Следует подчеркнуть, что в отношении названных выше действий существует
очень важная ограничительная оговорка. Она сформулирована в начале статьи XX
ГАТТ и гласит: "при условии, что такие меры не будут применяться таким
путем, который явился бы произвольной или неоправданной мерой дискриминации
между странами в которых преобладают одинаковые условия, или скрытым
ограничением международной торговли" [ 7, c.48]
Вместе с тем процессы, развивающиеся в
последние три десятилетия в международной торговле дают все основания
сомневаться в том, что РНБ сохранит свою роль в торговле наступающих,
десятилетий и даже позволяют говорить о серьезном кризисе РНБ. Дело в том, что
регионализация мировой торговли, широкое использование льгот для отдельных
групп стран, наконец, все более значительное место, которое в международном
обмене занимает внешняя торговля между предприятиями, находящимися в рамках
крупных транснациональных корпораций и меняющееся в этой связи содержание таких
понятий как экспорт и импорт, дают все основания сомневаться в способности
РНБ/в том виде, как этот принцип используется в рамках ГАТТ, учитывая реальную
практику его применения/ противостоять дискриминации в международной торговле.
Многие исследователи ведут историю РНБ от торгового договора между
Францией и Великобританией, так называемого договора Кобдена от 23 января I860
года . В течение многих лет РНБ был предметом двусторонних договоров и
соглашений.
В мировой практике действовали различные формулы РНБ, существенно
отличавшиеся друг от друга. РНБ мог предоставляться во взаимной и невзаимной
форме, мог иметь форму условного РНБ или представляться в безусловной форме,
предоставление РНБ могло сопровождаться изъятиями и ограничениями сферы его
действия.
В марте 1929 года Совет Лиги наций принял модельную формулировку РНБ,
согласованную на многосторонней основе. Позже, в I946-I948 годах ,
в ходе подготовки устава Международной организации по торговле и занятости в ее
текст была включена развернутая формулировка РНБ (статья 16) и национального
режима (HP) (статья 18). Оппозиция США помешала
созданию международной торговой организации в те годы. Возникшее из обломков
несозданной организации Генеральное соглашение по тарифам и торговле включило
полностью положение о РНБ /статья I ГАТТ/ и о HP /статья 3
ГАТТ/. Однако, это соглашение распространяло РНБ и HР только
на вопросы, связанные с торговлей товарами. Позже, в I973-I979 годах в
ходе так называемого Токийского раунда многосторонних торговых переговоров
появилось Соглашение по техническим барьерам в торговле /ТБТ/, в котором нашло
свое применение РНБ в отношении технических норм и стандартов. В ходе
следующего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров возникло
Генеральное соглашение по торговле услугами /ГАТС/ и РНБ вместе с HP
образовали многостороннюю правовую основу международной торговли более чем 160
видов услуг.
Одновременно с этим, появление целого ряда многосторонних соглашений в
области международных инвестиций и так называемых международных
производственных схем /в рамках ТНК/ распространило действие РНБ и HP на эти
области.
В настоящее время в международной торговле действует своего рода
классическая формулировка РНБ, содержащаяся в Генеральном соглашении по тарифам
и торговле. Другие многосторонние и двусторонние соглашения по существу в той
или иной форме повторяют это положение ГАТТ, включая иногда различные оговорки,
изъятия и исключения.
Конвенционная норма наибольшего благоприятствования означает в ее общем
понимании право договаривающегося государства пользоваться всеми
преимуществами, которые другое договаривающееся государство предоставляет любым
третьим государствам по согласованному кругу отношений.
В клаузуле о наиболее благоприятствуемой нации закрепляется
обязательство бенефициирующего государства распространить на
государство-бенефициария режим не менее благоприятный, чем режим,
предоставляемый любому третьему государству (ст.4 Проекта КМП), а также
определяется область его применения и возможные исключения.
В торгово-экономической практике встречаются различные формулировки
соответствующего договорного положения о режиме наибольшего
благоприятствования: так называемые позитивная и негативная формулы.
В первом случае речь идет о праве воспользоваться наиболее благоприятным
режимом (обязательство государства предоставить произведениям почвы и
промышленности другой страны все привилегии и преимущества, предоставленные
третьим странам); во втором - о праве на не менее по сравнению с любой третьей
страной благоприятный режим (не подвергать произведения почвы и промышленности
соответствующей страны более обременительным пошлинам, правилам и формальностям
по сравнению с третьими странами).
По существу, обе формулы имеют одну и ту же цель - обеспечить
предоставление тому или иному государству таких же (равных) условий, какие
предоставляются или будут предоставлены любому другому государству. Существует
основанное на этом мнение, что различие в формулировках может только привести к
смешению понятий "принцип наибольшего благоприятствования" и
"принцип недискриминации".[ 16, c.42]
Принцип наибольшего благоприятствования направлен на установление в
какой-либо определенной области равенства в положении государств, заключивших
соответствующие договоры.
