Меню
Поиск



рефераты скачать Рынок международной торговли

Принцип взаимной выгоды "следует понимать не как формальное "узко коммерческое" правило, применяемое к каждому изолированному случаю сотрудничества, а как принцип, широко освещающий последствия конкретного правоотношения в общем комплексе сотрудничества между странами".[2, c.222]

Полное и эффективное осуществление принципа взаимной выгоды во многом зависит от установления режима наибольшего благоприятствования в торгово-экономических отношениях государств.

Глава 3. Роль и место принципа наибольшего благоприятствования во Всемирной Торговой Организации


3.1 РНБ и регионализм в международной торговле

 

Развитие интеграционных процессов привело к появлению экономических группировок государств, в частности, соглашений о создании межгосударственных зон свободной торговли и межгосударственных таможенных союзов, в рамках которых взаимная торговля осуществляется свободно. Крупнейшей экономической группировкой является Евросоюз, доля которого в международной торговле составляет около 40%, причем свыше 60% внешней торговли стран ЕС приходится на внутри групповой обмен. Далее следует Североамериканская зона свободной торговли /НАФТА/ и, наконец, многочисленные группировки развивающихся стран.

Процесс регионализации международной торговли будет продолжаться и дальше. Уже известны планы расширения Евросоюза. В  декабре 1994 года 34 страны Латинской Америки, Канада и Соединенные Штаты приняли решение о создании зоны свободной торговли Северной и Южной Америки /ЗСТСЮА/ к 2005 году. Это соглашение помимо либерализации барьеров, затрагивающих взаимную торговлю товарами и услугами будет охватывать взаимное движение капитала; политику в сфере энергетики, науки, техники, инфраструктуры; права интеллектуальной собственности. Другими словами, в Северной и Южной Америке НАФТА может превратиться в некоторое подобие Евросоюза. 34 страны, являющиеся потенциальными участниками ЗСТСЮА обеспечивали в середине 90-х годов совокупный ВНП в размере 8,3 млрд. долларов , а более половины их внешней торговли уже является внутригрупповой.

Аналогичное положение может сложиться в азиатско-тихоокеанском регионе. В ноябре 1994 года 18 государств-членов АТЭС поставили долгосрочноую задачу обеспечения свободного и открытого режима торговли и инвестиций в азиатско-тихоокеанском районе. Промышленно развитые государства намерены решить эту задачу к 2010 году, а развивающиеся страны - к 2020 году. В число указанных стран входят: Австралия, Гонконг, Тайвань, KHF, Канада, Новая Зеландия, Япония, Таиланд, Южная Корея, Мексика, Сингапур и ряд других государств. Таким образом, и здесь намечается развитие регионального внешнеторгового образования, в которое войдут уже существующие группировки.

Региональные экономические группировки растут в Африке, вентральной Азии, на Ближнем и Среднем Востоке.

Регионализация международной торговли, в тех масштабах, в которых она идет в 90-е годы существенно меняет место РНБ в международной экономическом обмене и в международной  торговле в частности. Процессы регионализации имеют тенденцию сделать международную торговлю, опирающуюся на РНБ скорее исключением, чем основополагающим правилом. Это, собственно, уже произошло в торговле Евросоюза, Почти 2/3 внешней торговли стран-членов Евросоюза осуществляются на условиях изъятия из сферы РНБ /взаимная торговля страны ЕС/.

