Внешнеэкономическая деятельность авиакомпании "Эйр Казахстан"
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
АЛМАТИНСКИ Й
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ АБАЯ
Кафедра “МЕЖДУНАРОДНАЯ
ЭКОНОМИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ”
ДИПЛОМНАЯ
РАБОТА
на тему: “Внешнеэкономическая
деятельность авиакомпании
(на примере ЗАО “Эйр Казахстан”)”
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
Глава 1. Внешнеэкономическая деятельность
государства 7
1.1.сущность и виды внешнеэкономической
деятельности 7
1.2.внешнеэкономическая деятельность
Республики
Казахстан.
15
Глава 2. Анализ внешнеэкономической
деятельности
авиакомпании ЗАО “Эйр Казахстан 31
2.1. Экономическая характеристика
авиакомпании 31
2.2.
Анализ производственной
и финансовой деятельности
авиакомпании ЗАО “Эйр
Казахстан”
42
2.3.
Внешнеэкономическая
деятельность
ЗАО “Эйр Казахстан”
55
Глава 3. Перспективы развития ЗАО “Эйр Казахстан”
на 2002 - 2005
годы
59
3.1. План развития ЗАО “Эйр Казахстан”
на период 2001 -2005
гг 59
3.2. Прогноз финансовых показателей и Программа
развития на период
2001-2005года 63
Заключение 68
Список
литературы
72
ВВЕДЕНИЕ
Казахстан как суверенное
государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой
построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных
связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению
экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной
экономики, Казахстан исходит из того неоспоримого факта, что рыночная
экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды
изолированность и замкнутость. В связи с этим будущее нашей экономики видится
в интеграции ее с мировым хозяйством.
Не случайно одним
из важных шагов правового обеспечения подлинного суверенитета республики
стало конституционное закрепление Казахстан как самостоятельного субъекта международных
отношений, определяющего внешнюю политику в своих интересах, имеющего право
вступать в международные организации, системы коллективной безопасности,
межгосударственные образования.
Республика
Казахстан активно включилась в многосторонние международные механизмы
экономического сотрудничества, вступила и начала проводить активную политику в
авторитетных международных финансовых и экономических, организациях, таких как
Организация Объединенных Наций и ее институты, Всемирный банк, Международный
валютный фонд, Международная финансовая корпорация, Организация содействия
экономическому развитию, Международная организация труда, Всемирная организация
здравоохранения, и в других ведущих финансово-экономических организациях.
Многие
международные организации — ООН, МВФ, Всемирный банк, Европейский банк
реконструкции и развития, Комиссия Европейского Союза и другие открыли в
республике свои региональные представительства и активно сотрудничают с
казахстанскими партнерами.
Осуществляется
ряд проектов, разработанных при участии Международного валютного фонда,
Мирового банка, Международной финансовой корпорации и способствующих, в
частности, развитию в республике малого и среднего бизнеса и финансового
обеспечения проектов в приоритетных направлениях экономики.
Казахстан
вместе с государствами Центральной Азии стал членом организации экономического
сотрудничества, созданной Турцией, Ираном и Пакистаном. В рамках этой
организации республика принимает активное участие в разработке и реализации
проектов по совместному строительству межгосударственных транспортных
коммуникаций, обеспечивающих для Казахстана выход к морским портам, к
транснациональным транспортным сетям, мировым рынкам товаров и капитала.
Следует
отметить, что сотрудничество Казахстана с международными организациями
строилось и будет строиться исходя из цели, сочетающей как долгосрочные, так и
текущие приоритеты.
Во-первых,
это стратегическая интеграционная задача—непосредственное включение в
международные валютно-финансовые и торговые механизмы на основе создания
равноправных и отвечающих национальным интересам условий для взаимодействия
всех хозяйствующих субъектов Казахстана с внешним миром.
Во-вторых,
это прямое содействие решению текущих проблем республики, поддержка проводимых
реформ путем получения финансовой, технической и консультативной помощи со
стороны ряда указанных институтов на основе имеющегося международного опыта.
На
начальном этапе осуществления реформ пришлось практически с нуля формировать
современный внешнеэкономический комплекс республики, создать по существу новый
механизм регулирования внешнеэкономической деятельности. За три года
независимости реформа внешнеэкономических связей в Казахстане заметно
продвинулась, прежде всего, в организационно-правовых аспектах.
