Меню
Поиск



рефераты скачать политика протекционизма экономики Украины

p> «Добровольное» ограничение экспорта (voluntary export restraint – VER)
– количественное ограничение экспорта, основанное на обязательстве одного из партнеров по торговле ограничить или, по крайней мере, не расширять объем экспорта, принятом в рамках официального межправительственного или неофициального соглашения об установлении квот на экспорт товара.

«Добровольное» ограничение экспорта являются частью более широкой группы мер, относящихся к понятию ограничительной деловой практики (ОДП), направленных на завоевание господствующего положения на рынке и злоупотребление этим положением. На практике «добровольное» ограничение экспорта применяются как средство торговой политики преимущественно развитыми странами в конкурентной борьбе друг с другом.

2.Скрытые методы торговой политики.

Наряду с количественными методами существенную роль среди нетарифных методов торговой политики играют методы скрытого протекционизма, представляющие собой разнообразные барьеры нетаможенного, характера, воздвигаемые на пути торговли органами центральной государственной и даже местной власти. Конечно, председатель биржевого комитета под свободной торговлей имел в виду свободу нарушать установленные законы торговли.
Многие методы скрытого протекционизма как раз и являются наиболее ярким нарушением согласованных принципов международной торговли.[3]

Виды скрытого протекционизма

По некоторым оценкам, существует несколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которого страны могут в одностороннем порядке ограничивать импорт или экспорт. В их числе:
. Технические барьеры – скрытые методы торговой политики, возникающие в силу того, что национальные технические, административные и иные нормы и правила построены так, чтобы препятствовать ввозу товаров из-за рубежа.

Наиболее распространенные барьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов о получении, сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Например, правительство Франции, чтобы ограничить импорт японских видеокассет, решило пропустить все их партии через одну тесную таможню в небольшом городке Пуатье, что не позволяло быстро провозить в страну большие партии. Та же Франции запрещала рекламу шотландского виски, а Великобритания накладывает ограничения на показ иностранных фильмов по английскому телевидению. Товары, импортируемые в США, должны быть маркированы на английском языке четкими, не стираемыми и не смываемыми до момента продажи надписями. В Канаде – те же требования, но надписи уже должны быть по-английски и по-французски. В Швеции для продовольственных товаров на упаковке должно быть указано название содержимого на шведском и финском языках.

Технические барьеры далеко не всегда являются методом протекционизма.
Во многих случаях их введения продиктовано не сколько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. Например, в странах
Европейского союза с 1993 года действует директива о защите потребителей, обязывающая производителей потребительских товаров выпускать на рынок только те товары, которые не представляют угрозы для жизни и здоровья людей. Изготовитель обязан информировать потребителей о всех возможных рисках использования товаров в инструкции, при маркировке, на этикетки.
. Внутренние налоги и сборы (domestic taxes and charges ) - скрытые методы торговой политики, направленные на повешение внутренней цены импортного товара и сокращение тем самым его конкурентоспособности на внутреннем рынке. Могут вводится как центральными, так и местными органами государственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми ( налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу ) или косвенными

( сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы ). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при этом что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка.
. Политика в рамках государственных закупок (state procurements) – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных. Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. Например, американское правительство по закону 1993 года, получившему название «Акт «Покупай американское», платило на 12% больше, а для оборонных товаров – на 50% больше американским поставщикам по сравнению с иностранными. В западноевропейских странах, где до недавнего времени средства связи находились в руках государства, практически не было торговли оборудованием связи, поскольку от государственных фирм требовалось покупать такое оборудование только у своих производителей.
. Требование о содержании местных компонентов (local content requirement)

– скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики импортозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требования о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.

2. Анализ реализации политики протекционизма в мировой торговле.

2.1. Анализ применения политики протекционизма в США.

2.1.1 Тарифы в США – исторический аспект проблемы.

Должны ли в США облагаться налогом продаваемые там товары иностранного происхождения? В случае утвердительного ответа каким должен быть размер пошлины на импорт? На всем протяжении американской истории эти вопросы порождали ожесточенные споры. Раздоры по поводу тарифов возникали еще на состоявшемся в 1787 г. в Филадельфии съезде, на котором была принята
Конституция США. Фабриканты знали, что высокие тарифы приводят к повышению цен на ввозимые товары и стимулируют потребителей покупать вместо них товары отечественного производства. Жители Юга, отсталого в промышленном отношении, выступали против налогов на импорт, поскольку не желали платить за товары более высокие цены. На съезде Север и Юг достигли компромисса по поводу тарифов, но спорный вопрос не был окончательно решен.[4]

Полемика вспыхнула вновь в 1828 г., когда конгресс утвердил очень высокий протекционистский тариф. Лидеры оппозиции с Юга заклеймили высокий тариф на импорт как «пакостный». Споры едва не привели к гражданской войне, когда Южная Каролина заявила, что не будет выполнять новый закон. Некоторые жители Каролины высказывались за выход из союза. Президент Эндрю Джексон не был намерен терпеть такого неповиновения и начал подготовку использования войск для того, чтобы обеспечить исполнение в Южной Каролине федерального закона. Кризис тем не менее удалось урегулировать без кровопролития: обе стороны сочли приемлемым новый тариф, предусматривающий постепенное уменьшение взимаемых ставок.

