Меню
Поиск



рефераты скачать Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методами

Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методами

смотреть на рефераты похожие на "Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методами"

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Регулирование предпринимательской деятельности административными и экономическими методами

Краснодар, 2002

Содержание
1. Введение
2. Теоретические основы государственного регулирования рыночной экономики.
1. Объекты, цели, общая характеристика системы государственного регулирования рыночной экономики.
2. Экономические методы регулирования.
3. Административные методы регулирования
3. Опыт и проблемы совершенствования системы государственного регулирования деятельности предприятий в условиях современной рыночной экономики.
1. Опыт государственного регулирования деятельности предприятий в развитых странах
2. Проблемы формирования эффективной системы государственного управления деятельностью предприятий в условиях экономических реформ в России.
3. Повышение эффективности деятельности предприятий на основе расчета единого налога на вмененный доход ООО «Владос»
4. Заключение
5. Список литературы

Введение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. В последнее время очень много говорится о смене курса реформ, а точнее - об адекватном подходе к финансовой стратегии развития общества. Современная ситуация в
Российской Федерации ярко свидетельствуют о необходимости усиления регулирующей роли государства в финансовом секторе экономики.

Главной проблемой в области государственного регулирования являются: совершенствование налоговой системы; обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики; укрепление финансового контроля; сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов и др.

Формирование экономики требует осмысления накопленного опыта, не только отечественного, но и зарубежного. Поэтому в этой работе я хотел бы рассмотреть те основные действия и направления в реформировании экономики, которые предпринимались со стороны правительства таких стран как Япония,
Южная Корея, ФРГ. Применение адекватных современным условиям форм и методов государственного регулирования требует их тщательного изучения. Копирование зарубежного опыта без учета российской специфики не приближает, а отдаляет экономику от стабилизации и экономического прогресса. Это утверждение наиболее точно отражает причину кризисного состояния российской экономики на сегодняшний день.

В данной работе говориться о формах и методах государственного регулирования, которые используются во всех странах без исключения. Как мне кажется, сейчас очень важно понять и осмыслить те проблемы, которые сложились в российской экономике. Но всегда нужно помнить, что нет трудностей, которых нельзя было бы преодолеть и примером может служить история экономического развития Японии, Южной Кореи и ФРГ. Но нельзя очертя голову бросаться их решать, необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс политики государственного регулирования страной, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития экономики, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям.

Если российские власти найдут в себе силы заняться разрешением наиболее острых вопросов, сложившихся в российской экономике, если разработают и внедрят долгосрочную программу действий по выходу из кризиса, то у страны будут шансы подняться, развиваться и завоевать уважение у своего народа, которые уже второй десяток лет живут надеждами на лучшую жизнь.

Глава 1
Теоретические основы государственного регулирования рыночной экономики
1.1. Цели, объекты, общая характеристика системы государственного регулирования рыночной экономики.

Ответы на вопрос о вмешательстве государства в экономику человечество искало в начале двадцатого века. Но этот поиск оказался слишком долгим, а результат не заставил себя ждать - в США в 1929 году разразился великий кризис за всю историю страны. До этого США пропагандировало политику невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм идеален и совершенен говорили классики, чья теория использовалась правительством США для управления страной вплоть до "великой депрессии". Кризис опроверг их утверждения. Стало ясно, что вмешательство государства в регулирование экономических процессов необходимо. Вопрос теперь стоял в какой степени должно осуществляться это вмешательство?

После окончания Первой Мировой Войны политики стран ответили на этот вопрос по разному. История экономики послевоенного периода содержит три основных пути формирования политики экономического возрождения:

• либерально-реформистский. Предполагает отведению государству только регулирующей роли в управлении экономикой. Этот путь выбрали США,
Великобритания;

• значительный сектор государственного предпринимательства, на который распространяются директивные методы управления. Имеют место также жесткие меры регулирования предпринимательской деятельности и проведение активной социальной политики. Во Франции и Нидерландах экономика регулировалась государством на 80-90%;

• полное огосударствление рабочей силы и национализации экономики.
Такое направление выбрала не только Россия, но и Германия.

