Меню
Поиск



рефераты скачать Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации

Субсидии на выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам м медсестрам СМП

млрд. руб.

9,8

11,1

10,8

10,8

тыс. чел. (ФАП/СМП)

58,9/111,1

58,9/111,1

60,4/113,8

60,4/113,8

Выплаты врачам общей практики, участковым терапевтам, педиатрам, медсестрам соответствующих врачей

млрд. руб.

12,8

20,8

22,8

23,3

тыс. чел (врачи/медсестры).

77,5/82,6

77,5/82,6

82,9/89,3

84,5/92,5

Диспансеризация работающих граждан

млрд. руб.

2,0

4,0

4,0

4,0

млн. чел.

4,3

7,4

6,9

6,5

Источник: [16].


Все рассмотренные выше фонды (ПФР, ФСС РФ и ФОМС) являются также действующими фондами социального страхования.


2.3. Налоговая политика РФ: налоговая реформа, основные направления развития


В разработке государственной финансовой политики в России участвуют все ветви государственной власти. В то же время в силу особенностей конституционного строя приоритет в ее разработке принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и перспективу.

Подробнее рассмотрим лишь одну ветвь финансовой политики государства – налоговую политику.

В наиболее общем виде налоговая политика представляет собой составную часть общей экономической и социальной политики государства. Именно налоговая политика определяет характер и цели складывающейся налоговой системы. Налоги и другие компоненты налоговой системы являются инструментами налоговой политики.

Российские ученые выделяют несколько типов налоговой политики [34, с. 55]:

1)                политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом «взять все, что можно». При этом государству уготовлена «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае.

2)                политика разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.

3)                налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика ведет к раскручиванию инфляционной спирали.

В сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Важная особенность российской налоговой политики – очевидный акцент в налоговых изъятиях на обложение хозяйствующих субъектов. Последствия этого – отсутствие возможностей самофинансирования, бегство капитала за рубеж, массовые уклонения предприятий от уплаты налогов.

Наиболее значимые недостатки налоговой политики в России, носящие макроэкономический характер, заключаются в следующем:

·                   отсутствие благоприятного налогового режима для частных инвестиций в экономику;

·                   большая нагрузка на фонд оплаты труда;

·                   отсутствие среднего класса, что приводит у переложение налогов на производственную сферу и ее подавление;

·                   неравномерное распределение налогового бремени между законопослушными и уклоняющимися от налогов потенциальными плательщиками [8].

Таким образом, введенные в действие к настоящему времени основы российской налоговой системы хотя и соответствует нынешнему уровню развития экономики, но требуют реформирования.

В среднесрочной перспективе предполагается принимать последовательные меры по исправлению указанных недостатков налоговой системы, однако основным условием эффективности и результативности таких мер будет их тесная координация с социально-экономическими преобразованиями в иных областях.

Основной законодательной базой налоговой политики РФ является Налоговый кодекс РФ, последние поправки в который вносились 24 июля 2007 г. ФЗ № 216 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации». Целью поправок была полноценная реализация послания 2006 г. Президента РФ Федеральному собранию, в котором была отмечена необходимость улучшить работу налоговых органов и положение налогоплательщиков [34, с. 126].

В течение последних семи лет в России была проведена масштабная налоговая реформа, начатая с принятием первых глав второй части Налогового кодекса в 2000 году.

В результате, в рамках осуществления налоговой реформы были частично или полностью решены следующие проблемы:

1. Повышение уровня справедливости и нейтральности налоговой системы за счет:

·                   выравнивания условий налогообложения для всех налогоплательщиков (прежде всего за счет отмены имеющихся необоснованных льгот и освобождений);

·                   отмены неэффективных и оказывающих наиболее негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов и сборов;

·                   исправления деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам, искажающих экономическое содержание этих налогов;

·                   улучшение налогового администрирования и повышение уровня собираемости налогов.

2. Снижение общего налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков, что включает в себя:

·                   более равномерное распределения налоговой нагрузки между налогоплательщиками;

·                   снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда;

·                   снижение ставок налогообложения прибыли предприятий.

3. Упрощение налоговой системы за счет:

·                   установления закрытого перечня налогов и сборов;

·                   сокращения числа налогов и сборов;

·                   максимальной унификации налоговых баз и правил их исчисления по отдельным налогам, а также порядка их уплаты.

Стратегия проведенной налоговой реформы в отношении отдельных налогов:

Проведенная налоговая реформа затрагивала различные составные части налоговой системы. Стоит рассмотреть ключевые из них.

