p> Безусловно в этой сфере преобладают торговые или простейшие
сервисные предприятия. Но это скорее не исключение, а общее правило,
характерное для всей страны и «таких небольших территориальных образований
как наш район. В городе и районе в данной сфере деятельности занято
несколько тысяч человек, работающих в 178 предприятиях торговли»
(Приложение 8). В малом предпринимательстве занято около 7% от всех занятых в
экономике города и района. Местные власти выделяют различные ресурсы малым
предприятиям (например лесосырьевые), помогают в получении малых кредитов. Помимо вышеуказанного местные власти проводят скоординированную
политику с соответствующими структурами республики и федерации.
Квотирование рабочих мест, устройство на работу, трудоустройство подростков
в летнее время и другие мероприятия в этой сфере. 2.2. Сфера образования. За период с 1999 года по 2001 год в системе образования города и
района сохранилась сеть учреждений образования. В информации отдела
образования указано, что данная инфраструктура состоит из «8 средних школ 2
основных школ, 2 национальных школ, 1 дневной общеобразовательной сменной
школы, 11 дошкольных учреждений и 4 учреждений дополнительного
образования». Помимо этого в городе работает профессиональное училище № 20
и филиал автотехникума. Кроме этого в районе прошла реорганизация в двух детских домах –
теперь в городе существует один детский дом, где содержится 60 ребят. Совершенно новое учреждение было создано в 1999 году. Им стал Центр
психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМС). В этом центре ежедневно
находятся 15 детей из социально неблагополучных, малообеспеченных семей и
детей-инвалидов, различные консультации получили дети, педагоги, родители –
всего более 1000 человек. Такова работа Центра только в 1999 году[19].
Более детально об этом центре будет сказано в разделе, где речь пойдет о
различных услугах населению. Местные власти, депутаты городского совета достаточно много
внимания уделяют сфере образования. Так в филиале Петрозаводского техникума
получают образование более 100 студентов (сам филиал был открыт после
активной работы Администрации местного самоуправления и ее отделов,
отвечающих за социальную сферу). Они получают образование бухгалтеров и
автомехаников. Складывается система непрерывного образования в городе и
районе. По инициативе депутатов, соответствующих служб Администрации
местного самоуправления в апреле 2000 года была утверждена «Программа
координации и развития образования города Питкяранта и Питкярантского
района на 2000 – 2002 год». Программа охватывает различные направления
сферы образования от развития дошкольного образования до материально-
технического обеспечения учебно-воспитательного процесса.[20] На реализацию
программы заложено около 1 миллиона рублей бюджетных средств[21]. Координацию работы образовательных учреждений проводят
соответствующие структуры Администрации местного самоуправления:
заместитель главы АМСУ по социальным вопросам, которому, согласно статье 15
Устава Администрации местного самоуправления определено, что он
«осуществляет руководство и контроль за работой учреждений
образования[22]», городского отдела образования и постоянной комиссии
городского совета по вопросам социальной политики. 2.3. Сфера охраны здоровья. Инфраструктура данной сферы в городе и районе претерпевает
серьезные изменения, отнюдь не в лучшую сторону связанные с ухудшением
экономической ситуации в стране. Впрочем это претерпевают почти все
территории Российской Федерации. В городе Питкяранта и Питкярантском районе инфраструктура различных
медицинских учреждений представлена детально и широко. Имеется Центральная
районная больница, поликлиника, фельдшерско-аккушерские пункты есть во всех
населенных пунктах района. Помимо ЦРБ имеется больница в поселке Ляскеля,
Центральная районная аптека у которой есть шесть филиалов в городе и районе
и магазин «Оптика» Кроме того в поселение годы в городе было открыто три
частных аптеки. Согласно справке, предоставленной ЦРБ за период с 1998 года по 2001
год «постоянно ведется ремонт сооружений ЦРБ, амбулаторий. Автопарк
пополнился 4 санитарными автомашинами, грузовой автомашиной, 2 автомашинами
для организации лечебной работы». «Удается приобрети и медицинское
оборудование, приобретена стоматологическая установка, аппарат УЗИ,
рентгеновский аппарат, 2 операционных стола, оборудование для палаты ИТАР и
так далее[23]». Добавим, что в системе здравоохранения работают квалифицированные
специалисты и система, несмотря на все сложности, считается одной из лучших
