожиточного минимума. В целом по стране в 58 субъектах
Федерации доля только бедных слоев населения находится в диапазоне 25-50%
(см. таблицу 1). При этом, наиболее массовую группу бедных (две трети) составляют
домохозяйства с работниками. Из них почти половина приходится на малодетные
семьи (1-2 ребенка) с двумя работающими родителями и одиноких
трудоспособных граждан, которые ранее (в дореформенный период) не
относились к малообеспеченным группам населения. Следует отметить и низкий средний уровень доходов населения. Так, по
оценкам специалистов величина среднедушевого дохода 80% россиян составила
примерно 2,2-2,4 тыс. рублей в месяц, что соответствует только
физиологическому прожиточному минимуму. Это в свою очередь ограничивает
финансовые возможности бюджетов всех уровней, так как за счет населения
формируется около 70% всех налоговых поступлений. Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с
позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является
оптимальная (и необходимая) доля заработной платы в ВВП, которая
законодательно резервируется на все виды обязательного социального
страхования. Практика развитых стран использует несколько моделей распределительной
политики. Для одних стран (Германия, Франция, Швеция, Италия) это
соотношение следующее: 60-70% идет на текущую заработную плату (при этом
объем чистой без налогов заработной платы, выплачиваемой работникам,
составляет 22-30% ВВП), а 20-30% резервируется на всю совокупность видов
социального страхования (что составляет от 18 до 34% ВВП). Таблица 1 Численность россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума по регионам (2003г.; в процентах от общей численности населения в каждом субъекте РФ, по данным Госкомстата России)
|I группа (за чертой бедности - пятая часть жителей или меньше): |
|Тюменская область |16,1 |Карелия |20 |
|в том числе: | |Москва |21 |
|Ханты-Мансийский а.о. |11,8 |Санкт-Петербург |21,1 |
|Ямало-Ненецкий а.о. |7,6 | | |
|Российская Федерация (в целом) |25,0 |
|II группа (масштабы бедности в регионе -ниже или на уровне средних |
|показателей по России): |
|Ярославская область |21,4 |Татарстан |24,0 |
|Республика Коми |21,5 |Пермская область |24,1 |
|Тульская область |22,1 |Омская область |24,3 |
|Нижегородская область |22,9 |Мурманская область |24,5 |
|Башкирия |23,1 |Свердловская область |24,9 |
|Томская область |23,3 |Северная Осетия - Алания |24,9 |
|Кемеровская область |23,5 |Белгородская область |25,0 |
|Саха (Якутия) |23,8 | | |
|Аутсайдеры (более половины населения - за чертой бедности): |
|Республика Марий Эл |54,7 |Коми-Пермяцкий а.о. |70,4 |
|Читинская область |57,3 |Агинский-Бурятский а.о. |74,5 |
|Республика Калмыкия |57,4 |Усть-Ордынский Бурятский |82,7 |
| | |а.о. | |
|Ивановская область |67,4 |Ингушская Республика |87,6 |
|Эвенкийский а.о. |67,8 | | |
IV. Социальная политика государства. 4.1.Система социальной защиты и ее развитие Государственные программы стабилизации доходов имеют место
в различных странах. Но порядок их формирования различен.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|