Меню
Поиск



рефераты скачать Управление затратами на производство и реализацию продукции

         Используя данные производства (таблица 3.6) пороговое количество товара составит:

         qk=

         Именно при таком объеме реализации выручка в точности покрывает суммарные затраты и прибыль равна нулю. Каждая следующая тонна цемента начиная с 483104 т. будет приносить прибыль.

         Чтобы определить массу прибыли после прохождения порога рентабельности, достаточно умножить количество товара, проданного сверх порогового объема производства, на удельную величину валовой марки (d) , сидящей в каждой единице проданного товара:

         Rk = (q - qk )* d                                                           (3.10)

         Таким образом по данным (таблицы 3.6)

         R= (1500000-483104)*218,4=222090086 рублей.

Т.е каждая последующая тонна цемента реализованная сверх 483104 тонн будет приносить предприятию 218,4 руб.(500-281,6) так называемой предельной прибыли, которая равна цене реализации за вычетом переменных издержек. Это прибыль отличается от реальной суммы на величину постоянных затрат.

         2. Для расчета порога рентабельности в стоимостном выражении необходимо умножить левую и правую часть уравнения, критического объема на цену (p).

 или                                                        (3.11)

         По данным производства (табл.3.6) порог рентабельности в стоимостном выражении (критический объем реализации) составит:

         При достижении выручки от реализации 241552198 руб. предприятие достигает окупаемости постоянных и переменных затрат.

         С понятием "порог рентабельности" связано понятие "запас финансовой прочности". [17.193]

         Запас финансовой прочности (зона безопасности) представляет собой разность между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении.

         Запас финансовой прочности для анализируемого предприятия составит 508447802 руб. (750000000 - 241552198), что соответствует примерно 68% выручки. Это означает, что предприятие способно выдержать 68-процентное снижение выручки от реализации без серьезной угрозы для своего финансового положения. Если выручка от реализации опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается, образуется дефицит ликвидных средств.

Зависимость объема от соотношения издержек и цены реализации используется в обосновании плановых заданий. Если известны постоянные затраты, цена единицы изделия, переменные затраты на единицу изделия, а также сумма запланированной прибыли, то объем продаж, обеспечивающий желаемую прибыль определяется по формуле:

                                                               (3.12)

где Rпл - плановая сумма прибыли

Таким образом, если предприятие желает получить прибыль в планируемом году 260 млн. руб., то необходимый объем продаж должен составить:

         Это означает, что объем выпуска цемента в планируемом году должен превысить фактический выпуск отчетного года на 173581 т. цемента или на 12%.

         Рассчитанные показатели сведены в таблицу 3.7.

Таблица 3.7

Показатели работы цементного завода

№ п/п

Показатели

Предыдущий

год

  Отчетный год

  Отклонение, +/-

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

6.

 

7.

8.

Выручка от реализации, тыс. руб.

Переменные затраты, тыс. руб.

Валовая маржа, тыс. руб.

Постоянные затраты, тыс. руб.

Прибыль, тыс. руб.

Сила воздействия операционного рычага

Порог рентабельности, руб.

Запас финансовой прочности, руб.

700000

 

370540 или 0,53

329460 или 0,47

100200

 

229260

1,4

 

213191489

486808511

 

750000

 

422400

или 0,56

327600

или 0,44

105510

 

222090

1,5

 

241552198

508447802

+50000

 

+51860

или +0,03

-1860

или –0,03

+5310

 

-7170

+0,1

 

+28360709

+21639291

    Как показывают данные таблицы предприятие прошло порог рентабельности, имеет прибыль и солидный запас финансовой прочности (68% выручки). Запас финансовой прочности у предприятия возрос по сравнению с предыдущим годом на 21639291 рублей при увеличении объёма выручки на 50 млн. руб. Однако отрицательное влияние на этот показатель оказало увеличение порога рентабельности на 28360790 руб.

Используя факторный анализ определим влияние каждого фактора на изменения безубыточного объёма продаж, следуя логике цепной подстановки по формуле критического объёма производства (3.11).

