политика протекционизма экономики Украины
смотреть на рефераты похожие на "политика протекционизма экономики Украины" Р Е Ф Е Р А Т Дипломная работа: с., 5 рис., 8 табл., Объект исследования – политика протекционизма экономики Украины Цель работы – исследование влияния политики протекционизма на
экономику Украины Метод исследования – описательный, сравнительный. За время независимости Украины была выполнена большая работа по
созданию механизма регулирования внешнеэкономической деятельности как
необходимое условие эффективной внешнеэкономической политики страны.
Основным ее содержанием в условиях перехода к рыночным отношениям стал
отказ от административных методов и переход к использованию экономических
методов регулирования. Актуальным становится всестороннее изучение мирового
опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с мечтой создания
оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы мер
временной защиты внутреннего рынка и государственной поддержки
конкурентоспособности отечественных предприятий. ПОШЛИНА, ПРОТЕКЦИОНИЗМ, СВОБОДА ТОРГОВЛИ, ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА,
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ, ДЕМПИНГ, АНТИДЕМПИНГОВАЯ ПОШЛИНА, КВОТА, ЛИЦЕНЗИИ,
СУБСИДИИ, ТЕХНИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ. С о д е р ж а н и е : Введение 1. Общая характеристика протекционизма в международной торговле 1. Базовые принципы защиты экономики страны 2. Тарифные методы защиты экономики страны 3. Нетарифные методы защиты экономики страны 2. Анализ реализации политики протекционизма в мировой торговле. 1. Анализ применения политики протекционизма в США 1. Тарифы в США – исторический аспект 2. Тенденции протекционизма и либерализация во внешнеэкономической политики в США 2. Анализ применения политики протекционизма в развивающихся странах Азии 3. Общая характеристика состояния экономики Украины за пять лет независимого развития 1. Общая характеристика структуры и объема внешней торговли Украины 1. Динамика экспорта-импорта Украины 2. Динамика доходов Бюджета Украины от взимания государственной пошлины 2. Общая характеристика развития промышленности Украины и примеры применения таможенных тарифов на некоторые виды товаров машиностроения Выводы Перечень ссылок В В Е Д Е Н И Е В данное время, наверное, нет более актуальной проблемы для
нашей экономики, чем возрождение национального производства, увеличение
выпуска современной конкурентоспособной продукции. Важное место принадлежит
проведению государством эффективной внешнеторговой политики – одного из
важных элементов влияния на содействию развитию собственного производства,
поддержку отечественного товаропроизводителя. Следовательно, целью нашего исследования в соответствии с
избранной нами темой является анализ влияния политики протекционизма на
развитие экономики Украины. Мировой опыт показывает, что развитие внешнеэкономических
отношений в странах с переходной экономикой, как правило, регулируется
государством. Однако глубина и жесткость ряда мер влияния на этот процесс
могут существенно отличаться. Общим является одно – государство защищает
национальную экономику, интересы товаропроизводителей и потребителей,
создавая при помощи соответствующих рычагов относительно выгодные условия
интеграции национального хозяйства в систему мировых хозяйственных связей.
Поэтому заданием внешнеэкономической политики становится мягкость
деструктивного влияния на внешнюю торговлю, что происходит за пределами
национальных границ, и улучшение за счет этого условий хозяйствования
собственных товаропроизводителей. Украина является исключением в этом плане. Децентрализация
внешней торговли, нестойкие тенденции в ее развитии, передача хозяйственным
структурам прав на осуществление внешнеэкономической деятельности, сложное
внутреннее и внешнеэкономическое положение выдвинули на повестку дня новое
задание – формирование активной внешнеэкономической политики, направленной
на защиту национальных интересов государств. За пять лет независимого развития в Украине выполнена большая работа
по созданию механизма регулирования внешнеэкономической деятельности как
необходимым условием эффективной внешнеэкономической политики страны.