в республике. Автор также обращает внимание, что местные власти (исполнительные и
законодательные) приняли и утвердили программы «Здоровье», «Охраны здоровья
населения и развития учреждений здравоохранения города и района». Эти
программы постоянно находятся на контроле, осуществляется ежеквартальный
отчет об их исполнении. 2.4. Сфера социоэкологической политики и жилищная сфера. Как мы уже писали выше сфера социоэкологической политики направлена
на создание благоприятной экологической ситуации. С учетом промышленности,
которая действует в нашем районе, а это Целлюлозно-бумажный завода,
горнорудная промышленность, вопросы экологии крайне важны. На «ЦЗ
Питкяранта» действуют мощные очистные сооружения в строительстве которых
принимали участие не только завод, но и предприятия города. Как следствие –
признание акватории Ладожского озера у нашего города одной из самых чистых
в Карелии. Все разрешающие документы на открытие того или иного предприятия
проходят экологическую экспертизу. Для обеспечения санитарного состояния в
пунктах района разработаны «Правила благоустройства и обеспечения
санитарного состояния города Питкяранта и Питкярантского района». В
настоящее время эти правила находятся на обсуждении депутатов городского
совета, соответствующих служб, их принятие вопрос времени. Сами правила
охватывают запретительные и разрешительные меры, определяют ответственных
за те или иные нарушения, органы контроля и так далее[24]. Однако по мнению
автора рычаги воздействия Администрации местного самоуправления на данную
сферу еще недостаточны и требуют дальнейшего развития и закрепления в
нормативных документах. Если анализировать жилищную сферу, инфраструктура города
сформировалась в 1950-1970 годы. В годы реформ, особенно в
«постперестроичный период» строительство муниципального жилья резко
сократилось, а затем и вовсе было прекращено. Лишь большими усилиями в 1998-
2001 годах удалось на уровне республики изыскать возможность для окончания
строительства 18 квартирного жилого дома а поселке Ляскеля, ряда социальных
объектов. За этот период «введено в эксплуатацию 54 дома, общей площадью
4100 м2. Это основной показатель по вводу жилья в районе[25]». Здесь речь
идет об индивидуальном строительстве и безусловно проб лемму не решает.
Однако за эти годы «оформлено и выдано 73 пакета документов на
идивидуальное жилищное строительство. В городе и районе около 50 тысяч м2
жилой площади находится в ветхом состоянии, которую необходимо
ремонтировать. Это еще одна проблема для администрации, так как на
капитальные ремонты средств в бюджете не хватает[26]». Такова эта
безрадостная констатация фактов. В городе и районе достаточно большее
количество людей нуждается в жилье. Вот данные жилищной комиссии. «По
состоянию на 01.11.2001 года состоит на учете 605 семей, в том числе в
льготном списке – 149 семей. За прошедший период 25 семей получили
благоустроенные квартиры и улучшили свои жилищные условия, в том числе 2
участника Великой Отечественной войны, 6 семей, проживающих в ветхом жилье,
5 – по сносу жилья, 12 семей по очереди[27]». Как видим эта сфера деятельности местных властей требует
кардинальных изменений (в сфере финансовой, организационной,
законодательной). Только в этом случае можно будет добиться реального рывка
вперед. 2.5. Сфера культуры и досуга. Данная сфера в социальной инфраструктуре занимает важное место. Ее
основное предназначение – политика, направленная на просвещение и
воспитание населения. В связи с этим в городе и районе в период с 1998 по
2001 годы депутатами были утверждены программы, которые охватывают
различные направления данной сферы. К ним относятся программа «Молодежь
2001-2003», программа «Культура 2000-2002», программа «Центральная районная
библиотека – муниципальный общественный информационный центр», рассчитанная
на 2002-2003 годы. Все эти меры, а также деятельность самих учреждений
культуры (смотри приложение) позволяют контролировать данное направление в
работе и выделять на эту сферу соответствующие средства. За период с 1998 по 2001 года удалось многое сделать по сохранению
соответствующей инфраструктуры и ее развитию (приложение 4). Так например
Центральная районная и детская библиотеки переведены в современно
благоустроенное здание, открыты филиалы детской музыкальной школы в деревне
Ряймеля, филиал художественной школы в поселке Ляскеля. Открыто
хореографическое отделение Детской музыкальной школы (занимается 44
ребенка), открыты новые помещения для Детской художественной школы
(дополнительно удалось принять 40детей). Отремонтирован кинотеатр.
