В
настоящее время Казахстан торгует со 124 странами мира. Значительно изменилась
страновая структура внешнеторгового оборота -доля стран СНГ снизилась до
56-60%. Главными торговыми партнерами Казахстана сегодня являются: Россия
(40,5% экспорта и 42,6% импорта), Узбекистан (4% экспорта и 6,7% импорта),
Украина (2% экспорта и 3% импорта), Кыргызстан (1,8% экспорта и 2,3% импорта),
Нидерланды (11% экспорта), Швейцария (5% экспорта и 2,5% импорта), Германия
(3,7% экспорта и 6,7% импорта), Китай (6,0% экспорта и 1,2% импорта), Турция (1,6%
экспорта и 3,5% импорта), Республика Корея (1,3% экспорта и 1,5% импорта) и США
(1,0% экспорта и 2,3% импорта).
За
период с 1995г.по 1999г. доля минеральных продуктов в Казахстанском экспорте
возросла с 29% до 44%, а в 2000г. по сравнению с1999г. удельный вес минеральных
продуктов в общем объеме экспорта вырос еще на 11 процентных пунктов .
Оценивая
реальные экспортные возможности Казахстана, приходится констатировать, что в
ближайшие годы республика будет выходить на внешние рынки в основном с сырьевой
продукцией. Обрабатывающая промышленность республики сегодня
неконкурентоспособна, и потребуется время, чтобы провести мероприятия и
осуществить инвестиции, которые позволят производить конкурентоспособную
продукцию. Такая ситуация обусловлена технологической отсталостью и изношенностью
оборудования, несоответствием мощностей предприятий имеющимся ресурсам, высокой
энерго - и материалоемкостью производства, отсутствием технологий глубокой
переработки, что делает казахстанскую промышленную продукцию
неконкурентоспособной даже по ценовому фактору, а также грузом социальных
проблем, что также ведет к повышению цен. Если металлургические предприятия
республики даже в современных условиях имеют неплохие экспортные возможности,
то в машиностроении ситуация исключительно сложная. Здесь главная задача - в
кратчайшие сроки провести реформирования предприятий и конверсионные
мероприятия, направить интеллектуальный, научный и технологический потенциал
военно-промышленного комплекса на цели повышения конкурентоспособности
продукции.
Одной из
главных статей казахстанского экспорта является нефть сырая, доля которой в
экспорте возросла с 15%в 1995г.до 44,2% в 2000г. В 2000г. по сравнению с 1995г.
более чем в три раза увеличился удельный вес нефти и газового конденсата в
экспорте республики, на ряду с уменьшением удельного веса отдельных товаров.
Казахстан входит в число крупнейших производителей нефти в мире, а устойчивый
спрос на это сырье на мировом рынке позволяет рассматривать экспорт нефти как
важнейший потенциальный источник доходов страны. Однако сегодня возможности
экспорта нефти ограничены отсутствием прямого доступа на мировой рынок и
зависят от квот, устанавливаемых Россией на транспортировку нефти по ее
трубопроводам. Так, в 1999 году квота, установленная Казахстану для транспортировки
нефти на рынки дальнего зарубежья, составляла 7 млн. тонн, что, безусловно,
гораздо ниже его экспортных возможностей.
В
настоящее время важнейшими статьями казахстанского экспорта являются черные
металлы, медь и медная продукция. Богатые месторождения с качественными и
дешевыми ресурсами создают Казахстану первичные конкурентные преимущества в
экспорте этой продукции. Однако, конкурентный потенциал черной и цветной
металлургии постепенно подтачивается из-за износа оборудования, отсутствия
инвестиций в реконструкцию и техническое перевооружение предприятий,
несоответствия мощностей предприятий рудной базе, повышения стоимости
энергоресурсов, отсутствия оборотного капитала. Кроме того, технологическая
отсталость производства не позволяет производить продукцию в соответствии с
мировыми стандартами. Поэтому недостаточные инвестиции в экспортные
производства могут привести к большим потерям в будущем.
Товарная структура
казахстанского экспорта характеризуется преобладанием 8-10 товаров на долю
которых приходится более 80% стоимостного объема экспорта.
Товарная структура
импортируемых республикой товаров достаточно разнообразна: наибольшую долю
занимают машины и оборудование, химические товары и минеральные продукты.
