В целом же условная форма оговорки, допуская возможность дискриминации
государства-бенефициария, неприемлема для торгово-экономических отношений, где
наибольшее благоприятствование предназначено не столько для достижения
равенства взаимно предоставляемых уступок, сколько для обеспечения равных
условий конкурирующим партнерам.
Принцип компенсации выгодно применять развитым странам в отношениях с
развивающимися, так как предоставившим очень широкие льготы на возмездной
основе они практически расширяют круг преимуществ только для самих себя, в то
время как развивающиеся страны не могут ими реально воспользоваться; и
поскольку наибольшее благоприятствование компенсационное, такое расширение
привилегий не опасно в отношениях развитых стран между собой.
Основным предметом клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации является
определение объема наибольшего благоприятствования применительно к
договаривающимся государствам.
Сфера действия принципа наибольшего благоприятствования в договорах между
одними государствами может быть значительно шире или наоборот уже, чем в
подобных соглашениях между другими, применяющими также этот принцип. В
зависимости от этого используются различные методы определения объема -
синтетический и аналитический.
Соответственно этим методам клаузулы о наибольшем благоприятствовании
можно условно разделить на "общие" (содержащие генеральную формулу) и
"специальные" (перечисляющие конкретные случаи). Термин "общая
клаузула" однако, не означает, что она охватывает всю совокупность
отношений между государствами, а подразумевает то, что принцип наибольшего
благоприятствования будет применяться ко всем отношениям в определенной области
(или областях), например: "во всех вопросах, связанных с торговлей,
судоходством и всеми другими формами экономических отношений" (договор
между ЧССР и ГДР 1959 г.).
Чаще всего синтетический и аналитический методы применяются кумулятивно,
т.е. наряду с генеральной формулой перечисляются частные случаи применения
режима наибольшего благоприятствования.
Принцип наибольшего благоприятствования широко применяется в различных
сферах международных экономических отношений.
Одна из традиционных областей его применения - таможенный режим. В
торговых договорах обычно указывается, что договаривающиеся стороны
предоставляют друг другу режим наибольшего благоприятствования во всем, что
касается таможенных вопросов, в частности в отношении пошлин, налогов и прочих
сборов, налагаемых на импорт или экспорт, или в связи с импортом или экспортом
(включая метод взимания таких пошлин и сборов); складирования товаров под
таможенным контролем; правил и формальностей, применяемых при таможенной
обработке товаров.
Применяется принцип наибольшего благоприятствования также в отношении
внутренних налогов и сборов, падающих на производство, обработку, обращение или
потребление импортированных товаров страны-контрагента. Так, в с.т.2 Соглашения
по общим вопросам торговли и мореплавания между СССР и ФРГ 1958 г. говорится:
"Каждое из обоих договаривающихся государств будет предоставлять товарам
другого государства безусловный режим наибольшего благоприятствования во всех
вопросах, касающихся внутренних налогов и сборов любого характера".
Следующей традиционной и обширной областью применения принципа
наибольшего благоприятствования является мореплавание. В договорах обычно
указывается, что стороны "предоставляют друг другу режим наибольшего
благоприятствования во всех вопросах ... судоходства" (статья 1 Договора о
торговле и мореплавании между СССР и Данией 1936 г.), а также оговариваются
важнейшие частные случаи его применения, как, например, в статье 5 того же
договора:
"Торговым судам каждой из Договаривающихся Сторон, их экипажам,
пассажирам и грузам будет предоставлен в портах другой Стороны режим
наибольшего благоприятствования в отношении входа, выхода и пребывания в них;
погрузки и выгрузки; сборов и налогов всякого рода; снабжения углем и водой;
ремонта; пользования кранами, весами, причалами, якорными стоянками, сухими
доками и складами; применения правил и формальностей, включая санитарные и
карантинные формальности, и вообще в отношении всего того, что касается
судоходства.
Всякие преимущества, облегчения, привилегии и льготы, которые
предоставлены в этом отношении одной из Договаривающихся Сторон какой-либо
третьей стране, будут немедленно и безвозмездно распространены на другую
Сторону.
Подобные статьи, как правило, содержатся во всех торговых договорах,
заключенных странами, между которыми возможно мореплавание или судоходство.
Кроме того, в таких договорах нередко предусматривается распространение
наибольшего благоприятствования на область применения портовых предписаний, а в
некоторых случаях также и на суда, терпящие бедствие или кораблекрушение и на
имеющиеся на них грузы (в большинстве случаев в этих вопросах предусматривается
национальный режим).
В некоторых договорах принцип наибольшего благоприятствования
применяется в отношении перевозок грузов, багажа и пассажиров по внутренним
путям сообщения, правил и формальностей при транзите товаров , правил для
иностранных средств транспорта (включая морские и речные суда, самолеты,
железнодорожный подвижной состав, автомобили и т. д.).
