Меню
Поиск



рефераты скачать Дифференциация доходов и проблемы социального неравенства

p> В процессе распределения формируются персональные доходы населения:

* номинальный доход - полученная в течение определенного периода сумма

денег;

* располагаемый доход - номинальный доход за вычетом налогов;

- реальный доход - количество товаров, которые можно приобрести на

располагаемый доход.

Структура номинальных доходов:

* факторные доходы:
* заработная плата (25% ВВП );
- доходы от собственности, земли, предпринимательской деятельности

(45,9%);
- доходы от личного подсобного хозяйства (1,7%);

* трансферты (7,8%) - пенсии, пособия по безработице, малоимущим,

компенсации на детей;

* доходы через финансово-кредитную систему - по государственному и

частному страхованию, банковские ссуды, рост стоимости акций, процент по

вкладам, выигрыши по лотереям, компенсации.

* Распределение по труду было господствующей формой распределения в условиях реального социализма, т.е. 90%-го контроля государства (в 1992 г., по Гайдару его доля составила 55%, а норма 40-45%). Но в порах госэкономики существовали и другие способы распределения - например, криминогенные формы - взятки, использование служебного положения для личного обогащения, элементарное воровство существовали практически всегда.
С 60-х годов (экономическая реформа) - появились элементы распределения по доходу со своих средств производства (фонды экономического стимулирования) и теневая экономика, а также доходы от своей должности.

Структура отношений распределения в условиях реального социализма [12;50]:

* распределение по труду - охватывало в 1990 г. 114,6 млн. чел. (80,2 %

официальных доходов);
* распределение через общественные фонды потребления - 7,4 %;
* доходы от личного подсобного хозяйства - 3,1 % ;
* другие формы распределения - 9,3 % .

В составе заработной платы около 17-30 % [7; 116] занимали доходы работников от своих средств производства, своей собственности (по капиталу)
- фонды экономического стимулирования (премии).

Значительную долю доходов (по оценкам, 60-170 млрд. руб.1[6], по официальной статистике - 99,8 млрд. руб. [12;50]) население получало через занятость в неофициальной (теневой экономике), в которой было занято около
30 млн. чел.

Работники партийно-государственного аппарата и руководители предприятий
(5,9 млн. чел. с членами семей) получали доходы по труду, по привилегиям и криминогенным формам.

Заключенные, бомжи (1 млн. чел., в 1937 г. 10-13 млн. чел. было в ГУЛаге
[8; 13]) выпадают из отношений распределения.

Шабашники (временные строители, 6 млн. чел.) участвовали в распределении доходов через распределение по труду, криминогенные формы, приписки.

Таким образом, в условиях реального социализма существовали три формы
(способа) распределения:

* по труду;
* по доходу со своих средств производства, от своей должности;
- криминогенные формы.

Способ распределения определяется способом участия в производстве, а он зависит от отношения к средствам производства. Но в условиях экономики дефицита получение одинаковой суммы дохода не обеспечивало одинаковый уровень потребления. Он определялся доступом к благам, их распределению и местам реализации, наличием привилегий, номенклатурного статуса
-нелегальный рынок, карточки, очереди (распределение по активности в сфере реализации).

Результат 70-летнего действия распределения по труду, призванного преодолеть присущую буржуазному обществу глубокую социальную дифференциацию:
* богатые - 2-3% семей (3% в США);
* малообеспеченные - 86% (20% в США);
* средний класс - отсутствует (60% и 17% обеспеченных в США).

2.1. Исходные положения концепции реформы распределения

Концепция реформы распределения основывается на следующих исходных положениях:

1) многообразию форм собственности, адекватному технологической

неоднородности современного производства, соответствует многообразие

форм и способов распределения доходов;

2) эффективность обратного воздействия распределения на производство

зависит от формируемых тем или иным способом распределения мотивов

экономического поведения и, прежде всего, мотивов труда;

3) генетической основой мотивации активного экономического поведения

является диалектика труда и собственности;

4) абстрактно-всеобщими направлениями реформирования системы

распределения в обществах современной цивилизации являются обособление

хозяйствования и индивидуализации присвоения.

В переходной экономике обеспечивается переход от стимулирования труда наемного работника к формированию интегральной системы, включающей (или основанной) мотивацию.

Мотив труда - это внутреннее побуждение, самостимулирование деятельности, направленной на удовлетворение потребностей экономических субъектов [9; 138].

Стимул представляет собой внешнее воздействие на экономического субъекта, наемного работника. Свободный труд немыслим без мотивации.
Мотивация возникает при условии собственнического (хозяйского) положения непосредственного производителя, это активная его характеристика.
Заработная плата - это стимул к труду, внешнее воздействие, экономическое принуждение к труду, пассивная характеристика экономического субъекта.

Отсутствие внутренних мотивов труда в условиях неперсонифицированных форм присвоения (государственная, колхозная собственность) обусловливало эффект привыкания к тем или иным стимулам и необходимость непрерывного разрастания составных элементов систем стимулирования труда.