В рыночной
экономике государство осуществляет регулирование международной торговли и
внешней экономической деятельности (ВЭД) в целях обеспечения безопасности
страны и защиты общенациональных интересов. Деятельность государственных
органов по регулированию ВЭД осуществляется практически во всех странах мира,
но ее масштабы, формы и методы, конкретные цели и задачи определяются каждой
страной исходя из ее масштабов, положения в современном мире, внешней политики
государства.
Государственное
регулирование ВЭД осуществляется различными методами, которые в зависимости от
классификационных признаков (критериев), подразделяются на экономические и
административные, тарифные и нетарифные.
Экономические
методы регулирования международной торговли базируются на использовании
экономических инструментов торговой политики (таможенных пошлин, налогов НДС,
акциза и др.) и таможенных сборов. Используя эти инструменты, государство
воздействует на экономические интересы ВЭД и, следовательно, на их поведение,
сохраняя вместе с тем за ними полную оперативную самостоятельность. Они в
большей степени соответствуют природе рыночных отношений и поэтому играют
главную роль в регулировании ВЭД в современных условиях.
Административные
методы включают государственные правила, нормативы, запреты, с помощью которых
государство осуществляет непосредственное воздействие на субъектов ВЭД,
регламентирует различные стороны их деятельности в интересах общества.
Административные методы в большинстве случаев противоречат природе рыночных
отношений и поэтому сфера их применения постепенно сужается.
Тарифные
методы являются основой экономического регулирования ВЭД. Исключительная роль
таможенных тарифов в регулировании международной торговли определила
целесообразность их особого рассмотрения, вне связи с другими методами
экономического регулирования.
Тарифное
регулирование направленно преимущественно на защиту внутреннего рынка от
иностранной конкуренции. В системе тарифного регулирования решающую роль играют
ввозные пошлины.
Экспортные
пошлины противоречащими природе рыночных отношений, международные и
региональные союзы и соглашения не рекомендуют их использовать в международной
торговле.
Ассортимент
товаров, завозимый в Казахстан из разных стран разнообразен и постоянно
обновляется. Некоторые товары поступают на казахстанский рынок только завоза их
из других стран. Но в большинстве случаев импортные товары имеют отечественные
аналоги и составляют конкуренцию последним. Ввозные таможенные пошлины на такие
товары должны определяться с учетом складывающихся соотношений между мировыми и
национальными издержками и ценами.
Соотношения
между этими издержками и ценами могут по группам и видам продукции, как
правило, колебаться в весьма широком диапазоне, что определяет необходимость
дифференциации ставок ввозных пошлин по группам и видам продукции.
При
ограниченном ассортименте завозимой продукции и массовости завоза, ставки
таможенных пошлин могут устанавливаться индивидуально для конкретных изделий
или с ориентированием на их индивидуальные выходные главные параметры.
Например, таможенные пошлины на
автомобили и перевозочные средства устанавливаются с учетом объема цилиндров
двигателя и количества лет с момента их выпуска, что может служить показателем
их морального и физического износа. Целесообразно при импорте товаров, бывших в
употреблении и имеющих значительный моральный и физический износ, применять
повышенные ставки ввозных пошлин, что ограничивает завоз такой продукции,
поскольку это не способствует научно-техническому прогрессу общества.
Таможенные
пошлины являются важнейшим экономическим регулятором внешнеэкономической
деятельности, с помощью которого реализуется техническая политика государства в
области внешнеполитического обмена, и поэтому ставки ввозных пошлин не могут
быть инертными к техническому уровню и физическому состоянию импортируемых
машин и оборудования, а тем более создавать преимущества для импорта морально
устаревших и физически изношенных машин и оборудования.
Последовательное
и целенаправленное осуществление Республикой Казахстан активной
внешнеэкономической деятельности опирается на открытость экономики,
полноправное участие в международном разделении труда и интеграцию в систему
мирового хозяйства, выступает в качестве одного из главных факторов
стратегического плана - обеспечения устойчивого экономического роста.
Внешняя торговля со странами СНГ.
Динамика внешнеторгового
оборота Казахстана со странами СНГ складывалась неоднозначно. В 1997-1999гг.
наблюдалась тенденция снижения объемов внешней торговли со станами
Содружества. Однако в 2000г произошло существенное повышение объемов
экспортно-импортных операций со всеми странами – основными торговыми партнерами
из числа стран Содружества.