С начала осуществления
реформы изменился состав и структура участников внешнеэкономических связей.
Право выхода на внешний рынок получили более двух тысяч хозяйствующих субъектов
республики, в числе которых ассоциации, концерны, малые и частные предприятия.
Помимо внешней торговли,
заметно активизировались другие формы внешнеэкономического сотрудничества,
увеличивается число созданных и функционирующих на территории республики
предприятий с иностранными инвестициями.
За
первые годы независимости были приняты основные законодательные акты, изданы
указы Президента и правительственные решения, заложившие правовые основы
расширения внешних связей, либерализации всей внешнеэкономической деятельности,
стимулирующие развитие экспортного потенциала республики.
Существенно
был упрощен порядок создания совместных с иностранным капиталом предприятий,
регистрации участников внешнеэкономической деятельности и лицензирования
экспортируемой продукции. Все это позитивно повлияло на активизацию
внешнеэкономической деятельности и на улучшение структуры экспорта и импорта.
Целью
дипломной работы является изучение внешнеэкономической деятельности
национальной авиакомпании “Эйр Казахстан”.
В
задачи исследования входят:
-изучение
теоретичеких аспектов внешнеэкономической деятельности;
-анализ
основных экономических показателей компании;
-ознакомление
с деятельностью компании с зарубежными партнерами;
-выявление направлений
совершенствования функционирования компании и др.
Глава 1. ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА
1.1
Сущность и виды внешнеэкономической деятельности
Понятие внешнеэкономической
деятельности появилось в 1987 г. с переходом на новую систему управления и
началом осуществления внешнеэкономических реформ. Суть их сводилась к
децентрализации внешней торговли и переходу от межправительственных
внешнеэкономических связей к внешнеэкономической деятельности на уровне
предприятий. В результате в процессе внешнеэкономических реформ сложились два
понятия: внешнеэкономические связи и внешнеэкономическая деятельность,
последнее из которых изменило существующее ранее значение и характер
внешнеэкономических связей.
Внешнеэкономическая
деятельность представляет совокупность производственно-хозяйственных,
организационно-экономических и оперативно-коммерческих функций экспортированных
предприятий с учетом избранной внешнеэкономической стратегии, форм и методов
работы на рынке иностранного партнера.
Внешнеэкономическая
деятельность в отличие от внешнеэкономических связей осуществляется на уровне
производственных структур (фирм, организаций, предприятий и т.д.) с полной
самостоятельностью в выборе иностранного партнёра, номенклатуры товара для
экспортно-импортной сделки, в определении цены и стоимости контракта, объёма и
сроков поставки и является частью их производственно-коммерческой деятельности
как с внутренними, так и с зарубежными партнерами. Таким образом,
внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность
производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих
функций. Обязательными сопутствующими условиями внешнеэкономической
деятельности являются выполнение определенных операций по обеспечению
продвижения товара от продавца к покупателю; по своевременному предоставлению
различного рода внешнеторговых услуг - транспортных, страховых, экспедиторских,
банковских; по осуществлению платежно-расчетных операций, а также наличие
коммерческой и валютно-финансовой информации о конъюнктуре внешних товарных и
денежных рынков.
Внешнеэкономическая
деятельность относится к рыночной сфере, базируется на критериях предпринимательской
деятельности, структурной структурой связи с производством и отличается
правовой автономностью и экономической, а также юридической независимостью от
отраслевой ведомственной опеки.
Согласно
Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной
купли-продажи, международной (или внешнеторговой) считается сделка, заключаемая
между контрагентами, то есть торговыми партнерами, коммерческие предприятия
которых находятся в разных странах, или, иными словами, в юридическом адресе
которых указаны разные государства.
Исходным
принципом внешнеэкономической деятельности предприятий служит коммерческий
расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и
самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических
возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности
лежит на самом предприятии не только в части экспортных поставок, но и
импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства,
технической реконструкции.
Внешнеэкономическую
деятельность и внешнеэкономические связи не следует рассматривать как две
раздельных сферы функционирования и государственного регулирования. Основные
задачи внешнеэкономической деятельности государства, такие как:
-
таможенный контроль товаров, перемещаемых через
государственную границу;
-
нетарифное регулирование экспорта и импорта
отдельных товаров общегосударственного значения (лицензирование и
квотирование);
-
меры оперативного регулирования внешних
экономических связей, включая тарифное регулирование (налоги, пошлины и
сборы). Существенно влияют на определение стратегии внешнеэкономической
деятельности отраслевых министерств, ведомств, отдельных
предприятий и объединений.
