Меню
Поиск



рефераты скачать политика протекционизма экономики Украины

p> Аргументы в защиту тарифов.

Несмотря на столь убедительную аргументацию сторонников свободной торговли, в реальном мире импортные тарифы используются как главный способ государственного регулирования внешней торговли практически всеми странами мира. Набор аргументов в защиту таможенных тарифов как средства торговой политики государства весьма широк, и каждая страна делает особый акцент на те из них, которые больше подходит к ее местным условиям.
Судя по обсуждения в парламенте и дискуссии в средствах массовой информации, для России наиболее актуальны следующие аргументы в защиту таможенных тарифов.[1]
. Тариф – защита молодых отраслей (infant industry argument)

Новые отрасли промышленности, которые еще только нарождаются в одних странах, но уже достаточно сильно развиты в других, нуждаются во временной таможенной защите со стороны государства. Без такой защиты, хотя бы на период становления, наплыв дешевых иностранных товаров погубит новую отрасль, не дав ей развиться. На стадии становления новая отрасль промышленности не в состоянии конкурировать с зарубежными производителями аналогичных товаров, поскольку еще не обладает необходимым опытом организации производства, чтобы обеспечить выпуск товара по конкурентным ценам. Находясь под защитой импортного тарифа, новая отрасль промышленности совершенствует производства, растет его эффективность, снижается себестоимость продукции. Таможенный тариф отменяется. Открывшись международной конкуренции ,страна продолжает увеличивать эффективность своего производства, внутренняя цена снижается до уровня ниже мировой, что позволяет стране начать самой экспортировать товары новых отраслей за рубеж.

Данный аргумент в защиту импортного тарифа имеет явные недостатки. Во-первых, очень трудно точно определить, когда новая промышленность достигла уровня зрелости, достаточно для того, чтобы снять защитный тариф. Наверняка найдутся лоббирующие группы, заинтересованные в продолжении существования тарифа, которые будут убеждать в обратном, в результате чего устранение однажды введенного тарифа может оказаться политически очень непростым делом. Во-вторых, очень сложно определить те отрасли, которые в течении разумного промежутка времени смогут под защитой тарифа развиться настолько, чтобы стать конкурентоспособными на мировом рынке. Специальные исследования на примере отдельных стран не подтверждают, что в защищаемых отраслях издержки сокращаются быстрее, чем в не защищаемых. В-третьих, данный аргумент не применим к развитым индустриальным странам, которые не могут сослаться на недостаточную развитость новых отраслей, но все же используют тарифы как средство таможенной политики. Наконец, существуют иные методы стимулирования национального производства, не искажающие относительные цены и не влияющее на внутренние потребление, такие, как например, субсидии новым отраслям.
Правда их недостаток заключается в том, что, в отличии от тарифов, которые приносят государству доходы, субсидии предполагают дополнительные бюджетные расходы.
. Тариф – средство стимулирования отечественного производства. Этот аргумент, интенсивно эксплуатировавшийся развивающимися странами, был несколько позже подхвачен и в России. Поскольку местная промышленность не в состоянии конкурировать с более дешевыми товарами, производимые за рубежом с помощью более совершенной технологии, постольку она нуждается в защите с помощью импортного тарифа. Более того, его отсутствие может привести к потере рабочих мест в результате сокращения производства, что наложит дополнительное бремя на бюджет, делая необходимыми выплаты пособий по безработице. В результате растущей безработицы упадет жизненный уровень, возникнут социальные трения. Сторонники этого аргумента пренебрегают перераспределительным характером любого тарифа, который может обеспечить одной стране выгоду только за счет другой.