В
2000г. доля стран СНГ в общем объеме казахстанского экспорта составила 26%.
В
страны Содружества, казахстанскими поставщиками было экспортировано товаров на
2390,4 млн.долларов (160% к предыдущему году).Произошло существенное повышение
объемов экспорта: на Украину – в 2,3раза,в Беларусь – на 66%, в Россию- на 57%,
в Азербайджан – на 54%. Незначительное сокращение объема экспорта наблюдалось в
Кыргызстан (менее 2%). Поставки в Туркменистан сократились на 45%.
Таблица 1
Динамика экспорта Республики Казахстан
в страны СНГ (млн. долл.США)
Наименование страны
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
ВСЕГО
из него:
|
5250,2
|
5811,0
|
6497,0
|
5435,8
|
5598,0
|
9139,5
|
СТРАНЫ СНГ
|
2883,5
|
3178,9
|
2981,9
|
2169,5
|
1492,4
|
2398,4
|
Таможенный союз
|
2535,3
|
2702,9
|
2452,0
|
1738,6
|
1256,3
|
1914,8
|
Беларусь
|
54,2
|
46,2
|
43,0
|
22,2
|
12,1
|
20,1
|
Кыргызстан
|
74,9
|
111,6
|
66,2
|
62,8
|
59,5
|
58,5
|
Российская Федерация
|
2365,8
|
2484,4
|
2287,8
|
1611,4
|
1138,6
|
1783,9
|
Таджикистан
|
40,4
|
60,7
|
55,0
|
42,2
|
46,1
|
52,3
|
Страны вне Таможенного союза
|
348,2
|
476,0
|
529,9
|
430,9
|
236,1
|
475,6
|
Азербайджан
|
23,1
|
9,6
|
23,2
|
29,8
|
30,7
|
47,4
|
Армения
|
0,2
|
0,1
|
0,1
|
0,8
|
7,0
|
4,2
|
Грузия
|
0,3
|
10,1
|
2,1
|
4,7
|
3,3
|
7,7
|
Молдова
|
2,5
|
3,1
|
2,8
|
' 0,9
|
0,2
|
1,1
|
Туркменистан
|
47,5
|
38,8
|
49,8
|
12,3
|
13,5
|
7,4
|
Узбекистан
|
153,1
|
201,8
|
148,4
|
119,2
|
66,4
|
139,2
|
Украина
|
121,5
|
212,5
|
303,5
|
263,2
|
115,0
|
268,6
|
В
первом полугодии 2001г.доля стран СНГ в общем объеме экспорта Республики
составила 31%(в январе-июне 2000г.-28,2%). Внешнеторговый оборот со странами
СНГ составил 3173,9 млн.долларов США, что на 32,1 % выше уровня аналогичного
периода 2000г., в том числе экспорт – 1382,2млн. долларов, импорт – 1791,7млн.
долларов.
Российская
Федерация в силу исторически сложившихся процессов экономического
сотрудничества с Казахстаном продолжает оставаться основным торговым партнером
и основным потребителем казахстанской продукции. Удельный вес Российской
Федерации в объеме экспорта в страны СНГ в 2000г. составил 75%. Наибольший
удельный вес в структуре экспорта в Российскую Федерацию занимают: минеральное
топливо, оксид и гидроксид алюминия, руды и концентраты, недрагоценные металлы
и изделия из них, пшеница и мука. В 2000г. по сравнению с1999г. экспортные
поставки в РФ увеличились по основным товарным группам. Так, в 2 раза повысился
экспорт транспортных средств, свинца и изделий из черных металлов, экспорт
минерального топлива. Вместе с тем, сократились поставки в Россию мяса и
субпродуктов ( по данным 2000г. 96% от общего экспорта данного товара было
поставлено в Россию) – в 13 раз, овощей (93%) – в 2раза, шерсти(21%) – на
11%.
В
2000г. доля стран СНГ в общем объеме импорта Казахстана составила 55%.
В
импорте из стран Содружества преобладают поставки машин, оборудования и
транспортных средств, топливно-энергетических ресурсов, продукции химической и
металлургической промышленности. В 2000г. по сравнению с 1999г. поставки в
Казахстан из Российской Федерации возросли на 82%, Азербайджана и Туркменистана
– в 2,3раза, Украины – на 35%, Кыргызстана и Беларусь на 2%. В то же время
из Узбекистана – сократились на 16% (табл.2).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|