3.2. Прогноз финансовых показателей и Программа
развития
ЗАО «Эйр Казахстан» на период 2001-2005 года
В 2001 году ЗАО
«Эйр Казахстан» планирует получить прибыль в размере 1 171 млн. тенге.
Общий доход
составит 15 099 млн. тенге, в том числе доход от основной деятельности – 13 316
млн. тенге или 88% в общих доходах, доходы от прочей деятельности – 1 783 млн.
тенге.
Расходы составят
13 928 млн. тенге, в том числе сумма оперативных расходов (от основной
деятельности) 11 919 млн. тенге или 86% в общих расходах.
Расходы периода
составят 2 010 млн. тенге, из них общие и административные расходы на сумму 764
млн. тенге, расходы по реализации 1,65 млн. тенге и расходы по процентам 822,2
млн. тенге.
Ожидаемый объем
перевозок пассажиров составит в количестве 504 240 человек.
Таблица 11
Структура общих административных затрат
Наименование статьи
|
Затраты, дол. США
|
2001 год
|
2002 год
|
ФОТ и отчисления
|
1413720
|
1349798
|
Коммунальные услуги
|
157380
|
147681
|
Текущий ремонт зданий и сооружений
|
41166
|
36374
|
Командировочные
|
136883
|
55929
|
Услуги связи
|
209940
|
259476
|
Транспортные
|
47124
|
88750
|
Переобучение специалистов
|
17972
|
40377
|
Процедурные
|
719726
|
230293
|
Хозяйственные
|
29150
|
34911
|
Прочие
|
2001994
|
224652
|
Содержание оргтехники и комплектующие
|
186023
|
45552
|
Содержание представительств
|
1724255
|
2077709
|
Амортизация
|
95855
|
84000
|
Налоги и обязат. платежи в бюджет
|
3355039
|
840169
|
ИТОГО:
|
7394652
|
5515668
|
По прогнозам 2002 года ожидается
получить прибыль в сумме 357 млн. тенге. При этом получить доходов 15 830 млн.
тенге.
Рост ожидаемого в 2002 году
пассажиропотока позволяет компании запланировать увеличение уровня доходов от
авиаперевозок. Так доходы от авиаперевозок 2002 года составят - 92 млн.
долларов США, что на 9% превысят уровень 2001 года. Общий доход составит 101,8
млн. долл. США.
Также в 2002 году
планируется перевезти 551 370 человек, что на 8% больше в сравнении с 2001
годом.
Расходы составят 15 473 млн. тенге.
По прогнозам 2003 года прибыль составит 1
036 млн. тенге. При этом ожидается получить доходов 16 719 млн. тенге.
Расходы составят
15 682 млн. тенге.
В 2003 году
планируется перевезти 571 120 человек, что на 4% больше в сравнении с 2002
годом.
По прогнозам 2004 года авиакомпания
планирует получить прибыль в размере 1 158 млн. тенге. При этом ожидается получить
доходов 17 724 млн. тенге.
Расходы составят
16 566 млн. тенге.
В 2004 году
планируется перевезти 586 400 человек, что на 3% больше в сравнении с 2003
годом.
По прогнозам 2005 года авиакомпания
планирует получить прибыль в размере 1 052 млн. тенге.
При этом
ожидается получить доходов 18 984 млн. тенге.
Расходы составят
17 932 млн. тенге.
В 2005 году
планируется перевезти 609 150 человек, что на 4% больше в сравнении с 2004
годом.
Планирование тарифов на услуги
авиаперевозок.
Основными задачами тарифной
политики на период 2001 – 2005 годы являются:
·
получение
максимальной прибыли, в целях безусловного выполнения доходной части бюджета
авиакомпании;
·
обеспечение
выполнения объемов перевозок пассажиров, грузов и почты, в целях удержания
лидирующего положения на рынке воздушных перевозок Республики Казахстан;
·
обеспечение
и удержание лидирующего положения по качеству перевозок
·
повышение
популярности авиакомпании среди населения через расширение доступности услуг
авиаперевозок
В настоящее время авиакомпания
поддерживает в состоянии летно-технической годности парк воздушных судов,
только в том количестве, в каком это диктуется существующем на сегодня
ограниченным рынком пассажирских и грузовых авиаперевозок в Казахстане.
