p> Не менее распространенной категорией нетарифных ограничений являются
паратарифные барьеры в торговле. Возникнув на базе оплаты импортером
расходов на таможенную очистку товаров, эти барьеры находят наибольшее
применение там, где таможенные доходы все еще остаются важной статьей
приходной частью государственных бюджетов. О чисто фискальной
направленности этого типа барьеров свидетельствует тот факт, что ,как
правило, они распространяются на весь импорт, без различия товаров и
поставщиков; лишь в ограниченном числе случаев они бывают избирательными,
дополняя протекционистские мероприятия по защите отдельных отраслей.
Наиболее распространенной категорий этих ограничений являются фискальные
налоги, взимаемые с импортных товаров в дополнение к таможенным пошлинам.
Базы налоговой оценки и ставки таких налогов чрезвычайно разнообразны. В
целом паратарифные барьеры представляют собой дополнительное бремя для
импортера, удорожая для него импорт по сравнению с местной продукцией.[7] Еще одна категория нетарифных барьеров базируется на регламентации
финансовых аспектов импортных сделок, в первую очередь цен и условий
платежа. По характеру действия они могут быть дискретными или постоянными и
преследует в первую очередь такие цели, как экономия иностранной валюты
путем прямых или косвенных мер, а также протекционистская изоляция
внутренних цен от мировых, включая карательные санкции за попытки
преодоления «порога цен» (антидемпинговые и компенсационные пошлины). Распространенной мерой в странах Азии является замораживание выручки
экспортеров товаров на их рынки. Эта мера применяется в основном при
расчетах за «невидимые операции». Так, в Индии, Пакистане и ряде других
стран часть выручки от проката кинофильмов замораживается и подлежит
реализации только внутри страны-импортера. В Индии эта замораживаемая доля
равна 75%. Как своеобразный нетарифный барьер финансового характера, удорожающий
импорт, могут рассматриваться и девальвации национальных валют, столь
частые в развивающихся стран ах и территориях Азии. К ним, как к средству
стабилизации платежного баланса и ограничения импорта, особенно широко
прибегали, в частности, Индонезия, Филиппины, Южная Корея. В качестве защиты внутреннего рынка и поощрения развития национальной
промышленности активно используются и государственные закупки. Их условия,
как правило, требуют, чтобы иностранные поставщики в максимальной степени
использовали местные материалы, рабочую силу, сырье, а там, где это
возможно, - оборудование и технологию. Фирмы, соглашающиеся на такую
максимизацию, приобретают преимущество при выступлении на торгах за
государственные заказы. Наряду с проведением жесткой импортной политики в развивающихся стран
Азии зреет понимание и того факта, что протекционизм хотя и может помочь
национальному капиталу защитить внутренний рынок, но никогда не завоюет ему
внешнего. Именно поэтому одной из характерных тенденций последнее время
является дополнение импортной(импортозамещающей) политики стран Азии
политикой всемерного поощрения экспорта, в особенности изделий из молодой
обрабатывающей промышленности. Известно, что освоение новых экспортных
рынков требует солидных первоначальных капиталовложений, связанных со
сбором информации, изучением рынков, обучением маркетингу, созданием
деловых связей с клиентурой. Эти расходы, связанные с продвижением товаров
на экспорт и закреплением их на иностранных рынках, также частично берет на
себя государство в виде прямых или косвенных экспортных субсидий.[7] Поскольку не существует единого рецепта, как развивать и
диверсифицировать тот или иной вид промышленной продукции с целью его
дальнейшего продвижения на экспорт, страны прибегают в этой области к
целому комплексу мер. К ним относятся, в частности, налоговые льготы,
субсидирование экспорта, экспортные премии, приоритетное выделение
экспортерам лицензий для импорта, манипулирование с валютными курсами,
льготы по капиталовложениям, а также поощрительные меры, связанные с
маркетингом, рекламой, выставками, изучением рынков и пр. Подобный комплекс поощрительных мероприятий может быть
проиллюстрирован, в частности, на примере Индии. Здесь выдаются специальные
лицензии для снабжения экспортного производства импортными товарами, в
частности, в таких отраслях промышленности, как машиностроение,
электроника, химическая, фармацевтическая, стекольная, резинотехническая,
бумажная, полиграфическая, производство пластмасс, кустарных изделий,
рыбная, кожевенная, текстильная, швейная, табачная. Развернутая система мер по поощрению экспорта создана в Шри Ланке.
