p> Одна часть средств таких программ формируется через государственный
бюджет и используется централизованно. Другая часть средств образуется за
счет прибыли на самих предприятиях и фондах, (В бывших странах
«государственного социализма» около 70% средств таких программ
формировалось за счет государственного бюджета и только 25-30% средств — за
счет прибылей предприятий). Через каналы государственных программ помощи удовлетворяются
потребности в воспитании юных членов общества, содержании престарелых и
нетрудоспособных, обеспечении (отчасти) получения образования, сохранения
здоровья. Степень удовлетворения этих потребностей определяется сложившимся
в данных условиях уровнем экономического развития и ценностными
установками, сложившимися в обществе. Распределение средств по линии программ помощи осуществляется по трем
направлениям. Первое направление характеризуется тем, что часть поступлений,
получаемых населением, находится в зависимости от труда, но при этом
принимаются во внимание и размеры удовлетворенных потребностей. Второе направление характеризуется тем, что проводимые выплаты не
имеют связи с трудом данного работника, а в расчет берется размер
потребностей, на удовлетворение которых эти выплаты направляются. Эти
выплаты охватывают пособия на детей многодетным работникам, одиноким
матерям, на специализированное лечение, дотации государства на содержание
детей в детских учреждениях, в школах-интернатах. Размер такой дотации
зависит от количества детей и уровня доходов родителей. Особенность третьего направления определяется тем, что основная их
часть, выступающая в форме льгот и услуг, поступает населению
непосредственно в натуральной форме через соответствующие учреждения
непроизводственной сферы. Эта часть распределяемых средств формирует своего
рода «дополнительные» доходы: они не проходят через бюджет семьи и ими
нельзя распоряжаться по ее усмотрению. Такие доходы распределяются без
учета меры индивидуального труда и целиком определяются интересами и
возможностями общества на данный конкретный исторический момент.
Потребителем части государственной помощи выступают не все трудящиеся
вообще, а только те, которые имеют в этом потребность и только в меру этой
потребности. Например, за бесплатной медицинской помощью в большей степени
обращаются те, кто чаще и серьезнее болеет и не может оплачивать
медицинские услуги, услугами школьных учреждений — тот, у кого больше детей
в школьном возрасте. Другими словами, выплаты по линии программ помощи призваны смягчить
различия в уровне доходов, вызванные не различиями в труде, а причинами,
стоящими вне самого процесса труда, а также способствовать удовлетворению
ряда потребностей, наиболее важных с точки зрения задач формирования
способностей к труду, развития личности, достижения более высокого
общеобразовательного и культурного уровней, доступного здравоохранения,
пенсионного обеспечения. Но поскольку эта форма распределения затрагивает
интересы общества в целом и каждого его члена в отдельности, то
государственная политика в этой области должна быть особенно активной 4.2. Цель стабилизационной политики - "средний класс". Его развитие в постсоветский период. Целью уменьшения дифференциации общества является образования некоего
"среднего класса" как приспособления общества - большинства населения - к
рыночным условиям. Наличие, рост среднего класса в любой стране рассматриваются как
свидетельство эффективности проводимых преобразований, как критерий того,
что реформы идут в правильном направлении и приобретают необратимый
характер. Большой удельный вес среднего класса в системе социальной
стратификации является одним из существенных признаков общества,
определяемого как "развитое", "цивилизованное". В то же время отсутствие
среднего класса после десяти лет реформ служит аргументом для тех, кто
настаивает на радикальном изменении политического курса. Эти обстоятельства часто придают идеологическую окраску дискуссиям о
среднем классе. Так, нередко звучит мысль о том. что в дореформенном,
постсоветском обществе средний класс фактически существовал, но был
"размыт", погублен курсом реформ, а его место заняли полукриминальные
"элементы". Согласно противоположной точке зрения, средний класс неизбежно
должен сложиться в результате стабильного функционирования рыночной
экономики. При этом сторонники обеих точек зрения, как правило,
ограничиваются указанием на наличие некоторых известных критериев отнесения
к среднему классу (уровень образования, социально-профессиональный статус). Однако делать однозначные выводы о наличии среднего класса в
социалистическую и постсоциалистическую эпохи нельзя. Помимо обычных
признаков отнесения к этому тезису, есть и "классические" признаки и
функции среднего класса в обществе. Прежде всего - это основной
экономический донор: бюджет страны складывается из налогов широкого слоя
налогоплательщиков, рассматривающих себя как опору государства и по этой
причине наделенных правом контролировать его расходы. Понятно, что
административно-командная экономика предполагала лишь декоративные формы
контроля, типа "народного контроля". К тому же система
уравнительного распределения доходов предусматривала совершенно иные
принципы формирования налоговой базы о том, что у страны есть бюджет,
принятие которого на полгода становится главным делом парламента, страна
узнала сравнительно недавно. Другая важнейшая функция среднего класса - его ведущая роль в процессе
вертикальной мобильности. Основные социальные перемещения в обществе
происходят как внутри среднего класса, так и между ним и другими элементами
социальной структуры. Именно свободные каналы восходящей вертикальной
мобильности, ясные перспективы социального роста, базой которого выступают
образование и уровень квалификации, должны обеспечивать высокий уровень
благосостояния представителей среднего класса. В СССР, безусловно, был
высок престиж образования, его уровень обеспечивал достижение относительно
высоких профессиональных позиций. Но карьерный рост имел предел,
преодоление которого было связано с вступлением в партию, другими
демонстративными проявлениями лояльности к режиму, то есть факторами,
лежащими в иной плоскости, нежели профессионально-квалификационные. В "экономике дефицита" величина дохода напрямую не определяла характер
потребления. Уровень престижного потребления достигался с помощью "блата",
связей или определялся статусом должности в виде пайков, ордеров и т. л.