Работники
авиакомпании, как правило, подготовленные специалисты, имеющие среднее
профессиональное или высшее образование
В ЗАО
«Эйр Казахстан» в соответствии с меняющимися технологическими требованиями, на
основе анализа имеющегося квалификационного состава специалистов, ведется
постоянная работа по направлению сотрудников авиакомпании на переподготовку
(переобучение), курсы повышения квалификации. Обучение осуществляется в различных
высших и средне специальных учебных заведениях (в основном профильных –
Академия Гражданской Авиации, Колледж сервиса Гражданской Авиации и другие).
На период 2001 – 2005 годы
запланировано повысить квалификацию в среднем ежегодно более 500 специалистам
различных структурных подразделений авиакомпании.
Особое
внимание в ЗАО «Эйр Казахстан» уделяется профессиональной подготовке и
поддержанию высокого мастерства летного, инженерно-технического составов и
бортпроводников. В связи с чем, кроме переподготовки, данная категория
персонала систематически проходит тренажерную подготовку, курсы английского
языка, занятия по подготовке к весенне-летней и осенне-зимней навигациям и
т.п.
Социальная программа ЗАО «Эйр
Казахстан» предусматривает создание всех условий для полноценного рабочего
процесса и обеспечения бесперебойной деятельности предприятия. Решение основных
социальных вопросов (заработная плата, охрана труда и техники безопасности,
время труда и отдыха и т.п.) закреплено коллективным договором. Кроме того, в
авиакомпании действует Положение об оказании материальной помощи работникам
авиакомпании в связи с операционным лечением, а также в связи с кончиной членов
семьи.
Большое внимание
администрация авиакомпании оказывает ветеранам войны и труда, бывшим работникам
Гражданской авиации. В дни проведения государственных и профессиональных
праздников для них организуются праздничные обеды, подарки и материальная
помощь.
ЗАО
«Эйр Казахстан» регулярно проводится организация работы по охране окружающей
среды в соответствии с требованиями природоохранного законодательства.
Постоянно
осуществляются мероприятия по Плану по снижению выбросов загрязняющих веществ в
атмосферу согласно Проекту Нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ)
вредных веществ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Внешнеэкономическая
деятельность предприятия – это сфера производственно-хозяйственной
деятельности, связанная с международной и научно – технической кооперацией, с
экспортом и импортов товаров и услуг.
Предприятие является основным звеном
внешнеэкономической деятельности. Выход предприятия на международный рынок
приводит к целому ряду положительных моментов как для самого предприятия, так
и для экономики страны в целом. Во – первых, внешнеэкономическая деятельность
является существенным фактором дополнительного стимулирования стабилизации
национальной экономики. Во – вторых, предприятия могут гибко и оперативно
реагировать на изменения внешнеэкономических факторов, оптимально
мобилизовывать определенные производственные ресурсы в целях рационального
использования преимуществ мирохозяйственных связей. В – третьих, существует и
обратная связь: партнеры из разных стран в рамках хозяйственного
сотрудничества существенно влияют на развитие предпринимательства, повышение
его технического и технологического уровня, что в конечном итоге ведет к
экономическому росту.
У гражданской авиации Казахстана есть
будущее. Хотя бы потому, что такая обширная и мощная страна не может жить без
авиации. У нашей страны завидное геополитическое положение. Транспортные потоки
с Запада на Восток и в обратном направлении неизбежно будут проходить и уже
проходят через территорию нашей страны. Об этом говорит и то, что многие
иностранные авиакомпании стремятся занять свою нишу на рынке Казахстана.
Авиационный бизнес очень специфичен. Он
сильно зависит от общей экономической и политической ситуации в стране.
