·
определяют стратегию развития предприятия в целом и
отдельных его подразделениях;
·
моделируют бизнес-процессы.
Основными задачами отдела является:
·
разработка бюджетных технологий, бюджетных
программ; Формирование бюджета компании, всех структурных подразделений;
·
анализ фактического и планируемого бюджета;
·
контроль исполнения бюджета; Выработка
рекомендаций;
·
создание бизнес модели;
·
формирование плана по доходам;
·
расчет финансовых показателей (фин. устойчивость,
платежеспособность, рентабельность, деловая активность, прибыльность);
·
формирование экономического мышления руководителей
всех структурных подразделений посредством бюджетирования;
Цели отдела «Управленческий и
производственный учет» сводятся к следующим;
1. Определение методики учетной политики совместно с бухгалтерией,
формирующей себестоимость;
2. 2.Анализ экономической эффективности деятельности авиакомпании и ее
структурных подразделений;
3. Анализ производственных затрат и определение способов их минимизации;
4. Учет и анализ финансовых результатов при выполнении долгосрочных
планов;
5. Анализ и учет курсовых разниц и дисконтирования денежных потоков;
6. Анализ и использования чистой прибыли;
7. Планирования и контроль уровня запасов.
А функции отдела включают:
·
составление правительственных отчетов авиакомпании;
·
предоставление информации по управленческому и
производственному анализу руководству и структурных подразделений авиакомпании;
·
расчет основных нормативных показателей
экономической эффективности.
Отдел труда и заработной платы -
занимается составлением штатного расписания авиакомпании, составлением
статистических отчетов, установлением должностных окладов.
Коммерческое управление осуществляют
следующие отделы:
Отдел расписания - составляет расписание
движения воздушных сил.
Отдел организации авиакомпаний – составление
и заключение договоров на аэропортовое обслуживание, аэронавигацию, наземное и
техническое обслуживание.
Управление по организации полетов и движения
воздушных сил- поддерживают связь с бортом на протяжении всего полета и
сопровождают до места стоянки.
Управление материально – технического
обеспечения и наземного обслуживания – занимается материально техническим
снабжением для обслуживания и ремонта АТ, а также снабжением спец.одежды
летного состава, бумагой и канцелярскими товарами и др. Осуществляет текущий
ремонт воздушных судов, следит за состоянием ВС.
Управление сервиса на борту- занимается
подготовкой борт/проводников, заключением договоров на бортовое питание.
Управление по летной эксплуатации – к нему
относится летный отряд (командиры ВС, штурманы, 2-е пилоты, борт/инженера и
борт /механики), занимается оформление заданий на полет.
Юридическое управление –рассматривает
претензии и иски как внутри авиакомпании, так и направленные в адрес
авиакомпании, занимается правовым обеспечением деятельности авиакомпании.
Хозяйственная служба - занимается
капитальным и текущим ремонтом зданий и сооружений (склады, доки и др.).
Осуществляет контроль за средствами индивидуальной защиты, хозяйственного
инвентаря и т.д.
Управление по работе с
персоналом осуществляется через следующие подразделения;
Отдел кадров- осуществляет контроль за
правильностью оформления документов при приеме на работу и следит за соблюдение
выполнения трудового кодекса.
Отдел охраны труда – проводит инструктаж и
обучение по техники безопасности при поступлении на работу, инструктаж на
рабочем месте (плановый и внеплановый), следит за содержанием запасных выходов
и пожарного оборудования.
Метрологическая служба – проводит проверку
приборов, находящихся непосредственно на ВС.
Итоги деятельности ЗАО «Эйр Казахстан» по оперативным
данным свидетельствуют об улучшении финансового состояния в отчетном периоде.
Этому способствовало проведение ряда организационных мероприятий в сфере
производственной и финансовой деятельности. По итогам работы за 12 месяцев 2001
года прибыль составила 1171,4 млн.тенге ($7,8 млн.). По итогам прошлого года
компания имела убытки в размере - 3792 млн.тг ($26,7 млн.). Все предпринятые
компанией меры позволили обеспечить выполнение обязательств перед бюджетом по
налоговым платежам. Всего за отчетный период в бюджет перечислено налогов в
размере 514,0 млн. тт ($3,4 млн.).
В течение 1998-2000 годов в ЗАО «Эйр
Казахстан» с целью оптимизации была проделана определенная работа по разработке
и принятию единой тарифной сетки, поэтапному сокращению штатов авиакомпании,
развитию системы оплаты труда.
