Меню
Поиск



рефераты скачать Программа развития и поддержки малого предпринимательства в Новгородской области в конце 90-х годов

p>Таблица 1.1.


|Страны |Количество |Количество|Занято в |Доля МСП в |Доля МСП|
| |МСП |МСП |МСП |общей |в ВВП |
| |(х 1000 шт)|на 1000 |(млн.чел) |численности|(%) |
| | |жителей | |занятых (%)| |
|Великобритани|2630 |46 |13,6 |49 |50-53 |
|я | | | | | |
|Германия |2290 |37 |18,5 |46 |50-54 |
|Италия |3920 |68 |16,8 |73 |57-60 |
|Франция |1980 |35 |15,2 |54 |55-62 |
|Страны ЕС |15770 |45 |68 |72 |63-67 |
|США |19300 |74,2 |70,2 |54 |50-52 |
|Япония |6450 |49,6 |39,5 |78 |52-55 |

Приведенные в таблице интегрированные показатели, характеризующие состояние сектора МП в развитых странах, указывают на фундаментальную роль малого бизнеса в социально-экономической и политической жизни каждой страны. Их сопоставление позволяет сделать вывод о том, что место МП определено объективными экономическими закономерностями, поскольку оно примерно одинаково вне зависимости от особенностей политического уклада, истории развития страны, отраслевой структуры экономики и других факторов.

В США количество внедренных новшеств на одного работающего в секторе
МП в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что великолепно подтверждается опытом Германии, Японии, Южной
Кореи, Китая, Испании и других стран.

Для сравнительной оценки уровня развития МП в разных странах следует указать, что в мировой практике сложились разные подходы к определению малого предприятия (по численности занятых, объему производства товаров и услуг, размеру уставного капитала и т.п.). Такие подходы к определению основных параметров малого предприятия зависят от сложившейся в стране практики, а также целей государственной политики в отношении МП.

Как показывает мировой опыт и многочисленные аналитические исследования, абсолютный предел налоговых изъятий не должен превышать критический уровень 45-50% от ВВП, при более высоких ставках начинается массовое бегство от налогов, что в конечном итоге приводит к снижению налоговой базы и спаду производства.

Специальная система обложения существует для корпоративного сектора бизнеса. Все капиталистические предприятия, образованные в форме акционерных компаний (в США - корпораций), облагаются специальным корпоративным налогом (corporate income tax), Его ставка составляет обычно 45-60% и базой обложения служит чистая прибыль корпорации.
Оставшаяся после уплаты корпорационного налога часть прибыли распределяется среди акционеров, а часть остается в виде резервов корпорации.

Прибыли некорпорационного сектора бизнеса (во многих странах он охватывает до 25-30% всей сферы коммерческой деятельности) рассчитываются по тем же правилам, непосредственно налогом на индивидуальные доходы и по его ставкам (обычно в виде авансовых платежей в течение года и с окончательным расчетом по представлении годового баланса). По окончании налогового периода (обычно года) каждый налогоплательщик представляет декларацию по налогу на индивидуальные доходы, полученные в данном году, и все удержания авансовых налогов, которые были с них сделаны). Налоговые органы рассчитывают сумму налога (на индивидуальные доходы), исходя из общей суммы доходов налогоплательщика, и затем из суммы налогов вычитают ("кредитуют" эту сумму) удержанные прежде суммы авансовых налогов. Оставшаяся сумма налогов довзимается с налогоплательщика. Таким образом, происходит суммирование авансовых налогов с последующим вычетом их из суммы окончательного налога. В последние годы наблюдается тенденция к расширению этой системы: в ряде стран к налогу на индивидуальные доходы были подключены и поимущественные налоги, а некоторые страны даже становили ограничения, что вся сумма налогов для любого налогоплательщика не может превышать 75-80% общей суммы его доходов. На практике последнее ограничение не имеет серьезного значения, поскольку даже при применении налоговых ставок до 70-
75% "эффективная" налоговая ставка не превысит 45-50%, а как показывают данные налоговых органов, в действительности богатые налогоплательщики, пользуясь широкими льготами, редко уплачивают налоги по "эффективной" ставке более 30%. При существующей системе исчисление налога производится по шкале ставок, прогрессивно увеличивающихся с ростом дохода. Однако по повышенной ставке облагается не весь доход, а только та его часть, которая попадает в соответствующий данной ставке избыток дохода. В первых диапазонах попадающие в них части (доли) дохода облагаются по более низким ставкам, и лишь для каждой следующей части (доли) налоговая ставка повышается). Таким образом, если самая высшая доля дохода и облагается по ставке в 75%, то предыдущие несут значительно более низкое налоговое бремя. Сумма всех частей рассчитанного таким путем налога по отношению ко всей сумме дохода и есть "эффективная" налоговая ставка.

