Основные обязательства, которые предстоит принять России, сводятся к -
следующим крупным областям:
1.России предстоит «связать» импортные таможенные пошлины на
промышленные товары — то есть установить их максимальные пределы по каждой
отдельной позиции с постепенным их снижением в течение 5-7 лет до определенной
величины. Указанные пределы являются предметом переговоров. Задача на этих
переговорах - выйти на разумный уровень обязательств, предполагающий
постепенное открытие рынка без ущерба для эффективного отечественного
производства.
Двусторонние тарифные переговоры ведутся с февраля 1998 г. В ходе этих
переговоров в начале 1999г. российская сторона приступила к углубленному
обсуждению с партнерами отдельных глав ТН ВЭД и конкретных товарных позиций на
основе первоначальных тарифных предложений Российской Федерации.
Необходимо отметить, что в настоящее время таможенный тариф в России,
кроме своей основной функции - регулирования конкуренции между иностранными и
отечественными товарами - выполняет еще и фискальную функцию и является одним
из основных источников пополнения доходной части федерального бюджета; а также
то, что первоначальные тарифные предложения представляют собой перечень
максимально допустимых с момента присоединения России к ВТО значений ставок
ввозных таможенных пошлин.
В настоящее время Россия представила первоначальные предложения России
по «связыванию» начального и конечного уровня ставок импортного тарифа по всей
товарной номенклатуре с указанием продолжительности переходного периода.
Трудность тарифных переговоров в основном состоит в том, что уровень
«связывания» в российском оффере зафиксирован значительно выше ныне действующих
ставок импортных пошлин, поскольку Россия заинтересована в сохранении в
перспективе достаточно высокого уровня защиты внутреннего рынка особенно в
части сельскохозяйственных товаров.
2. Обязательства по доступу на рынок услуг основываются на специальной
методологии, которая допускает сохранение ограничений в соответствующих
секторах услуг по масштабам присутствия иностранного капитала и физических лиц,
а также применение дополнительных требований к иностранным поставщикам услуг по
сравнению с отечественными. Это также будет решаться в ходе переговоров.
После представления в октябре 1999 г. первоначальных предложений России
в области торговли услугами (включающие перечень обязательств Российской
Федерации по торговле услугами и список изъятий из РНБ), российская сторона
готова к продвижению на очередной этап двухсторонних переговоров - по доступу
на российский рынок услуг.
3. Обязательства в области сельского хозяйства. Россия должна будет
установить максимально допустимый уровень по таможенным пошлинам (аналогично
промышленным товарам). Кроме того, принимаются обязательства по уровню
государственных субсидий сельскому хозяйству (на федеральном и региональном
уровнях), в том числе в таких формах, как налоговые льготы, льготное кредитование,
специальные транспортные тарифы, поставка сырья и материалов по сниженным
ценам, а также по размеру экспортных субсидий.
Основным требованием к присоединяющейся стране является ее обязательство
по выполнению норм и правил всего пакета соглашений Уругвайского раунда. Вместе
с тем, российская сторона намерена использовать в ряде случаев переходные
периоды по имплементации положений некоторых Соглашений ВТО, в том числе
предусмотренные документами Уругвайского раунда, в частности, по субсидиям, ГАТС
(торговля услугами), ТРИПс (охрана прав интеллектуальной собственности), ТРИМс
(инвестиционные меры, связанные с торговлей) и, возможно, некоторых других.
Продолжительность отдельных переходных периодов будет обосновываться
сроками, необходимыми для приведения российского законодательства,
международных соглашений Российской Федерации и правоприменительной практики в
соответствие обязательствам перед ВТО.
Характеризуя современный этап переговоров, необходимо отметить, что к
началу 2000 г. Россия представила на переговоры все основополагающие документы
для двусторонних и многосторонних переговоров ( по тарифам, сельскому
хозяйству, услугам). Ведутся переговоры об условиях присоединения по основным
Соглашениям ВТО, продолжается работа по приведению в соответствие российского
законодательства с нормативными требованиями Соглашений ВТО.
