Меню
Поиск



рефераты скачать Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

p> Очевидно, что реализация подавляющего большинства мероприятий программы напрямую зависит от их финансового обеспечения. Особенно это касается поддержки развития инфраструктуры, столь необходимой для области, и конкретных инвестиционных проектов, концентрирующихся в настоящее время в
Новгородском государственном фонде поддержки малого предпринимательства и
ОАО “Новгородская лизинговая компания”. Учитывая это материалы программы могут быть оперативно переработаны, в случае появления дополнительных возможностей по финансированию развития сферы МП области

Избыток свободных трудовых ресурсов, вызванный сокращением деятельности или полной остановкой промышленных и иных предприятий области, создает благоприятную перспективу привлечения безработных области на малые предприятия или в индивидуальную трудовую деятельность. Реализацию этого раздела предполагается осуществлять в тесном контакте с областной службой занятости населения и ее районными подразделениями, а также общественными организациями. В частности, при непосредственном участии Новгородского
Женского Парламента в рамках Программы предполагается альтернативное обучение основам предпринимательской деятельности женщин и молодежи, в том числе на основе развития семейного предпринимательства и проведение ряда др. мероприятий.

Понимание роли малого предпринимательства требует ясного представления о том, какое место оно занимает в национальной экономике и каковы его отличительные особенности. Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности.
Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Собственников этих предприятий объединяет единый корпоративный интерес - сохранение, развитие и защита частной собственности, - которым обусловлены общие черты в их поведении во всех отношениях, связанных с собственностью. Вместе с тем предпринимательство в целом весьма неоднородно, каждая из этих трех групп имеет свои внутренние интересы, отношение к государству и проводимой им политике, к социально-экономическим, политическим и национальным проблемам.

Крупный бизнес в основном определяет экономическую и техническую мощь страны. В целях самосохранения и развития он тяготеет к интеграции, поглощая или контролируя более мелких партнеров, с одной стороны, а с другой - объединяясь в международные структуры, теряя частично свою независимость и подпадая под влияние более сильных партнеров. При этом, руководствуясь ситуацией на международном рынке и выполняя волю более сильных партеров, крупный капитал становится орудием экспансии международных предпринимательских структур на внутреннем рынке страны. В определенных условиях такая зависимость приводит к интернационализации интересов крупного капитала в ущерб национальным интересам.

Средний бизнес в большей мере зависит в своей деятельности от внутренней экономической конъюнктуры и вынужден вести конкурентную борьбу внутри своей группы, а также с крупным отечественным и иностранным капиталом. Это и определяет заинтересованность среднего предпринимательства в защите на внутреннем рынке путем проведения протекционистской государственной экономической политики и формирования определенных правил рыночных отношений, что предопределяет более тесную связь среднего предпринимательства с национальными интересами.

Малый бизнес, или малое предпринимательство (далее МП), представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению, они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственными производителями, так и потребителями широкого спектра товаров и услуг. Сектор МП образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В мировой хозяйственной системе, по данным ООН, малые и средние предприятия (далее МСП) являются работодателями почти для 50% трудового населения всего мира, при этом объем производства в сфере МСП в различных странах составляет от 33 до 66% национального продукта. Кроме того сектор
МП более динамично создает новые рабочие места. Так, например, в США за период 1976-1990 гг. крупные и средние предприятия потеряли соответственно
500 и 850 тыс. рабочих мест, а сектор МП за тот же период создал 4,1 млн. новых рабочих мест, обеспечивая 65% чистого прироста рабочих мест по стране.
Сектор МП является неотъемлемым, объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя “лицо” любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно- технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МП как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно в секторе МП создается и циркулирует основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой для среднего и крупного бизнеса.

