p> По данным областной статистики и проведенных исследований в
секторе малого предпринимательства занято около 23 процентов от общего
числа работающих по области, (учитывая лиц, занимающихся индивидуально-
трудовой деятельностью).10-13 процентов от общего числа занятых в экономике
области работают на малых предприятиях, что соответствует уровню среднего
показателя в целом по России. Важным для региона на ближайшую перспективу,
по мнению экспертов, является достижение численности занятых в сфере малого
предпринимательства около 135-150 тысяч человек, что позволит дать
стабильную среднюю величину налоговых поступлений в бюджет около 40
процентов. По данным проведенного новгородским областным комитетом
государственной статистики исследования малых предприятий за 1996 и 1997
год, в котором была использована информация о деятельности 64.4 % всех
действующих малых предприятий области, объем капитальных вложений малых
фирм всех видов деятельности зафиксирован в размере: 47.2 млн.
деноминированных рублей - в 1996 году и 98.1 млн. рублей - в 1997 году, а с
учетом досчета на число не отчитавшихся предприятий: в 1996 году - 73.3
млн. рублей и в 1997 году - 152.3 млн. рублей. Общая характеристика среды МП Эксперты весьма строго охарактеризовали существующие в настоящий
момент общие условия деятельности малых предприятий в области. И тот факт,
что несмотря не отдельные положительные моменты в своем развитии, малое
предпринимательство области находится еще в очень несовершенной внешней
среде, еще и еще раз подтверждает необходимость усиления государственного
внимания к становлению этого сектора экономики. В силу объективных причин малое предпринимательство пока не обрело той
степени устойчивости, позволяющей в широком плане осуществлять
межрегиональную и, особенно, международную деятельность. Уровень подготовки
менеджеров, технологии управления хозяйствующими субъектами, экономическая
и финансовая подготовка кадров и многое другое сегодня таковы, что
существенно ограничивают возможности эффективного международного и
межрегионального сотрудничества субъектов предпринимательства. Это не
означает, что такая деятельность отсутствует вовсе. Многие малые
предприятия достаточно успешно освоили правила и стандарты международного
бизнеса и являются субъектами внешнеэкономических отношений области.
Особенно со странами т.н. ближнего зарубежья, где предпринимательская
культура пока совместима с российской. Но это капля в море, по сравнению с
желаемыми параметрами такой работы. Потребность во внешнеэкономической деятельности МП для области
крайне актуальна и требует специального инструментария для развития всех ее
компонентов. В рамках программ зарубежной технической помощи предстоит
большое количество различных мероприятий, направленных на повышение
внешнеэкономической деятельности МП области на основе как минимум четырех
крупных Международных программ, в которых участвует регион: программа
“Региональные инвестиционные инициативы” (США), программа ЕС “ТАСИС”,
программа ЕС “ЭКОС/УВЕРТЮРА, Российско-Итальянского проекта “Сеть
Новгородских центров”. Ситуация с внутрироссийскими связями и контактами малых
предприятий несколько более привлекательна. География деловых отношений
Новгородских МП весьма обширна и продолжает расширяться. Однако
неравномерность развития различной инфраструктуры по регионам России
сдерживает этот процесс: трудности с получением достоверной маркетинговой
информации, сведений о субъектах рынка, их состоятельности, о товаре и
ценах и т.п. - типичная для межрегиональных контактов проблема. Частично
Торгово-промышленные палаты регионов пытаются улучшить ситуацию, оказывая
информационные услуги такого характера. Определенные надежды вызывает
получающая все большее распространение система ММЦ - Межрегиональных
маркетинговых центров, направленная на решение затронутых здесь проблем МП.
Такой центр создается и в Новгородской области. Его поддержка является
одним из мероприятий настоящей программы. Пока не в полной мере, но у МП появилась возможность получать
гарантии для иностранных инвесторов и инвесторов из других регионов России.
