Меню
Поиск



рефераты скачать Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации

Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Новосибирский Государственный Технический Университет

 

 

Кафедра Экономической Теории

 

 

 

 

Курсовая работа

по экономической теории

 

 

на тему: Сущность и функции финансов. Финансовая система Российской Федерации

 

 

 

Факультет: Бизнеса

Группа: ФБ-62

Выполнила: Шалина М.А.

Проверила: Литвинцева Г.П.

 

 

 

 

 

Новосибирск

2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВ И ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ    7

1.1. Сущность, признаки и функции финансов............................................... 7

1.2. Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья................ 11

1.3. Финансовая политика и ее влияние на экономику.................................. 16

Выводы к первой главе.................................................................................. 22

2. ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ..................... 23

2.1. Особенности финансовой системы РФ, ее звенья.................................. 23

2.2. Государственные внебюджетные фонды РФ: Пенсионный Фонд РФ и Фонд Социального Страхования, Фонд Обязательного Медицинского Страхования      25

2.3. Налоговая политика РФ: налоговая реформа, основные направления развития        36

Выводы ко второй главе................................................................................ 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 48

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ........................................ 49

ВВЕДЕНИЕ


В последние годы в связи с переходом к рыночным отношениям происходят глубокие изменения в экономике России. В значительной степени эти изменения обусловлены уточнением, а иногда и сменой приоритетов, стимулов и факторов развития общества и страны.

В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают. Развитие экономики в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, принимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства.

Каждый сектор народного хозяйства любой страны пронизан сетью финансовых отношений, и финансы каждого из них являются лишь элементом взаимосвязанной финансовой системы в целом. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны.

Таким образом, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств. И знание особенностей финансовой системы и ее функционирования необходимо для полноценного ориентирования в экономике любой страны и принятия определенных экономических решений.

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование сущности и функции финансов в целом, а также исследование финансовой система России, принципов формирования и функционирования отдельных ее звеньев.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

1.                 Дать определение понятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.

2.                 Обозначить подсистемы, сферы и звенья финансовой системы.

3.                 Подробнее разобрать функционирование одного определенного звена финансовой системы (мною были выбраны внебюджетные фонды РФ).

4.                 Составить представление о финансовой политике страны и ее составляющих.

5.                 Подробнее обратиться к анализу одного из звеньев финансовой политики РФ (налоговой политики).

6.                 Проанализировать статистические данные, относящиеся к функционированию финансовой системы страны.

Объектом исследования является финансовая система Российской Федерации как совокупность всех входящих в финансы страны звеньев во взаимосвязи.

Предметом исследования являются специфические экономические отношения, возникающие на федеральном уровне в связи с развитием и функционированием финансовой системы государства, а именно внебюджетных фондов РФ, и проведением налоговой политики РФ. Также рассматриваются перспективы развития налоговой политики и финансирования внебюджетных фондов в среднесрочном периоде.

При написании работы были использованы описательно-аналитический, графический, экономико-статистический методы экономической теории, анализ документов.

Теоретической и методической основой послужили федеральные законы РФ, постановления правительства РФ, Министерства финансов, учебники и научные статьи отечественных и зарубежных специалистов в области экономической науки, данные официальных электронных сайтов правительства РФ.

«Финансовая система» выступала и выступает объектом изучения многих зарубежных и российских авторов. Разные аспекты изучения российского теневого сектора были рассмотрены в работах Дж. Ван Хорна, К. Макконнелла, С. Брю, В.В. Королева, В.К. Ломакина, Л.А. Дробозиной, Г.Б. Поляка, С.А. Белозерова, В.В. Ковалева, Д.Г. Черника и многих других.