Нередко принцип наибольшего благоприятствования распространяется на
область запрещений и ограничений в торговле. Это значит, что если государство
устанавливает какие-либо запрещения и ограничения в своей внешней торговле и
при этом дает те или иные льготы определенной стране или странам, то оно должно
распространить эти льготы на все страны, в договорах с которыми
предусматривается распространение принципа наибольшего благоприятствования на
эту область.
Например, в ст.1 Временного торгового соглашения между СССР и
Великобританией 1934 г. указывается, что "каждая из сторон предоставляет
произведениям почвы и промышленности другой стороны все льготы, права и
преимущества, которые ныне предоставлены или будут предоставлены произведениям
почвы и промышленности любой другой страны во всем, что касается запрещений и
ограничений ввоза и вывоза".
В других договорах (например, в Договоре о торговле и судоходстве между
СССР и Австрией 1955 г.) используется иная /негативная/ формула: "ни одна
из сторон не вправе применять какие-либо ограничения в отношении ввоза на
территорию или вывоза с территории другой стороны, если таковые не применяются
по отношению ко всем другим государствам". Выражение "все другие
государства" в данной формуле по смыслу включает в себя и любое третье
государство, т.е. и государство, пользующееся режимом наибольшего
благоприятствования.[ 15, c. 241]
Эффективность применения принципа наибольшего благоприятствования
зависит от адекватности толкования клаузулы о наибольшем благоприятствовании.
Такое толкование основывается на правиле ejusdem generis,
согласно которому государство-бенефициарий вправе претендовать лишь на те
права, которые охватываются областью применения оговорки.
Этому вопросу посвящена статья 9 Проекта КМП ("Объем прав в
соответствии с клаузулой о наиболее благоприятствуемой нации"), которая
гласит: "1. ... государство-бенефициарий ... приобретает только те права,
которые вытекают иэ существа предмета клаузулы. 2. Государство-бенефициарий
приобретает в соответствии с п.1 права в отношении только тех лиц и вещей,
которые определенно установлены в клаузуле или могут быть определены, исходя из
ее предмета."
Несмотря на очевидность и общепризнанность правила ejusdem generis, на
практике возникают трудности с его применением. Они касаются преимущественно
круга вопросов, составляющих предмет клаузулы.
Комиссия международного права в статье 10 Проекта предложила следующее
уточнение: "Государство-бенефициарий приобретает права ... в отношении лиц
или вещей, находящихся в определенной связи с ним, только в том случае,
если они: а) принадлежат к той категории лиц и вещей, что и лица и вещи,
которые находятся в определенной связи с третьим государством и на которые
бенефициирующее государство распространило соответствующий режим; в) находятся
в такой же связи с государством-бенефициарием, в какой лица или вещи, указанные
в п. а) находятся с третьим государством".
Таким образом, объем прав государства-бенефициария ограничивается,
во-первых, самой клаузулой, содержащей ссылку на определенный предмет, и,
во-вторых, правом, предоставляемым третьему государству.
Необходимо уточнить, что требование принадлежности к той же категории
вещей (idem genus) относится только к предмету клаузулы, но не к
отношениям между государствами и не к виду договора или соглашения.
В целях уменьшения трудностей, которые могут возникнуть при толковании
оговорки, государства должны стремиться предвидеть и максимально полно отразить
в ее формулировке перечень охватываемых предметом клаузулы
вопросов. Однако для избежания риска возможной неполноты перечисления в
формулировке следует использовать выражения, свидетельствующие о том, что
предложенный перечень не является исчерпывающим. В случае, если проблема
толкования возникнет, необходимо руководствоваться общепризнанными правилами
толкования.
Применение режима наибольшего благоприятствования предполагает
определение условий, при наличии которых возникают, приостанавливаются и
прекращаются права в силу оговорки о наибольшем
благоприятствовании.
Для приведения в действие безусловной оговорки необходимо наличие двух
элементов: оговорки, ее держащейся в действующем договоре и предоставления
льгот третьему государству. В случае обусловленной клаузулы необходим третий
элемент - выполнение государством-бенефициарием условия, указанного в клаузуле.
На основе этого положения была сформулирована ст.20 Проекта под
названием "Возникновение прав в силу клаузулы о наиболее
благоприятствуемой нации", п.1 которой гласит: "Право
государства-бенефициария ... на режим наиболее благоприятствуемой нации в силу
клаузулы о наиболее благоприятствуемой нации, не содержащей условия о
возмездности, возникает в момент, когда бенефициирующее государство
распространяет соответствующий режим на третье государство".
Эта формулировка вызывает некоторые замечания. На момент вступления в
силу договора, содержащего оговорку о наибольшем благоприятствовании, такой
режим бывает практически уже предоставлен какому-либо третьему государству.
Варианты, предложенные в статье 20 и комментарии не даст определенного ответа
на вопрос: какое предоставление имеется в виду - фактическое или юридическое.
Представляется, что основанием пользоваться правами, вытекающими из оговорки о
наибольшем благоприятствовании для государства-бенефициария является
юридическое предоставление бенефициирующим государством соответствующего режима
третьему государству.
