Меню
Поиск



рефераты скачать Социальная политика и сферный подход к решению вопросов в муниципальном образовании

p> 5. Политика в сфере культуры и досуга.

На протяжении всех лет истории СССР развитие культурно-досуговой деятельности осуществлялась на базе постулата, сформированного в свое время
Карлом Марксом, что свободное время личности есть пространство ее действительного развития.

Поэтому досуг был нацелен на восстановление, затраченных в рабочее время сил, развлечение, но в первую очередь на просвещение и воспитание населения. Коммерческая успешность досуговой деятельности была вторичной.
Большинство услуг в сфере культуры были бесплатными, либо имели доступную для населения оплату. Большинство государств, именуемых социальными, проводят разграничение между культурой, просвещением, как сферами заботы государства и общества, которые должны максимально обеспечить доступ граждан к культурным ценностям, и шоу-бизнесом как отраслью коммерческой деятельности, главной целью которой является извлечение дохода. Для детей, пенсионеров, инвалидов реализуются программ бесплатного или льготного приобщения к культуре. Кроме того развитие массовой физической культуры для всех слоев населения, включая бедные, также является частью социальной политики современных государств.

Недостаточное внимание в последнее десятилетие к культурно- просветительной стороне досуговой деятельности, коммерциализация этой отрасли социальной сферы привели к тому, что население нашей страны испытывает определенные затруднения в доступе к полноценному отдыху. Само соотношение занятого и свободного времени изменилось в неблагоприятную сторону: люди, имеющие работу, стремятся ее сохранить или найти дополнительный заработок. Поэтому сокращается возможность отдохнуть в выходные дни, использовать отпуск. Такое состояние ведет к материальным трудностям, психологическим нарушениям.

Изменилась структура проведения свободного времени. Люди старшего возраста (40 лет и старше) стали тратить больше времени на работу на садовом участке, приобретении дополнительного источника дохода (шитье, вязание и так далее). У них значительно уменьшились затраты времени на потребление духовных благ (посещение театров, концертов, музеев, выставок и так далее), домашние настольные игры, дневной сон и так далее.

У лиц возраста от 16 до 30 лет остаются популярными спортивные игры, дискотеки, клубы по интересам, бары, кафе и другие развлекательные ресурсы. Снизился интерес к искусству, чтению газет и журналов, художественной литературе. В тоже время появился зажиточный слой молодежи
(20-40 лет), который может позволить себе коллекционирование, посещение ресторанов и баров.

Уменьшение у большинства населения экономических возможностей для отдыха связано также с сокращением традиционных рекреационных территорий за счет потери курортных зон в Прибалтике, на Украине, в Закавказье. Утрата государственного или профсоюзного финансирования влечет за собой рост цен на рекреационные услуги российских учреждений. Отказ ряда предприятий от финансирования своих баз отдыха и оздоровления, закрытие многих досуговых учреждений ведут к сокращению инфраструктуры отдыха в целом.

Между тем рекреация относится относится к числу важнейших функций социальной жизнедеятельности. Без восстановления затраченных сил невозможно ни восстановление трудовой активности, ни творчество, ни социальное развитие. Отдых также можно рассматривать как средство снижения социальной напряженности, фактор профилактики межличностных и трудовых конфликтов.

6. Жилищная политика.

Жилищная политика является важнейшим элементом обеспечения социального развития, в серьезной степени она связана не только с экономикой, но и с идеологией социально-экономической направленности движения страны. От принятия той или иной идеологии того или иного направления развития зависит определение целей жилищной политики, средств и методов их достижения..

Плановая экономика провозглашала целью – обеспечение каждой семьи отдельным жильем. Однако существовало противоречие: гарантированное жилье было связано с длительным ожиданием и скромными качественными показателями.
Нерегулируемая рыночная экономика отвергает обязательства государства перед гражданином по предоставлению жилья, но дает возможность приобретения на рыночных условиях, в такие сроки и такого качества, какие может себе позволит потребитель. Противоречие этой модели жилищной политики заключается в том, что большинство населения имеет доходы, абсолютно не позволяющие удовлетворить жилищные потребности на рыночной основе. Следует заметить, что большинство типов социальных государств проводят жилищную политику, обеспечивающую предоставление своим малообеспеченным гражданам дешевого муниципального жилья.