Как правило, законом не устанавливается подробных правил определения
"внутренней" коммерческой деятельности (т.е. деятельности, осуществляемой на территории данной страны). Однако конкретные признаки такой деятельности можно вывести или из решений, вынесенных судами по тем или иным делам, в которых требовалось установить "иностpанный" или "внутренний" характер деятельности (в США, Великобритании) или из указаний и разъяснений исполнительных органов (во Франции и некоторых других странах). Таким образом, для определения, является ли та или иная деятельность "местной"
(внутренней) для данной страны, следует рассматривать всю совокупность имеющейся в этой сфере налоговой "практики" (законы, решения судов, инструкции и разъяснения налоговых органов и т.д.). Это связано еще и с тем, что законы, как правило, не дают точных определений и таких важных терминов, как "резидент" и "нерезидент", "источник дохода", "место управления компании" и др. Кроме того, и само определение "коммерческой деятельности" обычно весьма условно и устанавливается применительно к конкретным обстоятельствам. В США это, например, "деловая активность", в
Великобритании - "любая торговля" (промысел), производство, предприятие, занятие, осуществляемое в форме торговой (коммерческой) деятельности". Однако в конкретной практике решение этих вопросов, особенно в отношениях между развитыми странами, в значительной степени унифицируется благодаря наличию широкой сети двусторонних налоговых соглашений). По условиям этих соглашений наименьшим "неделимым" звеном всякой коммерческой деятельности признано "постоянное деловое учреждение"
("истэблишмент", "баз фикс" и .д.), которое в настоящее время является основным показателем (для налоговых целей) деятельности иностранной компании на территории другой страны. Понятие "постоянного делового учреждения" уже довольно глубоко разработано в различного рода типовых моделях налоговых соглашений: например в типовой модели ОЭСР оно определяется как постоянное место деловой деятельности, из которого полностью или частично осуществляется деятельность предприятия", и включает цех, фабрику, контору, строительный участок, шахту, буровую установку и т.д. Под "деловой деятельностью" в данном контексте понимается любая деятельность, связанная с извлечением прибыли, а "предприятие" - любая осуществляемая отдельно или выделенная в финансовом или производственном отношении деловая деятельность или часть деятельности.
Компания - налогоплательщик может включать в себя несколько таких отдельных
"деловых частей". При этом следует подчеркнуть, что "постоянное деловое учреждение" вовсе не обязательно означает самостоятельную часть деловой деятельности, напротив, как вытекает из определения, даже некоторая составная часть такой деятельности, находящаяся на территории другой страны, может представлять "постоянное деловое учреждение" для налоговых целей.

