Меню
Поиск



рефераты скачать Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методами

p> Особое внимание ГРЭ уделяет денежному обращению. Основное направление регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем воздействия на экспорт и импорт, движение капиталов, повышение и понижение курсов национальных валют, участие в международной экономической интеграции.
Одним из главных объектов регулирования являются ЦЕНЫ. Динамика и структура цен отражают состояние экономики. В то же время сами цены сильно влияют на структуру хозяйства, условия капиталовложений, устойчивость национальных валют.
Государственные регулирующие инстанции стремятся влиять и на другие объекты ГРЭ, например, заинтересовать частные фирмы в развитие научных исследований. Изучаются и совершенствуются законы по конкуренции, социальной защите, охране окружающей среды.
Объекты ГРЭ различаются в зависимости от уровня решаемых ими задач и выстраиваются в определённую иерархию.

Основной целью ГРЭ является экономическая и социальная стабильность государственной политики России. Цель, т. е. выравнивание экономического цикла, направлена на объект. Совершенствование отраслевой и региональной структуры хозяйства направлена на секторальную и отраслевую, региональную структуры. Например, обеспечение дополнительных капиталовложений на модернизацию угольных шахт может быть целью-посредником для: стабилизации и снижения издержек в отечественной угледобывающей промышленности; снижения импорта твердого топлива и улучшение топливно-энергетического баланса; поддержания занятости в отрасли; снятия в этих районах социальной напряженности; оказания давления на цены нефтяных и газовых компаний.

1.2 Экономические методы регулирования.

В каждой стране общественное мнение уделяет большое внимание вопросам государственных расходов и налогообложения. Последние в свою очередь оказывают большое, влияние на величину совокупного спроса и национального дохода.

В любом государстве производители и потребители товаров и услуг пытаются оценить налоги с точек зрения справедливости и равенства их взимания. Но что понимать под равенством в налогообложении? Дать оценку справедливости и равенства в определенной системе можно, используя понятие прогрессивности налогообложения - отношение суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника, к величине этого дохода. При этом возможны три варианта:
1. пропорциональный налог - сумма налога пропорциональна доходам работников;
2. регрессивный налог - в процентном отношении налог взимается тем выше, чем ниже доход работника;
3. прогрессивный налог - в процентном отношении налог устанавливается тем выше, чем больше доход работника.

Многие экономисты считают, что более справедливой является пропорциональная система налогов. Чтобы добиться пропорциональности, необходимо существенно повысить прогрессивность налогообложения.
Например, поскольку подоходный налог является прогрессивным и взимаемые в виде этого налога суммы значительны, то напрашивается простое решение: для повышения прогрессивности всей суммы налога следует увеличить подоходный налог. Однако этот путь не является правильным. Более высокие ставки подоходного налога вовсе не означает, что государство увеличит получаемую налоговую сумму. Это утверждение наглядно отражает кривая Лаффера.

[pic]

НС
Рис.1 Кривая Лаффера

Где НС - величина ставки подоходного налога в %
D - величина доходов государства от поступления налога
D1 - максимально возможная величина доходов государства от взимания подоходного налога
НС1 - ставка подоходного налога, которая обеспечивает максимально возможный доход государства

Найти теоретически величину НС1 не удается, поэтому многие экономисты пытаются вычислить ее эмпирическим путем. Однако в данном вопросе существуют значительные разногласия. Одни, в том числе и Лаффер, считают, что США уже в конце 70-х годов перешли рубеж НС1, другие не согласны и доказывают возможность повышения ставки налога с одновременным ростом величины доходов государства с ростом D.

Теоретическим обоснованием возможности государственного вмешательства в экономику служит кейнсианское положение о том, что товарный рынок может находиться в равновесии, когда величины национального объема производства и количества примененных ресурсов либо выше, либо ниже уровней соответствующих полной занятости. Если государство целенаправленно желает изменить совокупный спрос и объем производства, то необходимы определенные перемены в суммах государственных расходов и налогов.
Подобные изменения называются дискреционной фискальной политикой. Ее цель состоит в максимальном приближении равновесного объема производства к тому уровню производства, который мог бы быть в ситуации полной занятости.

Чтобы с помощью дискреционной политики устранить безработицу необходимо расширить совокупный спрос путем увеличения объема совокупных расходов. А фискальная политика, которая приводит к увеличению совокупных расходов, называется экспансионистской. Добиться увеличения объема совокупных расходов можно двумя путями: либо увеличив уровень государственных закупок, либо снизив сумму чистых налогов. Но какой путь не был бы избран, попытка устранить безработицу путем расширения объема совокупных расходов возможна за счет возникновения дефицита государственного бюджета. Если государство нуждается в сокращении объемов совокупных расходов для устранения инфляции, то для этого ему необходимо проводить рестриктивную фискальную политику, то есть ту политика, которая приводит к уменьшению совокупного спроса и совокупных расходов.