Помимо сферного подхода, структуру социальной политики можно выстроить на основе ее ориентации на социально-демографические группы населения:

. социальная политика в отношении детей и подростков;

. социальная политика в отношении молодежи;

. социальная политика в отношении женщин;

. социальная политика в отношении пожилых людей; и других.

С одной стороны, такой подход позволяет рассматривать в данных подвидах социальной политики нечто особенное по отношению к обществу, то, что объединяет данный социальный объект и отличает его от других. С другой стороны он позволяет сосредоточить в едином содержательном блоке все проблемы, касающиеся данной демографической группы, и наметить пути их разрешения, независимо от того к деятельности какого ведомства они относятся.

Для Питкярантского района характерен именно сферный тип социальной политики с элементами демографического типа.

1.2. Современный подход к решению вопросов социальной политики в городе и районе.

Местное самоуправление в системе государственных и муниципальных органов призвано обеспечивать комплексное решение вопросов обслуживания населения, способствовать достижению тем самым в обществе политической и социальной стабильности[8].

Именно на этом уровне в наибольшей степени возможно привлечение усилий негосударственных организаций и объединений со сходными проблемами.
При неблагоприятных обстоятельствах активизация социального потенциала самопомощи и взаимопомощи позволяет осуществлять социальную политику.

Для города Питкяранта и Питкярантского района вполне применим так называемый сферный подход к решению социальных проблем (его характеристика была дана выше автором), а так же элементы демографического подхода, т.е. ориентации на социально-демографические группы населения. (приложение 1).
Это четко прослеживается и в программах, которые принимались в городе и районе (приложение 2,3).

(приложение 1). Это четко прослеживается и в программах, которые принимались в городе и районе (приложение 2,3).

Если мы станем анализировать развитие социальной сферы в городе и районе, то можно с уверенностью говорить о том, что наибольшее внимание этой сфере было уделено именно в последнее десятилетие, а жесткий контроль осуществлялся в последние несколько лет. Об этом говорят и решения депутатского корпуса и решения властей. Есть и первые результаты подобной работы. Поэтому автор принял решение дать характеристику последним результатам социальной работы, основываясь на тех материалах и документах, которые он приводит в качестве дополнительного материала.

Мы видим, что в 1998-2000 годах XX века были приняты наиболее важные программы, которые практически охватывают все сферы социально- бытовой жизни города и района. Здесь и программа «Культура 2000-2002гг.
(приложение 2), районная целевая программа «молодежь г.Питкяранта и
Питкярантского района 2001-2003гг. (приложение 3), целый ряд других программ.

В технологии любой социальной политики выделяются две части: разработка и реализация. В основе разработки социальной политики на любом уровне управления лежат два ведущих принципа: 1 - обоснованность, т.е. расчетное обеспечение целей, направлений, задач и мероприятий необходимыми ресурсами[9] и 2-реалистичность, т.е. ориентация социальной политики не на все социальные проблемы одновременно, а на практическое решение наиболее значимых из них в определенном объеме на заданный период времени. Затем
«включается» механизм ее реализации, где основными являются два принципа: 1
- конкретизация социальной политики и 2 - результативность.

В обоих случаях по мнению автора властям и разработчикам программ удалось избежать крайностей и добиться принятия таких программ, которые реалистичны и учитывают создавшееся финансово-экономическое положение не только города и района, но и Карелии в целом Удалось избежать «чрезмерного оптимизма и больших желаний»[10], естественно нереальных.

Автор в последней главе проанализирует ход и выполнение одной из программ где обоснует вышеизложенное утверждение.

Автор работы далее на примере развития социальной сферы в 2000 году попытается не только доказать наличие именно сферного подхода в проведении социальной политики, но и доказать результативность подобного подхода.