          

          

         Общее влияние: 11297873 + 17062836 = +28360709 руб.

         Данные расчёты свидетельствуют, что повышение уровня порога рентабельности на 28360709 руб. произошло за счёт роста постоянных расходов на 11297873 руб., а так же за счёт повышения доли материального дохода в цене на 17062836 руб. Рост постоянных издержек на анализируемом предприятии объясняется повышением уровня автоматизации и механизации производственного процесса. Внедрение автоматизации привело к относительному утяжелению постоянных издержек и, соответственно, уменьшению доли переменных издержек в себестоимости единицы продукции. Незначительный рост постоянных затрат дал некоторое сокращение прибыли и возрастании силы воздействия операционного рычага. Увеличение постоянных затрат губительных последствий пока не имело. Следовательно, руководству предприятия следует быть особенно внимательным в части принятия решения по инвестициям. Необходимо, чтобы эти решения содержали тщательно продуманную долговременную стратегию деятельности предприятия. Однако, так как в долгосрочной перспективе ожидается повышение спроса на цемент, то можно отказаться от режима жёсткой экономии на постоянных затратах, так как предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.

Заключение

         В условиях рыночной экономики затраты на производство и реализацию продукции, формирующие себестоимость продукции – это важнейший показатель коммерческой деятельности предприятий, характеризующий степень и качество использования трудовых и материальных ресурсов, результаты внедрения новой техники, ритмичность производства, бережливость в расходовании средств, качество управления. Себестоимость продукции является исходной базой для определения цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного фона -  бюджета. Формирование себестоимости продукции осуществляется в соответствии с Положением о составе затрат, а также изменениями и дополнениями к нему [1].

         В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учета и калькулирования затраты на производство продукции классифицируются по различным признакам: по виду производства, виду продукции, месту возникновения затрат, по составу и экономическому содержанию, и т.д. Для практического использования в системе управления формированием затрат целесообразно использовать классификацию по элементам и статьям затрат.

         В условиях рыночной экономики классификация затрат в отечественном хозяйстве будет упрощаться и приближаться к зарубежной практике. В зарубежной практике широко принято подразделение издержек производства предприятия на постоянные, переменные, валовые и предельные. В развитых странах широко используется метод определения затрат на производство продукции по ограниченной, сокращенной номенклатуре калькуляционных статей. В затраты включаются только переменные расходы.

         Управление затратами на производство и реализацию продукции – это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, т.к. охватывает вес стороны происходящих производственных процессов. В отечественной практике под управлением издержками производства понимается планомерный процесс формирования затрат на производство всей продукции и себестоимости отдельных изделий, контроль за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции, выявления резервов и снижения. Основными элементами системы управления себестоимостью продукции является прогнозирование и планирование, нормирование затрат, учет и калькулирование, анализ и контроль за себестоимостью. Все они функционируют в тесной взаимосвязи.

         Анализ себестоимости продукции является важнейшим инструментом управления затратами. Он строится на информации учета, отчетности, планов, прогнозов. Анализ себестоимости продукции проводился на базе данных ОАО “Ульяновскцемент”. Это предприятие промышленности строительных материалов мощностью 2 млн. тонн цемента в год. Для цементного производства характерны наличие специализированного высокопроизводительного оборудования, комплексная механизация производственного процесса, непрерывный процесс производства, короткая длительность технологического цикла. Все это позволяет обеспечить высокопроизводительную и ритмичную работу предприятия, эффективно использовать основные производственные фонды, материальные и трудовые ресурсы, что способствует достижению высокой производительности труда и низкой себестоимости продукции.

         В отчетном году завод планировал произвести 1600000 тонн цемента, однако фактический выпуск составил 1500000 тонн. Снижение объема производства на 6% объясняется падением в последние годы спроса на цемент в виду резкого сокращения строительно-монтажных работ из-за ограниченного бюджетного финансирования, а также резким увеличением стоимости топливно-энергетических ресурсов.