Таблица
3
Динамика
изменения штатных единиц
|
01.01.98 г.
|
01.01.99 г.
|
01.01.00 г.
|
01.01.01 г.
|
Количество штатных единиц
|
3 259
|
2 625
|
2 158
|
1 430
|
Доля ФОТ в общих расходах
|
12,7%
|
9,6%
|
5,5%
|
3,6%
|
По состоянию на 01.10.2001
года на балансе ЗАО «Эйр Казахстан» сумма основных фондов составляет:
Таблица
4
Стоимость основных фондов ЗАО
Эйр Казахстан на 2001
Наименование
|
Тыс. тенге
|
%
|
Здания и
сооружения
|
655 149
|
5,4%
|
Машины,
оборудование, передаточные устройства
|
147 637
|
1,2%
|
Спец.
Транспорт
|
114 878
|
1,0%
|
Воздушные
суда
|
10 377 413
|
86,0%
|
Двигатели
|
681 864
|
5,6%
|
Прочие
|
92 679
|
0,8%
|
Всего
|
12 069 620
|
100%
|
Как
видно из данной таблицы 4, основная доля основных фондов ЗАО «Эйр Казахстан»
приходится на «воздушные суда» – 86%.
В 2001 году ЗАО «Эйр Казахстан»
эксплуатировало 32 направления. Полеты выполнялись в следующие страны ближнего
и дальнего зарубежья: Китай, Германию, Венгрию, Турцию, Объединенные Арабские
Эмираты, Таиланд, Южную Корею, Израиль, Индию, Россию, Азербайджан. В 2001 году
выполнено 2 830 регулярных рейса, из них 58% по Республике Казахстан, 18% –
страны СНГ, 23% – страны дальнего зарубежья.
Кадровый потенциал, труд и заработная плата.
Производственные и социальные отношения
между работодателем и трудовым коллективом ЗАО “Эйр Казахстан” регулируется
коллективным договором.
Трудовые
отношения между работодателем и работником регулируются индивидуальным трудовым
договором, по которому работник обязуется выполнять работу по определенной
специальности, квалификации, должности с исполнением актов работодателя,
работодатель обязуется своевременно и в полном объеме выплачивать работнику
заработную плату и иные выплаты в соответствии с действующими в ЗАО “Эйр
Казахстан” Положениями, актами работодателя, обеспечивать условия труда,
предусмотренные законодательством о труде и коллективным договором.
При найме, на
работников заключается индивидуальный договор в письменной форме. В
индивидуальном трудовом договоре предусматривается различные доплаты и
надбавки за профессиональное мастерство и высокую квалификацию, за классность и
высокую степень. Также оговаривается продолжительность ежегодного отпуска.
Уровень
заработной платы работников Общества определяется структурными составляющими
заработной платы: должностным окладом (месячной тарифной ставкой), системой
премирования.
Составляющими
элементами дополнительной заработной платы является также доплаты и надбавки к
должностным окладам, прочие виды выплат.
Заработная плата
бывает: повременная, сдельная.
Кадровый состав
авиакомпании может быть охарактеризован.
Таблица 5
Общая
численность работников 1968
чел. 1875чел
Текучесть кадров за 1998/1999 составила:
11% 13,3%
-
всего уволено по собственному желанию 184чел. 215чел.
-
всего уволено по нарушению
трудовой дисциплины 33чел. 35чел.
-
всего работающих женщин
808 900
Всего работает по основным специальностям
-
КВС
ВС
230чел. 200чел
-
Борт/механики
165чел 150чел
-
Борт/ проводники 300
чел 250чел
-
Борт/инженера
165чел 150чел
-
Инженера по обслуживанию ВС
150чел 100чел
-
Авиатехники
200чел 130чел
2.2 Анализ производственной и финансовой деятельности
ЗАО «Эйр Казахстан».
Проведенные компанией в 2001 году меры, направленные на
оптимизацию действующего расписания полетов ВС, ликвидация
неэффективных направлений и увеличение частоты рейсов на прибыльных направлениях,
позволило обеспечить устойчивое изменение основных производственных показателей
в положительную сторону.
В 2001 году компания обеспечила увеличение
регулярного годового налета (23322 часов), по сравнению с прошлым годом (22732
часа) на 1,5%. При этом увеличение налета произошло несмотря на количественное
сокращение общего парка ВС, задействованных в расписании 2001 года по сравнению
с 2000 годом (на 3 единицы), что характеризует увеличение интенсивности и
эффективного использования действующего парка ВС, что положительным образом
сказалось на средней пассажирской загрузке самолетов - 55% против 52% в 2001 и
2000 годах соответственно.
Таблица 6.
Динамика
изменения налета часов.