Здесь экспортеры некоторых товаров получают премиальные сертификаты,
позволяющие им использовать 20% экспортной выручки (исчисленной на базе
фоб) на импорт необходимых им товаров. К таким «премиальным» товарам
относятся фруктовые консервы, текстильная обувь, резьба по дереву, какао,
алкогольные напитки, варенье, мыло, слюда, алюминиевая посуда, резиновые
изделия, изделия из пластмасс, сухофрукты, велосипеды, холодильники и др. В Ливане экспортер в течении трех лет имеет право на возврат сумм
таможенных пошлин за импортные товары, использованные им при производстве
товаров на экспорт. Сходные правила существуют также в Индии, Ираке, Иране,
Малайзии. В Пакистане функционирует специальный фонд освоения экспортных рынков,
из которого экспортерам оплачивается от 20 до 100% расходов по изучению
конъюнктуры, выпуску на рынок новых товаров, созданию торговых бюро за
границей, рекламе, выставкам, поездкам делегаций. Фонд финансируется
государством, союзами предпринимателей и экспортеров и поступлениями от
своих платных услуг. Угроза введения количественных ограничений или иных ограничений на
основных рынках сбыта нередко заставляет азиатские страны-экспортеры
соглашаться и на «добровольные» ограничения экспорта. Такая практика
применяется главным образом против стран и территорий с конкурентоспособным
и быстро растущим экспортом, и в первую очередь против Сянгана, Тайваня,
Сингапура, Южной Кореи. Аналогичными ограничениями являются и квоты экспорта текстиля,
навязанные развивающимся странам в Международном соглашении по
хлопчатобумажному текстилю в рамках ГАТТ. Именно так, например, трактует
Индия свои квоты на экспорт текстиля по этому соглашению на рынки США,
Англии и ЕЭС. Следует отметить, что в последние годы внешнеэкономическая политика
проводится развивающимися странами не только индивидуально, но и на базе
согласованных позиций в международных организациях, и прежде всего в ООН и
ЮНКТАД. Важным достижением такого рода можно считать одобрение в 1964 г. 1
сессией ЮНКТАД общих и специальных принципов, призванных регулировать
международную торговлю и развитие, создание на их основе общей системы
преференций (ОСП) для экспорта готовых изделий развивающихся государств на
рынки развитых, «кодекс поведения» для линейных судоходных прав и
обязанностей государств, разработку ряда международных товарных соглашений
(по сахару, кофе, пшенице, олову, оливковому маслу). Так, в частности ОСП закрепила совершенно новый подход к переговорам о
тарифах, в соответствии с которым развивающиеся страны при экспорте своих
готовых изделий на рынки развитых не обязаны предоставлять им встречные
тарифные уступки в обмен на полученные льготы. Этим было закреплено изъятие
в пользу развивающихся стран как из принципа «формальной зависимости» при
тарифных переговорах, так и из традиционного толкования принципа
наибольшего благоприятствования в торговле, на основе которого построено, в
частности, ГАТТ. Кроме того, ОСП содержит «избавительные оговорки»
(заимствованные, по сути дела, из арсенала агрессивного протекционизма
США), позволяющие при определенных условиях отменять уступки, сделанные
развивающимися странами, причем критерии определения этих условий
сформулированы достаточно широко для того, чтобы дать просмотр для их
произвольной трактовки. ОСП вообще не дает выгод странам – экспортерам
сырья, а таких в Азии пока большинство. Аграрно-сырьевой протекционизм в
западных странах, являющийся ныне главным препятствием на пути экспорта из
Азии на эти рынки, этой системой вообще не затрагивается. Уже согласованным мероприятиям по облегчению доступа продукции молодых
государств на западные рынки был нанесен серьезный ущерб в результате
валютного кризиса и нарастания волны протекционистских настроений в странах
империализма. [7] Развивающиеся страны Азии являются активными участниками
массированного контрнаступления в последние годы новых, комплексных
программ кардинального изменение неравноправного положения развивающихся
стран в международном капиталистическом разделении труда. Как отмечалось выше, развивающиеся страны Азии уже добились
существенных успехов в модернизации и диверсификации своего экспорта.