Внешняя торговля стран, входящих в региональные экономические группировки делится на два обособленных сектора: взаимная торговля стран-участниц: региональной группировки, освобожденная от таможенных и большинства других барьеров в торговле и торговля стран-участниц группировки с остальными странами, где в полной мере применяются барьеры в торговле. Сегодня эта практика прочно вошла в торгово-политические системы более чем 70-ти государств мира, в число которых входят все развитые страны и крупнейшие государства развивающегося мира. В итоге, условия РНБ действуют по периметрам многих региональных экономических группировок /таможенные союзы/. Страны, входящие в зоны свободной торговли также используют двойной стандарт - свободная от ограничений взаимная торговля в рамках зоны свободной торговли и распространение на базе PHБ только внешних условий, несмотря на положения ВТО, говорящее, что страны-члены ВТО "признают, что целью таможенного союза или зоны свободной торговли должно быть облегчение торговли между составляющими их территориями, а. не создание барьеров между другими членами ВТО и данными территориями" /ГАТТ-1994, статья 24, п.4/. На деле происходит как раз обратный процесс. Например, присоединение с I.I.I995 года Австрии, Финляндии и Швеции к ЕС привело к увеличению ставок ввозных таможенных пошлин в этих странах, распространяемых на базе РНБ и введению количественных ограничений на отдельные товары.

В результате переговоров Уругвайского раунда была достигнута так называемая Договоренность о толковании статьи 24 ГАТТ-1994. В Договоренности впервые вводится система своеобразного контроля за тем, как выполняются участниками таможенного союза или зоны свободной торговли положения о том, что цель этих группировок - освобождение торговли между участниками, а не возведение барьеров для других государств с образующими их территориями. В Договоренность впервые включено положение об изучении экономического эффекта региональных соглашений, при этом устанавливаются поддающиеся количественному выражению критерии, помогающие сделать это изучение объективным. Включен в эту Договоренность и еще один очень важный критерий - проводимые с участниками союза тарифные переговоры должны начаться до вступления в силу тарифных уступок в рамках таможенного союза. Однако, первые итоги пятилетнего действия положений ВТО показали, что они не могут остановить сокращения территориальной сферы действия РНБ. Вряд ли нужно говорить о серьезном негативном влиянии этих процессов на торгово-политические условия внешней торговли России. Отмеченные выше тенденции: усиление изъятий из РНБ в начале будущего столетия говорят о том, что ведущий правовой принцип международной торговли в рамках ВТО может стать скорее исключением, чем правилом уже в ближайшие годы.


3.2 РНБ и преференциальные соглашения

 

В современной международной торговле широкое распространение .получили преференциальные соглашения. Суть их заключается в том, что любое государство может сделать изъятие из РНБ в Форме более низких /льготных по существу/ ставок пошлин, которыми облагаются товары, импортируемые из отдельных стран получателей /бенефициаров/ преференций.

Наиболее важную роль в середине 90-х годов играет система общих, невзаимных, недискриминационных преференций, представляемых развитыми странами б пользу развивающихся государств. Эта система, разработанная под эгидой ЮНКТАД, действует более 30 лет. Она создает для развивающихся стран более льготный таможенный режим при ввозе товаров из этих стран развитыми государствами. Преференциальные ставки, предоставленные таким образом называются не дискриминационными, поскольку ими пользуются в принципе все развивающиеся страны. Однако, их можно рассматривать как изъятие из РНБ, поскольку эти льготные ставки не распространяются не все страны мира, участвующие в международной торговле.

Согласно решению, принятому в рамках ООН многие товары, ввозимые развитыми странами из так называемых наименее развитых государств /44 самых бедных по уровню развития государств развивающегося мира/ вообще не облагаются таможенными пошлинами.

Кроме того, сами развивающиеся страны создали так называемую глобальную систему взаимных преференций, действующих во взаимной торговле развивающихся государств. Согласно этой системе развивающиеся страны облагают льготными пошлинами товары, ввозимые из других развивающихся государств.

Названные выше системы преференций рассматриваются в рамках ВТО как временные. В отношении этих льготных пошлин действует положение, что их предоставление связано с более низким уровнем экономического развития развивающихся государств. И по мере их экономического роста эти системы будут постепенно демонтироваться. Однако, в ближайшие десятилетия эти ограничения географической сферы действия РНБ в связи с применением преференций в развитых и развивающихся государствах существенно ослабляют ключевую роль РНБ в международной торговой системе.