         Так как предприятие специализируется на выпуске одного вида продукции, следовательно себестоимость одной тонны цемента является показателем характеризующим уровень и динамику затрат на его производство и реализацию.

         Анализ себестоимости цемента проводится с целью выявления возможностей более рациональным использованием производственных ресурсов, снижения затрат на производство, реализацию и обеспечение роста прибыли.

         Проведенный постатейный анализ показал, что на анализируемом заводе фактические затраты по отдельным статьям себестоимости оказались выше плановых по независящим от предприятия причинам в связи с воздействием внешних факторов: рост цен и тарифов на материальные ресурсы, особенно на топливо, инфляция, снижение спроса на цемент. А за счет внутренних факторов по всем статьям себестоимости достигнута  экономия. Это положительно характеризует деятельность предприятия и свидетельствует о его способности эффективно функционировать в рыночных условиях хозяйствования. Однако следует усилить контроль за сохранностью материальных ценностей на складе, чтобы не допускать непроизводительных расходов. Результаты анализа показали, что основными резервами снижения себестоимости цемента является:

-                     сокращение затрат на топливо, используемое непосредственно в технологическом процессе в связи с высоким удельным весом этих затрат (37,9%), что объясняется особенностями технологического процесса (процесс обжига клинкера происходит при высокой температуре t 1200-15000С);

-                     увеличение объема выпуска цемента за счет более полного использования производственной мощности предприятия.

В качестве топлива на технологические нужды на цементном заводе используется мазут. Однако применение природного газа в производстве цемента имеет большое преимущество, а именно улучшается качество цемента, не требуется дорогих работ, необходимых при использовании мазута (хранение, транспортировка), снижается удельный расход топлива, что в итоге приводит к снижению себестоимости на 18,1 руб.

В связи с планируемым ростом инвестиций в капитальное строительство спрос на цемент должен повыситься. Следовательно, завод сможет увеличить объем выпуска и довести его до максимально возможного – 2000000 тонн цемента в год. Экономия на условно-постоянных расходах в связи с ростом объема производства составит 17,6 руб.

         Таким образом, при использовании указанных резервов, а также ликвидации допущенных непроизводительных затрат по общехозяйственным расходам себестоимость 1тонны цемента снизится на 35,71 руб. или на 10% и составит 316,19 руб. (351,90 – 35,71), что позволит повысить размер прибыли, уровень рентабельности и конкурентоспособности предприятия.

         Управлению текущими затратами до настоящего времени не уделялось достаточного внимания, т.к. в этом не было объективной необходимости. Становление рыночных отношений требует разработки содержания и методики управления себестоимостью с учетом прихода к рыночной экономике периода и международного опыта. Решение этой задачи возможно на основе маржинального анализа, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства и прибылью. Маржинальный анализ широко применяется в странах с развитыми рыночными отношениями. Это самый эффективный метод решения взаимосвязанных задач, отслеживающий зависимость финансовых результатов бизнеса от издержек и объемов производства. Проведение маржинального анализа базируется на современной системе учета себестоимости “директ - костинг” (системе управления себестоимостью). Важнейшие преимущества данной системы заключаются в следующем:

1.                     Ограничение себестоимости переменными расходами позволит упростить нормирование, планирование, учет и контроль за счет резкого сокращения статей затрат;

2.                     Раздельный учет и изучения поведения затрат в зависимости от изменения объемов производства открывает новые возможности для анализа себестоимости позволяет четко и оперативно принимать решения по нормализации финансового состояния предприятия;

3.                     При учете по системе “директ - костинг” явно видна окупаемость каждого вида продукта; 

4.                     Большое значение в этой системе имеет также установление связей и пропорций между затратами, прибылью и объемом производства, что позволяет определить зависимость затрат от загрузки производственной мощности, получать информацию с прибыльности или убыточности производства в зависимости от объема, рассчитать безубыточный объем производства;

5.                     В ней достигнута высокая степень интеграции учета, анализа и принятия управленческих решений;

В системе “директ -костинг” кроме разделения затрат на постоянные и переменные применяется категория маржинального дохода. Маржинальный доход предприятия – это выручка минус переменные издержки. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.

