Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок международной торговли

Кроме того, надо иметь в виду, что защита от импорта в сфере услуг обычно осуществляется  путем создания дискриминационных условий в использовании иностранных услуг в пределах национального рынка. Поэтому барьеры в торговле услугами часто принимают форму, действующих внутри страны национальных законов, административных распоряжений, ведомственных инструкций, непризнания иностранных квалификационных сертификатов, дипломов и т.п. Еще более осложняет использование РНБ то обстоятельство, что, как отмечалось выше, только часть услуг предоставляется путем пересечения Границы /подобно тому как это происходит с товарами/. Значительная часть иностранных услуг или национальных /в случае продажи иностранцу/ предоставляется непосредственно на национальной территории страны, экспортирующей или импортирующей услуги.

В силу рассмотренной выше специфики обмена услугами и, в первую очередь, в силу того, что доля торговли услугами, протекающая между производителями и потребителями услуг в пределах национальной территории одной либо другой страны очень велика и, очевидно, выше чем трансграничное движение услуг, сфера действия режима РНБ в торговле услугами существенно уже, чем в торговле товарами. Поэтому национальный режим выступает в торговле услугами как принцип первостепенной важности: во многом определяющий положение стран-членов ГАТС во взаимной торговле услугами.

Соглашение, которое вошло в пакет договоренностей Уругвайского раунда, запрещает его участникам использовать ограниченный круг мер торговой политики, который мог оказывать влияние на иностранные инвестиции и который мог быть квалифицирован как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования и национальному режиму. В тексте Соглашения содержится так называемый иллюстративный перечень таких мер. В число мер, запрещенных Соглашением, входят следующие:

- требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало в порядке, предписанным национальным законодательством, определенную долю национальных товаров для производства своей национальной продукции /так называемое внутреннее количественное ограничение/;

- другая, близкая к названной выше, мера - требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом покупало импортную продукцию в определенной пропорции по отношению к национальной продукции;

- еще одна похожая мера связана с требованием обязательного экспорта фиксированной доли производимой продукции.

Названные выше меры квалифицируются в Соглашении как противоречащие статье 3 ( Национальный режим) и статье XI /Запрещение количественных ограничений/ ГАТТ.

Рассмотренные выше два основополагающих документа ГАТТ и ГАТС показывают, что РНБ и HP, хотя и являются ключевыми правовыми принципами этих соглашений, имеют разный правовой объем, устанавливают различные правовые нормы для участников этих соглашений.

Третий важнейший правовой документ ВТО - это Соглашение торговых аспектах прав интеллектуальной собственности /ТРИПС/. Это Соглашение содержит РНБ в отношении защиты прав интеллектуальной собственности. Статья 4 /пар. б/ Соглашения говорит "в отношении защиты прав интеллектуальной собственности любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет, предоставленное членом ВТО гражданам любой страны должны быть немедленно и безусловно предоставлены гражданам всех стран- членов ВТО...". Однако, далее эта статья исключает из этого обязательства по РНБ льготы, преимущества, иммунитета или благоприятствования, предоставленные согласно Бернской  конвенции /ООН, 1971 г./ и Римской конвенции /ООН, 1964 г./ в отношении целого ряда видов интеллектуальной собственности, в частности авторские права а также и некоторые другие формы интеллектуальной собственности.




3.5 Принцип наибольшего благоприятствования на примере ГАТТ

Применение принципа наибольшего благоприятствования в многосторонних договорах имеет свою специфику. Примером такого многостороннего договора, ключевым принципом которого является взаимное предоставление режима наибольшего благоприятствования, является Генеральное соглашение по тарифам и торговле, занимающее важное место в системе международно-правового регулирования экономических отношений между государствами.

В настоящее время 111 государств являются полноправными членами ГАТТ, и более 150 государств участвуют в Соглашении в различных формах. В 1986 году Советский Союз впервые высказал намерение вступить в ГАТТ и с мая 1990 года участвует в качестве наблюдателя.

Хотя Россия еще не стала полноправным членом ГАТТ, принцип наибольшего благоприятствования и следовательно все льготы, преимущества и привилегии, которые предоставляют друг другу члены Соглашения, распространяются на участников торгово-экономических соглашений России с другими странами, в которых зафиксирован принцип наибольшего благоприятствования.

Многосторонние договоры, основанные на принципе наибольшего благоприятствования, имеют некоторые преимущества перед двусторонними, в том числе о точки зрения юридической техники, поскольку она освобождает от необходимости заключения многочисленных двусторонних договоров о наибольшем благоприятствовании. К.Хайдер, высоко оценивая идею многосторонней оговорки, пишет: "Генеральное соглашение по тарифам и торговле является вехой в усилиях придать общий характер оговорке о наиболее благоприятствуемой нации в области международной торговли".