Таким образом, была закреплена зависимость соответствующего социального
слоя от власти, не означавшая, впрочем, полной поддержки советского режима.
Речь, конечно, идет о внутренней поддержке, поскольку при формальной и
безальтернативной системе выборов внешняя поддержка была обеспечена на
99,9%. Поэтому существовавшая в СССР прослойка, хотя и обладала некоторыми
чертами классического среднего класса, не являлась им по своим социальным
функциям. Это был псевдосредний класс, который в плановой экономике не имел
никаких шансов превратиться в настоящий средний класс. . Каковы же перспективы формирования среднего класса в нашей стране
сегодня? Во многом они зависят от успешной адаптации населения,
формирования продуктивных моделей социально-экономического поведения,
адекватных сложившейся хозяйственной ситуации. Характеристики процесса
адаптации в настоящее время очевидны. Прежде всего, на смену доминировавшим
ранее надеждам на государство приходит существенно большая ориентация
населения на собственные силы и возможности. Жестко заданные и ограниченные
типы социально-экономического поведения уступают место разнообразию типов
социального действия. На смену прямому и непосредственному властному
хозяйственному и идеологическому контролю приходят такие универсальные
регуляторы, как деньги и правовые нормативы. Новые способы и стандарты
поведения обусловлены различными источниками формирования, хотя часто они
не корректируются ни устойчивыми нравственными нормами, ни правовыми
санкциями. В общественном мнении сформировалось вполне определенное понимание законов вертикальной мобильности: путь наверх невозможен без нужных связей и денег, причем деньги часто являются производной от связей.
Трудолюбие и наличие профессии, пользующейся спросом, - факторы
второго уровня. Что же касается знаний и опыта, то их считают необходимым
условием продвижения к успеху далеко не большинство опрошенных. Невостребованность квалифицированного персонала или востребованность
только при наличии нужных связей деформирует цепочку: образование
-квалификация - доходы - долгосрочные сбережения - уровень потребления,
обеспечивающую формирование и развитие среднего класса. Образование не
гарантирует получение работы с перспективами роста. Работа не гарантирует
доход: зарплата у представителей одной профессии в частном и
государственном секторах различается на порядок. Доход не гарантирует
статус, поскольку многие источники высоких доходов незаконны. А
противоречивость законодательства, несовершенство налоговой системы
превращают практически любое предприятие в правонарушителя и вынуждают
владельцев предприятий при найме работников обращать внимание не столько на
их профессиональные и деловые качества, сколько на факторы, подтверждающие
их безусловную "надежность". При этом доверие со стороны нанимателя и
лояльность со стороны работника поддерживаются жесткими санкциями в виде
"отлучения" от источников дохода или потери рабочего места. Широко распространено мнение, что общество не вышло из полосы
нестабильности, не исключено резкое изменение принципов финансовой
политики, в экономической политике имеет место "чехарда законов", "законы
непоследовательны и противоречат друг другу", "существующая система не
стимулирует легальную деятельность". Отсутствие доверия к власти и ее
финансовым институтам лишает потенциальный средний класс возможности
строить долгосрочные стратегии роста благосостояния и переводит
значительную часть возможных накоплений в сферу потребления. Также о кризисном характере адаптации говорит и несбалансированность
взаимосвязей статусно-ролевых позиций и социальной идентичности, что
"выливается" в неустойчивые формы социального поведения. Невозможность
реализации большинством населения своих социально-экономических притязаний,
повышения или хотя бы поддержания социального статуса будет блокировать
продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать
социальное напряжение, препятствующее нормальному функционированию системы
социальных институтов, замедляющее формирование социальной структуры с
прочной фиксацией социальных ролей и функций. Нельзя обойти вниманием и политическую самоидентификацию потенциального
среднего класса, которая в принципе должна отражать его ориентацию на
стабильность политической ситуации. Политическая самоидентификация
заключается прежде всего в делегировании властных полномочий в форме
электорального поведения. Оказавшись в сфере взаимодействия различных
политических партий и движений, индивид должен сделать "осознанный выбор" в
пользу политической организации, в наибольшей степени выражающей его
интересы. В условиях, когда не "работает" традиционная политическая шкала
западноевропейского типа, а
рациональный прагматизм не подкреплен институционально, встает задача
поиска "работающего" индикатора политической идентификации. На наш взгляд,
прослеживается определенная взаимосвязь между степенью адаптированности
населения и существующим спектром политических взглядов различных групп
населения. В этой связи жизнеспособность каждого из вариантов социально-
экономического развития страны, предлагаемых различными политическим
силами, фактически детерминируется успехом адаптации населения к новым
