·
осуществлять внутрихозяйственное,
внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также
между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами;
·
создавать резервы на уровне хозяйствующего
субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами [30, с. 12].
Наряду с
распределительной к главным функциям финансов относится и контрольная
функция. Распределительная и контрольная функции представляют собой две
стороны одного и того же экономического процесса.
Основу контрольной
функции составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения
общество имеет возможность знать о том, как складываются пропорции в
распределении денежных средств, как обеспечивается своевременность поступления
финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования.
Существует необходимость
координации в реализации двух указанны функций, так как если контрольная
функция не осуществляется на практике, то и невозможно судить об эффективности
распределительной функции.
Распределительная
функция осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми нормами.
Следовательно, можно говорить о третьей функции финансов – регулирующей.
Регулирующая функция
финансов проявляется не только на уровне государства и хозяйствующих субъектов,
но и в организации собственно финансовых отношений в иерархии ее построения [30,
с 13].
1.2. Финансовая система: сущность,
подсистемы, сферы, звенья
Определение понятия «финансовая
система» по-разному трактуется различными авторами: известный американский
специалист Дж. Ван Хорн определяет финансовую систему как совокупность ряда
учреждений и рынков, предоставляющих свои услуги фирмам, гражданам и
правительствам [9, с. 34]. По мнению Л.А. Дробозиной, финансовая система – это
совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются
и используются фонды денежных средств [28, с. 77]. Коллектив авторов под
руководством Г.Б. Поляка трактует финансовую систему как совокупность различных
финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами
распределяются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и
государства [29, с. 73].
С учетом изложенного
можно рассматривать финансовую систему как форму организации денежных
отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению
и перераспределению совокупного общественного продукта.
По природе своей
финансовые отношения являются распределительными, причем распределение
стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам [27, с. 55].
Именно роль субъекта в
общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия
классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности
финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы (рис. 1.1):
Рис. 1.1 Финансовая
система государства. Источник: разработано автором по [22, 30]
1)
финансы предприятий, учреждений и организаций;
2)
страхование;
3)
государственные финансы.
Внутри каждой из
названных сфер выделяются звенья, причем группировка финансовых отношений
осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей
определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Этот
критерий позволяет выделить в сфере финансов предприятий (учреждений,
организаций) такие звенья, как:
1)
финансы коммерческих предприятий;
2)
финансы некоммерческих организаций;
3)
финансы финансовых посредников.
В сфере государственных
финансов:
1)
государственный бюджет;
2)
внебюджетные фонды;
3)
государственный кредит.
В страховой сфере,
где характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта
страхования, в качестве звеньев выступают:
1)
социальное страхование;
2)
имущественное и личное страхование;
3)
страхование ответственности;
4)
страхование предпринимательских рисков.
Среди ответвлений
финансовой системы огромное значение имеют финансы предприятий, учреждений и
организаций, ведь именно в этой сфере формируется преобладающая доля
финансовых ресурсов государства.
Ключевое место среди
децентрализованных финансов занимают финансы коммерческих организаций.
Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги,
формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и
социального развития общества.
Финансы
некоммерческих организаций имеют свою специфику,
связанную с формированием доходов, порядком использования, владением имуществом
и т.п.
Особое место в
финансовой системе развитых стран мира занимают финансы финансовых
посредников, под которыми понимаются фирмы, специализирующиеся на
организации взаимодействия лиц, имеющих временно свободные денежные средства, с
лицами, нуждающихся в
денежных средствах.
Финансовые посредники приобретают и продают так называемые «финансовые
продукты» (ссуды фирмам, закладные, акции компаний; чековый депозит, полисы
страхования, паи и т.п.).
Одним из главных звеньев
финансовой системы является государственный бюджет. С его помощью
правительство концентрирует в своих руках значительную часть национального
дохода, перераспределяемого финансовыми методами. В этом звене
сосредотачиваются крупнейшие доходы и наиболее важные в политическом и
экономическом отношении расходы. Бюджет тесно связан с другими звеньями
финансовой системы, выступает координирующим центром и оказывает им необходимую
помощь в форме бюджетных дотаций, субсидий, субвенций, гарантий, обеспечивая
более или менее нормальное функционирование остальных звеньев финансовой
системы.
Еще одним важным звеном
являются местные бюджеты, которые не входят в состав государственного
бюджета и имеют определенную самостоятельность. Местные бюджеты служат проводником
социальной политики центральных властей.
Внебюджетные
фонды используются для финансирования учреждений
просвещения и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых
граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения. Они управляются
непосредственно центральными, а в отдельных случаях местными властями. Наиболее
распространенными источниками формирования этих фондов являются налоги,
отчисления из бюджета, специальные взносы.
Особенности и
преимущества внебюджетных целевых фондов:
·
наличие дополнительных средств у органов
государственной власти для вмешательства в хозяйственную жизнь, маневрирования
ресурсами в условиях нестабильной экономики;
·
строгое целевое использование средств фондов,
возможность эффективного контроля за расходованием средств ввиду обособленности
от бюджета;
·
возможность направления средств фондов для
покрытия бюджетного дефицита при условии наличия активного сальдо.
Внебюджетные фонды
государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в
распоряжении центральных или региональных органов власти и имеющих целевое
назначение. Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического
назначения.