Эту возможность им предоставляет 24 статья областного закона о бюджете
области, которой создан специальный Гарантийный фонд. 10% его объема
целевым назначением предназначены для МП области. С улучшением бюджетной
ситуации объемы бюджетных финансовых ресурсов, направляемых на цели
гарантирования рисков МП и банков будут соответственно возрастать. При содействии Администрации области были созданы:
1. АО “Новгородский бизнес-парк”. Одна из первых в России комплексных
структур негосударственной поддержки малого предпринимательства.
Осуществляет свою деятельность как холдинговая структура, контролируя
деятельность нескольких организаций, осуществляющих функции поддержки МП
области. От консультаций по азам бизнеса, до разработки бизнес-планов и
программ регионального уровня - таков диапазон бизнес-парка.
2. ОАО “Новгородский технопарк”. Вначале было структурным подразделением
бизнес-парка, выделившись в 1994 году в самостоятельную структуру
традиционного профиля, входящую в холдинг “Бизнес-парк”. Размещено
непосредственно в университете и ведет активную работу с университетскими и
иными структурами инновационного характера.
3. ОАО “Новгородская лизинговая компания”. Создана в 1995 году и занимает
важное место в сфере финансовой поддержки МП региона. Единственная в
области имеет лицензию Минэкономики Российской Федерации на осуществление
лизинговой деятельности.
4. Учебно-деловой центр Морозовского проекта (г.Боровичи). Действует с 1994
года. Обслуживает несколько районов области и второй по величине город.
Спектр услуг сопоставим с бизнес-парком. Играет большую роль в становлении
МП в регионе.
5. Новгородская Торгово-промышленная палата. Образована в 1994 году.
Является одной из основных структур развития предпринимательства в области.
Обладает широкими правами и возможностями, находясь в системе Торгово-
промышленных палат России. Осуществляет большую пропагандистскую,
методическую, экспертную деятельность, защищает интересы бизнеса во всех
инстанциях, организует международное и межрегиональное сотрудничество
новгородских предпринимателей.
6. Учебно-деловой центр предпринимательства и малого бизнеса (г.Новгород).
Работает с 1995 года как многопрофильное негосударственное некоммерческое
образовательное учреждение. Создано при поддержке Агентства США по
международному развитию (USAID). Взаимодействует с британским фондом “Ноу-
хау”. Подготовило и переподготовило несколько сотен предпринимателей
области.
7. Муниципальное научно-образовательное учреждение “Диалог”. Год создания
1993. Многопрофильное некоммерческое образовательное учреждение
универсального характера. Обладает возможностью вести подготовку кадров для
рыночной экономики от государственных и муниципальных служащих до
предпринимателей любого уровня. Взаимодействует практически со всеми
ключевыми интеллектуальными центрами России.
8. Агентство развития малого и среднего бизнеса. Создано в 1996 году в
рамках Федеральной программы государственной поддержки малого
предпринимательства.
9. Межрегиональный маркетинговый центр. Образован в 1998 году по инициативе
Московского фонда поддержки малого предпринимательства как составная часть
межрегиональной системы маркетинговых центров. В настоящее время
разворачивает свою деятельность. Требуется финансовая и организационная
поддержка Администрации области. Кроме этого, в области действует большое число различных учебных
заведений системы народного образования, открывших при себе специальные
негосударственные учебные центры или курсы, где за небольшую плату есть
возможность усовершенствовать знания по финансово-экономическим,
юридическим и другим направлениям работы МП. Эти структуры постоянно
организуют изучение налоговых документов, правил торговли, постановлений
Правительства, региональных нормативных документов и т.п., внося свой
ощутимый вклад в общую эффективность работы инфраструктуры поддержки МП.