В 2000 году в сфере здравоохранения был произведен капитальный ремонт пищеблока центральной районной больницы; выполнен текущий ремонт кровель хирургического и инфекционного корпусов, детской консультации.

Для приобретения новой медицинской техники из бюджета города направлено около миллиона рублей, привлекались и средства фонда медицинского страхования. Увеличены средства для питания больных и приобретения медикаментов, расширен их перечень, увеличился контингент получателей медпрепаратов на льготных условиях.

Свыше 300 тыс. руб. выделено для бесплатного питания детей первого года жизни.

К работе приступили молодые специалисты – «5 врачей и 4 медицинские сестры. Свыше 30 медицинских специалистов прошли курсы повышения квалификации».

Значительное внимание было уделено сфере образования.

В школах обучается 3819 учащихся. Основное общее образование получили 446 школьников, полное среднее – 300 человек. Продолжили обучение в 10 классе 289 человек, в учреждениях среднего профессионального образования – 152 человека, в высшие учебные заведения «поступили 90 человек[11]», на работу поступили 32 выпускника школ. «Среди выпускников 10 серебряных медалистов: 4 человека в п. Салми, 1 человек в п. Ляскеля, 3 человека в ПСШ №1, 1 человек в ПСШ №2, 1 человек в школе «Исток»[12]. Более
30 человек оставили школу, не учатся и не работают.

В новом учебном году в первые классы школ пришли 273 выпускника дошкольных учреждений. Общая численность детей в ДОЦ составляет 1016 человек, из них в городе 670 человек.

Обеспеченность кадрами учителей составляет 95%. Не хватает учителей иностранного языка, истории, физики, математики. На условиях целевого обучения в ВУЗах по направлению обучается 7 человек.

Во всех типах оздоровительных и трудовых лагерей отдохнуло 1700 детей. На эти цели из различных источников было направлено 614 тыс. рублей[13]. Была оказана помощь 15 сиротам и детям оставшимся без попечения родителей. Для 11 человек из них было оформлено опекунство, трое определены в детские дома, один – усыновлен.

Капитальный ремонт кровель был произведен в школах д. Ряймяля, п.
Импилахти (там же отремонтирован спортзал), отремонтированы теплотрассы к
ДОЦ «Ромашка» и к детскому дому №2. Всего на эти цели было затрачено 1316 тыс. рублей.

В ПУ-20 обучается 340 юношей и девушек по специальностям:
«автомеханик», «электромонтер», «продавец», «контролер-кассир».
Дополнительное профобразование в вечернее время в училище получают 120 учащихся.

Так же не была оставлена без внимания сфера культуры.

«В городе и районе насчитывается 44 учреждения культуры, в которых работает 210 человек (из них 125 специалистов). Возобновлена такая форма работы, как «День поселка». Число участников клубных формирований составляет 2182 человека. В самодеятельных творческих кружках занимаются
1251 человек. Для проведения ремонтных работ в культурных учреждениях было использовано 500 тыс. рублей бюджетных ассигнований[14]».

Физическая культура и спорт.

На территории самоуправления существует 41 спортивное сооружение.
Все они требуют ремонта, но пока удается поддерживать их в рабочем состоянии. Отряд спортивных работников вполне достаточен – 50 человек.

Удалось отремонтировать кровли спортзалов городского Дома культуры, школ д. Ряймяля и п. Импилахти. Сделан ремонт трибун и забора на городском стадионе. Покрашены бортики хоккейного корта по ул. Привокзальной в городе.
Начат ремонт стадиона в п. Харлу.

Помощь малоимущим гражданам.

В районе проживает 7912 пенсионеров (1707 – работающих). Выплата пенсий в месяц составляет 8 млн. рублей, но задержек с их выплатой нет.
Улучшилось и обеспечение детскими пособиями. В соответствии с республиканской программой «Адресная помощь» ежемесячно социальную помощь получают 45 человек на сумму 59867 руб. (ухаживающие за инвалидами с детства, 1 группы и лицами старше 80 лет; семьи погибших военнослужащих, беременные женщины и др.)[15].