Поскольку мотивация обусловлена единством труда и собственности, то в экономической истории выделяются следующие исторические этапы их диалектики:

* начальное единство труда и собственности на базе общинной собственности

(результат слабости отдельной личности);

* полная поляризация труда и собственности в условиях рабства;

* парцелляризация земли (превращение непосредственного производителя из

говорящего орудия в хозяйствующего субъекта), как первый шаг к

соединению труда и собственности в условиях феодализма;

* возврат к полной поляризации труда и собственности в период становления

капитализма, на основе машинизации труда;

* альтернативные варианты соединения работника и собственника - на основе

госсобственности (реальный социализм) и на основе демократизации капитала

(страны запада).

В настоящее время складываются следующие способы распределения в формирующихся секторах экономики:

1. Государственный сектор - сужение его через приватизацию, коммерциализацию (на основе аренды или передачи в полное хозяйственное ведение) ведет к сокращению сферы действия распределения по труду, т.к.

коллективы госпредприятий участвуют в распределении как владельцы средств производства, присваивают предпринимательский доход, как и другие субъекты рыночной экономики. Но доминирующей формой личного распределения
(персонального) является распределение по труду в соответствии с единой тарифной сеткой, т.е. по индивидуальным или бригадным затратам труда.

2. Корпоративный сектор - т.к. основан на объединении собственности

граждан (частной), то распределение для всего коллектива собственников

осуществляется по капиталу (доходу с находящихся в общей собственности

средств производства) и присваивается предпринимательский доход. Внутри

коллектива собственников распределение осуществляется по труду, если

собственность общая, по паям, если долевая и по капиталу, если акционерная.

Но это реализуется в конечном распределении (по итогам года, квартала), в

течение года распределение осуществляется по труду в соответствии с ETC.

3. Частный сектор - здесь формируются: доход на собственность (процент на

капитал) и предпринимательский доход, который включает:

- вознаграждение работника - собственника за труд по управлению

производством (Д.С. Милль, Ж.Б. Сэй, А. Маршалл);

- эффект использования передовых технологий, коммерческих и

организационных нововведений (Й. Шумпетер);

- эффект правильной оценки степени риска, т.е. будущей неопределенной

экономической ситуации (Ф. Найт).

4. Теневой сектор (30-50% ВВП, в развитых странах - 5-6% ВВП) -

существенно возросли доходы, что обусловлено как инфляционным их

ростом, так и усилением налогового прессинга, заставляющего

предпринимателей использовать противозаконные способы получения дохода

(наличный оборот, укрываемый от налогообложения). П. Бунич: «Наш рынок

на 80% теневой, криминальный, а крупный бизнес - на 100%».

5. Формируются принципиально новые элементы распределительного

механизма, например, распределение по унаследованному капиталу.

Обеспечение потомкам более достойных условий жизни - важнейший мотив

труда, хотя в условиях инфляции мотивация накопления существенно

снижается.

Таким образом, новая концепция распределения доходов основывается на реализации мотивов экономического поведения собственника, возникающих при условии индивидуализации присвоения в рамках всех крупномасштабных форм собственности. Поэтому восстановление более высоких мотивационных потенций распределительного механизма

соответствует этапам развития (степени развитости) индивидуализации присвоения и обособления хозяйствования.

Новый механизм распределения обусловливает создание соответствующего механизма перераспределения доходов. Он выступает стержнем распределительной системы постиндустриальных стран, т.к. через систему трансфертных платежей обеспечивает социальную защиту не имеющим собственности слоям населения.

Но перераспределительные процессы имеют определенные границы, за пределами которых тормозят развитие производства. Требования справедливости в распределении доходов не должно снижать мотивацию роста доходов хозяйствующих субъектов.

Наконец, вопрос о регулировании доходов в переходной экономике решается через индексирование заработной платы в соответствии с инфляционным ростом пек, а также прогрессивное налогообложение, контроль за использованием доходов.

Изложенные концептуальные положения реформы механизма распределения доходов обусловливают необходимость анализа основных направлений рыночной трансформации механизма распределения в РФ.

2.2. Тенденции и направления рыночной трансформации механизма распределения доходов в РФ

Доход - категория, неизвестная советской экономике. Поэтому первое направление рыночной трансформации - легализация рыночных доходов, в т. ч., и считавшихся нетрудовыми (спекулятивных) т.е. денежного выражения результатов деятельности физического или юридического лица, регулярно и законно поступающего в его непосредственное распоряжение. Условием получения дохода становится всякое активное участие в экономической жизни, предполагающее необходимость делать нечто полезное для других людей, а не только работа на госпредприятии. В обмен на это полезное участие люди передают нам часть находящихся у них денег. Т.е. получение дохода - свидетельство участия лица в экономической жизни, а размер дохода
- показатель масштаба такого участия.