На момент начала налоговой реформы в России существовала прогрессивная шкала ставок подоходного налога. При этом основными плательщиками данного налога являлись и являются до сих пор лица, которые получает легальную заработную плату. Административные и институциональные условия ведения экономической деятельности в России таковы, что для лиц с высоким уровнем доходов в условиях прогрессивной шкалы ставок использование целого ряда возможностей для уклонения от налогообложения гораздо выгоднее исполнения в полном объеме налоговых обязательств.

В качестве решения проблемы повышения эффективности подоходного налога было выбран подход перехода к пропорциональному налогообложению доходов физических лиц, т.е. отказаться от прогрессивной шкалы ставок.

В результате проведенных преобразований, в настоящее время в России взимается налог на доходы физических лиц по единой 13-процентной ставке.

Также применяется единый социальный налог по регрессивной ставке с максимальной ставкой в 26%, а поступления этих налогов значительно выросли на фоне снижения ставок.

В отношении налога на прибыль организаций было принято решение о принципиальном изменении подхода к формированию налоговой базы этого налога с тем, чтобы она в большей степени соответствовала реально полученному в налоговом периоде доходу. В ходе налоговой реформы был реализован переход к исчислению налога на прибыль организаций в соответствии с общепринятым в мировой практике методом начисления, были сняты существовавшие после введения в действие главы 25 Налогового кодекса ограничения на перенос понесенных убытков на будущие периоды, была введена возможность единовременно относить на расходы, уменьшающие налоговую базу, до 10 процентов стоимости приобретенных основных средств и прочих затрат на капитальные вложения. В последние годы также был либерализован подход к отнесению на расходы затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Кроме того в законодательство были введены отсутствовавшие правила налогообложения организаций и акционеров при реорганизациях и ликвидациях, продаже (приобретении) бизнеса, при передаче имущества в доверительное управление и в других случаях, характерных для новой реальности и правоотношений [25]. Также было принято решение о сокращении перечня налоговых льгот по налогу на прибыль организаций [26].

В рамках задачи модернизация налога на добавленную стоимость (НДС) при проведении налоговой реформы была проведена по следующим направлениям:

·                   включение в число налогоплательщиков индивидуальных предпринимателей;

·                   введение режима освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС;

·                   переход к взиманию НДС на основании единой налоговой ставки;

·                   переход к взиманию налога на добавленную стоимость на основании метода начислений, когда как момент возникновения налоговых обязательств, так и момент возникновения права на налоговый вычет определяется как наиболее ранний из трех моментов – получение счета-фактуры, осуществление оплаты, получение товара;

·                   с 2007 года при осуществлении товарообменных операций, зачетов взаимных требований, при использовании в расчетах ценных бумаг уплата налога на добавленную стоимость производится платежным поручением на перечисление денежных средств.

Таблица 2.6

Совокупные объемы поступлений НДС в бюджетную систему РФ в 2004 – 2006 гг.

Разновидность НДС

2003

2004

2005

2006

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

млрд. руб.

% ВВП

НДС всего

6,63%

1069,7

6,30%

1472,2

6,82%

1510,9

5,68%

в т.ч. НДС на товары, реализуемые на территории РФ

1,65%

749,1

4,42%

1025,7

4,75%

924,2

3,47%

в т.ч. НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

1,98%

320,6

1,89%

446,5

2,07%

586,7

2,20%

Импорт

13,22%

2177,17

12,83%

2792,14

12,93%

3633,97

13,65%

ВВП, млрд. руб.

13304,7

16966,4


21598,0


26621,3


Источник: [18].


По итогам анализа динамики поступлений НДС в бюджетную систему за последние годы (табл. 2.6), можно отметить, что динамика поступлений налога на добавленную стоимость в бюджетную систему Российской Федерации в 2004 – 2006 годах имела тенденцию к спаду, что во многом обусловлено сокращением доходов от НДС, начисленных при операциях на внутреннем рынке.

Таблица 2.7

Влияние последствий налоговой реформы на структуру поступлений доходов бюджетной системы от налога на добавленную стоимость в 2006 г.

Параметры изменений


Изменение поступлений НДС в бюджетную систему РФ в 2006 г. по сравнению с 2005 г.

-1,14%

в том числе:


– НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

-0,13%

– НДС, администрируемый ФНС России

-1,28%

Снижение поступлений НДС в бюджетную систему РФ в 2006 г. по сравнению с 2005 г. вследствие внешних факторов

-2,02%

в том числе:


дополнительные поступления от погашения налоговой задолженности НК «ЮКОС» в 2005 г.

-0,64%

Переход на метод начисления

-0,66%

Освобождение от уплаты налога получения авансовых платежей при осуществлении экспортных операций

-0,24%

Изменение положения о предоставлении вычетов по капитальному строительству

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.