|
ВведениеВ России происходят глубокие экономические преобразования, что не может сказаться на работе основного субъекта рыночной экономики – предприятия. С переходом на рыночные отношения повышается самостоятельность предприятия, а также их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастают значение финансовой устойчивости субъектов хозяйствования, а также повышение их конкурентоспособности. Умение эффективно хозяйствовать становится условием выживания предприятия в конкурентной борьбе. Максимизация прибыли и повышение эффективности производства является главной целью предприятия в рыночных условиях, условиях самоокупаемости и самофинансирования предприятий. Достижение высоких результатов деятельности предприятия невозможно без эффективного управления затратами на производство и реализацию продукции. В последние годы наблюдается тенденция к росту издержек производства в связи с удорожанием стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, а также роста процентных ставок за пользование кредитом, роста расходов на рекламу, представительских расходов и т.д. Становление рыночных отношений требует совершенствования практики управления издержками производства с учетом особенностей переходного к рыночной экономике периода и международного опыта. Это позволит фирме выжить в конкурентной борьбе, максимизировать прибыль и минимизировать расходы, обеспечить рентабельную деятельность предприятия. Главная цель дипломной работы – проанализировать практику управления затратами на производство и реализацию продукции и разработать предложения по ее совершенствованию. Стратегическими задачами разработки рекомендаций являлись: обеспечение оптимального уровня издержек производства, минимизация прибыли, повышение конкурентоспособности исследуемого предприятия. В первой главе дипломной работы представлены теоретические основы управления затратами. Здесь раскрывается сущность, состав, классификация затрат на производство, представлен зарубежный опыт определения издержек. Отдельно рассматривается отечественный опыт управления затратами на производство и реализацию продукции, где достаточно подробно и в тесной взаимосвязи охарактеризованы основные его элементы. Вторая глава посвящена анализу себестоимости продукции на базе данных ОАО «Ульяновскцемент». При проведении экономического анализа были применены такие приемы и методы, как сравнение, группировка, способ абсолютных разниц, цепных подстановок. В третьей главе представлена зарубежная методика управления затратами на основе маржинального анализа. Здесь раскрывается сущность, содержание, преимущество этой методики. Отдельно рассматривается классификация затрат в системе маржинального анализа. При дифференциации издержек использовались графический метод, метод максимальной и минимальной точки, наименьших квадратов. Особое внимание обращено на расчет ключевых показателей анализа: операционного рычага, порога рентабельности и запаса финансовой прочности. При освещении теоретических вопросов управления издержками производства были использованы различные учебные пособия, законодательные акты, статьи периодических изданий. 1. Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции
1.1. Понятие и состав издержек производства Деятельность фирмы связана с определёнными издержками (затратами). Затраты отражают, сколько и каких ресурсов было использовано фирмой. Общая величина затрат, связанных с производством и реализацией продукцией (работ, услуг), называется себестоимостью.[26.460] Себестоимость продукции (работ, услуг) является важнейшим качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности предприятия, а также инструментом оценки технико-экономического уровня производства и труда, качества управления. Она выступает как исходная база для формирования цен, а также оказывает непосредственное влияние на прибыль, уровень рентабельности и формирование общегосударственного денежного фонда - бюджета. В «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» [1] указывается: «Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на её производство и реализацию». Приведённое определение себестоимости относится к производственным затратам и в принятой классификации составляет производственную себестоимость, а с учётом затрат по реализации продукции - полную себестоимость промышленной продукции. В себестоимость продукции включают: – затраты на подготовку и освоение производства; – затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства; – затраты на оплату труда; – затраты, связанные с использованием природного сырья; – затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, а также с улучшением качества продукции; – расходы, связанные с изобретательством, техническим усовершенствованием и рационализаторскими предложениями; – затраты по обслуживанию производственного процесса (текущий, средний и капитальный ремонт); – затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; – расходы, связанные с набором рабочей силы; – текущие расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения; – расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров; – расходы по транспортировке работников к месту работы и обратно; – выплаты, предусмотренные законодательством о труде (оплата отпусков, компенсации и т.