Во время гражданской войны в США 1861-65 гг. Конгресс принял высокие тарифы, направленные на защиту американской промышленности. Пошлины на импортируемые товары еще более возросли в 1890 г., когда был принят тариф
Мак-Кинли, оказавшимся весьма эффективным в смысле устранения иностранной конкуренции. Члены прогрессивных партий выступали за отмену высоких тарифов, поскольку, те вынуждали потребителей платить более высокие цены за промышленные товары. Тариф Пейна-Олдрича 1909 г. предусматривал понижение пошлин на некоторые товары, но на большую часть импорта налог оставался высоким.

Вудро Вильсон, будучи избранным Президентом в 1912 г., потребовал введение низких тарифов. Он считал, что высокие тарифы приведут к появлению в США монополий, так как будут способствовать американской конкуренции.
Конгресс отреагировал принятием тарифа Андервуда, что стало первым реальным понижением тарифных ставок во время гражданской войны. Однако после первой мировой войны импортные пошлины вновь возросли. В 1920-е гг. среди американцев были распространены изоляционистские настроения, и возврат к протекционизму встретил сравнительно слабое сопротивление. Согласно закону
Холи- Смута 1930 г. был введен самый высокий в американской истории тариф.
Действительно, ставки тарифа были настолько велики, что некоторые современные экономисты называют закон Холи – Смута одной из причин Великой депрессии. Даже если это была и не основная причина, закон, несомненно, ухудшил положение дел. Мировые державы, со своей стороны, ответили повышением своих тарифов, нанеся таким образом ущерб американской торговле.[4]

Президент Франклин Делано Рузвельт попытался оздоровить обстановку, предложив снизить тарифные ставки по отношению к любой стране, которая пошла бы на ответные меры. Принятый в 1934 г. закон о торговых соглашениях
(известный также под названием закона о торговле на основе взаимности) содержал оговорку о «наиболее благоприятствуемых нациях», которая предусматривала, что любая страна имеет возможность получить «режим наибольшего благоприятствования» по любому тарифному соглашению, если поступит в отношении США аналогичным образом. Согласно этому закону пошлины на импорт были снижены, и объем торговли США с некоторыми странами значительно увеличился.

Наметившую тенденцию к снижению тарифных ставок выразил закон о развитии торговли, принятый Конгрессом в 1962 г., который расширил полномочия Президента по снижению пошлин на импорт. Его вступление в силу сопровождалось проведением ряда раундов торговых переговоров, в которых участвовали ведущие индустриальные страны. В ходе раунда Кеннеди (1963- 67 гг.) тарифы были понижены до среднего уровня 6,5%. Токийский раунд (1973-79 гг.) принес еще большее снижение ставок (до 4,4%). Однако до настоящего времени остается неясным, приведет ли текущий, Уругвайский раунд к дальнейшему снижению тарифных барьеров.

Протекционизм, однако, продолжает оставаться животрепещущей проблемой.
Иностранная конкуренция, особенно в металлургической и автомобильной промышленности, привела к тому, что США столкнулась с определенными экономическими трудностями. Фабриканты и рабочие в затронутых ею отраслях утверждают, что ограничение американской конкуренции является необходимым.
Они считают, что без протекционистских мер такого рода производимая ими продукция будет продаваться по сниженным ценам и они окажутся вытесненными из предпринимательской деятельности.[4]

Противники протекционизма, со своей стороны, утверждают, что в результате установления торговых барьеров потребителям приходится платить большую цену за автомобили и многие другие товары. Они также считают, что при ослаблении иностранной конкуренции у фирм, специализирующихся в областях автомобилестроение и металлургии, окажется меньше стимулов к повышению к производительности и улучшению качества их продукции.

Защита новых отраслей. Многие страны в начале индустриализации использовали протекционистские барьеры для защиты своей промышленности.
Существует мнение , что раз уж у промышленности появилась возможность развиваться, она должна стать способной конкурировать с иностранными контрагентами и, следовательно на них должны налагаться некоторые ограничения. в 1791 г. Александр Гамильтон выступил в поддержку протекционистских тарифов для защиты новых отраслей американской промышленности.

