Внешняя торговля со странами вне СНГ.
В Казахстане в 1995-2000гг.
наблюдалась устойчивая динамика роста внешнеторгового оборота со странами вне
СНГ. Причем высокими темпами росли объемы экспорта. Пик экспортной активности в
торговле со странами дальнего зарубежья пришелся на 2000г., когда было продано
продукции на 6749,1 млн.долларов (164% к уровню 1999г) (табл.3).
Доля
стран вне СНГ в общем объеме казахстанского экспорта в 2000г. составила 74%.
Таблица
2
Динамика экспорта Республики Казахстан в страны
вне СНГ
(млн. долл.США)
Наименование страны
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
ВСЕГО
|
2366,7
|
2732,1
|
3515,1
|
3266,3
|
4105,6
|
6749,1
|
ЕВРОПА
|
1597,6
|
1621,2
|
2174,5
|
2271,1
|
1910,2
|
2799,5
|
СТРАНЫ ЕС
|
1116,2
|
1095,4
|
1707,5
|
1690,5
|
1284,3
|
2073,8
|
СТРАНЫ ВНЕ ЕС
|
481,4
|
525,8
|
467,0
|
. 580,6
|
625,9
|
725,7
|
АЗИЯ
|
647,6
|
1006,7
|
1134,9
|
726,8
|
847,3
|
1208,3
|
АМЕРИКА
|
108,6
|
95,0
|
179,2
|
220,0
|
1319,1
|
2719,6
|
АФРИКА
|
12,5
|
8,8
|
25,5
|
47,4
|
27,7
|
19,5
|
АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ
|
0,4
|
0,4
|
1,0
|
1,0
|
1,3
|
2,2
|
На
протяжении последних лет увеличиваются объемы поставок казахстанской продукции
в страны Азиатского региона. Увеличились экспортные поставки в Китай – на 42%,
в Турцию на – 78%, в Иран в – 2раз. При этом сократились объемы экспорта в
Республику Корею на 5%, в Японию – на 58%.
В станы
Азиатского региона, по данным 2000г, было экспортировано 57% черных металлов и
изделий из них (в 1999г-65%). Преобладает, главным образом, плоский прокат
черных металлов, основными потребителями которого в 2000г. были Китай, Иран,
Турция, Таиланд. В минувшем году большинство из этих стран значительно
увеличили объемы импорта казахстанского проката черных металлов: Китай-11%,
Иран-2,4раза, Турция –48%. В 2000г. по сравнению с 1999г . поставки в Китай
алюминия необработанного возросли в 7 раз, меди рафинированной –на 69%, отходов
и лома медных – на59%.
За 2
предыдущих года произошло резкое увеличение экспорта в страны Америки, главным
образом, за счет продажи нефти на Бермудские и Виргинские острова. С каждым
годом увеличивается экспорт в США, которые являются основным торговым партнером
нашего государства в американском регионе.
В
2000г.доля стран вне СНГ в общем объеме импорта составила 45%.
Импорт
из стран вне СНГ, по данным таможенной статистики, увеличился по сравнению с
предыдущем годом на 10% и составил 2294,7млн.долларов.
Большая
часть импортных товаров завозится на казахстанский рынок из Германии,
Великобритании, Италии, Нидерландов.
Страны
азиатского региона в общем объеме импорта в Казахстане в 2000г. составил 12%.
Основные поставщики данного региона: Китай, Япония, Турция, Республика
Корея.
Глава 2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АВИАКОМПАНИИ «ЭЙР КАЗАХСТАН»
2.1 Экономическая характеристика ЗАО «Эйр Казахстан»
Авиакомпания «Эйр Казахстан» образована в
1996году.Взлет авиакомпании начинался, можно сказать, с абсолютно нелетной
погоды 1996 года, когда самолеты НАК «Казахстан ауе жолы»фактически проиграли
экономическую войну за собственное воздушное пространство немецким, голландским
и российским асам гражданской авиации. Наследники прославленного КУГА не
справились с управлением, которое перестало быть централизованно плановым, и в
результате не только посадили казахстанский «борт» в 10-миллиардную долговую
яму, но и оставили после себя изношенный на 80 процентов самолетомоторный парк,
снизивший в 5 раз пассажиропоток, отделившиеся аэропорты, утраченные рейсы и
практически отданный «чартам» рынок авиауслуг. Вывести национальную авиацию из
такого штопора могло только оперативное применение новых, более современных
методов управления.