В своей простейшей форме дискреционная фискальная политика должна приводить к дефициту государственного бюджета в периоды спада и к активному сальдо бюджета в период быстрого роста цен. Главная задача дискреционной политики - противодействие циклическим изменениям совокупного спроса и национального объема производства.

Картина будет иной, если вспомнить, что величины чистых налогов и государственных закупок являются функциями от национального дохода. Можно считать, что изменения государственных закупок и чистых налогов в таком случае происходят вследствие автоматической фискальной политики.

Автоматические изменения в уровне чистых налогов способствует стабилизации уровней совокупного спроса и национального дохода. Если по каким-либо причинам упадет уровень национального дохода, то автоматически снизится величина взимаемых налогов и одновременно возрастет сумма трансфертных платежей, что будет стимулировать рост совокупного спроса и уменьшит падение величины национального дохода. Если же национальный доход возрастет, то автоматически повысятся суммы взимаемых налогов и снизятся трансфертные платежи, в результате упадет совокупный спрос и рост национального дохода задержится. То есть система взаимосвязанных с национальным доходом величин национального дохода и трансфертных платежей действует подобно автомотисекому встроенному стабилизатору, смягчая взлеты национального дохода в период экономического подъема и падения во время депрессии.

Поскольку государственный бюджет определяется взаимоотношением государственных закупок, трансфертных платежей и взимаемых налогов, то вполне очевидно, что на него будут оказывать влияние автоматическое изменение этих величин. Наглядно это проявляется в дефиците государственного бюджета в период экономического спада. В данном случае автоматический стабилизатор приводит к автоматическому уменьшению налоговых поступлений в бюджет, росту трансфертных платежей, а значит, к дефициту бюджета. Так как в случае снижения производства дискреционная фискальная политика должна носить экспансионистский характер (для расширения совокупного спроса), то в таком случае будет наблюдаться дефицит бюджета.
Следовательно автоматическая фискальная политика действует в том направлении, в котором государство должно проводить дискреционную политику.
Автоматическая фискальная политика не может предотвратить экономический спад, но она делает снижение производства не столь значительным.

Одной из сложных задач является оценка воздействия дефицита государственного бюджета на экономику страны. Дефицит наблюдается каждый раз, когда государственные расходы, равные сумме государственных закупок, трансфертных платежей GT плюс процентные выплаты i по государственному долгу (ND), превосходят налоговые поступления:

Дефицит = GP + GT + i + ND – T

Для американской экономики характерно, что Казначейство не финансирует дефицит государственного бюджета путем дополнительной эмиссии денег.
Казначейство печатает денежные купюры, но в оборот их пускает Федеральная резервная система, которая не зависит от правительства. Когда правительство
США действует в условиях дефицита государственного бюджета, оно занимает средства. Это делается путем продажи казначейских ценных бумаг (векселей, казначейских билетов, облигаций), которые обеспечивают их покупателям определенный доход в виде процента. Когда наступает срок погашения этих ценных бумаг, то Казначейство выплачивает держателю ценной бумаги занятую у него таким образом сумму.

Казначейские ценные бумаги имеют 100% гарантию платежеспособности, и
Казначейство всегда оплачивает свои векселя. Абсолютная гарантия казначейских обязательств обеспечивается за счет способности правительства
США взимать налоги: ни один гражданин Америки не в состоянии избежать контроля Налогового управления США. Кроме того. Казначейству никогда не приходится полностью рассчитываться со своими долгами: для погашения старого долга оно может выпустить и продать новые обязательства.

Важно подчеркнуть, что государство осуществляет свои расходы всегда за счет частных секторов экономики. И в случае налогообложения, и при занимании денежных средств государство обращается к денежным фондам частных секторов.

Оценим воздействие налогообложения и государственных займов на частный бизнес. Любые налоги уменьшают величину DI, снижая потребление и сбережение. Но ведь из совокупной суммы сбережений S частные инвесторы черпают необходимые им средства, поэтому снижение S может вызвать спад в их деловой активности.

Поскольку воздействие дискреционной фискальной политики домохозяйства ощущают только в момент выплаты налогов, то выпуск и продажа
Казначейских ценных бумаг не оценивается большинством людей как будущий источник взимания налогов. Поэтому домохозяйства не увеличивают свои накопления. А это означает, что государство начнет конкурировать с частным бизнесом за получение средств из одного и того же источника - сбережений домохозяйств. Повышенный спрос на фонды увеличит размер процентной ставки г; но рост г означает снижение доли частных инвестиций 1(г). Изъятие части денежных доходов из частного сектора в результате проведения государством дефицитной бюджетной политики называется эффектом вытеснения.
Данный эффект проявляется в снижении инвестиций частного сектора.

