Меню
Поиск



рефераты скачать Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства

p> Дифференциация регионов по НСДД, т.е. по скорректированному в сторону единой покупательной способности рубля среднедушевому доходу населения - одной из важнейших характеристик уровня жизни, крайне велика. Так величина
НСДД в Москве (самый высокий уровень НСДД) в 13,4 раза больше величины НСДД в Агинском Бурятском А.О. Если исключить из рассмотрения эти крайние точки, как, по каким - то причинам, не представительные, то следующий по величине уровень дифференциации - 7,5 , во столько раз НСДД в Ханты Мансийском А.О. больше НСДД в Корякском А.О. . После исключения и этих вторых по порядку крайних точек, максимальная дифференциация составит почти 5 - таково соотношение НСДД в Тюменской и Читинской областях. Таким образом, крайне высокая дифференциация регионов по уровню жизни не является исключительным случаем, связанным с экстремальными условиями жизни в отдельных регионах, а представляет собой давно сложившуюся рутинную ситуацию, к которой все уже привыкли и воспринимают как должное. Резюмируя сказанное в настоящем разделе можно сделать следующие выводы:

Одним из результатов последних десяти лет социально - экономических преобразований в РФ стало снижение реальных располагаемых доходов населения в 1,8 раза. Во втором квартале 2003 г. они составили 55% от уровня 1990г.
Абсолютного максимума реальные доходы населения достигли в 1997г., когда они составляли 73% от уровня 1990г., абсолютного минимума - во втором квартале 1999г. - 51% от уровня 1990г. Последние 12 месяцев характеризуются невысокими, но устойчивыми темпами роста реальных располагаемых денежных доходов населения. Однако, докризисный уровень ещё далеко. Отсутствие какой бы то ни было стратегической линии в социальной политике по поддержке доходов населения привело к тому, что доля малообеспеченного населения ( малообеспеченными считаются все, чьи душевые доходы ниже стоимости ПМ), снизившаяся было с 1992г. когда она составляла 33,6%, до 20,8% в 1997г., за последние 2 года и три месяца возросла до 36% (41% по новой методике исчисления ПМ).

Несмотря на принятый Федеральным собранием РФ 2 июля и подписанный
Президентом РФ 17 июля 1999г. Федеральный закон " О государственной социальной помощи" помощь по признаку малообеспеченности ещё практически
(за исключением нескольких регионов, где эта помощь предоставляется в соответствии со своим региональным законодательством) оказывается мало.

3.3. Заработная плата: динамика; межотраслевая и межрегиональная дифференциация

В апреле 2003г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в экономике равнялась 323,4 руб., что в реальном выражении составило
41% от уровня 1990 г. Доля оплаты труда в денежных доходах населения за этот же период времени снизилась почти вдвое - 74,1% в 1990 г. до 38%-40% в
2003. Соответственно снизилась доля оплаты труда в валовом внутреннем продукте. Так в 1990г. она составляла 42% ВВП, а с 1993г. варьировалась в диапазоне 29% - 32%. В 2003г. доля оплаты труда в ВВП составила 31%.Следует отметить, что сам ВВП за этот период снизился почти вдвое и в 2000г. составил 55% от уровня 1990 г. С 1 кв. 1999г. в показатель "оплата труда" включается объём скрытой заработной платы, учитываемый раньше в статье
"другие доходы". В этом случае доля заработной платы в денежных доходах населения увеличивается до 63,5% - 65%, что уже не так сильно отличается от этого показателя в 1990г. (77%-78%), пересчитанного соответствующим образом. Более приемлемым становится и удельный вес оплаты труда в ВВП. В
1996 - 1998гг. он уже составляет 49%, снижаясь в 2003г. до 42%. Совершенно очевидно, однако, что скрытые формы оплаты труда, которые так улучшили отчётные макроэкономические показатели, имеют место в негосударственном секторе экономики, где зачастую в отчётности отражаются фиктивные ставки заработной платы, ориентирующиеся на уровень оплаты труда в бюджетной сфере. Сама заработная плата, на порядки превосходящая эти фиктивные ставки, не фиксируется ни в какой отчётности.
Часто бывает и так, что работник вообще не включается в списочный состав организации и его заработная плата никак не отражается в бухгалтерской отчётности, даже на фиктивном уровне. Всё это свидетельствует о том, что, по крайней мере, работники бюджетной сферы ощущают снижение удельного веса оплаты труда в ВВП именно до 31%, а работники негосударственного сектора экономики - более чем пятикратное увеличение доли статьи "другие доходы" в денежных доходах населения.