Период
|
2000 год
|
2001 год
|
Налет, час.
|
22732
|
23322
|
При
фактическом увеличении налета часов самолетов, количество регулярных
самолето-вылетов составило 8527, что на 4,2% больше аналогичного показателя
(8041) прошлого года.
Таблица 7.
Динамика
изменения количества самолето-вылетов.
Период
|
2000 год
|
2001 год
|
Самолето-вылеты, ед.
|
8041
|
8527
|
В текущем
году продолжена, наметившаяся с 2000 года тенденция увеличения количества
пассажиров перевозимых самолетами компании. За отчетный период рост числа
пассажиров составляет 5,5% по сравнению с итогами прошлого года.
В 2001 году авиакомпания осуществляла регулярные полеты по 7-ми маршрутам
внутренних воздушных авиалиний, 4-м в страны СНГ и 19-ти направлениям дальнего
зарубежья.
В целях повышения рентабельности и сокращения
расходов, компания в 2001 году провела оптимизацию действующего расписания
регулярных полетов, для чего было сокращено количество неэффективных
направлений, в частности было ликвидировано 6 внутренних маршрутов, 4 в дальнее
зарубежье и 2 в страны СНГ, при этом была увеличена частота полетов по
прибыльным авиалиниям. Проведенные мероприятия позволили сэкономить средства на
сумму порядка 420,0 млн.тенге ($2,8 млн.).
Выполнение производственных показателей обеспечено
парком ВС в количестве 14 самолетов, в том числе Ан-24 - б. Ту-154Б -1, Ту-154М
- 1, А-310 - 2, Б737 - 4. Практическое использование парка ВС в 2001 году
показало, что данное количество самолетов, задействованных в регулярных
полетах, является наиболее оптимальным, т.е. позволяет в полном объеме
обеспечивать перевозку существующего пассажиропотока и в тоже время дает
возможность своевременно финансировать и выполнять работы связанные с
модернизацией и поддержанием исправности ВС.
Вместе с тем, в 2001 году авиакомпания при выполнении
регулярных полетов эксплуатировала четыре ВС типа Б-737. В то же время, исходя
из анализа экономической эффективности использования ВС данного типа следует,
что эксплуатация такого количества (четырех) ВС, учитывая условия договоров
лизинга, нерентабельна. Существующий рынок авиаперевозок не позволяет
обеспечить необходимую загрузку и эффективный налет для такого числа Б-737.
В связи с этим, а также принимая во внимание, что
размеры лизинговых ставок, согласно условиям договоров, гораздо выше рыночных и
не выгодны для авиакомпании, принято решение об отказе одного ВС Б-737.
Основные производственные показатели ЗАО “Эйр
Казахстан” отражены в таблице 8.
Таблица
8.
Основные производственные показатели ЗАО «Эйр Казахстан»
за
период 1998 – 2000 годы и 9 месяцев 2001 года
|
Наименование
|
1998г.
|
1999г.
|
2000г.
|
2001г.
(9 мес.)
|
|
Эксплуатируемых, шт.
|
21
|
32
|
24
|
18
|
2
|
Количество
эксплуатируемых направлений, шт.
|
35
|
39
|
28
|
32
|
3
|
Количество
выполненных регулярных рейсов, шт., в т.ч.:
|
|
4 011
|
3 653
|
2 830
|
|
Республика Казахстан
|
|
2 618
|
2 108
|
1 653
|
|
страны СНГ
|
|
808
|
614
|
516
|
|
дальнее зарубежье
|
|
585
|
931
|
661
|
4
|
Налет
часов, час.
|
29 936
|
24 623
|
24 348
|
17 907
|
5
|
Количество
самолето-вылетов
|
13 285
|
9 068
|
8 628
|
6 474
|
6
|
Количество
перевезенных пассажиров, ед., в т.ч.:
|
575 901
|
435 376
|
477 961
|
388 046
|
|
по внутренним рейсам
|
328 421
|
249 784
|
229 933
|
187 582
|
|
по международным рейсам
|
247 480
|
185 592
|
248 028
|
200 464
|
7
|
Пассажирооборот,
тыс. пкм
|
1 223 108
|
989 413
|
1 213 244
|
1 014 338
|
8
|
Коэффициент
пассажирской загрузки, %
|
49
|
47
|
52
|
59
|
9
|
Количество
перевезенных грузов, багажа, почты, тонн
|
3 116
|
3 265
|
5 626
|
3 309
|
10
|
Грузооборот,
тыс. ткм
|
9 784
|
11363
|
21 175
|
11 777
|
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|