Важным аспектом  анализа постоянных доходов является деление их на полезные и бесполезные (холостые).

Ключевыми моментами маржинального анализа являются: операционный рычаг, порог рентабельности, запас финансовой прочности.

Сила воздействия операционного рычага – это отношение маржинального дохода к прибыли.

Порог рентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли, т.е. маржинального дохода в точности хватает на покрытие постоянных затрат и прибыль равна нулю.

Запас финансовой прочности – это разность между фактической выручкой от реализации и порогом рентабельности в стоимостном выражении.

Проведенный маржинальный анализ на базе данных АО “Ульяновскцемент” показал, что постоянные затраты предприятия составляют 105510000 руб., из них полезные составляют 79132500 руб. или 75%, бесполезные (холостые) – 26377500 руб. или 25% в связи с неполным использованием производственной мощности предприятия.

Предприятие прошло порог рентабельности (порог рентабельности – 241552198 руб., выручка от реализации – 750000000руб.), имеет прибыль и солидный запас финансовой прочности – 508447802 руб. или 68% выручки. Запас финансовой прочности у предприятия возрос по сравнению с предыдущем годом на 21639291 руб. или на 4% при увеличении объема выручки на 50 млн. руб. или на 7%.Отрицательное влияние на этот показатель оказало увеличение порога рентабельности на 28360790 руб. или на 13%. Повышение уровня порога рентабельности произошло за счет роста постоянных расходов, а следовательно повышения доли маржинального дохода в цене. Рост постоянных издержек на анализируемом предприятии объясняется повышением уровня автоматизации и механизации производственного процесса. Внедрение автоматизации привело к относительному утяжелению постоянных издержек и, соответственно, к  уменьшению доли переменных издержек в себестоимости единицы продукции. Незначительный рост постоянных затрат на 5310000 руб. или 5% дал сокращение прибыли на 7170000 руб. или на 3% и возрастание силы воздействия операционного рычага на 0,1. Увеличение постоянных затрат губительных последствий пока не имело. Следовательно, руководству предприятия следует быть особенно внимательным в части принятия решений по инвестициям. Необходимо, чтобы эти решения содержали тщательно продуманную долговременную стратегию деятельности предприятия. Однако, т.к. в долгосрочной перспективе ожидается повышение спроса на цемент, то можно отказаться от режима жестокой экономии на постоянных затратах, т.к. предприятие с большей их долей будет получать и больший прирост прибыли.

Список использованных источников

 

1.   Положение о составе затрат по производству и реализации продукции     (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли (утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. №552; с изменениями и дополнениями,  утверждёнными  Правительством РФ от 1 июля 1995 г. №661 и от 20 ноября 1995 г. №1133)

2.   Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: Учебник / Под ред. В.И.Стражева. - Мн.: Высшая школа, 1998.

3.   Баканов Н.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1997.

4.   Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? - М.: Финансы и статистика, 1995.-384 с.

5.   Ван Хорн Дж.К. Основы управления финансами. - М.: Финансы и статистика, 1996.-799 с.

6.   Ветров А.А. Операционный аудит-анализ. - М.: Перспектива, 1996.-120 с.

7.   Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы. - М.: Высшая школа, 1994.

8.   Зайцев Н.А. Экономика промышленного предприятия. - М.: ИНФРА - М., 1998.-284 с.

9.   Карпова Т.П. Управленческий учёт. - М.: Аудит, ЮНИТО, 1998.-350 с.

10.Ковалёв В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности. - М.: Финансы и статистика, 1996.-432 с.

11.Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.

12.Павлова Л.Н. Финансы предприятий. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.-639 с.

13.Практикум по финансовому менеджменту: Учебно-деловые ситуации, задачи и решения. /Под ред. Стояновой Е.С. - М.: Перспектива, 1995.-160 с.