3.3 РНБ и прямые капиталовложения

 

РНБ используется как один из принципов двусторонних и многосторонних соглашений, касающихся прямых иностранных инвестиции. Этот вопрос один из наименее разработанных в рамках ВТО. Сфера действия РНБ в области торговли товарами, как правило, распространяется на барьеры, льготы и преимущества, действующие на таможенной границе страны. В отношении инвестиций РНБ обычно распространяется на режим в отношении инвесторов на национальной территории страны, проблема, которая возникает в данном случае, это обеспечение одинаковых конкурентных условий инвесторам из различных стран и одинаковый режим в отношении произведенных инвестиций. Другими словами, РНБ в области инвестиций как и в области торговли должен обеспечивать недискриминационный режим в отношении иностранных инвестиций, поступающих из различных стран. Вопрос этот серьезно осложнился с развитием так называемого международного производства. В 1997 году 450 тысяч зарубежных предприятий, 53 тысячи ТНК произвели продукции на сумму 9,5 трлн. долларов, причем из этой суммы продукции более чем на 2 трлн. долларов было экспортировано. По данным ЮНКТАД более 1/3 между народной торговли приходится на долю обмена, осуществляемого в рамках производственных империй ТНК. Все это остро ставит вопрос об определении национальной принадлежности предприятия, расположенного на территории иностранного государства, об определении страны происхождения экспортируемого товара о статусе так называемого внутреннего экспорта или импорта товара /случаев, когда продукция иностранного предприятия, расположенного на территории другой страны считается как экспортная продукция, а не продукция национального происхождения/ и об использовании РНБ в этих случаях.

В рамках ВТО эта проблема наиболее полно /хотя и со многими недоговоренностями/ рассмотрена в Генеральном соглашении по торговле услугами /ГАТС/.


3.4 РНБ в рамках ГАТС


Статья 2 ГАТС устанавливает РНБ действующим в отношении всего Соглашения. Она гласит: "В отношении особой меры, охватываемой ГАТС, каждый член ВТО должен представить немедленно и безусловно для услуг и поставщиков услуг любого другого члена ВТО режим не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для тех же услуг или поставщиков услуг любой другой страны".

Однако, согласно параграфу 2 этой статьи любой член ВТО может продолжать использовать ограничительную меру не согласующуюся с РНБ при условии, при условии, что эта мера внесена в национальный список изъятий и соответствует приложению к статье 2 /Приложение к статье 2 определяет условия получения изъятий страной-членом ВТО, в нем в частности говорится, что Совет по торговле услугами должен регулярно рассматривать подобные изъятия/. В приложении подчеркивается, что изъятие /освобождение от обязательств, вытекающих из РНБ/ не может даваться на срок более 10 лет и что изъятия должны быть предметом переговоров на последующих раундах по либерализации сферы услуг. В ГАТС содержится положение, выводящее правительственные поставки и закупки услуг за рамки РНБ. Это изъятие содержится в статье 13. Применение РНБ к морским транспортным услугам отложено до следующего раунда переговоров о либерализации сферы услуг.

Другими словами, ГАТС позволяет странам-членам ВТО использовать достаточно широкий спектр ограничений РНБ при условии, что они станут позже предметом переговоров. При этом страны-члены ВТО не должны оправдывать изъятия из РНБ каким то исключительным положением страны или привязывать их к каким-либо специфическим видам услуг. Единственное условие заключается в том, что изъятие объявляется при присоединении страны к ГАТС и должно стать объектом переговоров в ходе последующих раундов многосторонних переговоров о либерализации сферы услуг.

Есть и еще одно направление, ограничивающее применение РНБ. Статья 27 ГАТС содержит оговорку в отношении стран не присоединившихся к ГАТС, а именно, что член ВТО может отказать в выгодах Соглашения, если он установит, что услуга поставляется либо на территорию страны не членов ВТО, либо с территории такой страны. Это положение, в частности, особо касается морского судоходства. Поэтому страны, не присоединившиеся к ВТО, сразу же оказываются в худшем экономическом и торгово-политическом положении по сравнению с участниками ВТО и в отношении этих стран положения РНБ могут быть неприменены.