Номинальная среднемесячная заработная плата работника за последние два года более чем удвоилась (выросла на 102%), однако реальная среднемесячная заработная плата в апреле 2003 г. составила лишь 79% её величины в апреле
2002

Вместе с тем в течении последних 12 месяцев сложилась тенденция роста реальной среднемесячной заработной платы одного работника (за исключением обычных её скачков, связанных с концом финансового года в декабре - январе каждого года). Годовой прирост реальной среднемесячной заработной платы одного работника составил 23,6%. Много проблем связано с различиями в заработной плате работающих в частном секторе экономики и работников бюджетного сектора. Заработная плата в бюджетном секторе экономики составляет около 60% средней по РФ заработной платы. Это соотношение связано, в первую очередь, с заработной платой работников социальных отраслей экономики, таких как: образование, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание.

Несколько особняком располагается государственная служба, средняя заработная плата работников которой на 30% выше средней заработной платы в частном секторе экономики и почти в два раза превосходит среднюю заработную плату работников социальных отраслей. Так средняя заработная плата работников образования составляет 41%, здравоохранения - 45%, культуры и искусства - 49%, науки и научного обслуживания - 60% от средней заработной платы работников государственной службы. Правда, если принять во внимание все источники заработной платы, в том числе вторую, третью и т.д. работы, коммерческие источники получения доходов, то уровень заработной платы отдельных отраслей социальной сферы существенно приблизится к уровню оплаты труда работников государственной службы. Так, например, в отраслях культуры и искусства средний уровень оплаты труда составит уже 80%, а в здравоохранении -58% от среднего уровня заработной платы государственных служащих. Однако, в науке и научном обслуживании и образовании прирост средней заработной платы за счёт дополнительных источников не превышает 2%
- 3%

Во втором квартале 2003. реальный размер начисленной среднемесячной заработной платы работника составил 41% от уровня 1990г. За эти годы период доля оплаты труда в ВВП снизилась с 42% до 31%. При учёте скрытой заработной платы из статьи "другие доходы" в статье "оплата труда" доля оплаты труда в ВВП в 2003. "возрастает" до 42% , а в 1996, 1997 и 1998гг. составляет даже 49%. Но для работников государственного сектора экономики
"скрытая заработная плата" является скорее исключением, чем правилом, в связи с чем для них доля "оплаты труда" в ВВП составляет именно 31%.
Последние два, два с половиной года средняя заработная плата работников более высоких децилей в ряду распределения численности работников по заработной плате росла более высокими темпами, чем средняя заработная плата более низких децилей. В связи с этим увеличивалось расслоение населения по уровню душевого дохода и во втором квартале 2003. удельный вес малообеспеченного населения достиг 41%

3.4. Доходы населения

Бюджетные проектировки 2004 года определяют рост реальных денежных доходов населения на 7-8% (по сравнению с 2003 годом), что позволит несколько превзойти уровень 1997 г. и составит 70-75% уровня 1991 г. При этом прирост зарплаты составит 8,0-9,5%.

