Кроме того, надо иметь в виду, что защита от импорта в сфере услуг
обычно осуществляется путем создания дискриминационных условий в использовании
иностранных услуг в пределах национального рынка. Поэтому барьеры в торговле
услугами часто принимают форму, действующих внутри страны национальных законов,
административных распоряжений, ведомственных инструкций, непризнания
иностранных квалификационных сертификатов, дипломов и т.п. Еще более осложняет
использование РНБ то обстоятельство, что, как отмечалось выше, только часть
услуг предоставляется путем пересечения Границы /подобно тому как это
происходит с товарами/. Значительная часть иностранных услуг или национальных
/в случае продажи иностранцу/ предоставляется непосредственно на национальной
территории страны, экспортирующей или импортирующей услуги.
В силу рассмотренной выше специфики обмена услугами и, в первую очередь,
в силу того, что доля торговли услугами, протекающая между производителями и
потребителями услуг в пределах национальной территории одной либо другой страны
очень велика и, очевидно, выше чем трансграничное движение услуг, сфера
действия режима РНБ в торговле услугами существенно уже, чем в торговле
товарами. Поэтому национальный режим выступает в торговле услугами как принцип
первостепенной важности: во многом определяющий положение стран-членов ГАТС во
взаимной торговле услугами.
Соглашение, которое вошло в пакет договоренностей Уругвайского раунда,
запрещает его участникам использовать ограниченный круг мер торговой политики,
который мог оказывать влияние на иностранные инвестиции и который мог быть
квалифицирован как меры, противоречащие режиму наибольшего благоприятствования
и национальному режиму. В тексте Соглашения содержится так называемый
иллюстративный перечень таких мер. В число мер, запрещенных Соглашением, входят
следующие:
- требование, чтобы предприятие с иностранным капиталом использовало в
порядке, предписанным национальным законодательством, определенную долю
национальных товаров для производства своей национальной продукции /так
называемое внутреннее количественное ограничение/;
- другая, близкая к названной выше, мера - требование, чтобы предприятие
с иностранным капиталом покупало импортную продукцию в определенной пропорции
по отношению к национальной продукции;
- еще одна похожая мера связана с требованием обязательного экспорта фиксированной
доли производимой продукции.
Названные выше меры квалифицируются в Соглашении как противоречащие
статье 3 ( Национальный режим) и статье XI /Запрещение количественных
ограничений/ ГАТТ.
Рассмотренные выше два основополагающих документа ГАТТ и ГАТС
показывают, что РНБ и HP, хотя и являются ключевыми правовыми
принципами этих соглашений, имеют разный правовой объем, устанавливают
различные правовые нормы для участников этих соглашений.
Третий важнейший правовой документ ВТО - это Соглашение торговых
аспектах прав интеллектуальной собственности /ТРИПС/. Это Соглашение содержит
РНБ в отношении защиты прав интеллектуальной собственности. Статья 4 /пар. б/
Соглашения говорит "в отношении защиты прав интеллектуальной собственности
любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет,
предоставленное членом ВТО гражданам любой страны должны быть немедленно и
безусловно предоставлены гражданам всех стран- членов ВТО...". Однако,
далее эта статья исключает из этого обязательства по РНБ льготы, преимущества,
иммунитета или благоприятствования, предоставленные согласно Бернской
конвенции /ООН, 1971 г./ и Римской конвенции /ООН, 1964 г./ в отношении целого
ряда видов интеллектуальной собственности, в частности авторские права а также
и некоторые другие формы интеллектуальной собственности.
Применение принципа наибольшего благоприятствования в многосторонних
договорах имеет свою специфику. Примером такого многостороннего договора,
ключевым принципом которого является взаимное предоставление режима наибольшего
благоприятствования, является Генеральное соглашение по тарифам и торговле,
занимающее важное место в системе международно-правового регулирования экономических
отношений между государствами.