Высокая приспособляемость и массовый охват практически всех сфер внутреннего рынка страны обеспечивают устойчивость развития экономики и способствуют стабильности политического климата. Владельцы МП, с одной стороны, являются мелкими собственниками и объединены едиными корпоративными интересами в отношении собственности с крупным и средним капиталом. С другой стороны, представителей МП отличает то, что их условия жизни и деятельности, а также положение активного производителя и одновременно потребителя на внутреннем рынке побуждают их в повседневной жизни к упрочению связей со своими постоянными и потенциальными клиентами из различных социальных групп. Все изложенное и определяет общественное поведение представителей МП, основанное на прямой зависимости от местных и национальных интересов.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не противопоставляется мелкому. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных и малых предприятий, причем крупные объединения не подавляют там малый бизнес, а взаимно дополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Не случайно в США, к примеру, девять из каждых десяти новых технологических идей рождаются в малых фирмах.
Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции.
Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах.
Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

МП - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими отличительными особенностями, преимуществами и недостатками, закономерностями развития. Функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменения конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом - все эти черты МП являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.
С одной стороны быстрое реагирование МП на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой
- зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально- экономических и политических условий. Относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность привлечения дополнительных ресурсов
(научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.).
Ограниченные масштабы производства и небольшое количество занятых обуславливают простоту и эффективность управления предприятием. Однако характерное для МП совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, могут привести - и часто приводят - к самоэксплуатации и сверхурочным работам.

3.5. Стимулирование деловой активности и проблемы малого предпринимательства в Новгороде и Новгородской области

Несмотря на то, что малые предприятия более приспособлены к работе в новых экономических условиях переходного периода, треть из них работает с убытками. Причины этого следующие:
1. Налоги;
2. Законодательство (запаздывание, недостаточность, противоречивость);
3. Инфляция;
4. Экономическая ситуация в целом;
5. Поставки, дефицит;
6. Трудности получения кредитов и высокая ставка за кредит;
7. Неплатежеспособность партнеров, клиентов;
8. Несовершенство банковской системы;
9. Нестабильная политическая ситуация;
10. Бюрократия;
11. Недостаток производственных площадей, офисов;
12. Действия правительства, властей;
13. Недостаток материальной базы;
14. Коррупция, взяточничество;
15. Сбыт, поиск клиентов, потребителей;
16. Финанасовая политика государства, действия Центробанка;
17. Высокие цены на сырье и материалы;
18. Монополия государства, крупных предприятий;
19. Трудности с арендой;
20. Разрыв экономических связей в общегосударственном масштабе;
21. Недостаток информации;
22. Недостаток культуры, опыта;
23. Необязательность партнеров;
24. Проблемы собственности;
25. Кадровые проблемы;
26. Недостаток собственных средств;
27. Большая. громоздкая отчетность;
28. Нет льгот;
29. Рэкет;
30. Невыгодность инвестиций;
31. Конкуренция;
32. Несовершенство рыночных отношений;
33. Недоверие западных партнеров;
34. Невыгодность производства;
35. Отрицательное отношение к предпринимательству в обществе.

Еще в 1992 году по инициативе Всемирного банка и рабочего центра экономических реформ был осуществлен проект по изучению организационно- правовой среды малого и среднего бизнеса, опирающийся на опрос 180 предпринимателей в восьми регионах России. Целью опроса было выяснение позиции респондентов по проблемам совершенствования законодательства и регулирования деятельности малых и средних предприятий. Исследовалось регулирование следующих сторон их деятельности: выбор организационно- правовой формы и регистрация предприятия, получение и использование помещения, финансовая деятельность и налогообложение, договорные отношения, трудовые отношения, внешнеэкономические связи, страхование, охрана труда и окружающей среды, перевозки, патентование, лицензирование, стандартизация, конкуренция, реклама, распространение информации.

Можно назвать следующие важнейшие проблемы, влияющие на развитие малого бизнеса в России:

1. Нестабильность денежного обращения;

2. Неравномерность распределения собственности;

3. Неравноправное положение негосударственных предприятий по сравнению с предприятиями государственного сектора.

В целом экономические условия становления предпринимательства в России можно оценить как неблагоприятные. На это малый бизнес реагирует своеобразно: уходит в теневую экономику.

Новгород обладает большим научно-техническим, интеллектуальным и экономическим потенциалом. В связи с конверсией на многих предприятиях города, особенно радиоэлектронной промышленности, высвобождаются производственные трудовые ресурсы. наряду с негативными последствиями это позволяет предприятиям перестраивать промышленный комплекс на новые рыночные условия. но для этого необходимы инвестиции. Из фонда социально- экономического развития области, поддержки предпринимательства и развития конкуренции по ходатайству администрации города Новгорода в 1994 году была оказана финанасовая поддержка 14 предприятиям на сумму 1 млрд. рублей в ценах 1994 года, и 12 бизнес-планам на сумму около 2 млрд. рублей. Всего на предпринимательскую деятельность в Новгороде получили свидетельства около 3 тыс. человек. Фондом поддержки развития предпринимательства, образованном в городе, малым предприятиям оказана финансовая поддержка в размере 154 млн. рублей.