Государственный
кредит в интерпретации некоторых авторов выступает как
отдельное звено финансовой системы, другие же источники относят его к сфере государственных
финансов [22, с. 37].
Фактически, это звено
находится на стыке двух видов денежных отношений: финансов и кредита.
Соответственно несет в себе черты обеих категорий. Носит государственный
кредит, как правило, добровольный характер, и характерными признаками для него
являются возвратность и платность. В классических же формах финансов движение
финансовых потоков происходит в одном направлении. Государственный кредит
представляет собой денежные отношения между государством, муниципалитетами с
одной стороны, и юридическими, физическими лицами, иностранными государствами,
международными финансовыми организациями с другой, по поводу получения займов,
предоставления кредита и гарантии, а также обслуживает функционирование и
использование средств бюджета и внебюджетного фондов.
Каждое звено финансовой
системы в свою очередь подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней
структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов
предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от
отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных,
сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т. д., а в зависимости
от формы собственности – финансы государственных предприятий, кооперативных,
акционерных, частных и др.
В сфере страховых
отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования,
подразделяется по видам страхования.
В составе
государственных финансов группировка финансовых отношений внутри звеньев
осуществляется в соответствии с уровнем государственного управления
(федеральный, субъектов федерации, местный).
1.3. Финансовая политика и ее влияние на экономику
Государственная
финансовая политика есть часть социально-экономической
политики государства по обеспечению сбалансированного роста финансовых ресурсов
во всех звеньях финансовой системы страны.
Главной целью
государственной финансовой политики является создание финансовых условий для
социально-экономического развития общества, повышения уровня качества жизни и
уровня населения [33].
В качестве важнейших
составляющих финансовой политики государства выступают бюджетная, налоговая,
инвестиционная, социальная и таможенная политика (рис. 1.5).
Рис.
1.2 Финансовая политика государства. Источник: разработано автором по [30, 33]
Бюджетная
политика основывается на законодательных актах страны,
определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь
бюджетный процесс. Собственно бюджетная политика выражается в структуре
расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных
уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и
методах управления государственным долгом.
Налоговая политика находит
свое воплощение в построении той или иной налоговой системы. Под понятием налоговая
политика понимается совокупность осуществляемых государством мероприятий,
направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в
объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование. Однако
взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов
не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика
должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения [34, с.
13].
В мировой практике
выработаны определенные принципы и подходы к построению налоговой системы:
1)
горизонтальное и вертикальное равенство
(горизонтальное равенство означает, что юридические и физические лица,
находящиеся в равных условиях, должны платить одинаковые налоги; вертикальное –
что богатые платят пропорционально большие суммы, чем бедные);
2)
нейтральность налогов;
3)
удобство взимания налогов для правительства;
4)
минимальный дестимулирующий эффект от введения
того или иного налога;
5)
трудность уклонения от уплаты налога [30, с. 25].
Кроме того, мировой
практикой доказано, что: налоговая система должна быть открытой; увеличение
числа налогов, объектов налогообложения приводит к повышению расходов по сбору
налогов, у росту недоимок и штрафов; основой налоговой базы должны выступать
прямые налоги (на доходы, имущество); превалирование косвенной системы
налогообложения приводит к увеличению налогового бремени основной массы населения
с низким уровнем доходов; косвенные налоги целесообразно вводить для
ограничения потребления товаров, вредных для здоровья, а также на предметы
роскоши и т.п.; высокие налоги приводят к утечке капитала; в кризисные для
экономики периоды необходимо уменьшать бремя налоговой нагрузки, что
способствует мобилизации внутреннего инвестиционного потенциала.
Инвестиционная
политика связана с созданием условий для привлечения
отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор
экономики. Она реализуется на разных уровнях государственного управления и управления
финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача инвестиционной политики
заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно
вкладывать финансовые средства в экономику страны.
Социальная
политика связана прежде всего с решением задач
финансового обеспечения прав граждан страны, и охватывает следующие сферы:
пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам и др.
Таможенная
политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой
политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и
поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таможенная
политика во многом предопределяет распределительные процессы не только между
хозяйствующими субъектами и государством, но и между самими хозяйствующими
субъектами, а также отраслями, регионами.
Наряду с государственной
финансовой политикой существует и финансовая политика предприятий,
представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по
достижению целей ведения бизнеса. Для достижения поставленной цели используется
соответствующий финансовый механизм [9, с. 83].
Финансовая политика
неразрывно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая
представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на
борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов
экономического развития.
Влияние финансовой
политики на экономику страны, и в частности, влияние изменения государственных
расходов и налогов, можно наглядно рассмотреть, введя понятие
бюджетно-налоговой (фискальной) политики государства.
Бюджетно-налоговая
(фискальная) политика – меры правительства по
изменению государственных расходов, налогообложения и состояния
государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости,
равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве ВВП [1,
с. 120].
Существует два типа
фискальной политики: стимулирующая фискальная политика, имеющая своей
целью преодоление циклического спада экономики и предполагающая увеличение
государственных расходов G, снижение налогов T или
комбинирование этих мер, и сдерживающая фискальная политика, имеющая
своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагающая
снижение G, увеличение T или
комбинирование этих мер.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|