На третьем этапе развития мирового хозяйства сформировалось такое управление экономикой, которое существует и посей день.
По мере развития истории мирового хозяйства, в экономической терпи выделилось две основные концепции управления государством экономики: кейнсианская и неоконсервативная.

Кейнсианцы утверждали, что главной задачей государственного управления является регулирование совокупного спроса. Эта теория строилась на следующем наблюдении: с ростом своих доходов люди начинают увеличивать свои расходы, то есть в результате происходит увеличение спроса на продукцию. Значит, доходы производителей продукции будут расти. В результате повысится благосостояние всех граждан. Национальный доход увеличится. Но необходимость регулирования совокупного спроса определялась тем, что рынок сам по себе не совершенен, а наивысший уровень национального дохода может иметь место в ситуации полной занятости населения.

На практике реализация кейнсианской теории была сопряжена с значительными государственными расходами. После Второй Мировой Войны повсеместно происходила национализация частных предприятий, а также за счет средств государственного бюджета возводились новые заводы и фабрики.
Государство оказывало поддержку тем отраслям промышленности, интерес частных инвесторов к которым был незначителен. Так произошло с угольной промышленностью, электроэнергетикой, железнодорожным транспортом.
Значительные расходы государство понесло в связи с высоким уровнем милитаризации экономики. Этот шаг был сделан в рамках кейнсианской теории, так как ее автор в свое время отмечал важность военных расходов для расширения совокупного спроса.

В те времена, когда выводы Кейнса лежали в основе программ государственного регулирования экономикой (1945-середина 70-х гг.), ситуация на государственном рынке была исключительно благоприятной для частного бизнеса. Это утверждение основано на следующем:
1) рынок был не подвержен конъюнктурным колебаниям, а значит он характеризовался высокой стабильностью;
2) высокая рентабельность была вызвана тем, что монополии, используя свои рычаги давления на государство, добивались от него установления монопольно высоких цен;
3) государство гарантировало платежеспособность покупателя.

На протяжении главенства этой теории в государственном управлении было время и высоких темпов экономического роста, и значительного увеличения реальных доходов населения, и снижения уровня безработицы, но в основе вышеперечисленных фактов лежало ежегодное увеличение расходов бюджета. В результате все эти достижения сменились ростом уровня инфляции. Расходы государства были несоизмеримы с его доходами, что привело к увеличению налогового бремени на частный бизнес. Инфляцию сменила стагфляция.

Ситуация спада в экономике США сменилась ростом уровня национального дохода с приходом к власти Рейгана, который исповедовал взгляды неоконсервативной модели государственного управления.

Наиболее полно и подробно идеи неоконсерватизма были рассмотрены Хайеком в его работе "Дорога к рабству" в 1944г. На основе этой работы шло развитие неоконсервативной теории развития и управления экономик стран. В результате можно выделить четыре основных направления современной неоконсервативной экономической теории.

1. Монетаризм (Чикагская школа). Согласно данной теории количество денег в обращении является определяющим фактором хозяйственной конъюнктуры, поскольку существует прямая зависимость между изменениями денежной массы в обращении и величиной валового национального продукта.
Во главе монетаристской теории стоял американский экономист М. Фридмен. Он считал, что стихийному товарному хозяйству свойственна особая внутренняя устойчивость, обусловленная действием рыночных механизмов конкуренции и ценообразования. Приверженцы этой теории, как и все сторонники неоконсервативной модели государственного регулирования экономики, выступали противниками кейнсианской концепции вмешательства государства в хозяйственные процессы. Монетаристы утверждали, что государственные мероприятия по стимулированию спроса, рекомендуемые кейнсианцами, не только не улучшают состояния экономики, но и порождают новые диспропорции и кризисные спады. Вмешательство государства оправдано для достижения долгосрочных целей. Но это направление должно осуществляться не прямым путем, а с помощью основных рычагов денежно-кредитного регулирования.