Учреждения культуры города и района постоянно становятся участниками
различных фестивалей и концертов; организуют и проводят на своих площадях
концерты, выставки и так далее. В завершении отметим, что все большее значение в данной
инфраструктуре получает клуб «ЦЗ Питкяранта», где за период 2000-2001 г.г.,
после долгого перерыва начали действовать такие творческие
коллективы, театр, клуб бального танца, ВИА и другие. Нельзя не отметить и развитие такого направления как спорт и
туризм. Для него характерна работа Детской юношеской спортивной школы и ее
филиалов в населенных пунктах района, работа секций по настольному теннису,
футболу, волейболу, баскетболу. Развитие гостиничных комплексов и
туристических маршрутов (действует турклуб «Горизонт». Разработана
программа развития туризма и спорта. Районная молодежная политика. Политика органов местного самоуправления, направленная на содействие
социальному становлению молодых горожан, реализации потенциала молодежи в
решении задач городского и районного развития. Современная социально-политическая ситуация требует коренного пересмотра
традиционных взглядов на роль молодежи в общественном развитии. В
результате реформ, предпринятых в стране в последние годы, молодежь
превратилась из социальной категории, главным образом перенимающей опыт
старшего поколения, в силу, способную оказывать серьезное влияние на темпы
и характер общественного развития. Молодежь обладает такими качествами,
остро необходимыми в условиях становления демократических институтов и
рыночной экономики, как мобильность, способность ориентироваться в
изменяющейся обстановке, восприимчивость к новым идеям. Наличие у молодежи
социального потенциала, в значительной степени отсутствующего у старшего
поколения, позволяет усилить результативность решения районных задач за
счет повышения активности молодежи в различных сферах жизни района. Вступая
в самостоятельную жизнь, молодежь должна быть способной привносить в
процесс развития новый импульс, реализовывать собственный потенциал
социального новаторства. Однако в настоящее время молодежь испытывает серьезные затруднения в
адаптации к социально-экономическим реалиям, самореализации в общественной
жизни. Острыми проблемами молодежной среды, оказывающими негативное влияние
на ситуацию в городе, являются рост молодежной преступности, слабая
конкурентоспособность молодёжи на рынке труда, вовлечение молодежи в
криминальные группировки, всплеск наркомании. Актуальность решения проблем
социального неблагополучия зачастую вынуждает сводить задачи работы с
молодежью к профилактике негативных тенденций в молодежной среде через
организацию досуга и отдыха, реализацию программ борьбы с наркоманией,
правонарушениями, сокращения безработицы. Признавая важность работы в этих направлениях, нужно иметь в виду, что
в значительной степени корни негативных тенденций лежат в
неподготовленности молодежи к самостоятельной жизни, неумении активно
строить свой жизненный путь и добиваться при этом успеха. Молодежь обладает
большими возможностями, которые необходимо задействовать в интересах
района, однако зачастую не умеет практически реализовать свой потенциал, не
имеет опыта участия в решении социально-значимых задач.