Предложенные показатели их увеличения в проекте федерального бюджета основаны на следующих проектировках:
* минимальный размер оплаты труда на 2004 год планируется в

размере 600 рублей в месяц;
* прогнозируемая среднегодовая величина прожиточного минимума

трудоспособного населения в 2004 году (по данным Минэкономразвития

России) составит 2730 рублей, пенсионеров - 1900 рублей, детей - 2445

рублей; в 2004 году предполагается пересмотреть потребительскую корзину,

что повысит величину прожиточного минимума ориентировочно на
10

процентных пункта;
* расчетное соотношение между минимальным размером оплаты труда

и среднегодовой величиной прожиточного минимума трудоспособного

населения на 2004 году составит 22,0%; это несколько выше, чем в 2003 году,

но значительно ниже, чем в 2002 году (24,4%);
* доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного

минимума в 2004 году прогнозируется примерно на уровне 20,5 - 21,5% от

общей численности населения (по сравнению с ожидаемой величиной 22,5% в

2003 году). В случае же законодательного пересмотра потребительской

корзины можно ожидать увеличения показателей бедности примерно на 5

процентных пункта.

На повышение тарифных ставок (окладов) ETC работников федеральных государственных учреждений в проекте федерального бюджета на 2004 год предусмотрено свыше 42 млрд.рублей в расчете на год, а бюджетам субъектов
Российской Федерации и местным бюджетам потребуется изыскать дополнительно к 2003 году порядка 90,2 млрд. рублей.

Однако в Фонде софинансирования социальных расходов федерального бюджета на 2004 год, через который в предыдущие годы выделялась финансовая помощь субъектам Российской Федерации на повышение заработной платы работникам организаций бюджетной сферы, соответствующие средства не предусмотрены.

В целом доля расходов федерального бюджета, направляемых на обеспечение оплаты труда (с учетом начислений на фонд оплаты труда единого социального налога) всех категорий работников бюджетной сферы, финансируемых из федерального бюджета, в общих расходах федерального бюджета, составит в
2004 году 19,1%.

Предполагается, что реализация данных бюджетных проектировок позволит компенсировать рост цен на товары и услуги в 2004 году. Это означает, что достигнутый в 2003 году уровень покупательной способности заработной платы работников бюджетной сферы сохранится в 2004 году, а поэтому сколько-нибудь серьезного снижения уровня бедности данной категории населения не произойдет. Кроме того, по-прежнему сохраняются существенные различия в уровнях заработной платы по отраслям экономики. Средняя заработная плата работников образования, здравоохранения, культуры, органов социального обеспечения в 2004 году не превысит 60% от средней заработной платы в промышленности и сохранит свою крайне низкую покупательную способность.

Более того, в проекте федерального бюджета на 2004 г. не предусмотрен очередной этап повышения ставок и окладов работников бюджетной сферы при постоянном отставании их заработков от роста прожиточного минимума.

В этой связи важно отметить следующие принципиальные моменты. Размеры заработной платы, пенсий и социальных выплат в связи с временной или постоянной утратой трудоспособности, безработицей, виды и качество доступной медицинской помощи определяют базовые характеристики социальной политики государства, эффективность ее бюджетных механизмов, типы воспроизводства населения: простого, суженного или расширенного.

При этом определяющее значение для формирования бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов имеет заработная плата. Это связано с тем, что заработная плата является базой исчисления единого социального налога и страховых взносов в Пенсионный, медицинские фонды и
Фонд социального страхования.

В этой связи характеристики заработной платы (ее доли в ВВП и в доходах населения), динамика роста и показатели распределения по группам населения позволяют оценить возможности и перспективы роста величины пенсий и пособий, виды и объемы медицинской помощи.

Благоприятные тенденции в экономике страны в последние четыре года положительно сказались на общих макроэкономических показателях доходов и уровне жизни населения. В течение 2000-2003 годов отмечен реальный рост денежных доходов населения, включая заработную плату, который составил около 10% в год. Однако данная тенденция во многом объясняется опережающими темпами доходов у состоятельных граждан, доля которых составляет примерно только пятую часть населения. На другом полюсе значительная по численности бедная часть населения, доходы которого ниже прожиточного минимума, а также нуждающиеся группы с доходами, незначительно превышающими прожиточный минимум.