Диверсификация экономики. Этот аргумент аналогичен предыдущему.
Хозяйство многих стран, особенно слаборазвитых, зависят, как правило, от одного продукта или товарной группы. В этом случае экономическое положение чревато финансовыми неурядицами, поскольку цены на «главный» продукт могут резко упасть. Для предотвращения подобной катастрофы считается, что правительство должно всячески поддерживать (с помощью тарифов и субсидий) другие отрасли экономики для ее диверсификации.

Защита США от конкуренции более дешевой рабочей силы. Данный довод представляется часто самым весомым среди всех аргументов в пользу ограничений международной торговли. Некоторые страны имеют возможность продавать свои товары в США по более низким ценам, потому что их рабочие получают более низкую заработную плату по сравнению с американцами.
Следовательно, американские рабочие должны либо согласиться на более низкий уровень заработной платы, либо потерять работу. Таким образом, в задачу правительства входит защита американских рабочих посредством ограничений на товары, произведенные с использованием «дешевой иностранной рабочей силы».[4]

Аргументы в пользу свободной торговли.

Сторонники свободы торговли (отсутствие любых ограничений) между странами считают, что она дает следующие преимущества по сравнению с ограниченной торговлей.

Приносит пользу потребителям. Согласно аргументам сторонников свободы торговли, неограниченный обмен продукцией между государствами полезен в той же мере, что и свободная торговля между штатами США. Она выгодна странам также, как выгодна специализация и обмен между различными районами
Соединенных Штатов. Тарифы на платья, «импортируемые» в Айову, могут способствовать развитию этой отрасли промышленности в штате, но за счет потребителей, живущих там и вынужденных в этом случае платить больше за свою одежду. Ограничения имеют схожее воздействие на отрасль промышленности, находящуюся под их защитой и процветающей за счет потребителей.

Устраняет возможность ответных ограничительных мер. Ограничения вызывают часто ответные меры. Американские тарифы и квоты часто вынуждают страну, относительно которой они установлены, вводить тарифы на американские товары. Протекционистская политика США служит только защите сравнительно неэффективных отраслей их экономики от иностранной конкуренции. Тем не менее экспортирующие отрасли США пострадают от ответных мер других стран.

2.1.2 Тенденции протекционизма и либерализации во внешнеэкономической политики США.

Внешнеторговая доктрина США исходит из того, что в послевоенный период развития экономика США претерпела два основных структурных изменения. Одно из них – глобализация (доля США в мировой торговле возросла более чем в два раза за последние 50 леи и в настоящее время превышает совокупную долю ЕС и Японии). Другим примечательным явлением в развитии американской экономики стала стагнация реальных доходов и регрессивный сдвиг в их распределении. В США созданы десятки миллионов новых рабочих мест, во многом за счет развития внешней торговли, однако среднестатистический реальный доход семьи в настоящее время ниже, чем поколение тому назад, для половины населения страны заработная плата либо не изменилась, либо сократилась, и только материальное положение 20% населения безусловно улучшилось.[5]

Главным вопросом развития экономики является степень взаимодействия вышеперечисленных факторов, определяющая баланс либерализации и протекционизма.

Либерализация международной торговли на данном этапе развития идет внутри сложившихся торгово-экономических союзов: ЕС, НАФТА (США, Канада,
Мексика), Меркосур (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), АСЕАН (Бруней,
Индонезия, Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам), ЕВРОМЕД, объединяющий страны Средиземноморья, АПЕК, в который входит 18 стран
Азиатско-Тихоокеанского региона.

В настоящее время более 60% мировой торговли приходится на торговлю внутри существующих торговых союзов, в том числе в рамках ЕС – 22,8%,
ЕВРОМЕД – 2,3%, НАФТА – 7,9%, Австралию и Новую Зеландию – 0,1%, страны
АПЕК – 23,7%.

Глобальный характер либерализации международной торговли определяется международным характером конкуренции в современных условиях. Успех на мировом рынке прочно ассоциируется с привлечением иностранных инвестиций.
Следующим этапом становится международное распределение продукции, рабочих мест, доходов и технологии. Большинство стран предлагают прямой льготный режим иностранным инвесторам, но главным условия привлечения инвестиций остается открытый торгово-инвестиционный режим. Одной из основных составляющей экономического прогресса стала международная конкурентоспособность, независимо от емкости внутреннего рынка. По оценкам, американских экономистов, такие самодостаточные в своем экономическом развитии страны, как Бразилия, Китай, Индия, Россия, США, включились в процесс либерализации внешней торговли. Примечательно, что США, еще десять лет назад имевшие значительные импортные квоты на автомашины, станки и оборудование, сталь и изделия из нее, отказались от подобных протекционистских мер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.