Несмотря на направленность данного параграфа на рассмотрение
негосударственной инфраструктуры поддержки МП, следует отдельно
охарактеризовать роль двух государственных инфраструктурных организации
области - Новгородского государственного фонда поддержки малого
предпринимательства и Информационно-аналитического центра Администрации
области, чья деятельность напрямую ориентирована на поддержку МП. Новгородский государственный фонд поддержки малого
предпринимательства. Создан в 1997 году. Является основным финансовым
инструментом области по реализации региональной программы развития и
поддержки малого предпринимательства, проектов развития малого бизнеса.
Ведет большую консультационную работу с субъектами малого
предпринимательства. Оказывает организационную и методическую поддержку
органам местного самоуправления.
Информационно-аналитический центр Администрации области. Возник в 1995 году
в рамках реализации мероприятий Федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства. Способен обеспечить заинтересованных
лиц обширной и достоверной информацией о региональной ситуации,
маркетингового характера, бизнес - консультированием. Представленный выше далеко не полный список инфраструктурных
организаций области в целом представляет довольно мощное интеллектуальное
образование, играющее важную роль в развитии МП и рыночных отношений в
целом. Важно, что в области не существует проблемы доступности
инфраструктуры или иной методической, организационной поддержки в сфере
малого бизнеса. Довлеет лишь финансовая проблема. Инфраструктура поддержки
бизнеса, ее развитие и укрепление. не должны выходить из списка
региональных приоритетов. Это обязывает власть учитывать в региональных
программах меры поддержки, стимулирующие деятельность и развитие бизнес -
инфраструктуры. В настоящей программе эти принципы сохранены. Настоящая программа поддержки МП ориентирована на то, чтобы
изменить условия (внешнюю среду) малого бизнеса и за счет этого
инициировать процессы изменений в его структуре, потенциале и, в конечном
итоге, - результативности. В данном подразделе программы сформулирован комплекс логически
связанных положений, определяющих результаты, на достижение которых
ориентирована программа (целевые ориентиры программы); основные направления
поддержки МП и принципиальные способы действий, посредством которых
предполагается получить желаемые результаты; приоритеты распределения
ресурсов и усилий по основным направлениям поддержки. Иначе говоря, здесь
представлена стратегия программы, как общий ее замысел, задающий правила
выбора конкретных мер поддержки МП и их интеграции в единое целое. Исходя из приведенных в предыдущих разделах оценок
результативности, структуры и потенциала, а также общих условий МП
возникает объективный вывод о том, что сфера малого предпринимательства
области развита пока не в той степени, которая необходима для более
эффективного решения социально-экономических проблем региона. В этом
случае, когда сектор МП развит слабо, основная задача состоит в том, чтобы
создать условия для его экстенсивного роста. Однако доминирующая ориентация
на рост не исключает решения задач поддержки развития действующих
предприятий как на уровне отраслей, так и на уровне территорий. Поэтому
настоящая программа ориентируется не только на поддержку роста МП, но и на
их развитие в определенном соотношении, на сочетание общей и специальной
поддержки, предусматривающих как прямые, так и косвенные меры поддержки в
оптимальном сочетании. С учетом возможностей и потребностей региона, выявленных в процессе
проблемно-ориентированного анализа, стратегия данной программы
ориентирована на улучшение следующих параметров результативности малого
предпринимательства:
1. Числа созданных рабочих мест;
2. Балансовой прибыли МП;
3. Объема товаров и услуг, реализованных населению; Повышение результативности малого предпринимательства по этим
направления предполагается обеспечить за счет:
1. Увеличения числа реально действующих субъектов малого
предпринимательства (малых предприятий, индивидуальных предпринимателей);
2. Увеличения капитальных вложений на производственные нужды:
3. Укрепления потенциала менеджмента. Основное приращение результативности по данным параметрам