д.); – отчисления на государственное социальное страхование и пенсионное обеспечение, в государственный фонд занятости от затрат на оплату труда работников, занятых в производстве соответствующей продукции; – отчисления по страхованию имущества предприятия; – затраты на оплату процентов по краткосрочных ссудам банков, оплата услуг банков; – затраты по гарантийному обслуживанию; – расходы, связанные со сбытом продукции (упаковка, хранение, транспортировка); – затраты на воспроизводство основных производственных фондов (амортизация на полное восстановление); – износ (амортизация) по нематериальным активам; – потери от брака; – потери от простоев по внутрипроизводственным причинам. Величина этих затрат зависит от цен на ресурсы, необходимые для производства товаров, а также от технологии их использования. Цена, по которой приобретаются производственные ресурсы, не зависит от деятельности предприятия. Она определяется складывающимся спросом и предложением на ресурсы. Следовательно, для предприятия чрезвычайно важен технологический аспект формирования издержек производства, определяющий, с одной стороны, количество привлекаемых производственных ресурсов, а с другой - качество их использования. Причём предприятие должно использовать такие методы производства, которые были бы эффективными как с технологической, так и с экономической точек зрения и обеспечивали бы наименьшиеиздержки производства. В зависимости от места возникновения затрат в хозяйственной деятельности предприятия различают цеховую, производственную и полную себестоимость. [23.182] Под цеховой себестоимостью понимаются затраты цеха на изготовлении продукции. Себестоимость продукции может определяться для участка, смены, бригады. Производственная себестоимость - это сумма производственных затрат цеха и общезаводских расходов, которые включают расходы по управлению предприятием (заработная плата персонала заводоуправления, амортизация и текущий ремонт зданий общезаводского назначения и т.д.). Учитываются также и непроизводительные расходы (потери от брака, недостача и порча материальных ценностей и др.). Полная себестоимость промышленной продукции складывается из затрат на производство и реализацию продукции, т.е. это сумма производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (стоимость тары, приобретённой на стороне, отчисления сбытовым организациям в соответствии с установленными нормами и договорами и др.). В зависимости от цели (планирования, учёт, анализ, управление и т.д.) могут использоваться следующие разновидности себестоимости: себестоимость валовой, товарной или реализованной продукции, себестоимость сравнимой продукции, себестоимость единицы продукции и т.д.. [8.194] Различают также плановую, расчётную и отчётную (фактическую) себестоимость. Плановая себестоимость отражает максимально допустимую величину затрат и включает только те затраты, которые при данном уровне техники и организации производства являются для предприятия необходимыми. Она рассчитывается по прогрессивным плановым нормам использования активной части основного капитала, трудовых затрат, расхода материальных и энергетических ресурсов. Расчётная себестоимость используется при технико-экономических расчётах по обоснованию проектов внедрения достижений научно-технического прогресса. Фактическая себестоимость отражает реальные затраты на производство и реализацию продукции. На предприятиях с отлаженным производством отчётная себестоимость, как правило, должна быть ниже плановой. Режим экономии создаётся при улучшении использования основного капитала трудовых и материальных ресурсов. Превышение отчётной себестоимости от плановой наблюдается при ухудшении работы предприятия. 1.2. Классификация затрат на производство В отечественной практике управления затратами для целей планирования, учёта и калькулирования существует следующая классификация: · по виду производства - основное и вспомогательное; · по виду продукции - отдельное изделие, группа однородных изделий, заказ, передел, работы, услуги; · по месту возникновения затрат - участок, цех, производство, хозрасчетная бригада; · по составу и экономическому содержанию - по элементам и статьям затрат; · по способам включения в себестоимость - прямые и косвенные; · по степени участия в процессе производства - основные и накладные; · по степени зависимости от уменьшения объема производства - на пропорциональные (условно-переменные) и непропорциональные (условно-постоянные) Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.