Многие страны (Бельгия, Нидерланды, Дания и др.) настолько восприняли эту концепцию, что включили понятие "постоянного делового учреждения" в свое внутреннее законодательство. В Дании, например, установлено, что иностранные компании подлежат обложению налогом, если
"они осуществляют деловую деятельность из постоянного делового учреждения, находящегося в Дании, или участвуют в другом коммерческом предприятии через такое постоянное деловое учреждение или иным образом участвуют в прибылях"; Голландия включает в облагаемый доход компаний - нерезидентов
"прибыли от деловой деятельности, осуществляемой в Голландии с помощью постоянного делового учреждения"; и т.д. На практике применение внутреннего права в США и Великобритании также близко к установленному их налоговыми соглашениями принципу "постоянного учреждения", однако независимо от сходных практических последствий между этими подходами остается важное принципиальное различие: внутренние нормы в основном базируются на характере деятельности или ее части, осуществляемой в пределах страны; а понятие "постоянного делового учреждения" имеет преимущественно материальную привязку к какой-либо фиксированной базе, помещению и т.д.

Помимо рассмотренного выше зарубежного опыта на примере налогообложения и инновационной деятельности, нелишним будет обратить внимание и на лизинговую деятельность.

По данным ассоциации европейских лизинговых компаний Leaseurope общий объем лизинговых операций в 25 странах - членах ассоциации в 1998 году составил 135,3 млрд. ЭКЮ (эти цифры пока еще не подтверждены официальной статистикой).

В США лизинг появился еще в 50-х годах. На долю США приходится половина мирового оборота товаров, поставляемых по лизингу. В 1986 году в США было поставлено в лизинг оборудования на 85 млрд. долл. (28 % всех инвестиций в оборудование в стране).

Одной их причин быстрого развития лизинга в США являлись налоговые льготы: ускоренная амортизация и инвестиционная налоговая льгота (до 10 % стоимости новых инвестиций вычиталось из суммы налога). Например, расходы по покупке оборудования - 100 000 долл., инвестиционная льгота -
10 %, 10 000 долл. вычтут из суммы налога

До 1977 года фирмы могли брать оборудование в аренду, не отражая его стоимость в своих балансах, то есть имел место забалансовый учет. Поэтому, фирмы, уже имеющие солидный долг, могли дополнительно брать оборудование, не показывая возросшую сумму задолженности. Таким образом, подлинный долг был скрыт от инвесторов и экспертов.

С 1986 года климат для лизинга на налоговой основе изменился, так как правительство увидело в нем “субсидию на благо другого государства”
(“Экспорт налоговых льгот”). Налоговые льготы, введенные в 60-х и 70-х годах в период высокой инфляции, больше не рассматривались как эффективный инструмент стимулирования капиталовложений в более стабильной экономической обстановке 80-х годов. Реформа налоговой системы в США сократила доступность налоговых льгот через отмену налоговой инвестиционной льготы и изменение профиля амортизации. Налоговая реформа значительно снизила экономическую выгоду лизинга, но тем не менее его развитие не остановилось.

В Великобритании лизинг получил значительное развитие только после 1970 года, то есть после введения налоговых льгот для малых предприятий. Они могли вычитать 100 % инвестиций из налогооблагаемой прибыли в году, в котором они производились. Эти льготы были существенны только для предприятий с большой доходностью, но косвенно они были доступны и арендаторам. Компания могла воспользоваться налоговыми льготами только в конце отчетного года. Поэтому, если она производила инвестиции в начале года, то ей приходилось ждать некоторое время до получения выгод от этих льгот. Но если она продавала оборудование лизинговой компании и затем брала его в аренду (при условии, что у лизинговой компании конец финансового года наступал раньше), то косвенные выгоды были получены быстрее. Поэтому лизинговые компании открывают филиалы с разными концами финансового года.
Налоговая инвестиционная льгота безвозмездна, она возвращается обратно через налоги на арендные платежи, но тем не менее она предоставляет беспроцентную ссуду, равную 52 % стоимости имущества, что отражалось и на стоимости лизинга для арендатора.

В ФРГ в настоящий момент существует множество лизинговых компаний, 57 из них входят в немецкую лизинговую ассоциацию. Две компании, которые можно отнести к разряду ведущих в области лизинга - это “Митфинанц Гмбх” и “Гефа
- лизинг Гмбх”. “Митфинанц Гмбх” была основана в 1962 году. Уставной капитал этой первой в ФРГ лизинговой компании составлял 1 млн. марок ФРГ. В настоящее время она имеет 6 дочерних компаний.