В случае, если юридическое предоставление не дополняется фактическим,
бенефициирующее государство нарушает свое обязательство в отношении третьего
государства. Факт такого нарушения не должен влиять на пользование правами,
вытекающими из оговорки государством-бенефициарием. По-видимому, о
предоставлении режима наибольшего благоприятствования де-юре идет речь и в п.1
"в" статьи 2 ("Употребление терминов"), где используется выражение
"согласилось предоставить".
Прекращению и приостановлению прав в соответствии с клаузулой о
наибольшем благоприятствовании посвящена статья 21 Проекта: "Право
государства-бенефициария ... на режим наибольшего благоприятствования ...
прекращается или приостанавливается в момент, когда бенефициирующее государство
прекращает. или приостанавливает распространение соответствующего режима на
третье государство". Здесь отражено широко признанное положение об
изменяющемся характере режима наибольшего благоприятствования. Предоставление
каких-либо льгот третьему государству не означает, что государство-бенефициарий
всегда будет пользоваться теми же льготами. Если прекращается предоставление
определенных преимуществ, обещанных третьему государству, то
соответственно изменяется и содержание режима наибольшего благоприятствования в
отношении государства-бенефициария.
Но в данной статье не учтено то обстоятельство, что договор, содержащий
оговорку о наибольшем благоприятствовании, может прекратить действие раньше,
чем бенефициирующее государство прекращает предоставление соответствующего
режима третьему государству.
Нельзя также оставить без внимания и то, каким образом бенефициирующее
государство прекращает или приостанавливает предоставление
соответствующего режима третьему государству. Такое прекращение или
приостановление может быть двояким: правомерным (включая осуществление
международно-правовых санкций в ответ на противоправное деяние третьего
государства) и противоправным (нарушающим международные обязательства в
отношении третьего государства).
В соответствии с юридической логикой в первом случае права
государства-бенефициария должны прекращаться или приостанавливаться, а во
втором - нет. Следовательно, в ст.21 целесообразно использовать следующее
выражение: "...в момент, когда бенефициирующее государство правомерно
прекращает или приостанавливает предоставление соответствующего режима третьему
государству". [ 5, c. 179]
Со времени применения принципа наибольшего благоприятствования в
регулировании международной торговли исключения из него претерпели большие
изменения. При этом, особенно после II Мировой войны, их объем постоянно
расширялся. В современных условиях режим наибольшего благоприятствования
практически не применяется без исключений.
Это объясняется историческими особенностями формирования
внешнеэкономических связей; усилением тенденций интернационализации
хозяйственной жизни, выражающихся в образовании интеграционных
объединений; различиями в экономическом и географическом положении государств;
интересами безопасности, охраны общественного здоровья и другими причинами,
определяющими стремление государств сохранить возможность определения
исключений из действия оговорки о наибольшем благоприятствовании.
Такие исключения в каждом случае специально оговариваются в
соответствующей клаузуле, поскольку в современном международном праве
отсутствуют подразумеваемые изъятия из режима наибольшего благоприятствования.
Международное право не допускает противоречащих принципу равноправия
изъятий из принципа наибольшего благоприятствования по кругу субъектов кроме
отдельных, общепризнанных, исторически сложившихся и устанавливаемых по
особому, каждый раз взаимному согласию договаривающихся сторон исключений.
Изъятия по кругу субъектов в принципе противоречат идее наибольшего
благоприятствования, в отличие от изъятий, сужающих его объем, т. е.
исключающих из-под его действия те или иные отношения (что соответствует
природе данного режима, имеющего договорной характер). Поэтому субъектные
изъятия допускаются лишь в исключительных случаях, обусловленных некоторыми
общими явлениями мировой экономической конъюнктуры, и "образуют своего
рода корректировочный механизм, позволяющий обеспечивать гибкое применение принципа
наибольшего благоприятствования о учетом исторически сложившихся особенностей
осуществления внешнеэкономических связей, различий в экономическом потенциале и
географическом положении стран".[ 4, c. 259]
Одним из традиционных является исключение из принципа наибольшего
благоприятствования в пользу соседних государств, которое означает, что особые
льготы, действующие между двумя соседними государствами, не распространяются на
третье государство, если одно из двух соседних государств заключило с этим третьим
государством договор, включающий клаузулу о наибольшем благоприятствовании, в
которой содержится "соседская оговорка". Например, в статье 5
торгового соглашения СССР о Австралийским Союзом содержится следующее
положение; "Постановление о наибольшем благоприятствовании не
распространяется: а) на привилегии и льготы, предоставляемые Советским Союзом
соседним с ним странам".
Такое изъятие обычно применяется в торговых договорах с целью
обеспечения приграничной торговли.
В дополнение к допускаемым ранее международным правом в конвенционном
порядке традиционным изъятиям из принципа наибольшего благоприятствования по
кругу субъектов международного права Женевская Конференция 1964 года установила
ряд новых рекомендательных норм, касающихся дополнительных исключений. Изъятия
эти были сделаны в интересах развивающихся стран, и были мотивированы
Секретариатом ЮНКТАД следующим образом:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|