Важной тенденцией является формирование многообразия функциональных
(факториальных) доходов в зависимости от источника, спроса и предложения фактора производства, т. е. в соответствии с многообразием форм собственности:
* заработная плата наемных работников;
* жалованье служащих в госсекторе;
* рента земельных собственников и домовладельцев;
* доходы мелких собственников (комбинация заработной платы, прибыли,

ренты, процента и дивидендов).
* Перераспределительное вмешательство государства также формирует новые формы персонального (вертикального) распределения доходов, т. е. фактического распределения доходов по отдельным группам населения
-домохозяйствам; которые не зависят от источников, объединяют прибыль, пособие по безработице в одно понятие дохода и устанавливают объективную имущественную иерархию в обществе:

* пособие по безработице ( выплачивается в течение первых трех месяцев в

размере 75 % среднемесячной заработной платы, следующие 4 месяца - 60 %,

последние 5 месяцев - 45 %),
* компенсационные выплаты - на детей, на хлеб, пенсионерам;
* индексация доходов, вкладов;
* установление минимальной заработной платы.

Новые способы распределения доходов формируются в соответствии с индивидуализацией присвоения через формирование частной индивидуальной собственности, выделение доли работника в имуществе предприятия и формирование корпоративной собственности. Без такой индивидуализации присвоения в рамках крупномасштабных форм собственности, как показала практика отчуждения работника от собственности на западе и востоке, положительный импульс, заложенный в коллективной собственности, реализоваться не может. Важную роль в трансформации распределительных отношений играет обособление хозяйствования, т.е. отделение дохода работника, группы от общего государственного или сверхконцентрированного коллективного «котла» (пирога). Эта тенденция характерна для всех стран, углубляющих рыночные начала. Она реализуется через приватизацию государственной собственности или выделение отдельных производств, подразделений в рамках единой фирмы с полноценным присвоением дохода в рамках ограниченного коллектива. К числу способов обособления хозяйствования относятся приватизация, полное хозяйственное ведение, аренда, разукрупнение.

Историко-генетический анализ позволяет выделить следующие этапы

рыночной трансформации механизма распределения в РФ: 1.
Коллективный подряд (хозяйственное ведение) (начало 80-х годов) представлял собой реализацию государственной собственности.
2. Аренда имущества государственного или колхозно- кооперативного

предприятия (с середины 80-х годов) выступала как юридическая форма

реализации государственной собственности через разделение права

собственности и права хозяйствования.

3. Приватизация имущества и земли в индивидуальную частную

собственность (малую) и общую долевую (совместную).

III. Дифференциация доходов и проблема бедности в современной

России

Допущение безработицы, наряду с другими факторами обусловливает дополнительную необходимость в переходной экономике создания механизма перераспределения доходов. Закон РФ «О занятости населения в РФ» [18 ] с мая 1991 г. легализовал статус безработного. К числу общеэкономических причин безработицы относится: высокий трудосберегающий эффект новых технологий; непрерывная структурная перестройка;
-потребность в квалифицированных, творчески мыслящих работниках. В переходной экономике добавляются дополнительные причины:

* чрезмерная занятость в советской экономике;

* падение производства - на 50 % в 1991-99 гг.;

* глобальная структурная перестройка;

* уменьшение степени государственного патернализма.

Занятость в России в условиях глубокого экономического кризиса сокращалась темпами, существенно уступавшими темпам снижения ВВП страны. В
1992-1997 гг. на каждый процент снижения ВВП страны уменьшение численности занятых в экономике составляло в среднем 0,34%. В целом за период реформ занятость в России сократилась на 10 млн. чел. Однако при этом не произошло сколько-нибудь значительного в масштабах всей страны всплеска открытой безработицы. В результате экономических реформ к середине 1999 года общее количество безработных составило 10,4 млн. человек, из которых лишь 1,6 млн. человек являются официально зарегистрированными безработными. [13 ].

Государственные меры борьбы с безработицей:

1) из средств Фонда занятости оплачивались на начальных этапах простои

предприятий;

2) создана Служба занятости, включающая региональные Центры занятости

населения;

3) поощрение государственными субсидиями частичной занятости под заработную плату;

разделение рабочих мест - 1 рабочее место предоставляется 2 рабочим с

разделением заработка — налоговые льготы таким компаниям;

досрочный выход на пенсию - широко использовался в госаппарате в

начале переходного периода;

6) расширение программ переподготовки - по 118 профессиям и

специальностям в Ростовской области;

7) социальная помощь безработным - пособие, путевки детям, подарки к

новому учебному году.

Появление такого социального феномена, как безработица, воздействует на распределение доходов в сторону углубления дифференциации. Этому же способствует развитие предпринимательской активности населения, которой обладают не более 10% трудоспособных. Об этом свидетельствует кривая Макса
Лоренца, каждая точка которой показывает, какую долю в суммарном доходе имеет тот или иной процент семей с определенным уровнем доходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.