Движение, прогресс в той застойной атмосфере появились лишь с образованием
авиакомпании «Эйр-Казахстан». Это предприятие в короткие сроки сумело, не
прибегая к помощи зарубежных управляющих и иностранных займов, не только
вывести из кризисного состояния всю оставшуюся летную систему, но и поднять ее
на должную высоту. Команда менеджеров стремилась к главному, созданию
совершенно новой системы, в которой бы не возможно были ошибки, приводящие к
разрушению компании (как это случилось с предшествиниками)
Достаточно сказать, что, например,
в прошлом году доля нашего национального авиаперевозчика на этом рынке,
несмотря на известную конкуренцию, составила уже 80 процентов. Такой высокий
показатель – следствие эффективной экономической политики компании, которая в
отличие от множества «умирающих» предприятий смогла найти резервы и инвестиции,
а главное, управленческую «мудрость движения». И буквально за год-два добиться
возрождения технической базы, восстановления регулярности надежности полетов,
увеличения их частоты и возвращения утраченных рейсов. Более того, проложить
новые маршруты самой различной протяженности и создать сервисную службу на
уровне мирового.
Последнее
особенно немаловажно. Ведь открытость всех границ способствовала формированию
новой психологии нашего авиапассажира, которого уже не удовлетворяет устаревший
«аэрофлотовский» сервис.
Поэтому поступательное движение «Эйр-Казахстан» выразилось в массе
нововведений. Это была разработка гибкой тарифной сетки, содержащей девять
видов расценок на услуги в зависимости от ситуации на рынке;и ввод в действие
системы продажи и бронирования авиабилетов «Габриэль» в десяти городах страны,
а также спутниковой системы передачи данных; создание собственного отдела
туризма для оптимизации наиболее популярных маршрутов; проведение специальной
программы «Персонал», повысившей профессионализм сотрудников компании до
международных стандартов; и даже усовершенствование системы бортового питания с
учетом диетических и религиозных потребностей пассажиров.
Но
главным фактором успешного продвижения на воздушном рынке, безусловно, является
уровень технической оснащенности авиакомпании, состояния ее самолетомоторного
парка. А в случае с национальным авиаперевозчиком -это еще и престиж
государства. Ведь в настоящее время Казахстан настолько полно интегрировался
в мировое сообщество, что стал практически воздушным мостом между Востоком и
Западом. И это не могло повлиять на рост требований к состоянию лайнеров,
их оснащенности, комфортабельности, безопасности, экономичности. Ведь не
секрет, что аэропорты многих государств с неохотой принимают заметно отставшие
по вышеуказанным параметрам самолеты советского, российского производства. Не
жалуют их и зарубежные пассажиры, которых сейчас не -мало на наших авиалиниях,
- не только в силу привычки к более высокому уровню комфорта, но и традиционно
психологической приверженности к «своей» марке самолета. К тому же и
отечественный пассажир уже прекрасно различает недостатки и преимущества в
сравнительной дилемме «москвич - мерседес» , и его предпочтение здесь не
однозначно. Конечно, технические специалисты «Эйр-Казахстан» придерживаются
несколько иного мнения по поводу меньшей безопасности и экономичности в эксплуатации
самолетов российского производства. Тем более, что пилот современного
авиалайнера, говорят они, по своей подготовке больше похож на оператора атомной
станции, чем водителя автомобиля. И в «Эйр-Казахстан» без обеспечения
100-процентной безопасности полета ни один самолет не взлетит.