Вместе с тем, необходимо учитывать что реальные сроки интеграции России
в мировое хозяйство, включая эффективную реализацию преимуществ членства в ВТО,
будет определяться прежде всего перспективами развития российской экономики в
целом.
Это означает необходимость преодоления внутреннего экономического
кризиса и завершения реформ, и только тогда российская экономика в результате
структурной перестройки сможет на равных конкурировать с развитыми странами.
Для России членство в этой организации не является самоцелью. Оно будет
иметь смысл только в том случае, если международный торговый режим для страны
улучшится по сравнению с нынешними условиями. В зависимости от этого предстоит
взять и встречные обязательства по доступу на свой рынок. Именно в поиске
разумных компромиссов в этих вопросах и состоит одна из главных задач
переговоров. Этим и будет определяться срок их завершения.[ 7, c.40-42]
Правовая система ВТО основывается на двух правовых положениях, которые в
принципе должны обеспечить бездискриминационную торговлю между ее членами : это
режим наибольшего благоприятствования /РНБ/ и национальный режим /HP/. Эти
принципы перешли в ВТО из ГАТТ.
На протяжении почти 50-ти лет /I948-I995 гг./ действия
ГАТТ, его ключевые положения запрещали дискриминацию в международной торговле
между его участниками. В соответствии со статьей I ГАТТ, в которой содержится
положение о предоставлении режима наибольшего благоприятствования,
государства-члены обязаны предоставлять товарам других государств-членов режим
не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется товарам из какой-либо
другой страны. Таким образом, ни одна страна не должна устанавливать какие бы
то ни было особые торговые преимущества для других стран или проводить по
отношению к ним дискриминацию: все страны находятся в равных условиях и все
пользуются благами, которые им дают любые меры по снижению торговых барьеров.
Вторая основа недискриминационных мер, которая известна как
"национальный режим", подразумевает, что при появлении на внутреннем
рынке любой страны импортных товаров по отношению к ним должен применяться
режим, который не будет менее благоприятным, чем тот, который действует в
отношении товаров, производимых на месте. Так гласит статья 3 ГАТТ.
Помимо ГАТТ-1994 года, ряд важных положений, касающихся режима
наибольшего благоприятствования и национального режима, содержится и в других
соглашениях ВТО. Так,. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной
собственности содержит с некоторыми исключениями требования, касающиеся
предоставления режима наибольшего благоприятствования и национального режима и
обеспечения охраны прав интеллектуальной собственности членами ВТО. Генеральное
соглашение по торговле услугами обязывает участников соглашения предоставлять
режим наибольшего благоприятствования в отношении услуг и поставщиков услуг
других участников.
Другие соглашения ВТО, которые содержат режим наибольшего
благоприятствования и национальный режим - это Соглашение по техническим
барьерам в торговле. Соглашение по инвестиционным мерам, связанным с торговлей
и ряд других соглашений.
Многие исследователи ведут историю РНБ от торгового договора между
Францией и Великобританией, так называемого договора Кобдена от 23 января I860
года . В течение многих лет РНБ был предметом двусторонних договоров и
соглашений.
В мировой практике действовали различные формулы РНБ, существенно отличавшиеся
друг от друга. РНБ мог предоставляться во взаимной и невзаимной форме, мог
иметь форму условного РНБ или представляться в безусловной форме,
предоставление РНБ могло сопровождаться изъятиями и ограничениями сферы его
действия.