Однако в связи о действием принципа наибольшего благоприятствования в многосторонних соглашениях возникает вопрос о положении третьих государств, не являющихся членами такого соглашения: могут ли они претендовать на предоставление им режима, действующего в рамках многостороннего соглашения, со стороны его членов в соответствии с двусторонними клаузулами о наиболее благоприятствуемой нации?

Общепризнанной является точка зрения, что "многосторонняя оговорка отнюдь не означает, что только государства-участники данного многостороннего договора вправе претендовать на особые льготы, предоставляемые одним из его участников другим договаривающимся сторонам".[ 5, c. 175] На такие льготы претендует также государство, не участвующее в указанном многостороннем договоре, но связанное с государством-участником двусторонней оговоркой о наибольшем благоприятствовании.

В целях урегулирования подобных вопросов Комиссией международного права в Проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации была включена статья 17 ("Несущественность факта распространения режима на третье государство в силу двустороннего или многостороннего соглашения"): "Приобретение государством-бенефициарием прав в силу клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации не затрагивается исключительно тем фактом, что бенефициирующее государство распространило режим на третье государство в силу международного соглашения, будь то многостороннего или двустороннего характера."

В комментарии к этой статье приводятся слова Д.Джексона, который рассматривает данный вопрос на примере ГАТТ:

"Любые привилегии, предоставленные договаривающейся стороной ГАТТ любой другой стране, должны быть предоставлены всем договаривающимся сторонам. Таким образом, привилегии, предоставляемые договаривающейся стороной государству-нечлену ГАТТ, должны быть также предоставлены всем договаривающимся сторонам. Тем самым, если А и В являются членами ГАТТ, а Х не является его членом, и А заключает двустороннее торговое соглашение с X, то привилегии, предоставленные Х в рамках этого соглашения, должны быть так же предоставлены В.

И, наоборот, если в рамках договора А-Х принята клаузула о наиболее благоприятствуемой нации, Х получает все привилегии, которые А предоставляет членам ГАТТ в силу комплексного соглашения. Таким образом, воздействие, оказываемое ГАТТ, распространяется далеко за рамки его членского состава.

В некоторых случаях это приводит к тому, что страна утрачивает стимул для вступления в ГАТТ, ибо если она заключит двусторонние договоры о режиме наибольшего благоприятствования с ее основными торговыми партнерами и, и эти партнеры являются членами ГАТТ, то она получит большинство привилегий ГАТТ, не предоставляя ничего взамен тем членам ГАТТ, с которыми она не имеет торгового соглашения".

На совещаниях в Женеве в 1947 году было предложено предоставить привилегии только членам ГАТТ, но эта идея была отвергнута. В 1955 году вопрос о распространении договаривающимися сторонами на страны, не являющиеся таковыми, преимуществ Соглашения посредством заключения двусторонних договоров рассмотрела Рабочая группа ГАТТ по организационным и функциональным вопросам. В ходе обсуждения указывалось, что страны, не являющиеся договаривающимися, часто пользуются всеми преимуществами Соглашения не принимая соответствующих обязательств. Несмотря на известную неудовлетворенность таким положением, большинство стая согласилось с тем, что вопрос о позиции, которую договаривающаяся сторона желает занять в этом отношении, является делом договаривающейся стороны.

Австрия после своего присоединения к ГАТТ не распространила немедленно ставки таможенных пошлин ГАТТ на СССР, несмотря на то, что в договоре между этими двумя странами был предусмотрен режим наибольшего благоприятствования. Распространение этих ставок имело место лишь после специального требования со стороны СССР. Другие страны, вступившие в ГАТТ и имеющие договоры о режиме наибольшего благоприятствования с СССР автоматически распространили льготы ГАТТ на советские товары.

 Относительно ответственности за нарушения принципа наибольшего благоприятствования применительно к многосторонним соглашениям существуют разные точки зрения. По мнению одних авторов такая "ответственность государства-правонарушителя возникает не в отношении всех остальных участников многостороннего договора, а лишь в отношении потерпевших государств, которые подверглись дискриминации".

Другие, напротив, считают, что "нарушение многосторонней оговорки о наибольшем благоприятствовании рождает ответственность по отношению ко многим, а не к одному государству, что способствует повышению эффективности действия оговорки".

Пункт 1 статьи I Генерального соглашения по тарифам и торговле определяет область применения принципа наибольшего благоприятствования "В отношении таможенных пошлин и сборов любого рода, налагаемых на импорт или экспорт или в связи с ними, в отношении способа взимания таких пошлин и сборов, в отношении международных платежных переводов по импорту или экспорту и в отношении всех правил и формальностей в связи с импортом и экспортом". /В области внутреннего налогообложения и в отношении постановлений, регулирующих внутреннюю торговлю и перевозки, пункт 4 статьи 3 ГАТТ предусматривает национальный режим./

Далее в ст.1 говорится, что "любое преимущество, льгота, привилегия или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся стороной в отношении любых товаров, произведенных или предназначенных для любой другой страны, предоставляются немедленно и безусловно в отношении подобных товаров, произведенных на территории всех других Договаривающихся сторон или предназначенных для отправки в эти территории".[ 6, c.9]

В пункте 1а следующей (II) статьи ГАТТ содержится следующее положение: "Каждая договаривающаяся сторона предоставляет торговле других договаривающихся сторон режим, не менее благоприятный, чем режим, предусмотренный в соответствующей части соответствующего списка, приложенного к настоящему Соглашению".