Однако веяния
времени несут необходимость обновления летного парка. Поэтому в прошлом году
он пополнился двумя лайнерами Боинг-737, на подготовку шести экипажей, для
которых авиакомпания затратила тогда 90 тысяч долларов. Но движение
продолжается. «Эйр Казахстан» приобрел аэробус А-310. Этот наиболее популярный
сейчас в мире тип самолета – плод инженерной мысли западноевропейского
промышленного консорциума «Эрбас Индастри», в которую входят такие крупнейшие
авиационно - космические фирмы, как «Аэроспасьяль» (Франция), «Даймлер – Бенц
Аэроспейс Эрбас» (Германия), «Бритиш Аэроспейс» (Великобритания) и CASA (Испания).
ЗАО «Эйр
Казахстан» создано постановлением Правительства Республики Казахстан № 1030 от
20.08.1996 года «О мерах по экономической стабилизации гражданской авиации
Республики Казахстан» в целях экономического оздоровления и приоритетного
развития гражданской авиации, создания конкурентоспособного национального
перевозчика, представляющего интересы Республики Казахстан на международном
рынке. Уставный фонд общества был образован путем внесения части
государственного имущества, ранее находившегося на правах пользования у НААК
«Казахстан Ауе Жолы».
В соответствии с
Мировым соглашением между ЗАО «Эйр Казахстан Групп», ОАО «Казкоммерцбанк» и ЗАО
«Эйр Казахстан» одобренным постановлением Правительства Республики Казахстан №
1581 от 23.10.2000 года 50% акций ЗАО «Эйр Казахстан» передано в собственность
ОАО «Казкоммерцбанк», оставшаяся часть акций (50%) находится в собственности
государства.
Демонстрируя
готовность ЗАО «Эйр Казахстан» в полномасштабном участии в глобальной
авиационной системе, в 1997 году ЗАО «Эйр Казахстан»
зарегистрировалось в Международной организации гражданской авиации (International
Civil Aviation Organization - ИКАО) под кодами KZK, а в 1998
году вступило в Международную ассоциацию воздушного
транспорта (International Air Transport Association - ИАТА), где было зарегистрировано с кодами 9Y и 452.
ЗАО «Эйр
Казахстан» является активным членом Международной ассоциации воздушного
транспорта (ИАТА) и участником ее Конференций по координации тарифов и
расписания, членом Клиринговой Палаты ИАТА. Авиакомпания вступила в члены МИТА
(Многостороннее Интерлайн Соглашение), в рамках которого заключила соглашения о
признании перевозочной документации с более чем 40
ведущими авиакомпаниями мира, одновременно заключив ряд специальных прорейтовых
соглашений.
В течение
1998-2000 годов в ЗАО «Эйр Казахстан» с целью оптимизации была проделана
определенная работа по разработке и принятию единой тарифной сетки, поэтапному
сокращению штатов авиакомпании, развитию системы оплаты труда.
Схема организационного построения компании представлена на рисунке 1.
Вице-президент
по коммерции и маркетингу
|
|
Вице-президент
по производству
|
|
Вице-президент
по правовым и административным вопросам
|
|
Вице-президент
по финансам
|
|
Финансовое
управление Летный
отряд
Бухгалтерия Юридический отдел Коммерческое
Отдел
бюджетного планирования
|
|
управление
Отдел
экономического анализа и производственного учета
|
|
ЦВР
Управление
обеспечения
авиаперевозок
и
обслуживания
на борту
Рис.1. Организационная структура ЗАО “Эйр
Казахстан”
Финансовое управление является
одним из важнейших подразделений ЗАО.
Центр Взаиморасчетов (ЦВР)- обеспечивает
контроль продажи авиаперевозок авиакомпании, своевременности и полноты получения
выручки, учета доходов и расходов, связанных с авиаперевозками, ведет
взаиморасчеты с партнерами по авиа бизнесу.
·
Осуществляет учет и контроль финансовой
деятельности Представительств Авиакомпании;
·
Ведет учет движения и остатков бланков строгой
отчетности (БСО) в подразделениях Авиакомпании, представительствах и
независимых фирмах;
·
Проводит обработку полетной и расчетно – финансовой
документации.
Сотрудники отдел бюджетного
планирования:
·
осуществляют технологию планирования, учета и
анализа финансовых результатов;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|