p> Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что:
структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование
требует огромных затрат;
высока степень монополизации производства, а соответственно, низка
конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью;
технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и
ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками;
в экономике продолжается спад производства;
не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений;
для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом
реформирования экономики. В этих условиях малый бизнес без соответствующей государственной
поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять
то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых
стран.
СТАТИСТИКА В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых занято
15 млн. человек. До 30 млн. человек занимаются индивидуальным
предпринимательством. Однако по сравнению с развитыми странами доля малого
предпринимательства в валовом внутреннем продукте остается крайне
незначительной. В США она составляет более 50% ВВП, в России - только 10%.
Доля налоговых поступлений от малых предприятий - 10-12%. Табл.2.1 «Доля предприятий отдельных отраслей в их общем числе» |Отрасли |% |
|Промышленность |16,87 |
|Торговля и общественное питание |26,87 |
|Общая коммерческая деятельность |9,61 | В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно
стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования
малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий
нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи
государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том,
чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в
условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными
предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и
крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования
рыночной системы хозяйствования России. При этом имеется в виду, что
успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных
социальных , экономических, юридических, политических и других условий.
Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия
представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и
деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения
гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий
делает поддержку малого предпринимательства неэффективной. Основными направлениями государственной поддержки малого
предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы
деятельности, являются:
создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым,
материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-
техническим разработкам и технологиям
помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации
руководителей, специалистов и персонала малых предприятий
поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого
предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-
технических, производственных, информационных связей с зарубежными
странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию
предпринимательства
установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого
предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления
государственной статистической отчетности
формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ,
направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными
товарами, конкурентоспособными средствами их производства. Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики
приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых
предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая
предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все
виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты
предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется
прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций
могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и
другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные
ценности. Все это служит источником развития предпринимательской
деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства
предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно
развиваться не может. Например, на Западе для привлечения ресурсов крупных предприятий в
целях развития малых получила широкое распространение и уже дала
значительный экономический эффект система контрактных отношений крупных и
мелких фирм - франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг. Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма представляет малой
фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при
необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного
рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый
бизнес, как уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к
нововведениям и более заинтересован в ускоренной разработке технических
проектов. Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том
числе и льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие
деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая
деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики
общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая
наиболее полное удовлетворение социальных, экономических и экологических потребностей населения с
минимальными затратами общественного труда. В постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г.
№446 “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской Федерации” в качестве основных
приоритетов развития малого бизнеса определены такие направления деятельности, как производство и переработка
сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных,
промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных
препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и
бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и
социального назначения, инновационная деятельность. То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых
предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду:
продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных
программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого
предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона. Исходя из того, что одним из направлений финансовой поддержки,
способствующей развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в
частности, льготное налогообложение, сначала Указом Президента РФ от 22
декабря 1993 г. “О некоторых изменениях в налогообложении и во
взаимоотношениях бюджетов различных уровней” предусмотрены налоговые льготы
малым предприятиям, особенно занятым в производстве. Также вопросы
льготного налогообложения нашли отражение в принятом Законе РФ “ О
государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” и в Законе “Об
упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства”. Указанные льготы создают определенные экономические
преимущества
для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Тем
не менее, по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в
малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой. В проектах федеральных
законов по налогообложению, направленных в Государственную Думу,
практически сохранены все льготы малому бизнесу, Вместе с тем
предусматривается передача права отмены уплаты авансовых платежей налога
на прибыль и на добавленную стоимость по малым предприятиям - органам
исполнительной власти субъектов федерации, способным более гибко
использовать указанную льготу. Другим направлением государственной поддержки является выделение
ассигнований из федерального и регионального бюджетов для финансирования
программ поддержки малого предпринимательства. Так, в 1995 году из
федерального бюджета направлено на поддержку предпринимательства 5
млрд.рублей, из них 2 млрд. рублей перечислено Фонду поддержки
предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России, который
является генеральным заказчиком Федеральной программы государственной
поддержки малого предпринимательства. Кроме того, с 1 января 1995 года на
развитие предпринимательства в соответствии с государственной программой
приватизации государственной и муниципальной собственности в указанный фонд
направляется 5% денежных средств, поступающих от приватизации федеральной
собственности. Следует отметить, что государственная поддержка развития
предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других
фондов и федеральных целевых программ. Так, в целях поддержки инновационной
деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия
развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет
ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение
разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским
хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и
страховых компаний. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 “ О мерах
по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации
государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд”
государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по
размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ
(оказание услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие
участие малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних
экономических связей поручено рассматривать возможность привлечения малых
негосударственных предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку
товаров, выполнение работ для федеральных государственных нужд. Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении
государственных оборонных заказов, предоставляется право закупок продукции
общепромышленного применения в счет устанавливаемых Министерством экономики
РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994
г. № 967 “ Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки
основных фондов”, малым предприятиям предоставлено право в первый год их
функционирования наряду с использованием механизма ускоренной амортизации
списывать как амортизационные отчисления 50 % первоначальной стоимости
машин и оборудования со сроком службы свыше 3-х лет. Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства
является задачей не только центральных, государственных органов, но и в не
меньшей степени задачей регионов, в которых в последнее время получили
большую самостоятельность. Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне
может включать в себя:
прямое финансовое субсидирование
льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов
предоставление льгот по местному налогообложению
передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий
из подведомственного региону госсектора
обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными
организациями госсектора проведения НИОКР
участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий,
ограниченное регулирование в ценообразовании
формирование и регулирование рынка труда
частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами
предоставление выгодных региональных госзаказов
упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе , в
сфере внешнеэкономических операций
юридический и экономический консалтинг
содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети
подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики
обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных
экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.
содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций
предпринимательства Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована,
главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем. Местные органы власти и управления располагают административными и
экономическими рычагами, а также средствами для регулирования
предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной
власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения
по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном
регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных
товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы
государственной власти и управления должны определять направления поддержки
малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых
мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации
за счет местных источников. В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы
поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета. Важным документом, направленным на стимулирование
предпринимательства, является Постановление Правительства РФ от 29 декабря
1994 г. “ О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса”. Правительство выделило 1,5 млрд. рублей на создание сети региональных
агентств. Примерно столько же средств вложат регионы. Логическим
завершением обучения в создаваемых центрах будет разработка
предпринимателями бизнес-планов по выбранному направлению деятельности.
Разработанные бизнес-планы будут оцениваться с точки зрения перспектив их
дальнейшего кредитования крупными коммерческими банками, которые привлечены
к учредительству центров. Глава 3 . Поддержка малого предпринимательства в Новгороде и Новгородской области . 3.1. Характеристика текущей социально-экономической ситуации Новгорода и Новгородской области. Краткие сведения о регионе . (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) Город Новгород Великий – областной центр Новгородской области –
расположен на расстоянии 510 км. от Москвы и 180 км. от Санкт-Петербурга.
Общая площадь городских земель составляет 7738 га, из них застроенных –
4796 г. Численность населения города – 240,8 тыс. человек, из них
трудоспособного населения –148,1 тыс., т.е. 63%. Существенное влияние на
изменение численности оказывает миграция, от 25 до 30% прибывающих в
область переселенцев приходится на Новгород. Новгород – это около 6 тысяч крупных и малых предприятий, выпускающих
сотни различных видов продукции: от телевизоров и видеомагнитофонов до
разнообразной сельскохозяйственной продукции. Анализируя финансово-хозяйственное положение промышленных предприятий
Новгорода, можно отметить, что с конца 1994 года наметилась и сохраняется в
настоящее время тенденция относительной стабилизации. Более чем вдвое по
сравнению с прошлым годом возросло число предприятий, обеспечивающих
физический прирост объемов производства. Это предприятия химической,
деревообрабатывающей, пищеперерабатывающей промышленности. При этом
предприятия государственной и федеральной собственности оказались наименее
приспособленными к работе в переходный период. Индекс физического объема на
предприятиях государственной формы собственности составил 32,7, федеральной
– 21,0, областной – 64,7, частной - 82,9, смешанной – 101,3. Ситуация на рынке труда складывается под влиянием спада производства и
характеризуется ростом числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве,
увеличением скрытой безработицы на работающих предприятиях, снижением
спроса на рабочую силу. официальное число зарегистрированных безработных
достигло четырех тысяч человек. Уровень безработицы приближается к 3%.
Ежемесячно около 40% предприятий работают в сокращенном режиме или с
частичной приостановкой производства. В настоящее время в городе осуществляют финансово-хозяйственную
деятельность 2300 малых предприятий, в которых занято свыше 30 тыс.
человек. Из них действует 40,5% в сфере производства, 39,2% - в сфере
торговли. Территория Новгородской области 55,3 тыс. кв. километров (больше
территории таких государств, как Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария,
Швеция). области расположена на Северо-Западе России, граничит с Псковской,
Тверской, Ленинградской и Вологодской областями. Климат территории умеренно-
континентальный с относительно теплой зимой и теплым летом. Численность
населения на начало 1997 года составляла 739,3 тыс. человек, из которых 525
тыс. (71%) проживает в городах, 214,3 тыс. (29%) – в сельской местности.
Плотность населения – 13человек на 1 кв. км. (против 8,7 чел./кв. км. в
среднем по России).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|