Однако кроме циклических колебаний капиталистической экономики,
сдерживающих и дестабилизирующих его последовательное расширение, в том же
направлении действует и торговая политика развитых капиталистических стран
в отношении развивающихся. По своему характеру протекционистские ограничения промышленно развитых
капиталистических стран на импорт из развивающихся стран являются в
основном тарифными, однако, учитывая слабость молодой обрабатывающей
промышленности в развивающихся странах, тарифы на данном участке мировой
торговли пока вполне сохраняют свою эффективность. Практически это
достигается освобождением от таможенного обложения импорта сырья в
сочетании с эскалацией тарифных ставок по мере повышения степени обработки
производимых на его базе товаров. Подобная эскалация представляет собой
отличительную черту современных таможенных тарифов всех развитых стран
(табл. 2.2.1.)[6] Таблица 2.2.1. – Дифференциация тарифных ставок в США, Англии, ЕС,
Швеции и Японии по мере возрастания степени обработки экспортной продукции
развивающихся стран, % с цены товара | | | | | | |
|Товар |США |Англия |ЕС |Швеция |Япония |
| | | | | | |
|Кожсырье----------|1,1 |5,4 |0,0 |0,0 |0,0 |
|---------- |9,6 |14,9 |7,3 |7,0 |19,9 |
|Кожи--------------|15,5 |18,7 |14,7 |12,2 |23,6 |
|------- |16,6 |24,0 |19,9 |14,0 |29,5 |
|Кожгалантерея-----|11,4 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |
|--- |23,0 |10,0 |5,7 |5,8 |10,0 |
|Обувь-------------|50,1 |17,5 |16,0 |12,8 |20,0 |
|------- |22,1 |20,0 |20,5 |14,0 |22,0 |
|Шерсть |6,2 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |
|сырая-------------|13,1 |7,5 |10,0 |10,0 |5,6 |
|- |17,5 |19,7 |15,0 |13,1 |10,5 |
|Пряжа-------------|26,6 |25,0 |18,5 |14,6 |21,0 |
|------ |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |0,0 |
|Ткани-------------|1,8 |3,3 |4,0 |0,0 |10,0 |
|------- |10,6 |11,1 |6,9 |3,8 |13,0 |
|Одежда------------|7,1 |9,5 |7,2 |5,2 |15,4 |
|------ | | | | | |
|Хлопок | | | | | |
|сырец-------------| | | | | |
|-- | | | | | |
|Пряжа-------------| | | | | |
|----- | | | | | |
|Ткани-------------| | | | | |
|------ | | | | | |
|Одежда------------| | | | | |
|---- | | | | | |
|Железная | | | | | |
|руда--------------| | | | | |
| | | | | | |
|Чугун и | | | | | |
|ферросплавы | | | | | |
|Сталь-------------| | | | | |
|------- | | | | | |
|Прокат------------| | | | | |
|----- | | | | | |
| | | | | | | Данные приведенные в таблице 2.2.1., могут быть подкреплены следующими
примерами: какао-бобы ввозятся в Японию беспошлинно, импорт какао-порошка
облагается пошлиной в 30% и шоколада в 35%. Англия не облагает пошлиной
импорт сырого джута, однако джутовая пряжа облагается пошлиной в 15% и
изделия из джута – в 20% с цены товара. Естественно, что в том случае,
когда ввозные тарифы повышаются по мере степени обработки товара, тяжесть
таможенного обложения падает не на все компоненты его себестоимости, а
прежде всего на «стоимость, добавленную обработкой», и потому реальный,
«эффективный» уровень протекционистских барьеров против индустриального
экспорта освободившихся стран оказывается намного выше номинальных тарифных
ставок.[6] Как отмечают в своем докладе «Торговая политика в отношении
развивающихся стран» эксперты Комитета экономического развития, «характер
протекционистской защиты, типичный для стран с высоким доходом, таков, что
чем большую степень обработки прошел исходный материал, тем выше
установленная на него ставка тарифа. Там , где тарифы против экспорта (прежде всего сельскохозяйственного и
индустриального) развивающихся стран оказываются недостаточными, к ним
добавляются ограничения нетарифного характера. В западных странах выявлено около семи ста случаев применения к
импорту товаров развивающихся стран таких видов нетарифных барьеров, как
количественные ограничения, лицензирование, правила о смешивании
импортируемых товаров с определенной долей местных (например, табака,
зерна, хлопка, шерсти, базисных химикатов и т.д. ) и др., причем в
авангарде нетарифного протекционизма идут страны ЕС, Японии и Швейцария
(табл. 2.2.2.)[6] Таблица 2.2.2. – Нетарифные барьеры, практикуемые странами
развитого капитализма, против экспорта продукции развивающихся стран, число
товарных позиций
| | |Лицензиро| | |
|Страна |Квоты |ванные |Прочие** |Всего*** |
| | | | | |
|Австрия-------------|12 |9 |5 |23 |
|------ |- |51 |- |51 |
|Бельгия и Люксембург|3 |- |2 |5 |
| |10 |31 |- |27 |
|Канада |37 |5 |26 |45 |
|--------------------|20 |26 |- |46 |
| |… |… |96 |96 |
|Дания---------------|13 |15 |- |28 |
