Меню
Поиск



рефераты скачать Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

p> Специфика сложившихся в России условий состоит в том, что: структура производства остается крайне утяжеленной, ее преобразование требует огромных затрат; высока степень монополизации производства, а соответственно, низка конкурентоспособность производства, вызванная отсталостью; технологической базы большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками; в экономике продолжается спад производства; не закончено формирование правовой базы для новых экономических отношений; для нормального формирования рынка не хватает системы контроля за ходом реформирования экономики.

В этих условиях малый бизнес без соответствующей государственной поддержки не в состоянии превратиться в мощный стимул производства, занять то место в российской экономике, которое он занимает в экономике развитых стран.
СТАТИСТИКА

В России насчитывается 900 тыс. малых предприятий, на которых занято
15 млн. человек. До 30 млн. человек занимаются индивидуальным предпринимательством. Однако по сравнению с развитыми странами доля малого предпринимательства в валовом внутреннем продукте остается крайне незначительной. В США она составляет более 50% ВВП, в России - только 10%.
Доля налоговых поступлений от малых предприятий - 10-12%.

Табл.2.1 «Доля предприятий отдельных отраслей в их общем числе»

|Отрасли |% |
|Промышленность |16,87 |
|Торговля и общественное питание |26,87 |
|Общая коммерческая деятельность |9,61 |

В этих условиях главным принципом государственной поддержки должно стать постепенное сокращение административно-директивного регулирования малого бизнеса и создание преимущественно экономических и правовых условий нормального ведения рыночного хозяйствования. Важнейшие задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в том, чтобы обеспечить малым предприятиям равные права, минимизировать разрыв в условиях хозяйственных возможностей между малыми и более крупными предприятиями, обеспечить оптимальное соотношение малого, среднего и крупного предпринимательства в структуре базовых процессов формирования рыночной системы хозяйствования России. При этом имеется в виду, что успешное развитие малого бизнеса возможно лишь при наличии благоприятных социальных , экономических, юридических, политических и других условий.
Здесь все важно, начиная от политической стабильности до доверия представительным и исполнительным органам власти, от защиты собственности и деятельности предпринимателей от преступных элементов до обеспечения гражданских прав в широком смысле этого слова. Отсутствие таких условий делает поддержку малого предпринимательства неэффективной.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства, независимо от отраслевой принадлежности и сферы деятельности, являются: создание льготных условий доступа малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно- техническим разработкам и технологиям помощь в организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала малых предприятий поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно- технических, производственных, информационных связей с зарубежными странами, а также привлечение иностранных инвестиций к развитию предпринимательства установление упрощенного порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности и предоставления государственной статистической отчетности формирование и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства.

Особую актуальность в связи со структурной перестройкой экономики приобретает проблема ускорения инвестиционных процессов на малых предприятиях. Следует подчеркнуть, что без инвестиций немыслима никакая предпринимательская деятельность. При этом под инвестициями понимаются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и иной деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. В качестве инвестиций могут выступать денежные средства, целевые банковские выплаты, паи, акции и другие ценные бумаги, лицензии, кредиты, имущество, интеллектуальные ценности. Все это служит источником развития предпринимательской деятельности. Без осуществления инвестиций в той или иной форме средства предприятия расходуются нерационально, проедаются, производство эффективно развиваться не может.

Например, на Западе для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малых получила широкое распространение и уже дала значительный экономический эффект система контрактных отношений крупных и мелких фирм - франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг.

Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма представляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый бизнес, как уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к нововведениям и более заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.

Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе и льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетворение социальных, экономических и экологических потребностей населения с минимальными затратами общественного труда.

В постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г.
№446 “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” в качестве основных приоритетов развития малого бизнеса определены такие направления деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность.

То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона.

Исходя из того, что одним из направлений финансовой поддержки, способствующей развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в частности, льготное налогообложение, сначала Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” предусмотрены налоговые льготы малым предприятиям, особенно занятым в производстве. Также вопросы льготного налогообложения нашли отражение в принятом Законе РФ “ О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” и в Законе “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Тем не менее, по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой. В проектах федеральных законов по налогообложению, направленных в Государственную Думу, практически сохранены все льготы малому бизнесу, Вместе с тем предусматривается передача права отмены уплаты авансовых платежей налога на прибыль и на добавленную стоимость по малым предприятиям - органам исполнительной власти субъектов федерации, способным более гибко использовать указанную льготу.

Другим направлением государственной поддержки является выделение ассигнований из федерального и регионального бюджетов для финансирования программ поддержки малого предпринимательства. Так, в 1995 году из федерального бюджета направлено на поддержку предпринимательства 5 млрд.рублей, из них 2 млрд. рублей перечислено Фонду поддержки предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России, который является генеральным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Кроме того, с 1 января 1995 года на развитие предпринимательства в соответствии с государственной программой приватизации государственной и муниципальной собственности в указанный фонд направляется 5% денежных средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

Следует отметить, что государственная поддержка развития предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных целевых программ. Так, в целях поддержки инновационной деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и страховых компаний.

Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 “ О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд” государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ
(оказание услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие участие малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних экономических связей поручено рассматривать возможность привлечения малых негосударственных предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку товаров, выполнение работ для федеральных государственных нужд.

Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении государственных оборонных заказов, предоставляется право закупок продукции общепромышленного применения в счет устанавливаемых Министерством экономики
РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 “ Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов”, малым предприятиям предоставлено право в первый год их функционирования наряду с использованием механизма ускоренной амортизации списывать как амортизационные отчисления 50 % первоначальной стоимости машин и оборудования со сроком службы свыше 3-х лет.

Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства является задачей не только центральных, государственных органов, но и в не меньшей степени задачей регионов, в которых в последнее время получили большую самостоятельность.

Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать в себя: прямое финансовое субсидирование льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов предоставление льгот по местному налогообложению передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, ограниченное регулирование в ценообразовании формирование и регулирование рынка труда частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами предоставление выгодных региональных госзаказов упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе , в сфере внешнеэкономических операций юридический и экономический консалтинг содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д. содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимательства

Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом, на местный рынок, на решение региональных проблем.

Местные органы власти и управления располагают административными и экономическими рычагами, а также средствами для регулирования предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников.

В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета.

Важным документом, направленным на стимулирование предпринимательства, является Постановление Правительства РФ от 29 декабря
1994 г. “ О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса”.

Правительство выделило 1,5 млрд. рублей на создание сети региональных агентств. Примерно столько же средств вложат регионы. Логическим завершением обучения в создаваемых центрах будет разработка предпринимателями бизнес-планов по выбранному направлению деятельности.
Разработанные бизнес-планы будут оцениваться с точки зрения перспектив их дальнейшего кредитования крупными коммерческими банками, которые привлечены к учредительству центров.

Глава 3 .

Поддержка малого предпринимательства в Новгороде и

Новгородской области .

3.1. Характеристика текущей социально-экономической ситуации Новгорода и Новгородской области. Краткие сведения о регионе . (ПРИЛОЖЕНИЕ

1)

Город Новгород Великий – областной центр Новгородской области – расположен на расстоянии 510 км. от Москвы и 180 км. от Санкт-Петербурга.
Общая площадь городских земель составляет 7738 га, из них застроенных –
4796 г. Численность населения города – 240,8 тыс. человек, из них трудоспособного населения –148,1 тыс., т.е. 63%. Существенное влияние на изменение численности оказывает миграция, от 25 до 30% прибывающих в область переселенцев приходится на Новгород.

Новгород – это около 6 тысяч крупных и малых предприятий, выпускающих сотни различных видов продукции: от телевизоров и видеомагнитофонов до разнообразной сельскохозяйственной продукции.

Анализируя финансово-хозяйственное положение промышленных предприятий
Новгорода, можно отметить, что с конца 1994 года наметилась и сохраняется в настоящее время тенденция относительной стабилизации. Более чем вдвое по сравнению с прошлым годом возросло число предприятий, обеспечивающих физический прирост объемов производства. Это предприятия химической, деревообрабатывающей, пищеперерабатывающей промышленности. При этом предприятия государственной и федеральной собственности оказались наименее приспособленными к работе в переходный период. Индекс физического объема на предприятиях государственной формы собственности составил 32,7, федеральной
– 21,0, областной – 64,7, частной - 82,9, смешанной – 101,3.

Ситуация на рынке труда складывается под влиянием спада производства и характеризуется ростом числа лиц, нуждающихся в трудоустройстве, увеличением скрытой безработицы на работающих предприятиях, снижением спроса на рабочую силу. официальное число зарегистрированных безработных достигло четырех тысяч человек. Уровень безработицы приближается к 3%.
Ежемесячно около 40% предприятий работают в сокращенном режиме или с частичной приостановкой производства.

В настоящее время в городе осуществляют финансово-хозяйственную деятельность 2300 малых предприятий, в которых занято свыше 30 тыс. человек. Из них действует 40,5% в сфере производства, 39,2% - в сфере торговли.

Территория Новгородской области 55,3 тыс. кв. километров (больше территории таких государств, как Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария,
Швеция). области расположена на Северо-Западе России, граничит с Псковской,
Тверской, Ленинградской и Вологодской областями. Климат территории умеренно- континентальный с относительно теплой зимой и теплым летом. Численность населения на начало 1997 года составляла 739,3 тыс. человек, из которых 525 тыс. (71%) проживает в городах, 214,3 тыс. (29%) – в сельской местности.
Плотность населения – 13человек на 1 кв. км. (против 8,7 чел./кв. км. в среднем по России).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.