2. Сторонники теории экономики предложения упрекали кейнсианцев в их чрезмерном регулировании совокупного спроса. Все должно быть наоборот, утверждали они. Основное внимание государственного регулирования, по мнению сторонников этой теории, должно сосредоточиться на регулировании совокупного предложения и стимулировании инвестиционной активности предпринимателей. Если в стране наблюдается высокий рост государственных инвестиций, то это приводит к увеличению ставки банковского процента, а затем к снижению уровня частных инвестиций. Итогом этих действий, по мнению неоконсерваторов, будет снижение общего уровня инвестиционной активности на рынке.

Таким образом, отрицая чрезмерное вмешательство государства в экономику, сторонники экономики предложения выступали за регулирование экономикой путем управления налоговой политикой, отрицая при этом возможность денежно- кредитного регулирования справиться с возникновением инфляции.

Основное внимание в неоконсервативной теории управления экономикой уделяется этим двум направлениям (монетаризму и теории экономики предложения). Но экономической теории известны еще две концепции, которые заслуживают внимания.

Первая из них - это теория рациональных ожиданий. Ее сторонники рассматривали государственное управление экономикой как ненужное и ничем не обоснованное действие. Они считали, что для рынка характерно господство совершенной конкуренции, а значит и свободный доступ к информации. Делая эти выводы, сторонники теории рациональных ожиданий утверждали то, что любые действия государства предсказуемы. Какую бы политику правительство не проводило, его целенаправленным действиям будет противостоять здравый смысл предпринимателей.

Будучи истинными приверженцами основ неоконсервативной модели государственного регулирования экономики, сторонники теории общественного выбора не только отрицали чрезмерное вмешательство государства, но и утверждали, что в своих действиях государство руководствуется не общественными интересами, а личными. Не без основания они говорили о том, что находящаяся у власти политическая партия, стремясь ко второму сроку своего избрания, делает все, чтобы последний год был наиболее ярким и показательным в плане достижения поставленных результатов.

Я не берусь утверждать какая из выше перечисленных теорий наиболее полно отражает действия государственного регулирования на сегодняшний день. Для экономической теории эти направления оказали полезное действие на выработку общей стратегии государственного регулирования рыночной экономики, которая основывается на следующих принципах:
1. При прочих равных условиях предпочтение следует отдавать рыночным формам организации экономики. На практике это означает, что государство должно финансировать только те социально-значимые отрасли, которые не привлекают частный бизнес.
2. Государственное предпринимательство должно не регулировать, а помогать развитию частного бизнеса. Игнорирование этого принципа способно
3. привести к искусственному доминированию государственных предприятий над частными.
4. Государственная финансовая, кредитная и налоговая политика должна способствовать экономическому росту и социальной стабильности.
5. Государственное вмешательство в экономические процессы тем эффективнее, чем в более "рыночную" форму оно облечено.
6. Особую значимость государственное регулирование приобретает в периоды общехозяйственных кризисов, а также для процессов в сфере межгосударственных экономических взаимоотношений.

Объекты Государственного регулирования экономики (ГРЭ ) - это сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально- экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.
Основные объекты ГРЭ это:
- экономический цикл;
- секторальная, отраслевая и региональная структура хозяйства;
- условия накопления капитала;
- занятость;
- денежное обращение;
- платежный баланс;
- цены;
- условия конкуренции;
- социальные отношения, социальное обеспечение;
- подготовка и переподготовка кадров;
- окружающая среда;
- внешнеэкономические связи.
Суть государственной антициклитической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления - рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача ГРЭ - притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

В области отраслевой и территориальной структуры ГРЭ также играет значительную роль. Здесь при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, обеспечиваются привилегированные условия отдельным отраслям и регионам. В одном случае поддержка оказывается тем отраслям и единицам хозяйства, которые находятся в состоянии затяжного кризиса; в другом случае поощряется развитие новых отраслей хозяйства и видов производства, призванные привести к прогрессивным структурным сдвигам внутри отраслей, между отраслями и во всем народном хозяйстве, к повышению его эффективности и конкурентоспособности. Но также могут приниматься меры и по притормаживанию чрезмерной концентрации производства.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализации прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или отдельным их группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости - это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы.
Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, которая может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов на пособия и опасно социальным последствиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.