Для того чтобы потенциал молодежи мог быть реализованным в качестве одного
из важных ресурсов развития района, необходимо расширить понимание задач
молодежной политики, выйти за рамки социально-профилактической работы и
приступить к целенаправленной деятельности по подготовке молодёжи к
самореализации в обществе в качестве полноценных граждан, способных
оказывать позитивное влияние на социально-экономическую и общественно-
политическую ситуацию в городе. Молодежная политика, по сути, должна
пониматься как возвратное вложение средств в развитие человеческих ресурсов
юрода, как "кадровая политика будущего. 2.6. Сфера оказания различных социально-бытовых услуг населению. По мнению автора работы эта сфера совершенно закономерно является
частью социальной политики города и района, а учреждения данной сферы –
составной частью инфраструктуры. Автор посчитал объединить сроциально-бытовую сферу услуг населению
в одно направление, то есть по его мнению они тесно связаны друг с другом. Бытовая сфера претерпела серьезные изменения. Следствием этого
стало уменьшение учреждений, оказывающих бытовые услуги населению. Лишь в
последнее время отмечен слабый, но рост этих служб в описываемом
муниципальном образовании. Анализ «Сведений о наличии предприятий бытового
обслуживания населения всех форм собственности» позволяет сделать вывод,
что это в большинстве своем физические лица – 54 человека, малые, средние и
крупные предприятия – 18[28]. Эти организации охватывают достаточно широкий
спектр услуг; от услуг парикмахерских до ремонта жилья (приложение 7.)[29].
Однако по мнению автора работы этой явно недостаточно, особенно это остро
ощущается в населенных пунктах сельской местности. Традиционно много внимания в городе и районе уделяется оказанию
населению различных услуг. Среди учреждений, которые работают в этом
направлении Территориальный Центр по Обслуживанию пенсионеров и инвалидов
(ТЦСО). Он создан недавно, но уже стал пользоваться популярностью среди
этой категории населения. Работники ТЦСО с июня 1998 года по октябрь 2001
года проводили работу по обеспечению социальной помощью различных категорий
граждан в разнообразных направлениях. В ТЦСО действует «три отделения:
обслуживания на дому, специализированное отделение социально-медицинского
обслуживания, открыто отделение дневного пребывания». ТЦСО обслуживает 228
человек. Помимо этого в городе и районе с 1999 года работает Центр психолого-
медико-социального сопровождения. В центе оказывают услуги детям из
социально неблагополучных, малообеспеченных семей и детям-инвалидам
(действует социальная гостиная на 20 детей), оказывается логопедическая,
медицинская, социальная помощь педагогам, родителям, детям. На базе ЦМПСС
открыто отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Например в 2000 году различную помощь оказали более чем 1 тысячи жителей
города и района[30]. Естественно в районе утверждаются программы «Забота», «Социальная
защита», также занимающие важное место в социальной инфраструктуре района.
Например, за 2001 год оказана помощь нуждающимся гражданам, погорельцам,
беженцам, переселенцам на сумму 40834,2 рублей, поощрены доноры на сумму
4000,0 рублей, организовано питание детей до 2х лет, организовано питание
детей из малообеспеченных семей на сумму 11860,0 рублей. Среди других услуг нужно отметить выполнение проекта «Защита
детства», основным направлением которого является профилактика социального
сиротства, альтернативные формы устройства детей, помощь инвалидам. Помощь
была оказана более чем 5 тысячам жителей города[31]. Таковы, по мнению автора основные моменты и этапы развития
социальной сферы города и района в 1998 – 2001 годах. Автор работы подчеркивает, что многое из вышеперечисленного удалось
сделать в ходе реализации на практике тех программ различных социальных
сфер о которых было сказано выше. Немаловажен тот факт, что эти программы
контролируются, заслушиваются. Ход их выполнения дан в следующем параграфе,
в качестве примера дан анализ выполнения мероприятий по реализации
Программы координации и развития образования города Питкяранта и
Питкярантского района на 2000 – 2002 год». (приложение 6)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|