На учете состоит 3215 детей проживающих в семьях с доходом ниже прожиточного уровня.

Большую работу по оказанию социальной помощи осуществляет Центр социального обслуживания населения.

Профилактика подростковой преступности также находилась под жестким контролем всех ветвей власти.

В районе осуществляется планомерная работа по этой проблеме: существует Межведомственная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проводятся различные совещания, заседания комиссий, круглые столы, проверки охраны прав детей, анализируются причины преступлений и эффективность предпринимаемых мер.
Организуются месячники по профилактике наркомании. В городе создаются дополнительные рабочие места для трудоустройства подростков ( в летний период – 50 рабочих мест).

С сентября 1999г. на самоуправляющейся территории реализуется проект «Защита детства». Открыт психолого-медико-социального сопровождения
Центр для поддержки нуждающихся в помощи детей.

Выводы:

Результативность подобного подхода хорошо прослеживается за достаточно большой период времени. Поэтому автор дипломной работы в следующей главе проанализировал положение социальной сферы района с 1988г. по 2001г.

Таким образом, мы попытались доказать, что на территории муниципального образования прослеживается именно сферный подход к решению многих социальных задач, тем самым не распыляя средства и получая достаточную отдачу, что вполне удовлетворяет (в той степени на сколько это возможно) как население, так собственно и власти города.

ГЛАВА II.
Социальные сферы города Питкяранта и Питкярантского района с 1988-2000 г.г.

II глава моей дипломной работы с 1988-2000гг. затрагивает более подробно развитие социальной сферы города в период наибольшей сложности для местного образования, и не только Питкяранты, это период 1988-2000гг.
Именно тогда потребовалась концентрация всех ресурсов, дабы сохранить наработанное в социальной сфере в годы Советской власти.

Я позволила себе смелость не вдаваться в детали развития социальной сферы муниципального образования за период 1944-1988гг. Почему? Дело в том, что этот период времени, как Вы знаете, был наиболее благополучным, заложил основы той социальной политики, что проводится сейчас. Впрочем, это ясно вытекает из текста дипломной работы. Вторая глава разбита на отдельные пункты и анализирует весь спектр социальной сферы.

2.1. Основные сферы приложения социальной политики.

Для сферы социально-трудовых отношений в городе и районе очевидно сохранение «старых» промышленных предприятий, которые составляют соответствующую инфраструктуру города и района. В первую очередь это АО «ЦЗ
Питкяранта», ООО «Северо-ладожский бумажный комбинат Ляскеля», ЗАО
«Ладожский лесопильный завод», ОАО «Ладенсо», ГУП «Питкярантское карьероуправление» и ГУП «Карьероуправление МОСАВТОДОР». Среди строительных предприятий к числу главных отнесем ЗАО «Питкярантское СМУ» и фирму
«Контракт». Именно здесь сосредоточено основное количество работающего населения города и района. Важнейшей стороной деятельности местных властей является работа по привлечению новых инвесторов, помощь в создании новых предприятий, а значит и новых рабочих мест. За протекший срок «2000-2001 г.г. на территории района зарегистрировано 9 предприятий недропользователей, а всего на территории выдано 33 лицензии на недропользование»[16].

Активная деятельность муниципальных властей в данной сфере позволила открыть 6 новых предприятий с числом работников 150 человек, а в перспективе планируется увеличить численность работающих в этой сфере до
200 человек[17].

В сфере легкой промышленности необходимо отметить ЗАО «Фирма ААА».
Еще в 2000 году оно относилось к малым предприятиям. «За 10 месяцев текущего года произведено продукции на 67 миллионов рублей, численность работающих составляет 250 человек[18]». Все это как результат деятельности
Администрации местного самоуправления, так и депутатского корпуса муниципального образования, принявших соответствующие документы, позволившие этим фирмам открыть и развить производство, создать новые рабочие места.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.