Глава 4. Ход реализации программы поддержки и развития малого предпринимательства в Новгородской области.

4.1. Подпрограмма развития малых предприятий Боровичского района

Район расположен в восточной части области на Валдайской возвышенности, граничит с Любытинским, Окуловским, Мошенским районами и Тверской областью.
Площадь - 3.1 тыс.кв.км.

На территории района протекает река Мста с множеством притоков, находится большое количество озер, наиболее крупные из них: Пирус,
Шерегода, Люта, Сухое, Пелено, Лимандрова. Район богат полезными ископаемыми. Месторождения известняков зарегистрированы вблизи деревень
Кончанское, Семеновское, Райцы, Бабино, Долгая Лука, Вязовка, Шерстник,
Власиха, Тини, Передки, Устье, Полыновка, Шапкино, Бобровик. Большие залежи торфа - более 20 месторождений. Месторождения кирпично-черепичной глины находятся в 10 км от г.Боровичи. Строительные пески -месторождение
Бобровские Горы. В районе имеются многочисленные залежи огнеупорной глины.
Основные — Шибатовское, Усть-Брынкинское, Мишинское, Райцкое и др.

В транспортном отношении Боровичский район имеет прямое железнодорожное сообщение с г.Москвой, г. С.-Петербургом, разветвленную сеть автомобильных дорог, аэропорт.

Боровичский район - самый большой по численности населения (после г.Новгорода), в нем проживает около 82 тысяч населения, характеризуется высокой долей городского населения - 75%. Прироста населения нет.
Демографическая ситуация характеризуется самой низкой рождаемостью и наиболее высокой смертностью. Более половины проживающих в районе (51%) в трудоспособном возрасте. Уровень безработицы ниже, чем по области.

Отраслями специализации народного хозяйства района являются промышленность и сельское хозяйство. Причем в промышленном отношении район стоит на одном из первых мест в Новгородской области. Отраслевая структура промышленности характеризуется доминированием таких отраслей, как металлургия, машиностроение, легкая и деревообрабатывающая промышленность.
Основная специализация сельского хозяйства района - мясо-молочное животноводство. Растениеводство преимущественно подчинено животноводству и специализируется на выращивании кормов, также включает производство овощей, картофеля, льна.

Всего на территории района функционируют 30 промышленных предприятий.
Самым крупным предприятием является АО "Боровичский комбинат огнеупоров", который производит 50% всей промышленной продукции района. Четвертая часть объема продукции приходится на предприятия - АО "Боровичский мясокомбинат",
АО "Боровичский комбикормовый завод", АО "Боровичский хлеб", Боровичский завод деревообрабатывающих станков, АО "Вельгийская бумажная фабрика".

Предприятия радиоэлектроники и приборостроения работают на привозном сырье. Зависимость предприятий от кооперационных поставок ставит народное хозяйство в сложное положение.

В последнее время по предприятиям некоторых отраслей наметилась тенденция к увеличению объемов производства, повышению его эффективности и рентабельности. Это в большей степени характерно для АО "Боровичский комбинат огнеупоров", предприятий промышленности стройматериалов - АО
"Завод ЖБИ", АО "Завод силикатного кирпича", АО "Деревообрабатывающий комбинат", АО "Кирпичный завод" и др. Однако на предприятиях машиностроения и пищевой промышленности спад производства значительный, имеют место полные и частичные остановки производства, сокращенный режим работы.
Перспективы развития Боровичского района связаны с преимущественным сохранением отраслевого профиля народного хозяйства, но на новой технической и технологической базе. Так как промышленность района сформировалась на базе переработки местного сырья, прежде всего огнеупорных глин, лесных ресурсов, сельскохозяйственного сырья, то приоритеты в промышленности следует отдать отраслям огнеупоров, лесной и деревообрабатывающей промышленности, пищевой и промышленности строительных материалов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.