В настоящее время 111 государств являются полноправными членами ГАТТ, и
более 150 государств участвуют в Соглашении в различных формах. В 1986 году
Советский Союз впервые высказал намерение вступить в ГАТТ и с мая 1990 года
участвует в качестве наблюдателя.
Хотя Россия еще не стала полноправным членом ГАТТ, принцип наибольшего
благоприятствования и следовательно все льготы, преимущества и привилегии,
которые предоставляют друг другу члены Соглашения, распространяются на участников
торгово-экономических соглашений России с другими странами, в которых
зафиксирован принцип наибольшего благоприятствования.
Многосторонние договоры, основанные на принципе наибольшего
благоприятствования, имеют некоторые преимущества перед двусторонними, в том
числе о точки зрения юридической техники, поскольку она освобождает от
необходимости заключения многочисленных двусторонних договоров о наибольшем
благоприятствовании. К.Хайдер, высоко оценивая идею многосторонней оговорки,
пишет: "Генеральное соглашение по тарифам и торговле является вехой в
усилиях придать общий характер оговорке о наиболее благоприятствуемой нации в
области международной торговли".
Однако в связи о действием принципа наибольшего благоприятствования в
многосторонних соглашениях возникает вопрос о положении третьих государств, не
являющихся членами такого соглашения: могут ли они претендовать на
предоставление им режима, действующего в рамках многостороннего соглашения, со
стороны его членов в соответствии с двусторонними клаузулами о наиболее
благоприятствуемой нации?
Общепризнанной является точка зрения, что "многосторонняя оговорка
отнюдь не означает, что только государства-участники данного многостороннего
договора вправе претендовать на особые льготы, предоставляемые одним из его
участников другим договаривающимся сторонам".[ 5, c. 175] На
такие льготы претендует также государство, не участвующее в указанном
многостороннем договоре, но связанное с государством-участником двусторонней
оговоркой о наибольшем благоприятствовании.
В целях урегулирования подобных вопросов Комиссией международного права
в Проект статей о клаузулах о наиболее благоприятствуемой нации была включена
статья 17 ("Несущественность факта распространения режима на третье
государство в силу двустороннего или многостороннего соглашения"):
"Приобретение государством-бенефициарием прав в силу клаузулы о наиболее
благоприятствуемой нации не затрагивается исключительно тем фактом, что
бенефициирующее государство распространило режим на третье государство в силу
международного соглашения, будь то многостороннего или двустороннего
характера."
В комментарии к этой статье приводятся слова Д.Джексона, который
рассматривает данный вопрос на примере ГАТТ:
"Любые привилегии, предоставленные договаривающейся стороной ГАТТ
любой другой стране, должны быть предоставлены всем договаривающимся сторонам.
Таким образом, привилегии, предоставляемые договаривающейся стороной
государству-нечлену ГАТТ, должны быть также предоставлены всем договаривающимся
сторонам. Тем самым, если А и В являются членами ГАТТ, а Х не является его
членом, и А заключает двустороннее торговое соглашение с X, то привилегии,
предоставленные Х в рамках этого соглашения, должны быть так же предоставлены
В.
И, наоборот, если в рамках договора А-Х принята клаузула о наиболее
благоприятствуемой нации, Х получает все привилегии, которые А предоставляет
членам ГАТТ в силу комплексного соглашения. Таким образом, воздействие,
оказываемое ГАТТ, распространяется далеко за рамки его членского состава.
В некоторых случаях это приводит к тому, что страна утрачивает стимул
для вступления в ГАТТ, ибо если она заключит двусторонние договоры о режиме
наибольшего благоприятствования с ее основными торговыми партнерами и, и эти
партнеры являются членами ГАТТ, то она получит большинство привилегий ГАТТ, не
предоставляя ничего взамен тем членам ГАТТ, с которыми она не имеет торгового
соглашения".