В Австрии средний срок аренды составляет от 2 до 15 лет в соответствии с экономически целесообразным сроком службы предмета лизинга. Опцион на покупку или продление не допускается, по истечении срока действия контракта арендатор может заключить новый контракт на аренду предмета лизинга в течение оставшегося периода эксплуатации или вступить в переговоры о покупке. В лизинг сдаются даже детские сады и школы.

В Швеции лизинг начал развиваться в начале 60-х годов. Обычно им пользовались маленькие и средние компании. Дело в том, что каждый банк требовал обеспечение по многим своим ссудам. Лизинг облегчил положение, так как кредитор является владельцем оборудования. Поначалу заключались соглашения о повторной покупке, согласно которым поставщик брал на себя обязательство купить обратно оборудование, если клиент не выполнит свои обязательства по лизингу. По мере роста конкуренции между лизинговыми компаниями эти обязательства (по обратной покупке) стали встречаться все реже и реже. Основной срок аренды составляет обычно 3-5 лет, в исключительных случаях до 9 лет.

Обобщая страны Западной Европы, США и Японию можно сделать следующие выводы:

- в основном лизинговыми операциями занимаются не коммерческие банки, а специализированные компании, и их деятельность направлена на предприятия малого и среднего бизнеса, семейные предприятия;

- развитой рынок лизинговых услуг укрепляет производственный сектор экономики, создавая условия для ускоренного развития стратегически важных отраслей, стимулирует приток капиталов в производственную сферу;

- наличие определенных налоговых льгот, направленных на развитие лизинговых отношений помогает развиваться за счет постепенной выплаты стоимости товара без особого ущерба малым предприятиям;

- налоговые выплаты предприятий, относящихся к малым , мельчайшим и средним носят щадящий характер, что способствует их развитию, напротив - крупные корпорации покрывают возникающий из-за этого дефицит в бюджете за счет своих сверхприбылей;

- инновационная деятельность поощряется, поскольку создает широкое поле деятельности как для экономических "монстров", так и для малых предприятий.

Глава 2

Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

Переход России к рыночной экономике происходит в условиях трех «шоков», с которыми западные экономики столкнулись в 70-х и 80-х годах, и четвертого шока, уникального для России.

Первый из них называется «ценовым шоком», когда цены сырья… растут быстро и неожиданно…Вторым является «шок конкуренции», когда с отечественными предпринимателями начинают серьезно и успешно конкурировать иностранные производители так называемых «новоразвитых стран»… Третьим шоком является
«институциональный», когда проявляются новые правила и возможности для движения капитала или управления собственностью…Названные три «шока» в
России происходят одновременно и сильнее, чем на Западе, то есть российские фирмы имеют гораздо меньше времени, чтобы адекватно отреагировать на эти
«шоки». Кроме того, в России есть еще и четвертый «шок» - «шок знания», или, если так можно сказать, шок обыденного предсознания.(

Говоря о поддержке малого и среднего предпринимательства, следует четко определить смысл понятия “поддержка” и в своих действиях исходить из его реального содержания.

Представляется, что под государственной поддержкой следует понимать с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого предпринимательства, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. При этом в качестве поддержки могут выступать только ресурсы, привлекаемые в сферу мелкого и среднего предпринимательства на началах безвозмездных, либо льготных по сравнению с обычным рыночным приобретением или авансированием в денежной или товарной форме ( банковский или коммерческий кредит).

Существует большой соблазн скопировать формы регулирования малого бизнеса, применяемые в развитых зарубежных странах. Однако переносимый механически на российскую почву зарубежный опыт нередко не только не способствует оживлению этого сектора экономики, но и приводит к деформации его подлинной природы. Между тем, государственное регулирование и поддержка российского предпринимательства на этапе становления рынка и одновременного преодоления кризиса и инфляции характеризуется применением нетрадиционных решений, не имеющих аналогов в мировой практике.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.