Страны сокращая с помощью тарифа импорт и сохраняя занятость в отраслях, конкурирующих с импортом, косвенно сокращают и свой экспорт. Из-за тарифа иностранные партнеры получают за свой экспорт меньшую выручку, которую можно было бы использовать на закупку товаров, экспортируемых данной страной.[1]
. Тариф – важный источник бюджетных доходов. Этот аргумент в пользу введения таможенных тарифов также традиционно активно эксплуатируется развивающимися странами и странами с переходной экономикой. В условиях низкой финансовой и налоговой дисциплины многие из этих стран просто не в состоянии собрать причитающиеся государству налоги с населения и предприятия и, следовательно, не могут поддерживать на необходимом уровне социальные выплаты, финансирование обороны, охрану общественного порядка и пр. Налог на импорт или экспорт, каковым являются таможенные пошлины, организационно собрать гораздо легче, чем многие другие виды налогов, поскольку в большинстве стран он должен уплачиваться в момент физического пересечения товаром таможенной границы государства. Контроль за ключевыми дорогами, пересекающими границу, и портами с помощью небольшой таможенной службы во многих случаях оказывается намного дешевле, чем создание разветвленной государственной системы сбора налогов, которая была бы в состоянии обеспечить их уплату всеми субъектами экономической жизни.

Однако использовать импортный тариф как важный источник бюджетных доходов можно только до тех пор, пока местная промышленность под защитой тарифа не начнет производить аналоги импортной продукции, на которую он накладывается. В результате сокращения импорта и замены его в потреблении на местные аналоги доходы бюджета сократятся. Чтобы противодействовать этой тенденции, можно ввести внутренний налог на продукцию, аналогичную импортной, со ставкой, равной импортной пошлине. В идеале со временем желательно вообще отказаться от импортной пошлины и превратить ее во внутренний налог на продажу или на потребление. Таким образом, тариф как инструмент бюджетных доходов может быть оправдан только для слаборазвитых стран, у которых нет другого средства сформировать доходную часть бюджета.
. Тариф – защита национальной безопасности, международного престижа страны, ее культуры и традиций. Эти аргументы относятся к разряду внеэкономических аргументов, периодически возникающих в защиту тарифа у тех или иных заинтересованных политических сил и групп. Аргументы такого типа обычно высказываются группировками, лоббирующими за те отрасли, которые либо неконкурентны на мировом рынке, либо производят продукцию, находящуюся на поздних стадиях своего жизненного цикла. Очень часто подобные аргументы выдвигаются политически весомыми монопольными производителями неконкурентной продукции, которые собираются получить весь экономический выигрыш от введения тарифа. Соображения национальной безопасности, обязывающие каждую страну иметь на своей территории минимум необходимого производства на случай возникновения чрезвычайных обстоятельств, исторически неоднократно служили аргументом, обосновывающим введения импортного тарифа во многих странах, например на нефть в США в 1959-1973 годах. Однако после нефтяного кризиса выяснилось, что куда разумнее и дешевле создать стратегические запасы нефти по ценам мирного времени, нежели поддерживать с помощью тарифа менее эффективное по сравнению с зарубежным национальное производство.[1]

Итак, существует ряд специфических проблем, связанных с тарифами.
Ставка тарифа может оказаться настолько высокой, что перекроет импорт вообще. Поэтому возникает проблема нахождения оптимального уровня тарифа, обеспечивающего максимизацию уровня национального экономического благосостояния. Страны могут использовать тарифную квоту – разновидность переменных таможенных пошлин, ставки которых зависят от объема импорта товара: при импорте в пределах определенных количеств он облагается по базовой внутриквотной ставке тарифа, при превышении определенного объема импорт облагается по более высокой сверхквотной ставке тарифа. Экспортный тариф, существующий в некоторых странах играет в основном фискальную и балансировочную функцию. Противники тарифов подчеркивают, что они в большинстве случаев снижают уровень экономического благосостояния страны и во всех случаях – мира в целом, ведут к торговым войнам, увеличивают налоговое бремя на потребителей, подрывают экспорт и сокращают занятость.
Сторонники тарифов обосновывают их введение необходимостью защиты неокрепших отраслей национальной промышленности, стимулирования отечественного производства, увеличения доходов бюджета и защиты национальной безопасности.[1]

3. Нетарифные методы защиты экономики страны.

Удовольствие мое переменилось в равное негодование с тем, какое ощущаю, ходя в летнее время по таможенной пристани, взирая на корабли, привозящие к нам избытки Америки и другие ее произращения, как то сахар, кофе, краски и другие, не осушившиеся еще от пота, слез и крови, их омывших при их возделании.

А. Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»


1. Количественные ограничения.