На совещаниях в Женеве в 1947 году было предложено предоставить
привилегии только членам ГАТТ, но эта идея была отвергнута. В 1955 году вопрос
о распространении договаривающимися сторонами на страны, не являющиеся
таковыми, преимуществ Соглашения посредством заключения двусторонних договоров
рассмотрела Рабочая группа ГАТТ по организационным и функциональным вопросам. В
ходе обсуждения указывалось, что страны, не являющиеся договаривающимися, часто
пользуются всеми преимуществами Соглашения не принимая соответствующих
обязательств. Несмотря на известную неудовлетворенность таким положением,
большинство стая согласилось с тем, что вопрос о позиции, которую
договаривающаяся сторона желает занять в этом отношении, является делом
договаривающейся стороны.
Австрия после своего присоединения к ГАТТ не распространила немедленно
ставки таможенных пошлин ГАТТ на СССР, несмотря на то, что в договоре между
этими двумя странами был предусмотрен режим наибольшего благоприятствования.
Распространение этих ставок имело место лишь после специального требования со
стороны СССР. Другие страны, вступившие в ГАТТ и имеющие договоры о режиме
наибольшего благоприятствования с СССР автоматически распространили льготы ГАТТ
на советские товары.
Относительно ответственности за нарушения принципа наибольшего
благоприятствования применительно к многосторонним соглашениям существуют
разные точки зрения. По мнению одних авторов такая "ответственность
государства-правонарушителя возникает не в отношении всех остальных участников
многостороннего договора, а лишь в отношении потерпевших государств, которые
подверглись дискриминации".
Другие, напротив, считают, что "нарушение многосторонней оговорки о
наибольшем благоприятствовании рождает ответственность по отношению ко многим,
а не к одному государству, что способствует повышению эффективности действия
оговорки".
Пункт 1 статьи I Генерального соглашения по тарифам и торговле
определяет область применения принципа наибольшего благоприятствования "В
отношении таможенных пошлин и сборов любого рода, налагаемых на импорт или
экспорт или в связи с ними, в отношении способа взимания таких пошлин и сборов,
в отношении международных платежных переводов по импорту или экспорту и в
отношении всех правил и формальностей в связи с импортом и экспортом". /В
области внутреннего налогообложения и в отношении постановлений, регулирующих
внутреннюю торговлю и перевозки, пункт 4 статьи 3 ГАТТ предусматривает
национальный режим./
Далее в ст.1 говорится, что "любое преимущество, льгота, привилегия
или иммунитет, предоставляемые любой Договаривающейся стороной в отношении
любых товаров, произведенных или предназначенных для любой другой страны, предоставляются
немедленно и безусловно в отношении подобных товаров, произведенных на
территории всех других Договаривающихся сторон или предназначенных для отправки
в эти территории".[ 6, c.9]
В пункте 1а следующей (II) статьи ГАТТ содержится следующее положение:
"Каждая договаривающаяся сторона предоставляет торговле других
договаривающихся сторон режим, не менее благоприятный, чем режим,
предусмотренный в соответствующей части соответствующего списка, приложенного к
настоящему Соглашению".
Положение этого пункта представляет собой совершенно новое явление в
международном торговом законодательстве и является немаловажным добавлением к
клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации. "Список" представляют
собой сводный перечень всех уступок, сделанных всеми договаривающимися
сторонами в их переговорах со своими торговыми партнерами, и максимальных
тарифных ставок. Новое, что вносит это добавление в клаузулу о наиболее
благоприятствуемой нации, - это обеспечиваемая им защита от повышения тарифов
на товары, включенные в список. Традиционная клаузула, хотя она и обеспечивает
необусловленный режим наибольшего благоприятствования, предусматривает лишь
равенство режима в отношении тарифных изменений.
ГАТТ в этом отношении выходит за рамки принципа наибольшего благоприятствования.
Каждое государство-член, предоставляющее уступки какому-либо государству, прямо
обязывается предоставить такие же уступки отдельно воем другим членам; эта
ситуация отличается от той, когда последние вынуждены полагаться на продолжение
действия соглашения между стороной, предоставляющей уступки, и стороной,
получающей их.