В марте 1929 года Совет Лиги наций принял модельную формулировку РНБ,
согласованную на многосторонней основе. Позже, в I946-I948 годах ,
в ходе подготовки устава Международной организации по торговле и занятости в ее
текст была включена развернутая формулировка РНБ (статья 16) и национального
режима (HP) (статья 18). Оппозиция США помешала
созданию международной торговой организации в те годы. Возникшее из обломков
несозданной организации Генеральное соглашение по тарифам и торговле включило
полностью положение о РНБ /статья I ГАТТ/ и о HP /статья 3
ГАТТ/. Однако, это соглашение распространяло РНБ и HР только
на вопросы, связанные с торговлей товарами. Позже, в I973-I979 годах в
ходе так называемого Токийского раунда многосторонних торговых переговоров
появилось Соглашение по техническим барьерам в торговле /ТБТ/, в котором нашло
свое применение РНБ в отношении технических норм и стандартов. В ходе
следующего Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров возникло
Генеральное соглашение по торговле услугами /ГАТС/ и РНБ вместе с HP
образовали многостороннюю правовую основу международной торговли более чем 160
видов услуг.
Одновременно с этим, появление целого ряда многосторонних соглашений в
области международных инвестиций и так называемых международных производственных
схем /в рамках ТНК/ распространило действие РНБ и HP на эти области.
В настоящее время в международной торговле действует своего рода
классическая формулировка РНБ, содержащаяся в Генеральном соглашении по тарифам
и торговле. Другие многосторонние и двусторонние соглашения по существу в той
или иной форме повторяют это положение ГАТТ, включая иногда различные оговорки,
изъятия и исключения.
Первая статья ГАТТ, носящая во многом ключевой характер в соглашении,
провозглашает, что страны-участницы должны предоставлять друг другу безусловный
режим наибольшего благоприятствования. Это положение распространяется на
экспортные, импортные и транзитные торговые операции, а также на международные
платежи по экспортным и импортным операциям. РНБ распространяется на таможенные
пошлины и любые сборы, взимаемые в связи с внешнеторговыми операциями, а также
и на все правила и формальности с ними связанные. Кроме того, положение о
режиме наибольшего благоприятствования распространяется /вместе с национальным
режимом/ на внутренние налоги и сборы, на внутренние правила и законы,
регулирующие покупку и продажу товаров на внутренних территориях
стран-участниц.
Режим наибольшего благоприятствования, сформулированный в первой статье
ГАТТ, носит безусловный характер и страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять
эту статью в ее полном объеме. Ниже приводится основная часть первой статьи
ГАТТ-1994, содержащая РНБ: "В отношении таможенных пошлин и сборов всякого
рода, налагаемых на ввоз или вывоз или в связи с ними или на перевод за границу
платежей за импорт или экспорт, а также в отношении метода взимания пошлин и
сборов, и в отношении всех правил регулирования формальностей в связи с ввозом
или вывозом, и в отношении всех вопросов, указанных в параграфах 2 и 4 статьи 3
ГАТТ, любое преимущество, благоприятствование, привилегия или иммунитет,
предоставляемые любой договаривающейся стороной в отношении любого товара,
происходящего из любой другой страны или предназначаемого в любую другую
страну, должны немедленно и безусловно предоставляться подобному же товару,
происходящему из территории всех других договаривающихся сторон, или
предназначаемому для территорий всех других договаривающихся сторон".* В
тексте ГАТТ-1994, входящем в ВТО, термин "договаривающиеся стороны"
должен читаться "члены ВТО".
Как видно из приведенного текста, РНБ распространяется в рамках ГАТТ на
весь круг операций, связанных с внешней торговлей товарами.
Режим наибольшего благоприятствования действует в отношении транзитных
перевозок /статья 5 ГАТТ "Свобода транзита"/. Параграф 5 этой статьи
говорит: "В отношении всех сборов, правил и формальностей, связанных с
транзитом, каждая договаривающаяся сторона должна предоставить транзитным
перевозкам, идущим на территорию любой другой договаривающейся стороны или из
нее, режим не менее благоприятный, чем режим, предоставленный транзитным
перевозкам в любую или из любой третьей страны".[7, c.65-66]
Режим наибольшего благоприятствования в рамках ГАТТ охватывает также
область маркировки товаров. Статья 9 ГАТТ говорит, что требования в отношении
маркировки товаров, происходящих с территории другой страны-члена ВТО, должны
быть не менее благоприятными, чем режим предоставленный любой третьей стране.