Этот принцип является "необходимым условием для развития
международной торговли, основой всякого мирного обмена, ибо ставит всех
конкурентов в равное положение".[10, c. 45]
Вместе с тем предоставление режима наибольшего благоприятствования не
всегда означает получение непосредственных материальных выгод в равном
масштабе, на основании чего его можно назвать "абстрактной формулой
взаимности".
Принцип наибольшего благоприятствования обеспечивает минимально
необходимые гарантии для нормальной торговли и других взаимоотношений между
государствами, "затрудняя произвольное, случайное, дискриминационное
трактование одних стран другими".[1, c 114]
Дополнительной гарантией соблюдения равноправия государств является и
то, что права, преимущества, привилегии и льготы, предоставляемые государствам
в соответствии с данным принципом в той иди иной, указанной в договоре области
их взаимоотношений должны быть столь же благоприятными, как и не только уже
предоставленные, но и те, которые любое третье государство получит в будущем.
Содержащееся в договоре положение о предоставлении режима наибольшего
благоприятствования не раскрывает конкретного содержания этого режима и имеет
отсылочный характер. Объем и содержание прав и обязанностей, образующих
соответствующий режим, определяется нормами внутреннего права бенефициирующего
государства и правилами его договоров с другими государствами. По выражению
Г.Шварценбергера, стандарт наиболее благоприятствуемой нации представляет собой
"оболочку с изменчивым и постоянно меняющимся содержанием".
Таким образом, оговорка является правовым основанием для требования
предоставить режим наибольшего благоприятствования, содержание которого каждое
государство устанавливает самостоятельно.
В настоящее время практика и международно-правовая доктрина исходят из
того, что принцип наибольшего благоприятствования - это диспозитивная норма, т.
е. включение ее в соответствующие соглашения не является обязательным.
Государства имеют основания требовать предоставление режима наибольшего
благоприятствования только в силу включенной в договор клаузулы о наиболее
благоприятствуемой нации, т. е. не в праве претендовать на данный режим на иной
основе, чем юридическое обязательство предоставляющего государства.
Принцип наибольшего благоприятствования настолько широко укоренился в
международной торговле, что ряд стран применяет его и в тех случаях, когда с
ними не заключены торговые договоры и соглашения, или когда имеющиеся договоры
не содержат упоминания о режиме наибольшего благоприятствования.
Принцип наибольшего благоприятствования настолько широко укоренился в
международной торговле, что ряд стран применяет его и в тех случаях, когда с
ними не заключены торговые договоры и соглашения, или когда имеющиеся договоры
не содержат упоминания о режиме наибольшего благоприятствования.[ 11, c. 22]
Помимо общепринятого согласования режима наибольшего благоприятствования
в международных договорах, иногда достаточным основанием для его предоставления
на практике другому государству без договорного закрепления может являться
фактическое взаимное предоставление иным государствам соответствующего режима.
Таким образом, понятием наибольшего благоприятствования может охватываться
режим, которым пользуются другие государства, независимо от того, основывается
он на международном договоре, национальном законе или фактической практике.
Содержащееся в договоре положение о наибольшем благоприятствовании
предполагает, что пользование тем или другим преимуществом, вытекающим из
соответствующего режима основывается только на договоре с той страной, в
договоре с которой это преимущество было установлено.
В связи с этим возникает вопрос о субъектах правоотношений,
складывающихся на основе предоставления режима наибольшего благоприятствования.
Следует различать государства, являющиеся сторонами соглашения, устанавливающего
данный режим, и государства, являющиеся субъектами правомочий, вытекающих из
факта заключения такого соглашения, так как преимущества установленные между
сторонами договора, распространяются и на все третьи государства, в соглашения
с которыми стороны включили подобную оговорку.
Принимая во внимание то, что конкретное содержание режима наибольшего
благоприятствования может определяться национальным законодательством,
необходимо урегулирование взаимодействия международного договора и внутренних
законов и постановлений бенефициирующего государства.
Следовательно, преимущества, установленные внутренним законодательным
актом данной страны для какой-либо третьей, распространяются на вое те страны,
с которыми данная страна в торговых договорах установила режим наибольшего
благоприятствования. В противном случае внутренним законодательством можно
подорвать действие режима наибольшего благоприятствования, установленного
международным актом.
И наоборот, страна, получившая в силу внутреннего законодательства
данной страны те или иные преимущества, но не имеющая с этой страной cоглашения
о режиме наибольшего благоприятствования, не может претендовать на пользование
преимуществами, установленными в договорах этой страны с другими странами на
основе принципа наибольшего благоприятствования. Этот вывод можно сделать из
того положения, что субъектами правомочий, вытекающих из режима наибольшего
благоприятствования, являются лишь страны, заключившие соответствующие
соглашения.