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой
процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное
предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество.
Внешняя торговля начала быстро развиваться при капиталистическом
способе производства и достигла наибольшего развития при вхождении ряда
крупнейших стран мира: США, Японии, ФРГ, Франции, Англии, Швеции, Италии и
других в мировую рыночную экономическую систему.
Процесс бурного развития капиталистического
способа производства способствовал решению технических проблем переброски
крупных партий товаров на дальние расстояния ;за счет использования железных
дорог, пароходов в XIX веке. В XX веке возможность широкого развития внешней
торговли усилилась за счет постоянного совершенствования морского, речного,
железнодорожного, автомобильного, авиационного и трубопроводного транспортов.
Интенсивное развитие различных видов машинного производства
делает необходимостью увеличение внешнеторговых обменных операций, так как
необходимы новые и разнообразные виды сырья, топлива, материалов, научных
разработок. Потребность закупки нефти, леса, руд„мёталлов тем выше, чем
интенсивнее развивается экономика страны. Например, Япония не имеет богатых
природных ресурсов, и ее промышленность может развиваться исключительно за
счет внешней торговли. Интенсификация производства, в свою очередь, требует
поисков большого, емкого рынка, что также способствует расширению
внешнеэкономических связей и усилению внешнеэкономической деятельности.
Существенной предпосылкой развития внешнеэкономической
деятельности является возможность повышения нормы прибыли на основе
внешнеторговых операций. Расширение внешней торговли удешевляет элементы
постоянного и переменного капитала и таким образом способствует снижению
издержек производства. Благодаря конкуренции между производителями разных
стран удается на мировом рынке довести мировые цены на товары до уровня их
интернациональной стоимости, которая ниже национальной стоимости в менее
развитых странах с невысокой производительностью общественного труда, но выше
уровня национальной стоимости в развитых странах.
Важным фактором развития внешней торговли является вывоз
капитала, на основе которого возникают транснациональные корпорации, которые
чаще всего бывают национальными по капиталу и интернациональными по сфере
деятельности. Появляются и межнациональные корпорации, которые являются
интернациональными по сфере деятельности и по капиталу. Роль транснациональных
корпораций в международной торговле весьма значительна, так как на долю их
внутрикорпорационного оборота приходится около одной трети международного
экспорта.
К ряду других общих факторов развития внешнеэкономической
деятельности относятся:
1. Неравномерность экономического развития различных
стран мира. Каждая страна имеет собственную
структуру отраслей, свой. уровень развития промышленности сельского хозяйства,
транспорта, связи, сферы обслуживания, свою специализацию в экономике.
Специализация промышленного или сельскохозяйственного
производства дает сильный толчок развитию внешней торговли, что очень
актуально для небольших по территории и численности населения развитых
капиталистических стран: Голландии, Норвегии, Бельгии, Финляндии и других. Эти
страны имеют долю экспорта в валовом национальном продукте около 50 % и примерно
такая же доля импортируется.
2. Различие в людских, сырьевых, финансовых ресурсах. Ежегодно в мире в поисках работы перемещается 25 млн.
человек. Имеются страны с избыточными трудовыми ресурсами: Индия, Китай,
Бангладеш, Пакистан, Нигерия и другие. А также есть регионы: Западная Европа,
США, Ближний Восток, Южная Америка, которые нуждаются в притоке рабочих рук.
Поэтому перемещение работников из страны в страну, регулируемое Международной
организацией труда, процесс объективно необходимый, способствующий развитию
внешнеэкономической деятельности.
Большое разнообразие сырьевых ресурсов, основную долю
которых составляют полезные ископаемые, объективно способствует установлению
торговых отношений между странами мира.
Установлению внешнеэкономических -связей между государствами
способствует возможность некоторых стран мира:
Японии, Сингапура, Гонконга, Панамы, Бахрейна и других -
выделять средства для кредитования фирм, предприятий, банков, расположенных в
различных странах.
3. Характер политических отношений. Укреплению
внешнеэкономической деятельности способствует наличие дружествен-
ных политических отношений между странами. И, наоборот,
политическая конфронтация резко снижает внешнеторговый оборот, вплоть до
разрыва экономических связей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|