Из-за такого воздействия на частные инвестиции, приводящего к снижению деловой активности, многие экономисты резко выступают против дефицитного бюджета. Конечно, государственные расходы всегда осуществляются за счет изъятий средств из других секторов экономики. Но если необходимо выбирать между потерями в потреблении и потерями в инвестициях, то для экономики лучше, если происходят потери в потреблении. Поэтому, если государство должно иметь расходы, то, как считают экономисты, ему следует формировать требуемые суммы за счет налогообложения. Это оставит возможность для государственных займов, но в подходящие годы: из-за возможного эффекта вытеснения целесообразно ограничивать период бюджетного дефицита только годами спада экономической активности.

Рыночная экономика не возможна без денежного опосредования движения товарных ценностей. Организатором же денежного обращения может выступать только государство. Вот почему в широком смысле "финансы" всегда представляют государственно-организованную систему денежных отношений в обществе. Уже одна эта функция объективно придает государству роль
"регулятора" рыночной экономики. Действительно, размеры банкнотной
(наличной) и депозитной - чековой (безналичной) денежной эмиссии и степень ее обеспеченности реальными активами оказывают непосредственное воздействие на динамику рыночных процессов (определенная величина платежеспособного спроса, масштаб цен предложения, скорость оборота денежной единицы и ее валютный курс).

Однако главной составляющей понятия финансы является совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении государства ("государственный бюджет"), образование и использование которой есть главный инструмент финансового регулирования государством рыночной экономики.

Основным источником государственных доходов (в результате которого и образуется государственный бюджет) являются налоги, а также предпринимательская деятельность самого государства (доходы от госпредприятий, сдача объектов госсобственности в аренду, таможенные пошлины, эмиссия и продажа государственных ценных бумаг). Хотя размеры государственных доходов постоянно растут, величина государственных расходов растет еще быстрее.

В настоящее время государство обладает широким "набором" эффективных финансовых регуляторов: налоги, инвестиции, дотации, кредиты, ставки учетного процента, льготы для производящих приоритетную социальную продукцию, регулирование цен, финансирование крупных научно-технических программ, государственное предпринимательство и т.д. Из набора всевозможных государственных регуляторов хотелось бы выделить три основных: операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами;
- регулирование учетной ставки банковского процента; норма обязательных банковских резервов.

В экономической науке выделяют два основных направления проведения государственного регулирования денежной массы: политика "дорогих" и политика "дешевых" денег. Проводя политику "дорогих" денег государство будет способствовать уменьшению денежной массы в обращении, при политике
"дешевых" денег - государство стремиться увеличить количество денежной массы. Но каким образом можно изменить количество денежной массы в обращении? Одним из способов таких преобразований являются операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами. То есть, проводя политику "дорогих" денег государство начнет продавать эти бумаги как юридическим, так и физическим лицам. В результате чего упадет их цена, при том же уровне доходности, что и был раньше. Как следствием будет повышение уровня спроса на государственные ценные бумаги, а значит уменьшение ресурсов коммерческих банков. Результатом всех преобразований и будет сокращение уровня денежной массы в обращении.

При проведении государством политики "дешевых" денег правительство будет покупать ценные бумаги, а в итоге будет происходить следующее: стоимость ценных бумаг растет, а их доходность падает, субъекты рынка начинают их продавать, а значит происходит увеличение денежной массы.

Вторым способом увеличения денежной массы в обращении является изменения учетной ставки банковского процента. Если целью является уменьшение денежной массы, то в этом случае государство постарается повысить ставку банковского процента. Если действия государства направлена на увеличение денежной массы, то произойдет снижение ставки банковского процента.

Третьим способом изменения денежной массы является увеличение или уменьшение нормы обязательных банковских резервов. Проводя политику
"дорогих" денег государство сосредоточит свои усилия на повышении нормы обязательных банковских активов. При выборе политики "дешевых" денег государство постарается уменьшить эту величу. Но поскольку изменения нормы банковских резервов предполагает более резкое воздействие на банковскую систему Центральный банк прибегает к таким действиям крайне редко.

Систему каналов, по которым реализуется влияние денег в экономической системе, называют придаточным механизмом. Одним из наиболее важных аспектов этого механизма, который действует по направлению от денег через процентные ставки к плановым инвестициям, являющимся важным структурным компонентом совокупного спроса я и рассмотрю.

Кейнсианский вариант предполагает, что изменения денежной массы повлекут за собой соответствующие изменения ставки банковского процента, которые оказывают свое влияние на инвестиционный спрос, а последние в свою очередь
-на совокупный доход. Для более детального рассмотрения вышеперечисленных изменений обратимся к рисунку 2, который иллюстрирует работу придаточного механизма в ситуации, когда экономическая система подвергается воздействию одномоментного изменения количества денег.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.