Во времена, когда Радищев ходил по таможенной пристани и взирал
«драгие на произращения», прибывавшие в Россию из Америки, тарифные методы регулирования внешней торговли не были еще достаточно развиты. В дополнение к тарифным методам государственного регулирования международной торговли правительства активно использовали нетарифные методы – количественные, скрытые и финансовые. Большинство из них, в отличии от таможенных тарифов, слабо поддаются количественной квалификации и поэтому плохо отражены в статистике. Именно эта характеристика нетарифных методов дает возможность правительствам использовать отдельные из них или какую-либо их комбинацию для достижения своих целей в области торговой политики.[3]

Нетарифные ограничения – это комплекс мер ограничительно- запретительного характера, препятствующих проникновению иностранных товаров на внутренние рынки. Цель этих мер – не только усиление конкурентных условий импортирующей страны, но и защита национальной промышленности, охрана жизни и здоровья населения, окружающей среды, морали, религии и национальной безопасности.

Измерение нетарифных методов

Для измерения нетарифных методов обычно используют один из следующих индексов:
. Индекс частотности (frequency index) - индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики.
. Индекс покрытия торговли (trade coverage ratio) – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытыми нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.
. Индекс воздействия на цены (price impact index) – соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Недостатком индекса является то, что далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.

Количественные ограничения – административная форма не тарифного государственного регулирования торгового оборота, выделяющего количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту.[3]

Количественные ограничения могут применяться по решению правительства одной страны или на основе международных соглашений, координирующих торговлю определенным товаром. Количественные ограничения включают квотирование (контингентирование), лицензирование и «добровольное» ограничение экспорта.

Квотирование/ Контингентирование

Наиболее распространенной формой количественных ограничений является квота или контингент. Два эти понятия имеют практически одно и тоже значение с той разницей, что понятие контингента иногда используется для обозначения квот сезонного характера.

Квота (quota) – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени.

По направленности их действия квоты разделяются на:
. Экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительства страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90- х годов);
. Импортные –вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижение сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств.

По охвату квоты делятся на:
. Глобальные – устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребление товара;
. Индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты обычно устанавливаются на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы.[3]

Лицензирование

Лицензирование (licensing) – регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения, выдаваемые государственным органами на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени.

Лицензирование может являться составной частью процесса квотирования или быть самостоятельным инструментом государственного регулирования. В первом случае лицензия является лишь документом, подтверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полученной квоты; во втором – приобретает ряд конкретных форм:
. Разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;
. Генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;
. Глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определенный промежуток времени без ограничения количества или стоимости;
. Автоматическая лицензия – разрешение, выдаваемое немедленно после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Лицензирование используются многими странами мира, прежде всего развивающимися, для целей государственного регулирования импорта. Развитые страны чаще всего используют лицензии как документ, подтверждающий право импортера на ввоз товара в рамках установленной квоты.[3]

Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:
. Аукцион – продажа лицензий на конкурсной основе. Считается самым экономичным эффективным способом распределения лицензий, способным принести доходы государственной казне, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар. В США, например, с начала 80-х годов стали практиковаться аукционы по конкурсной продаже американских импортных квот, но среди потенциальных американских импортеров, а среди иностранных экспортеров. Лицензия доставалась тому экспортеру, которые предлагал за нее наиболее высокую цену как за право экспортировать товар в США в рамках квоты. Такие аукционы проводились для распределения лицензий на импорт видеомагнитофонов, сахара, автомобилей;
. Система явных предпочтений – закрепление правительством лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропорционально структуре спроса со стороны национальных импортеров.
. Распределение лицензий на внеценовой основе – выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонстрировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квалификация персонала и пр.), проведение нескольких туров конкурса, что неминуемо связано с большими затратами и злоупотреблениями.

Страны используют при распределении лицензий какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, имеющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

«Добровольное» ограничение экспорта

Количественное ограничение импорта в страну может быть достигнуто не только за счет действий ее правительства по введению импортного тарифа или импортных квот, но и в результате мер, принятых правительством экспортирующей страны в рамках так называемых «добровольных» ограничений экспорта. «Добровольное» ограничение экспорта вводится правительством обычно под политическим давлением более крупной импортирующей страны, которая угрожает применением односторонних ограничительных мер на импорт в случае отказа «добровольно» ограничить экспорт, который наносит ущерб ее местным производителям.[3]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.