условиям жизни. Размах и темп социально-экономических реформ также
объективно диктуются адаптационным потенциалом населения. Хотя в целом тенденции адаптации населения свойственны кризисные черты,
в обществе имеется социальный слой, характеризующийся сформированными
специфическими образцами социального поведения, обладающий устойчивостью,
которую он стремится закрепить и легитимизировать. Созданы жизненный стиль,
социально-культурное поле, элементы которого активно представлены в
обществе. Однако следует учитывать два существенных момента: во-первых,
относительную немногочисленность этого слоя (примерно 7% всего населения);
во-вторых, его замкнутость, ориентацию на социальное взаимодействие
преимущественно в "своей" среде, своеобразную кастовость, символом которой
является "демонстративное потребление" (по Т. Веблену). Таким образом, реально можно говорить о высшем слое, которому присущи
все основные черты сформированной социальной страты: нормы и санкции,
поддерживающие ее устойчивость, культурные символы взаимодействия,
практически завершившийся процесс оформления групповой идентичности и
связанный с последней образ жизни. Ничего подобного нельзя сказать о среднем слое, для которого характерна
дисгармрния отношений между типом идентичности и занимаемой статусной
позицией. Можно выделить несколько причин, по которым формирование
масштабного среднего класса оказалось заблокированным. Прежде всего это
связано с механизмом приватизации, способствовавшим созданию крупных, но не
средних и мелких собственников, хотя именно такая цель была поставлена в
качестве основной "архитекторами" приватизации, Вторая причина - торможение восходящей социальной мобильности.
Потенциальное ядро среднего класса, которое, по нашим оценкам, включает
примерно 15-20% населения, характеризуется адаптационными навыками,
реализацией достаточно успешных стратегий социально-экономического
поведения. Все это, однако, еще не делает данную часть общества "классом в
себе", поскольку, хотя и имеются важные предпосылки формирования среднего
класса, практически отсутствуют, во-первых, стереотипы массового
социокультурного поведения, а во-вторых, устойчивая самоидентификация,
которая должна быть обеспечена идеологической поддержкой, выступающей в
виде признания особого достоинства, символической оплаты за издержки
адаптационных усилий. Тем более нельзя говорить о "классе для себя", так как сегодня средние слои не имеют серьезных рычагов влияния на макроэкономические и
политические процессы. Нестабильность политической ситуации, отсутствие
последовательности и предсказуемости в действиях властей, значимых
горизонтальных связей, реальной поддержки авторитетных общественных
организаций делают представителей данного слоя уязвимыми перед угрозой
потери достигнутых в ходе адаптации позиций. Сложившаяся налоговая система,
стимулирующая сокрытие доходов, также не способствует контролю над властью
со стороны налогоплательщиков. Структурное оформление среднего класса возможно при наличии
непротиворечивого и взаимодополняющего комплекса внутренних и внешних
факторов. К числу . внутренних можно отнести развитие автономной
активности, четкое очерчивание круга социальных интересов, групповую
идентификацию, формирование системы социокультурных ценностей, норм и
санкций, а к числу внешних - стабилизацию социально-экономических и
политических институтов и способность общества к воспроизводству этой
стабильности, под которой следует понимать не консервацию существующего
порядка, а предсказуемость и открытость действий власти. 4.3. Проблемы реформирования системы социальной защиты Что же касается мер по борьбе с социальной бедностью, то они
заключаются непосредственно в области перераспределения доходов в рамках
социальной защиты населения. В соответствии с Программой социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), в 2005
году реальные доходы населения увеличатся на 24-28 % по сравнению с прошлым
годом. При этом реальная заработная плата возрастет на 30-34% за счет
повышения производительности труда, повышения минимальных государственных
гарантий по оплате труда и снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты
труда. Ускоренное развитие сферы социальных услуг и адресная социальная
защита позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления.
Более быстрыми темпами будут расти доходы малообеспеченных социальных
групп. Новые механизмы финансирования пенсий и формирования пенсионных
обязательств будут способствовать обеспечению финансовой устойчивости
пенсионной системы и повышению уровня жизни пенсионеров. В основу реформ в сфере социальной поддержки населения будет положен
принцип адресной направленности социальной помощи на основе проверки
нуждаемости, сутью которой является сосредоточение государственных ресурсов
на удовлетворении потребностей тех, кто наиболее в них нуждается. В России разработана и утверждена Правительством Российской Федерации и
реализуется федеральная целевая программа «Сокращение различий в социально-
экономическом развитии регионов Российской Федерации 2002-2010 годы и до
2015 года». Она состоит из двух этапов:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|