ожидается получить: 27. в пищевой промышленности ( переработка сельхозпродукции); 28. в легкой промышленности; 29. в лесопереработке; 30. в производстве строительных материалов; 31. в сфере услуг. Из опыта предыдущих периодов, а также по итогам проблемно-
ориентированного анализа ситуации в сфере малого предпринимательства
области следует, что для получения желаемого изменения результативности,
структуры и потенциала МП потребуется изменение следующих условий их
деятельности: 32. совершенствования нормативно-правовой базы МП в целом; 33. совершенствования нормативно-правовой базы в части, определяемой региональной (муниципальной) властью; 34. совершенствования налоговой системы в целом; 35. совершенствования налоговой системы в части, определяемой региональной (муниципальной) властью; 36. возможностей получения прямой финансовой поддержки проектов МП из регионального фонда; 37. условий получения банковских кредитов; 38. механизма получения малыми предприятиями гарантий со стороны региональных (муниципальных) органов по обязательствам перед финансово-кредитными организациями; 39. уровня платежной дисциплины внутри региона (территории); 40. уровня платежной дисциплины вне региона (территории); 41. доступности земли и помещений; 42. совершенствования системы информационного обеспечения деятельности малых предприятий; 43. возможностей влияния общественных объединений предпринимателей на принятие управленческих решений, касающихся их деятельности. Необходимых результатов в поддержке сектора МП и изменения среды
предполагается добиться при осуществлении работы в следующих направлениях: 44. Нормативно-правовая поддержка; 45. Финансово-кредитная поддержка; 46. Поддержка создания и развития материально-технической базы; 47. Содействие обеспечению доступа малых предприятий к современным технологиям и “ноу-хау”; 48. Поддержка развития мелкомасштабных рынков товаров и услуг; 49. Поддержка создания и развития кадрового потенциала; 50. Поддержка менеджмента, маркетинга и кооперации; 51. Содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности; 52. Содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса; 53. Содействие защите интересов малого бизнеса, безопасности и социальной защите предпринимателей; 54. Содействие формированию благоприятной социально-психологической среды малого предпринимательства. Естественно, что все одиннадцать направлений поддержки в текущих
социально-экономических условиях в полном объеме реализовать невозможно.
Поэтому на основе экспертных заключений проблемно-ориентированного анализа
приоритетными направлениями, по которым имеются наибольшие возможности и
которые способны дать наибольший полезный эффект на данном этапе программы
“Малый бизнес” являются: 55. Нормативно-правовая поддержка; 56. Поддержка создания и развития кадрового потенциала; 57. Поддержка менеджмента, маркетинга и кооперации; 58. Содействие межрегиональной и внешнеэкономической деятельности; 59. Содействие развитию негосударственной инфраструктуры поддержки малого бизнеса. По каждому из выбранных направлений имеется острая необходимость и
определенные возможности осуществить обширный перечень мероприятий,
способных, в конечном итоге, улучшить результативность малого
предпринимательства, его структуру и потенциал. Общие цели программы Основными целями программы являются: 60. увеличение числа вновь созданных рабочих мест c 51.7 тыс.чел. до 53.5 тыс. чел.; 61. увеличение балансовой прибыли малых предприятий с 4.5 млн. руб. до 23.0 млн. руб.; 62. увеличение общего объема работ, выполненного малыми предприятиями с 865.8 млн. руб. до 950.0 млн. руб.;
Достижение основных целей будет обеспечиваться за счет: 63. увеличения числа реально действующих малых предприятий с 2400 до 2520; 64. стимулирования капитальных вложений на производственные нужды с 98.1 млн. руб. до 196.0 млн. руб.; 65. усиления потенциала менеджмента (экспертный расчет) с 1430 специалистов до 1900. Включенные в программу мероприятия нуждаются в финансовой поддержке.
Бюджетная заявка, представленная в настоящей программе, учитывает
потребности поддержки развития предпринимательства лишь частично. Эксперты,
принимавшие участие в анализе ситуации, и разработчики материалов программы
учитывали дефицит финансовых ресурсов, объективно отражающийся на объемах
финансовых средств, направляемых на цели развития сектора МП области.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|