Экономический кризис, рост безработицы, низкая покупательская способность
населения не дают развиваться авиаперевозкам, открывать новые направления.
Авиакомпания Эйр Казахстан образовалась 6
лет назад, когда казахстанскиий “борт” сидел в 10 миллиардной долговой яме. Эйр
Казахстан в короткие сроки сумело, не прибегая к помощи зарубежных управляющих
и иностранных займов, не только вывести из кризисного состояния всю оставшуюся
летную систему, но и поднять ее на должную высоту.
В соответствии с
Мировым соглашением между ЗАО «Эйр Казахстан Групп», ОАО «Казкоммерцбанк» и ЗАО
«Эйр Казахстан» одобренным постановлением Правительства Республики Казахстан №
1581 от 23.10.2000 года 50% акций ЗАО «Эйр Казахстан» передано в собственность
ОАО «Казкоммерцбанк», оставшаяся часть акций (50%) находится в собственности
государства.
Демонстрируя
готовность ЗАО «Эйр Казахстан» в полномасштабном участии в глобальной
авиационной системе, в 1997 году ЗАО «Эйр Казахстан»
зарегистрировалось в Международной организации гражданской авиации (International
Civil Aviation Organization - ИКАО) под кодами KZK, а в 1998
году вступило в Международную ассоциацию воздушного
транспорта (International Air Transport Association - ИАТА), где было зарегистрировано с кодами 9Y и 452.
ЗАО «Эйр
Казахстан» является активным членом Международной ассоциации воздушного
транспорта (ИАТА) и участником ее Конференций по координации тарифов и
расписания, членом Клиринговой Палаты ИАТА. Авиакомпания вступила в члены МИТА
(Многостороннее Интерлайн Соглашение), в рамках которого заключила соглашения о
признании перевозочной документации с более чем 40 ведущими авиакомпаниями
мира, одновременно заключив ряд специальных прорейтовых соглашений.
Итоги деятельности ЗАО Эйр Казахстан по
оперативным данным свидетельствует об улучшении финансового состояния в
отчетном периоде. Этому способствовало проведение ряда организационных
мероприятий в сфере производственной и финансовой деятельности.
2000 год компания закончила с убытком в
3792 млн.тенге, имелись огромные долги по заработной плате, налогам, большая
кредиторская задолженность. По итогам же 2001 года – впервые за все время
существования - компания вышла с прибылью в размере 1033,1 млн. тенге,
перечислено налогов в бюджет на сумму 514 млн. тенге, погашена задолженность по
заработной плате и пенсионным отчислениям за 1999-2000годы. Снижены общие и
административные расходы на 49%. И, что самое главное, количество авиационных
инцидентов на летный час снижено на 34%, а это говорит о неуклонном повышении
уровня безопасности полетов.
При фактическом увеличении налета часов самолетов, количество регулярных
самолето-вылетов составило 8527, что на 4,2% больше аналогичного показателя
(8041) прошлого года.
За отчетный период рост числа пассажиров составляет 5,5% по сравнению с
итогами прошлого года.
В 2001 году авиакомпания осуществляла регулярные полеты по 7-ми
маршрутам внутренних воздушных авиалиний, 4-м в страны СНГ и 19-ти направлениям
дальнего зарубежья.
За
период 1998 – 2000 наблюдается рост международных перевозок и спад внутренних,
что связано с переориентацией ЗАО «Эйр Казахстан» на международные направления
и ориентацию на сотрудничество с авиакомпаниями выполняющими республиканские
авиаперевозки.
С 1998 года по
2000 год включительно ЗАО «Эйр Казахстан» на республиканских и международных
рейсах было перевезено 1 489 238 пассажиров и 12 007 тонн грузов.
Для повышения
эффективности деятельности авиакомпании был разработан стратегический план
развития, который включает решение следующих задач:
1. Закрепление положительных тенденций
финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Эйр Казахстан» достигнутых в 2001
году и создание финансово стабильной авиакомпании.
2. Обеспечение получения максимально
возможных доходов от авиаперевозок.