Уже предоставленные уступки могут быть отменены лишь посредством сложной
процедуры консультаций с договаривающимися сторонами в соответствии со статьей
XXVIII ГАТТ.
Существует точка зрения, что статья II (1а) имеет даже большее значение,
чем сама клаузула о наиболее благоприятствуемой нации.
Таким образом, действие принципа наибольшего благоприятствования в ГАТТ
отличается в этом отношении от его действия в двусторонних договорах и
представляет собой исключение из общего правила применения данного принципа.
Статьи XI, XII, XIII, XIV, XV, XX, Генерального соглашения посвящены
исключениям из действия принципа наибольшего благоприятствования, которые
допускаются в целях обеспечения равновесия платежного баланса; содействия
пограничной торговле; если импорт того или иного товара причиняет или угрожает
причинить серьезный ущерб отечественным производителям; если это нужно для
исполнения обязательств по межправительственным соглашениям; если это диктуется
интересами безопасности.
Статья XXIV предусматривает также исключение в пользу таможенных союзов
и зон свободной торговли (приводя при этом подробное определение этих
объединений).
В 1966 году к первоначальному тексту Генерального соглашения по тарифам
и торговле была добавлена IV часть /"Торговля и развитие"/ с целью
удовлетворить потребности развивающихся стран а области торговли.
Договаривающиеся стороны ГАТТ приняли решение, разрешающее отказ от
положений п.1 ст.1 ГАТТ в том объеме, в каком это необходимо, для того, чтобы
позволить участвующим договаривающимся сторонам предоставлять преференциальный
режим в соответствии с Протоколом развивающимся странам не будучи при этом
обязанными распространять такой же режим на другие договаривающиеся стороны.
Таким образом в рамках ГАТТ было оформлено еще одно дополнительное
исключение из принципа наибольшего благоприятствования - в пользу развивающихся
стран.
Присоединяясь к ВТО, Россия, получает выход в унифицированное правовое
пространство, международно-правовую защиту в других государствах, получая режим
наибольшего благоприятствования и национальный режим для товаров,
экспортируемых и импортируемых российской стороной. Кроме того, Россия получает
защиту от возможного применения иностранными государствами дискриминационных
налогов, акцизов, таможенных сборов и целый ряд других, в том числе и
политических, преимуществ, повышающих рейтинг и престиж нашей страны, а также
возможность самой влиять на развитие механизма международных экономических
связей.
Но в действительности экономический эффект от либерализации мировой
торговли и участия стран в ГАТТ/ВТО является несравненно более высоким, так как
за прошедшее, после образования ГАТТ, время коренным образом изменились
представления о международной торговле у стран-участниц. Теперь они находятся
под гарантией неприменения к ним дискриминационных правил во внешней торговле.
Членство в ВТО постепенно становится столь значимым, что неучастие в ее
работе по своим последствиям может, видимо, сравниться с неучастием в
деятельности такой международной организации, как ООН. Подавляющая часть
мировой торговли (более 90%) приходится на страны-члены этой организации. Таким
образом, Россия не может оставаться вне Всемирной Торговой Организации.
В стратегическом плане, присоединение России к ВТО необходимо и означает
присоединение к действующим правилам движения товаров и услуг на мировом рынке.
Тот факт, что Россия смогла начать переговоры со странами Запада об условиях
присоединения к ВТО говорит о том, что наша страна перешла в качественно иное
состояние: из страны с командной экономикой мы превратились в государство с
достаточно открытой для внешнего мира системой хозяйствования. И степень этой
открытости достаточно высока, так как с нами согласились вести переговоры все
ведущие экономически развитые государства.
Но, присоединение к ВТО - это комплекс взаимных уступок. Здесь перед
Россией стоит задача определить национальные экономические интересы и
приоритеты, пределы уступок и условия, гарантирующие национальную и
экономическую безопасность и суметь отстоять их в ходе переговоров.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|