С апреля 2002 года по апрель 2003 года в группе состоятельных граждан рост средней месячной прибавки составил 3300 рублей, а в группе бедной части населения величина прибавки составила всего 116 рублей в месяц.
Поэтому для группы бедных и нуждающихся граждан, доходы которых в полтора- два раза меньше средних по стране (а они составляют большую часть населения) размеры пенсий и пособий, которые находятся в зависимости от заработной платы и частично ее замещают, также будут ниже уровня прожиточного минимума или незначительно его превышать. Это является основной причиной консервации замкнутого круга проблем: низкая заработная плата может воспроизвести только низкие по размеру пенсии и пособия.

Особенно обостренна проблема низкой заработной платы, пенсий и пособий в региональном разрезе. Так, в 2002 году в Ивановской области, Ингушской
Республике, Агинско-Бурятском, Коми-Пермском, Эвенкийском и Усть-Ордынском
Бурятском автономных округах подавляющая часть населения (70-90%) имела доходы ниже прожиточного минимума. В целом по стране в 58 субъектах
Федерации доля только бедных слоев населения находится в диапазоне 25-50%
(см. таблицу 1).

При этом, наиболее массовую группу бедных (две трети) составляют домохозяйства с работниками. Из них почти половина приходится на малодетные семьи (1-2 ребенка) с двумя работающими родителями и одиноких трудоспособных граждан, которые ранее (в дореформенный период) не относились к малообеспеченным группам населения.

Следует отметить и низкий средний уровень доходов населения. Так, по оценкам специалистов величина среднедушевого дохода 80% россиян составила примерно 2,2-2,4 тыс. рублей в месяц, что соответствует только физиологическому прожиточному минимуму. Это в свою очередь ограничивает финансовые возможности бюджетов всех уровней, так как за счет населения формируется около 70% всех налоговых поступлений.

Принципиально важным вопросом, который требует своего решения с позиции социальной политики и бюджетного регулирования, является оптимальная (и необходимая) доля заработной платы в ВВП, которая законодательно резервируется на все виды обязательного социального страхования.

Практика развитых стран использует несколько моделей распределительной политики. Для одних стран (Германия, Франция, Швеция, Италия) это соотношение следующее: 60-70% идет на текущую заработную плату (при этом объем чистой без налогов заработной платы, выплачиваемой работникам, составляет 22-30% ВВП), а 20-30% резервируется на всю совокупность видов социального страхования (что составляет от 18 до 34% ВВП).

Таблица 1

Численность россиян с денежными доходами ниже прожиточного минимума по регионам

(2003г.; в процентах от общей численности населения в каждом субъекте РФ, по данным Госкомстата России)


|I группа (за чертой бедности - пятая часть жителей или меньше): |
|Тюменская область |16,1 |Карелия |20 |
|в том числе: | |Москва |21 |
|Ханты-Мансийский а.о. |11,8 |Санкт-Петербург |21,1 |
|Ямало-Ненецкий а.о. |7,6 | | |
|Российская Федерация (в целом) |25,0 |
|II группа (масштабы бедности в регионе -ниже или на уровне средних |
|показателей по России): |
|Ярославская область |21,4 |Татарстан |24,0 |
|Республика Коми |21,5 |Пермская область |24,1 |
|Тульская область |22,1 |Омская область |24,3 |
|Нижегородская область |22,9 |Мурманская область |24,5 |
|Башкирия |23,1 |Свердловская область |24,9 |
|Томская область |23,3 |Северная Осетия - Алания |24,9 |
|Кемеровская область |23,5 |Белгородская область |25,0 |
|Саха (Якутия) |23,8 | | |
|Аутсайдеры (более половины населения - за чертой бедности): |
|Республика Марий Эл |54,7 |Коми-Пермяцкий а.о. |70,4 |
|Читинская область |57,3 |Агинский-Бурятский а.о. |74,5 |
|Республика Калмыкия |57,4 |Усть-Ордынский Бурятский |82,7 |
| | |а.о. | |
|Ивановская область |67,4 |Ингушская Республика |87,6 |
|Эвенкийский а.о. |67,8 | | |

IV. Социальная политика государства. 4.1.Система социальной защиты и ее развитие

Государственные программы стабилизации доходов имеют место в различных странах. Но порядок их формирования различен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.