|
Источник: [18]. Проведенная реформа российского НДС в 2005 году (переход на метод начислений и новый порядок принятия к вычету НДС, уплаченного при капитальном строительстве), привела к достаточно серьезным единовременным потерям бюджетной системы в 2006 года (табл. 2.7 ). Однако масштабного падения бюджетных доходов не наблююдалось. Согласно пессимистическому прогнозу ФНС России объем поступлений НДС на товары, реализуемые на территории РФ, в 2007 г. может составить 982,6 млрд. руб. (3,15% ВВП) в то время как в федеральном бюджете заложена сумма 1378,7 млрд. руб. (4,42% ВВП). С 2008 года будет увеличена до 1 квартала продолжительность налогового периода по НДС. Последнее решение приведет не только к разовому увеличению финансовых ресурсов предприятий (на сумму 260 млрд. рублей в 2008 году), но и позволит несколько облегчить администрирование НДС [19]. При осуществлении налоговой реформы значительные изменения были внесены в действовавший порядок применения акцизов. В частности, дополнительно, в связи с отменой оборотного налога на пользователей автомобильных дорог, были введены акцизы на дизельное топливо и на автомобильные масла [26]. Также в последний год были приняты изменения в налоговом законодательстве, направленные на изменение порядка акцизного налогообложения и его приближения к правилам, действующим в Европейском союзе и иных государствах с развитой налоговой системой. Так, с 2007 года акциз на табачные изделия взимается не только по комбинированной ставке, включающей специфическую и адвалорную компоненты, но адвалорная компонента акцизной ставки исчисляется от максимальной розничной цены, определяемой производителем [25]. В таблице 2.8 представлена динамика налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации по основным налогам в 2000-2006 гг. в реальном выражении (в ценах 1998 г). Таблица 2.8 Поступления основных налогов в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в2000-2006 гг. (в реальном выражении) | |||||||||
Налог |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
|
|
Налоговые поступления в реальном выражении (трлн. руб.) |
|||||||||
Налоговые доходы |
0,84 |
0,88 |
1,10 |
1,15 |
1,20 |
1,26 |
1,38 |
1,53 |
1,63 |
|
Налог на прибыль |
0,10 |
0,13 |
0,17 |
0,19 |
0,14 |
0,14 |
0,20 |
0,26 |
0,28 |
|
НДФЛ |
0,07 |
0,07 |
0,07 |
0,09 |
0,11 |
0,13 |
0,13 |
0,14 |
0,15 |
|
НДС |
0,16 |
0,17 |
0,19 |
0,23 |
0,24 |
0,24 |
0,24 |
0,28 |
0,25 |
|
Акцизы |
0,07 |
0,06 |
0,07 |
0,09 |
0,08 |
0,09 |
0,06 |
0,05 |
0,04 |
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности |
0,04 |
0,05 |
0,10 |
0,12 |
0,10 |
0,12 |
0,20 |
0,32 |
0,38 |
|
Платежи за пользование природными ресурсами |
0,02 |
0,03 |
0,03 |
0,05 |
0,10 |
0,11 |
0,13 |
0,18 |
0,20 |
|
Налог с продаж |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,00 |
– |
– |
|
ЕСН в федеральный бюджет |
– |
– |
– |
– |
0,11 |
0,10 |
0,10 |
0,05 |
0,05 |
|
Отчисления во внебюджетные фонды, в т.ч.: |
0,21 |
0,20 |
0,22 |
0,23 |
0,13 |
0,14 |
0,14 |
0,17 |
0,19 |
|
ЕСН в ФСС |
– |
– |
– |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
|
ЕСН в Федеральный ОМС |
– |
– |
– |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,01 |
0,01 |
|
ЕСН в территориальные фонд ОМС |
– |
– |
– |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
|
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ |
– |
– |
– |
– |
0,09 |
0,11 |
0,11 |
0,12 |
0,16 |
Источник: разработано автором по [18, 24].
Таблица была рассчитана с учетом значений коэффициентов-дефляторов для соответствующих лет (1999 г. – 1,365; 2000 г. – 1,202; 2001 г. – 1,186; 2002 г. – 1,151; 2003 г. –1,120; 2004 г. – 1,117; 2005 г. – 1,104; 2006 г. – 1,132) посредством последовательного деления номинальной величины поступлений на произведение необходимых дефляторов (к примеру, для выражения в реальных ценах базового года поступлений акцизов в 2006 г., его номинальное значение в ценах 2006 г. было разделено на произведение всех указанных дефляторов: 0,14/(I2006×I2005×I2004×I2003×I2002×I2001×I2000×I1999) = 0,04 (трлн. руб.)).