3. Обеспечение высокого уровня сервиса.
4. Достижения на конкурсной основе статуса
назначенного и флагманского перевозчика.
5. Наращивание доли участия на рынке
воздушных перевозок и закрепление позиций на рынке регулярных авиаперевозок.
6.Расширение и создание достаточного
количества внутренних и международных направлений и обеспечение
конкурентоспособности на рынке авиационных работ и услуг.
7.Полное обеспечение выполнения требований
авиационной безопасности и безопасности полетов.
Необходимо
отметить, что одним из важных вопросов, стоящих перед ЗАО «Эйр Казахстан» в
ближайшее время, является вопрос оптимизации самолетно-моторного парка, с целью
включения более современных и экономичных в эксплуатации самолетов западного
производства.
Также предполагается, путем
сотрудничества с российскими авиакомпаниями, использование Московского аэроузла
как крупнейшего авиаузла России при выполнении полетов из Юго-Восточной Азии в
страны Европы и США.
Рост ожидаемого в 2002 году
пассажиропотока позволяет компании запланировать увеличение уровня доходов от
авиаперевозок. Так доходы от авиаперевозок 2002 года составят - 92 млн.
долларов США, что на 9% превысят уровень 2001 года. Общий доход составит 101,8 млн.
долл. США.
Также в 2002 году
планируется перевезти 551 370 человек, что на 8% больше в сравнении с 2001
годом.
Расходы составят 15 473 млн. тенге.
В ближайшей
перспективы в Казахстане будет 64 авиакомпании, что приведет к ужесточению
конкуренции, а значит, к повышению качества авиасервиса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Указ
президента Р/С от 11.01.1995г. №2021. “Олиберализации внешнеэкономической
деятельности»
2.
Закон Р/С
от 28.12.1998г. О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товара.
3.
Постановление
правительства от 30.06.1997г. Олицензированииэкспорта и импорта в Р/С
4.
Авдокушин
Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг,
1997.
5.
Абрахманов
М. Внешнеэкономический режим и его роль в развитии торговли (на примере РК),
Алматы, У-т “Туран”, 1997
6.
Ержанов
А.Б. Международные экономические отношения. - Алматы.: У-т “Кайнар”, 1999. –
252 с.
7.
Мадиярова
Д.М. Стартегия формирования внешнеэкономической политики. Алматы: Экономика. –
1999. С. 184
8.
Темиргалиев Б.Б. Основы внешнеэкономической
деятельности Казахстана. Алматы, 1997
9.
Борисов А.Б. Большой экономический словарь.-
М.;Книжный мир,1999.-895с
10.Бортовые журналы национальной
авиакомпании”Эйр Казахстан”
11.Костромина Е.В. Экономика авиакомпаний в
условиях рынка –
НОУ ВКШ “Авиабизнес”;
2001г –304с.
12.Гирш О.Л. Менеджмент предприятий гражданской
авиации.
Учебное пособие Алматы Академия ГА
1999г, 106с.
13. Львов Д.С. путь в XXI; стратегические
проблемы и
перспективы
российской экономики. Экономика.- М.: ОАО. Издательство «экономика» 1999.-
793с.
14.Экономика предприятия и
отрасли промышленности. Учебники и учебные пособия; 4 –е изд.переработанные и
доп.- Ростов н/д: Феникс 2001.-544.
15.Горфинкель В.Я, Швандера В.А.2-е изд,
перераб. и доп.-М.: Банки и Биржи, Юнити. 1998.-742с.
16.Внешнеэкономическая деятельность в
Казахстане. №23,22. 2000г.
17.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной
деятельности предприятия : 4-е изд., Минск: ООО “новое
издание” 2000.- 688с.
18.Покровская В.В. Организация и регулирование
внешнеэкономической деятельности. М., Юрист- 1999г.
19.Рубинская Э.Т. Управление внешнеэкономической
деятельности М., Контур 1998.
20.Грачев Ю.Н. внешнеэкономическая деятельность
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|