Все сказанное выше связано с тем, что сфера действия ГАТС очень широка. Во-первых, в круг ведения ГАТС входят свыше 160 достаточно широких по своему содержанию видов услуг, сильно разнящихся по своему характеру, значимости и месте в экономике страны. Например, морское судоходство с одной стороны и ландшафтная архитектура - с другой. Их довольно трудно мерить общей правовой меркой. Во-вторых, ГАТС охватывает все меры, регулируют, поставку и потребление услуг.

Статья I Соглашения определяет, что его предметом являются меры, оказывающие воздействие на торговлю услугами. Термин "меры" раскрывается как любые мероприятия, воздействующие на торговлю услугами и осуществляемые центральными, региональными и местными органами власти, а также неправительственными учреждениями, через которые осуществляется юрисдикция правительства. При этом каждая договаривающаяся сторона берет на себя полную ответственность за соблюдением всех положении ГАТС и должна предпринять соответствующие шаги, чтобы обеспечить соблюдение положений ГАТС региональными и местными органами власти.

Поэтому, как показывает так называемый перечень обязательств по ГАТС, подавляющее большинство стран-членов ВТО не распространило действие РНБ и HP на многие виды услуг и на часть мер, регулирующих торговлю услугами .

В связи с этим можно сделать вывод, что реальная сфера действия РНБ в рамках ГАТС имеет существенно усеченный характер по сравнению с его реальным применением в рамках ГАТТ.

Новые переговоры о либерализации сферы услуг намечено открыть в 2000 году. Их ход очевидно ответит на вопрос: пойдут ли страны-члены ВТО на существенное расширение использования РНБ в сфере мер, регулирующих услуги и в области различных видов поставки услуг или нет.

Не менее существенный круг проблем связан с тем, что ГАТС существенно /по сравнению с ГАТТ/ меняет содержание термина "торговля". Торговля услугами резко отличается от торговли товарами и это имеет прямое отношение к возможному использованию РНБ в сфере торговли услугами.

ГАТС впервые в мировой практике содержит определение термина "Торговля услугами". Этот вопрос оказался ключевым при выработке соглашения. Дело в том, что точное определение термина "торговля услугами" автоматически влекло за собой установление сферы действия Соглашения, границы применения его норм и обязательств, включая РНБ и HP.

Согласно ГАТС торговля услугами может осуществляться как перемещением /продажей/ услуг из страны в страну, так и перемещением самих производителей и потребителей услуг из одной страны в другую. Потребление услуг в стране их производства потребителем, находящимся там, квалифицируется как экспорт. В равной степени перемещение производителя услуг в страну их потребления так же рассматривается как экспорт услуг.

Согласно ГАТС существует четыре равноценных метода поставки услуг. Статья I, параграф 2 определяет торговлю услугами как их поставку с территории одной страны потребителю услуг, находящемуся на территории любой другой страны /трансграничная поставка услуг, равноценная экспорту и импорту товаров/. Кроме того, торговля услугами возможна путем использования еще трех других форм поставки услуг:

- поставка услуг путем так называемого коммерческого присутствия предприятия /юридического лица/ одной страны на территорию другой страны.

- поставка услуг потребителю услуг из одной страны, прибывшему или расположенному на территории любой другой страны.

- поставка услуг физическим лицом одной страны путем его присутствия или перемещения на территорию другой страны, где это лицо производит, услуги.

Статья 16 ГАТС определяет, что в отношении доступа на рынки посредством всех названных выше четырех методов поставки услуг  каждый член ВТО распространяет на услуги или поставщиков услуг другого члена ВТО режим не менее благоприятный, чем режим, установленный в его перечне обязательств, приложенных к ГАТС. Это, в свою очередь, означает что объем реально действующего РНБ в рамках ГАТС имеет фрагментарный характер, меняясь от страны к стране и переходе от одного метода поставки услуг к другому.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.