Положение этого пункта представляет собой совершенно новое явление в международном торговом законодательстве и является немаловажным добавлением к клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации. "Список" представляют собой сводный перечень всех уступок, сделанных всеми договаривающимися сторонами в их переговорах со своими торговыми партнерами, и максимальных тарифных ставок. Новое, что вносит это добавление в клаузулу о наиболее благоприятствуемой нации, - это обеспечиваемая им защита от повышения тарифов на товары, включенные в список. Традиционная клаузула, хотя она и обеспечивает необусловленный режим наибольшего благоприятствования, предусматривает лишь равенство режима в отношении тарифных изменений.

ГАТТ в этом отношении выходит за рамки принципа наибольшего благоприятствования. Каждое государство-член, предоставляющее уступки какому-либо государству, прямо обязывается предоставить такие же уступки отдельно воем другим членам; эта ситуация отличается от той, когда последние вынуждены полагаться на продолжение действия соглашения между стороной, предоставляющей уступки, и стороной, получающей их.

Уже предоставленные уступки могут быть отменены лишь посредством сложной процедуры консультаций с договаривающимися сторонами в соответствии со статьей XXVIII ГАТТ.

Существует точка зрения, что статья II (1а) имеет даже большее значение, чем сама клаузула о наиболее благоприятствуемой нации.

Таким образом, действие принципа наибольшего благоприятствования в ГАТТ отличается в этом отношении от его действия в двусторонних договорах и представляет собой исключение из общего правила применения данного принципа.

Статьи XI, XII, XIII, XIV, XV, XX, Генерального соглашения посвящены исключениям из действия принципа наибольшего благоприятствования, которые допускаются в целях обеспечения равновесия платежного баланса; содействия пограничной торговле; если импорт того или иного товара причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отечественным производителям; если это нужно для исполнения обязательств по межправительственным соглашениям; если это диктуется интересами безопасности.

Статья XXIV предусматривает также исключение в пользу таможенных союзов и зон свободной торговли (приводя при этом подробное определение этих объединений).

В 1966 году к первоначальному тексту Генерального соглашения по тарифам и торговле была добавлена IV часть /"Торговля и развитие"/ с целью удовлетворить потребности развивающихся стран а области торговли.

Договаривающиеся стороны ГАТТ приняли решение, разрешающее отказ от положений п.1 ст.1 ГАТТ в том объеме, в каком это необходимо, для того, чтобы позволить участвующим договаривающимся сторонам предоставлять преференциальный режим в соответствии с Протоколом развивающимся странам не будучи при этом обязанными распространять такой же режим на другие договаривающиеся стороны.

Таким образом в рамках ГАТТ было оформлено еще одно дополнительное исключение из принципа наибольшего благоприятствования - в пользу развивающихся стран.





3.6 Положительные моменты от участия России в ВТО

Присоединяясь к ВТО, Россия, получает выход в унифицированное правовое пространство, международно-правовую защиту в других государствах, получая режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров, экспортируемых и импортируемых российской стороной. Кроме того, Россия получает защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных налогов, акцизов, таможенных сборов и целый ряд других, в том числе и политических, преимуществ, повышающих рейтинг и престиж нашей страны, а также возможность самой влиять на развитие механизма международных экономических связей.

Но в действительности экономический эффект от либерализации мировой торговли и участия стран в ГАТТ/ВТО является несравненно более высоким, так как за прошедшее, после образования ГАТТ, время коренным образом изменились представления о международной торговле у стран-участниц. Теперь они находятся под гарантией неприменения к ним дискриминационных правил во внешней торговле.

Членство в ВТО постепенно становится столь значимым, что неучастие в ее работе по своим последствиям может, видимо, сравниться с неучастием в деятельности такой международной организации, как ООН. Подавляющая часть мировой торговли (более 90%) приходится на страны-члены этой организации. Таким образом, Россия не может оставаться вне Всемирной Торговой Организации.

В стратегическом плане, присоединение России к ВТО необходимо и означает присоединение к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке. Тот факт, что Россия смогла начать переговоры со странами Запада об условиях присоединения к ВТО говорит о том, что наша страна перешла в качественно иное состояние: из страны с командной экономикой мы превратились в государство с достаточно открытой для внешнего мира системой хозяйствования. И степень этой открытости достаточно высока, так как с нами согласились вести переговоры все ведущие экономически развитые государства.

Но, присоединение к ВТО - это комплекс взаимных уступок. Здесь перед Россией стоит задача определить национальные экономические интересы и приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную и экономическую безопасность и суметь отстоять их в ходе переговоров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.