Далее, статья 13, носящая название
"Недискриминационные применение количественных ограничений"
устанавливает правило, что ни один из членов ВТО не должен применять каких либо
запрещений импорта или экспорта каких либо товаров, "если только импорт
подобных товаров из всех третьих стран или их экспорт во все-третьи страны не
будет запрещен или ограничен".[6, c.29-31]
Необходимо иметь в виду, что хотя первая статья ГАТТ говорит о
применении режима наибольшего благоприятствования к товарам /в тексте
Соглашения использован термин "продукт" и требует, чтобы "любое
преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленное любой
страной-участницей . ГАТТ любому продукту, происходящему из/или
предоставленному для любой другой страны, было распространено немедленно и
безусловно на аналогичный продукт, происходящий из/или предназначенный для
территории других" стран-участниц"/. Вместе с тем, приведенные выше
примеры показывают, что действие РНБ значительно шире и распространяется на
правила, формальности, граница которых четко в Соглашении не определена. Это
послужило источником многих конфликтных ситуаций, которые рассматривались
рабочими группами ГАТТ, их решения содержащиеся в публиковавшимся Секретариатом
ГАТТ "Аналитическом перечне" , позволяют
достаточно четко определить как реально действовал РНБ в течение 47-летней
истории ГАТТ.
В ГАТТ содержится ряд изъятий из режима наибольшего благоприятствования.
Крупнейшие из которых - это разрешения создавать зоны свободной торговли и
таможенные союзы, не распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих
образований, на неучаствующие страны. Другое важное положение - это разрешение
развивающимся странам использовать на постоянной основе, в виде исключения из
принципа наибольшего благоприятствования, четыре категории торговых льгот
/тарифные преференции по общей системе преференций, тарифные преференции,
действующие в отношении между развивающимися странами, более льготные
дифференцированные условия, сформулированные в ряде соглашений ВТО, специальный
режим в отношении наименее развитых стран/. Исключения существуют и по более
широким и общим направлениям использования РНБ. Первоначально они были
сформулированы в статье XX ГАТТ /Общие исключения/ и в статье XXI /Исключения
по соображениям безопасности/.
Затем эти положения в
различных формах и формулах нашли применение в других соглашениях и правовых
документах ВТО.
В частности, статья XX ГАТТ позволяет странам-членам ВТО отклоняться от
принципа недискриминации при принятии мер, цель которых - защита отечественной
морали, охрана жизни и здоровья людей, животных и растений, охрана
общественного порядка и выполнение законов, охрана национальных сокровищ
художественной, исторической или археологической ценностей. Формулировки,
содержащиеся в статье XX ГАТТ носят достаточно общий характер и не всегда
поддаются достаточно четкой кодификации. Тем не менее эта группа вопросов:,
общественный порядок, общественная мораль, здравоохранение нашла достаточно
широкое применение в практике стран-членов ГАТТ, а теперь ВТО. В последнее
десятилетие в эту группу исключений все более настойчиво включается достаточно
широкие по характеру действия экологические соображения.
Практика ГАТТ в 1948-1994 годах, а с 1995 года накопила достаточное
количество примеров и прецедентов действия предпринятых во исполнение названных
выше мотивов. Можно предполагать, что и дальше эта группа исключений будет
наполняться конкретным содержанием.
Другая группа вопросов, позволяющих отходить от политики не
дискриминации связана с соображениями национальной безопасности. Статья ХХ1
ГАТТ разрешает члену ВТО предпринимать такие действия, которые необходимы для
защиты существенных интересов его безопасности; которые действуют в отношении
торговли оружием, боеприпасами и военными материалами а также для снабжения
вооруженных сил и наконец, действия во исполнении обязательств страны-члена
ВТО, связанных с ее обязательствами на основании Устава ООН для сохранения
международного мира и безопасности.[6, c.49]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|