Как следует из представленных данных, для всего периода с 1998 по 2006 гг. характерен рост налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства Российской Федерации в реальном выражении: годовой прирост данной величины составлял от 4,1% (2003 г.) до 25% (по итогам 2000 г.). Если же рассматривать период после реализации основных изменений налогового законодательства, то прирост налоговых доходов в реальном выражении по итогам 2005 г. составил 10,8% (табл. 2.9).
Таблица 2.9
Показатели годового прироста налоговых поступлений в бюджет расширенного правительства РФ за 1999 – 2006 гг. (%)
Показатели
1999
2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
Темп годового прироста
4,7
25
4,5
4,3
4,1
5
10,8
6,5
Источник: разработано автором по [18].
Темп прироста рассчитан по формуле: Тпр = .
Схожая динамика наблюдалась и в отношении доли налоговых доходов в ВВП, которая к 2005 г. достигла максимальной величины за рассматриваемый период времени (36,9% ВВП). В 2006 г. доля налоговых доходов оказалась неизменной и осталась на неизменном уровне 36,9% ВВП. При этом заметный рост налоговых поступлений наблюдался в 2000 г., что преимущественно было обусловлено значительным ростом поступлений по налогу на прибыль, НДС и вывозным таможенным пошлинам.
В числе основных факторов роста налоговых доходов бюджетной системы можно назвать:
· благоприятную конъюнктуру на товары российского экспорта и, в первую очередь, нефть, газ и металлы;
· расширение налоговой базы по многим налогам, обусловленное ростом российской экономики;
· улучшение налогового администрирования;
· а также частичное сокращение величины налоговой задолженности;
· положительная динамика поступлений единого социального налога, который с 2001 года заменил существовавшие на тот момент различные платежи в государственные социальные внебюджетные фонды [17].
К настоящему моменту намечены и основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, необходимо отметить следующие цели налоговой политики:
1. Отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом не снимается с повестки дня вопрос дальнейшего снижения налоговой нагрузки на экономику как за счет сбалансированного снижения налоговых ставок, так и путем проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.
2. Унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, пересмотра налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения.
В среднесрочной перспективе будет продолжено совершенствование системы администрирования налогов в России. В частности, предполагается принятие следующих мер:
а) совершенствование подходов к проведению налоговых проверок;
б) повышение уровня информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов;
в) обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами;
г) совершенствование системы государственной регистрации
юридических лиц [18].
ВЫВОДЫ КО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Финансовая система РФ подразделяется на сферу централизованных (публичных) и децентрализованных (финансы организаций и финансы домохозяйств) финансов.
Бюджетная система как звено финансовой системы России включает три уровня управления: федеральный уровень, уровень субъектов Федерации и местный уровень.
На федеральном уровне выделяется среди прочих звено государственных внебюджетных фондов. Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и имеют целевое назначение.
К внебюджетным фондам социального назначения относятся Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд Социального Страхования Российской Федерации и Фонд Обязательного Медицинского Страхования.
Все эти фонды активно развиваются и реформируются. К настоящему моменту уже обозначены цели и задачи на 2008 – 2010 гг., и можно привести оптимистическую информацию о размерах их финансирования (рис. 2.3., 2.4; табл. 2.2, 2.3, 2.4, 2.5), что позволяет говорить о стабилизации экономики государства.
Говоря о налоговой политике РФ как о составной части общей экономической и социальной политики государства, нужно сказать, что именно она определяет характер и цели складывающейся налоговой системы государства.
Для России характерен тип политики максимальных налогов в сочетании с налоговой политикой, предусматривающей достаточно высокий уровень обложения при значительной социальной защите.
В течение последних семи лет в России была проведена масштабная финансовая реформа, в результате которой было частично или полностью решены следующие проблемы: повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы; снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков; упрощение налоговой системы. Был выбран подход перехода к пропорциональному налогообложению, произошли изменения в начислении различных налогов (НДС, налог на прибыль организаций, единый социальный налог и др.). Как результат реформы, затрагивающей основные части налоговой системы, в период с 1998 г. по 2006 г. наблюдался существенный рост налоговых поступлений в государственный бюджет (табл. 2.8, 2.9).
К настоящему моменту намечены и основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг.: отказ от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы; унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы; продолжение совершенствования системы администрирования налогов в России.
Финансы выражают экономические общественные отношения. Это неотъемлемый элемент общественного воспроизводства на всех уровнях хозяйствования. Финансовая система есть совокупность финансовых отношений, связанных с распределением и перераспределением общественного продукта. Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуются повышение эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.