|------- |8 |46 |5 |74 |
|ФРГ-----------------|120 |- |3 |123 |
|------- |3 |3 |- |6 |
|Финляндия-----------|3 |62 |19 |81 |
|--- |2 |3 |6 |9 |
|Франция-------------|10 |12 |16 |38 |
|----- |… |… |15 |15 |
|Ирландия |6 |- |- |6 |
|---------------- | | | | |
|Италия--------------| | | | |
|------ | | | | |
|Япония--------------| | | | |
|------ | | | | |
|Голландия | | | | |
|-------------- | | | | |
|Норвегия | | | | |
|---------------- | | | | |
|Швеция | | | | |
|------------------ | | | | |
|Швейцария | | | | |
|------------- | | | | |
|Англия | | | | |
|------------------- | | | | |
|США | | | | |
|--------------------| | | | |
|- | | | | |
Такие ограничения сохраняются на продукты сельского хозяйства, и
особенно животноводства умеренной климатической зоны, производство которых
в ряде стран Запада нерентабельно и поддерживается прежде всего путем
изоляции внутреннего рынка от влияния мировых цен или посредством
государственного субсидирования, а так же на продукты испытывающие
перепроизводство. 3. Общая характеристика состояния экономики Украины за пять лет
независимого развития. За пять лет независимого развития в Украине выполнена большая работа
по созданию механизма регулирования внешнеэкономической деятельности как
необходимым условием эффективной внешнеэкономической политики страны.
Основным ее содержанием в условиях перехода к рыночным отношениям стал
отказ от административных методов и переход к использованию экономических
методов регулирования. Однако эта задача решалась не достаточно
последовательно и взвешено. Поэтому политика в этой области в значительной
мере на основе метода попыток и ошибок, что нанесло ущерб национальной
экономики, ее стратегическим интересам касательно вхождения в мировое
хозяйство.[8] Курс на свободную торговлю через «глобальную» либерализацию
внешнеэкономической деятельности, во многом обусловленный желанием
выполнить требования ведущих международных организаций (МВФ, Мирового
банка, ГАТТ/СОТ), последнее время все больше натыкался на контртенденцию
роста протекционизма. Как объединить (и можно ли вообще их объединить?) эти
две противоположные тенденции – очень сложная политико-экономическая
проблема. Поэтому все более актуальным становится всестороннее изучение
мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с мечтой
создания оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы
мер временной защиты внутреннего рынка и государственной поддержки
конкурентоспособности отечественных предприятий. Формирование экономично
эффективной модели внешнеэкономической деятельности Украины,
предусматривает поиск оптимальной комбинации защитных и наступательных
способов, которые бы отвечали стратегическим интересам страны в системе
взаимоотношений в рамках мирового хозяйства. И этот поиск имеет очень
важное значение в связи с новой программой действий уряду Украины.[8] Мировой опыт: основные уроки и инструменты внешнеэкономической
политики. Дилемма избрания той или иной внешнеэкономической стратегии,
которая бы опиралась на принцип свободы торговли или протекционизма, или
на уверенный симбиоз этих принципов, в свое время становилась практически
пред каждым государством. И разрешали эту дилемму в первую очередь на
основе стратегических интересов национальной экономики, четкого
представления внутреннего и внешнего положения в стране, назначения
конкурентных преимуществ на мировых рынках товаров, услуг, капиталов,
рабочей силы. При этом, если на словах перевес последними десятилетиями
отдавалась и отдается идеалам свободной торговли, то на практике часто
перевешивал протекционизм. Причем в меру уменьшения уровня таможенно-
тарифного протекционизма, характерного для мировой экономики, расширялся
арсенал других нетарифных способов влияния государства, направленных на
поддержку конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Это
привело к полной модификации самого понятия «протекционизма», необходимости
рассматривать его в широком контексте – как политику, которая базируется на
широком арсенале способов поддержки международной конкурентоспособности в
целом. В отдельности, защита национальных производителей от импорта
теснейшим образом связана с государственной поддержкой экспортной
деятельности в стране. Чем больше уровень международной
конкурентоспособности фирм данной страны, которая реализуется в ее
экспорте, тем, меньшей выявляется потребность в специальных способах
касающихся ограничений импорта фирмами этой страны.[9]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|