В зависимости от числа субъектов, имеющих право претендовать на режим
наибольшего благоприятствования на основе соответствующей оговорки и наличия взаимности при
предоставлении данного режима и различают одностороннюю, двустороннюю и
многостороннюю оговорки о режиме наибольшего благоприятствования.
Поскольку одним из характерных признаков предоставления такого режима на
современном этапе является взаимность, наиболее распространенным правовым
актом, содержащим соответствующую оговорку, служит двусторонний договор. Каждая
из сторон такого договора одновременно является и предоставляющим государством
и государством-бенефициарием.
Практике известны и случаи одностороннего предоставления режима
наибольшего благоприятствования. Поэтому возникает вопрос: можно ли считать
одностороннюю оговорку о наибольшем благоприятствовании соответствующей
принципу суверенного равенства. Представляется, что вопрос о допустимости
односторонних оговорок должен решаться в контексте принципа взаимной выгоды.
Определяя соответствие тех или иных международных экономических отношений этому
принципу, следует учитывать не столько внешнее формальное проявление
"равенства выгод", сколько реальную взаимную адекватность комплекса
выгод, приобретаемых каждым из участников сотрудничества.
Применение такого подхода позволяет утверждать, что односторонние
оговорки о режиме наибольшего благоприятствования могут использоваться лишь как
исключение из общего правила о взаимности предоставления режима наибольшего
благоприятствования. Такое исключение допустимо при условии соблюдения принципа
взаимной выгоды, например, в случае предоставления ответных адекватных уступок.
Не вызывает сомнения также право экономически развитого государства
односторонне предоставить режим наибольшего благоприятствования одному или
нескольким развивающимся государствам в виде своего рода преференции. Иначе
говоря, одностороннее предоставление режима наибольшего благоприятствования
допускается лишь при наличии условий, компенсирующих отсутствие формальной
взаимности и обеспечивающих соблюдение принципа взаимной выгоды.[ 5, c.180]
В торговых договорах государств можно выделить два основных вида режима
наибольшего благоприятствования: безусловное и условное наибольшее
благоприятствование, иначе - эквивалентное. При безусловном (некомпенсационном)
режиме в торговом договоре устанавливается, что государства - стороны торгового
договора взаимно обязуются предоставить друг другу все преимущества, которые
каждое из заключивших договор государств предоставило или предоставит
какому-либо третьему государству. Тем самым каждое из контрагирующих государств
обязуется в отношении другого контрагента, во-первых не допускать дискриминации
против торговой деятельности по сравнению с любым третьим государством и, во-вторых,
поставить контрагента в такое же благоприятное положение, каким пользуется
третье наиболее благоприятствуемое государство.
В большинстве торговых договоров принцип безусловного наибольшего
благоприятствования формулируется одновременно и позитивно (предоставить все
преимущества) и негативно (не применять дискриминации). При режиме безусловного
благоприятствования предоставление государству-контрагенту преимуществ, которые
получило или может получить в будущем третье государство, не обусловливается
получением от государства-контрагента какого-либо встречного эквивалентного
преимущества. В этом смысле можно говорить о безвозмездности режима
безусловного наибольшего благоприятствования. Например, в ст.2
советско-финляндского договора от 1 декабря 1947 года прямо указывается:
"Договаривающиеся Стороны предоставляют взаимно друг другу безусловный и
неограниченный режим наиболее благоприятствуемой нации". [ 13, c. 691]
В Проекте статей Комиссии Международного Права ООН (КМП) о формах
предоставления режима наибольшего благоприятствования говорится в статьях 11 -
13. Хотя Комиссия подчеркивает, что "можно смело утверждать, что в
настоящее время как в доктрине, так и в практике государств преобладает
презумпция о необусловленности клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации
", тем не менее государства по заключению КМП могут договориться о включении
в соглашение условий, которые бы ставили их право на получение режима в
зависимость от ответного предоставления государством согласованной формы
возмещения. В связи с этим КМП ввела понятие "материальной
взаимности", которое в окончательном варианте Проекта именуется
"условием о возмещении" (ст.2, п.1 "е").
При условном (эквивалентном) наибольшем благоприятствовании
преимущества, установленные для третьего государства, предоставляются
государству-контрагенту без соответствующей компенсации с его стороны лишь в
том случае, если третьему государству эти преимущества были предоставлены также
безвозмездно. Если же третье государство за предоставленные ему льготы со своей
стороны предоставило какой-либо эквивалент, то и контрагирующее государство
может воспользоваться этим преимуществом лишь в том случае, если и оно
предоставит эквивалентную компенсацию, установленную между договаривающимися
государствами.
Известны несколько разновидностей условной оговорки. Исторически первой была так называемая
американская форма возмездной оговорки, которая в настоящее время
практически не применяется. Позднее появилась оговорка на условиях материальной
взаимности.
Различие между этими формами состоит
лишь в способе определения компенсации. В первом случае точкой отсчета
для установления ее размера служит уступка третьего государства, а во втором -
льгота бенефициирующего государства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|