14.Русак Н.А., Русак В.А. Финансовый анализ субъекта хозяйствования. - Мн.: Высшая школа, 1997.-309 с.

15.Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности промышленного предприятия. - Минск: Новое знание, 1999.-688 с.

16.Финансовый менеджмент: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.-518 с.

17.Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник/ Под ред. Е.С.Стояновой. - М.: Перспектива, 1996.-405 с.

18.Финансы предприятия: Учебник/ Под ред. Н.В.Колченой. - М.: Финансы: ЮНИТИ, 1998.-413 с.

19.Финансовое управление фирмой: Учебник/ Под ред. В.И.Терёхина. - М.: Экономика, 1998.-350 с.

20.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА - М, 1996.

21.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: ИНФРА - М, 1998.

22.Шим Дж.К., Сигел Дж.Г. Финансовый менеджмент. - М.: Филинъ, 1996.- 395 с.

23.Экономика и статистика фирмы: Учебник/ Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: Финансы и статистика, 1996.-240 с.

24.Экономика предприятия./ Под ред. Ф.К.Беа, Э.Дихтла, М.Швайцера. - М.: ИНФРА - М, 1999.-928 с.

25.Экономика предприятия./ Под ред. проф. О.Н. Волкова. - М.: ИНФРА - М, 1999.-52- с.

26.Экономика предприятия./ Под ред. В.П. Грузинова. - М.: ЮНИТИ, 1998.-535 с.

27.Экономика предприятия./ Под ред. проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. - М.: Банки и биржы, ЮНИТИ, 1998.-742 с. 

28.О.В. Рожнова. Международные стандарты финансовой отчетности. Все для бухгалтера. 1999 №6.  

авления

Ульяновский Государственный Университет

Институт Дополнительного Образования


В Государственную экзаменационную комиссию по специальности «Финансы и кредит»

Рецензия


 на дипломную работу

слушателя Института Дополнительного Образования

Лаврухиной Аллы Вячеславовны

на тему: Управление затратами на производство и реализацию продукции.

Тема дипломной работы является актуальной и своевременной, поскольку на предприятиях в последнее время управлению затратами на производство и реализацию продукции не уделяется достаточного внимания. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономики периода и международного опыта. Это позволит предприятию обеспечить оптимальный уровень издержек производства, максимизировать прибыль, повысить конкурентоспособность. Как указывает автор управление затратами - это сложный процесс, который означает по своей сущности управление всей деятельностью предприятия, так как охватывает все стороны происходящих производственных процессов.

В первой главе дипломной работы представлены теоретические основы управления издержками производства. Здесь раскрывается сущность, состав, подробно рассматривается классификация затрат, представлен зарубежный опыт определения издержек производства. Отдельно рассматривается отечественный опыт управления затратами, где достаточно подробно и в тесной взаимосвязи охарактеризованы основные его элементы.

Во второй главе представлен анализ себестоимости продукции на базе данных ОАО «Ульяновсецемент». Анализ проведен на хорошем профессиональном уровне. Положительным моментом является рекомендация по переводу завода с мазута на природный газ. Это позволит предприятию улучшить качество цемента, повысить культуру производства, а главное – снизить затраты на топливо и тем самым обеспечить оптимальный уровень издержек производства.

В третьей представлен подробный анализ зарубежной методики управления затратами на основе маржинального анализа, отмечены ее преимущества, приведены конкретные выводы, рекомендации, которые вполне могут быть применены в отечественной практике управления издержками производства.

В своей работе студентка показала достаточно высокий уровень теоретической подготовки, а также умение использовать полученные ею знания для решения практических задач.

В целом работа выполнена очень аккуратно и говорит о том, что к написанию диплома студентка отнеслась серьезно и добросовестно. Работа представляет интерес в практическом плане и заслуживает оценки «отлично».

Рецензент _________________

Должность, место работы, ФИО             __________

«___» ________________    г.               Подпись

 



[1] Постановление Правительства РФ от 06.03.98 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.