Как показал проведенный в работе анализ основных параметров действующей в настоящее время в Российской Федерации финансовой системы, по своим основным характеристикам она вполне соответствует общепринятым в экономической науке и мировой практике представлениям: финансовая система Российской Федерации — это совокупность органов и институтов (звеньев), которые связаны с аккумуляцией, перераспределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В ходе проведенной работы были достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов, финансовой системы, их сущности и их функций; освещена структура финансовой системы Российской Федерации; достаточно полно рассмотрено функционирование одного из звеньев финансовой системы РФ – внебюджетных федеральных фондов, – а также одной из ветвей финансовой политики государства – налоговой политики. Мною были проанализированы различные статистические данные и самостоятельно разработаны некоторые рисунки, схемы, таблицы.
В данной работе я могла бы подробнее осветить остальные звенья финансовой системы Российской Федерации, затронуть описательный анализ не только налоговой политики, но и других составных частей государственной финансовой политики. Но ввиду ограничения объема работы, множественности составных частей финансовой системы государства, а также емкости каждого из понятий, характеризующих эту систему, этого сделать не удалось.
1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник для ВУЗов / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 564 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 17 июля 1998 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа:.
3. 3. Бюджетная политика 2007 [Электронный ресурс] /
4. Бюджетная политика в среднесрочной перспективе [Электронный ресурс] /.
5. Ван Хорн Дж. Основы управления финансами: Пер. с англ. / Дж. Ван Хорн; под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 1996. – 527 с.
6. Витте С.Ю. Конспект лекций о народном и государственном хозяйстве. / С.Ю. Витте. – М., 1997
7. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.
8. Иванова И.В. Россияне о налоговой системе / И.В. Иванова // Экономика и управление на предприятии. – 2005. – № 32. – С. 28.
9. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. / В.В. Ковалев. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 352 с.
10. Лобанов В.Г. Налоговая система должна быть справедливой / В.Г. Лобанов // Экономика и жизнь. – 2000. – № 5. – С. 2, 3.
11. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. / В.К. Ломакин. – М.: Финансы, 1998. – 671 с.
12. Лычагин М.В. Финансовая экономика. / М.В Лычагин. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2005. – 343 с.
13. Макконнелл К. Экономикс: Учебн. Пособие: т. 1 / К. Макконнелл, С. Брю; пер. с англ. под ред. С.В. Черпакова. – М.: Республика, 1992. – 399 с.
14. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – 523 с.
15. Михайлов Д.М. Мировой финансовый рынок: тенденции и инструменты. / Д.М. Михайлов М. – Экзамен, 2000. – 476 с.
16. 16. Национальный проект «Здоровье» [Электронный ресурс] /
17. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р.М. Нуреев. – М.: НОРМА, 2007. – 576 с.
18. Основные направления налоговой политики в Российской Федерации на 2008 – 2010 гг. [Электронный ресурс] / Режим доступа: – 10.11.2007.
19. Проект федерального бюджета на 2006 г. [Электронный ресурс] / Режим доступа:
20. Словарь по экономике / Пер. с англ. под ред. П.А. Ватника. – Спб.: Экономическая школа, 1998.
21. Структура ОМС в России [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.ffoms.ru/webffoms/docweb.nsf. – 12.11.2007.
22. Теория финансов: Учебное пособие. / Под ред. С.И. Берлин. – М.: Юрайт, 1999. – 575 с.
23. Терещенко О.В., Костяева Е.В. Финансовая система Российской Федерации в современных условиях: лекция для студентов заочного отделения. / О.В. Терещенко, Е.В. Костяева. – Изд-во НГТУ, 1996. – 78 с.
24. Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 г. и плановый период 2008 – 2010 годов», Ст. 11.
25. Федеральный Закон от 24 июля 2007 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации».
26. Федеральный Закон от 6 июня 2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».
27. Финансы. Денежное обращение и кредит: Учебник для вузов. / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. – М.: Проспект, 1999. – 456 с.
28. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 479 с.
29. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов. / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 512 с.
30. Финансы: Учебник / Белозеров С.А., Горбушина С.Г., Иванов В.В.; под ред. В.В. Ковалева. – М.: Проспект, 2007. – 640 с.
31. Финансы: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, – М.: Перспектива, Юрайт, 2000. – 520 с.
32. Финансы: Учебник. / Под ред. П.Р. Полякова. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 519 с.
33. Хереманс.Д. Регулирование банковского и финансового рынков: Пер. с англ. / Д. Хереманс; пер. с англ. С. Партола, – М., 1996.
34. Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике. / Д.Г. Черник. – М.: Финансы, 1997. – 400 с.
35. Чернов А.Ю. Личные финансы. Доходы и расходы семейного бюджета. / А.Ю. Чернов. – М.: Перспектива, 1995. – 175 с.
36. Шмырева А.И. Международные валютно-кредитные отношения. / А.И. Шмырева. – Спб.: Питер, 2001. – 266 с.
37. Экономическая энциклопедия. Политическая экономия: т. 2 / Под ред. А.М. Румянцева. – М.: Советская энциклопедия, 1975.
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.