Структурно работа состоит из введения, двух глав, первая из которых содержит четыре раздела, вторая – три, заключения и списка использованных источников, включающего 36 источников. В работе представлены схемы, рисунки и статистические таблицы, часть из которых разработаны автором. В первой главе такими материалами, созданными в ходе аналитической работы, являются рис. 1.1 (с. 12), рис. 1.2 (с. 16). Во второй главе составлены и проанализированы рис. 2.2 (с. 25), табл. 2.1 (с. 28), рассчитаны темпы прироста различных показателей в табл. 2.2 (с. 26), табл. 2.3 (с. 31), табл. 2.9 (с. 43), пересчитаны из номинальных в реальные цены объемы трансфертов в табл. 2.3 (с. 31) и объемы налоговых поступлений в табл. 2.8 (с. 42).

Кроме того, автором были подведены текущие выводы по первой и второй главам.

1. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ФИНАНСОВ

 

1.1. Сущность, признаки и функции финансов


По вопросу происхождения термина «финансы» существуют разные точки зрения. Одни авторы утверждают, что этот термин возник в XIII – XV вв. в торговых городах Италии и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством [27, с. 25]. Другие авторы утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж.Боденом, который в 1755 г. Издал работу «Шесть книг о республике» [31, с. 44].

Трансформация взглядов на экономическую категорию финансов с конца XVII до конца XX в. Достаточно емко дана в работе С.Витте. Он пишет: «…с конца XVII века… под словом «финансы»… стали понимать всю совокупность государственного имущества и вообще состояние всего государственного хозяйства. <…> Таким образом, точнее науку о финансах можно определить как науку о способах наилучшего удовлетворения материальных потребностей государства» [6, с. 4].

Иными словами, изначально понятие «финансы» рассматривалось только в связи с формированием и использованием денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила отдельное название – «публичные финансы», которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы.

Характерными признаками публичных финансов являются:

·                   денежный характер отношений;

·                   безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующими субъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также во внебюджетные фонды;

·                   принудительная со стороны государственных органов и органов местного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектами и населением;

·                   отношение перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта в денежной форме [28, с. 16].

Развитие крупномасштабного товарного производства повлекло за собой совершенствование методов, способов мобилизации, использования, распределения денежных средств между различными участниками воспроизводственного процесса. Особую значимость в этом распределительном процессе приобретают движения денежных средств, обособленные от движения товаров (различные формы кредита, распределение и перераспределение стоимости совокупного общественного продукта между различными субъектами, что и является собственно сферой финансовых отношений).

Сферой финансовых отношений также является система денежных отношений, связанных с формированием и использованием доходов и расходов населения (к примеру, население участвует в формировании централизованных денежных фондов посредством уплаты налогов).

Отличительным признаком финансовых отношений является и то, что процесс перераспределения совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных фондов денежных средств, имеющих целевое назначение.

1)                фонды денежных средств, создаваемые на уровне государства, органов местного самоуправления – централизованные фонды;

2)                денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов – децентрализованные;

3)                специальные фонды денежных средств, создаваемые из доходов от различных видов деятельности хозяйствующих субъектов (накоплений амортизационных начислений, задолженности по заработной плате, платежам в бюджет и внебюджетные фонды и т.п.).

Стоит отметить, что формирование указанных фондов носит строго регламентированный характер, что является еще одним отличительным признаком финансовых отношений [30, с 10].

Таким образом, финансы как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в процессе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов являются:

·                   распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

·                   как правило, односторонний характер движения денежных средств;

·                   создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовые отношения многообразны. Они связаны с денежными отношениями, которые возникают: между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей; между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании; между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов; внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств; между отдельными бюджетными, внебюджетными фондами; между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

1)                на уровне хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды по ценным бумагам;

2)                на уровне населения: заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, командировочные расходы; доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций; социальные трансферты, в том числе пенсии, пособия, стипендии; потребительский кредит;

3)                на уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств [11, с. 24].

Так как главной характеристикой финансовых отношений является их распределительный характер, то и главной функцией финансов является распределительная функция.

Финансы обслуживают разные этапы распределения совокупного общественного продукта, участвуя как в первичном его распределении, так и в перераспределении.

Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный, региональный, местный. Ему присуща многоступенчатость, порождающая разные виды распределения – внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное.

В целом распределительная функция финансов позволяет:

·                   создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.