Основным ее содержанием в условиях перехода к рыночным отношениям стал
отказ от административных методов и переход к использованию экономических
методов регулирования. Однако эта задача решалась не достаточно
последовательно и взвешено. Поэтому политика в этой области в значительной
мере на основе метода попыток и ошибок, что нанесло ущерб национальной
экономики, ее стратегическим интересам касательно вхождения в мировое
хозяйство. Курс на свободную торговлю через «глобальную» либерализацию
внешнеэкономической деятельности, во многом обусловленный желанием
выполнить требования ведущих международных организаций (МВФ, Мирового
банка, ГАТТ/СОТ), последнее время все больше натыкался на контртенденцию
роста протекционизма. Как объединить (и можно ли вообще их объединить?) эти
две противоположные тенденции – очень сложная политико-экономическая
проблема. Поэтому все более актуальным становится всестороннее изучение
мирового опыта регулирования внешнеэкономической деятельности, с мечтой
создания оптимального, но не всеохватывающего протекционизма, как системы
мер временной защитой внутреннего рынка и государственной поддержкой
конкурентоспособности отечественных предприятий. Формирование экономично
эффективной модели внешнеэкономической деятельности Украины,
предусматривает поиск оптимальной комбинации защитных и наступательных
способов, которые бы отвечали стратегическим интересам страны в системе
взаимоотношений в рамках мирового хозяйства. И этот поиск имеет очень
важное значение В данной дипломной работе рассматривались проблемы влияния
протекционистской политики как в Украине, так и на примере развивающихся
стран Азии и стран США. При этом были использованы нормативные
международные документы, регулирующие международную торговлю;
законодательная база таможенной системы и нормативные документы
регулирующие внешнюю торговлю Украины. 1. Общая характеристика протекционизма в международной торговле. 1. Базовые принципы защиты экономики страны. В Новгородском таможенном уставе 1571 г. сказано, что со всех товаров,
ввозимых иноземными гостями и ценимых людьми присяжными, казна берет семь
денег на рубль.… За ввозимые металлы драгоценные платили, как и за все
иное; а вывоз их считался преступлением. Достойно замечания, что и
государевы товары не освобождались от пошлины. Утайка наказывалась тяжкою
пенею. Н. А. Карамзин «История государства Российского» Описывая царствования царя Иоанна IV(1560-1584 гг.), Карамзин
обращал внимание на то, что уже тогда во внешнеторговой политике Руси
преобладали протекционистские тенденции. Они охватывали как торговлю
частного сектора, так и государственную торговлю драгоценными металлами.[1] Биографическая справа 1.1 Макс Корден (Max Corden, род. 1927) – австралийский экономист,
профессор международной экономики. Родился в польском городе Вроцлаве
(прежнем немецком Бреслау). После того как родители переехали в Австралию,
Корден закончил Мельбурнский университет. Защитив в 1961 г. докторскую
диссертацию по международной экономике, начал карьеру профессора крупнейших
университетов мира, в числе которых Мельбурнский известный своими
традициями в изучении международной торговле, Австралийский
государственный, Оксфордский (Великобритания), Университет Джона Гопкинса,
Калифорнийский, Принстонский, Гарвардский (США). В 1977-1980 гг. Корден
избирался президентом экономического общества Австралии и Новой Зеландии. В
1986-1988 гг. работал старшим советником МВФ. В числе трудов, которые принесли Кордену известность и признание
в научных кругах, - «Теория протекционизма» (The Theory of Protection,
1971), «Торговая политика и экономическое благосостояние» (Trade Policy and
Economic Welfare,), «Инфляция, валютные курсы и мировая экономика»
(Inflation, Exchange Rates and the World Economy,1977), «Протекционизм,
рост и торговля». Эти и многие другие его труды составили теоретическую
базу анализа международной торговой политики, проводимого в Мировом банке и
МВФ.[1] Роль государства в международной торговле. Наиболее полное обобщение теории протекционизма связано с именем
австралийского ученого Макса Кордена (биографическая справка 1.1). Государственное регулирование международной торговли может быть: . Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.). . Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр. . Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран – членов Европейского союза (ЕС). В зависимости от масштабов вмешательство государства в международную
торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной
торговли.[1] . Свобода торговли (free trade)–политика минимального государственного вмешательства во внешнюю торговлю, которая развивается на основе свободных рыночных сил спроса и предложений. . Протекционизм (protectionism) - государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить
несколько форм протекционизма: . селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или отдельных товаров; . отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма; . коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран в них не входящих; . скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики. Инструменты торговой политики. В рамках торговой политики тесно переплетаются экономические,
организационные, политические, административные, правовые и иные вопросы.
Международная экономика изучает преимущественно экономические предпосылки и
последствия осуществления мер торговой политики, оставляя правовые
организационные вопросы на рассмотрение специализированных отраслей науки,
таких как международное торговое право, международный маркетинг и пр.[1] Инструменты государственного регулирования международной торговли по
своему характеру делятся на тарифные – те, что основаны на использовании
таможенного тарифа, и нетарифные – все прочие методы. Нетарифные методы
регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого
протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются
при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт (табл.
1.1). Основная задача государства в области международной торговли –
помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их
товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт,
сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке.
Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту
внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится, прежде
всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование
экспорта. Таблица 1.1 – Классификация инструментов торговой политики[1]
| | |Регулирует |
|Методы |Инструменты торговой |преимущественно |
| |политики | |
| |Таможенные пошлины | |Импорт |
|Тарифные |Тарифная квота | |Импорт |
| | |Квотирование | |Импорт |
|Н |Количествен|Лицензирование |Экспорт |Импорт |
|Е |ные |«Добровольное |Экспорт | |
|Т | |ограничение» | | |
|А | | | | |
|Р | | | | |
|И | | | | |
|Ф | | | | |
|Н | | | | |
|Ы | | | | |
|Е | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | |Государственные | |Импорт |
| |Скрытые |закупки | | |
| | |Требование о | |Импорт |
| | |содержании местных | |Импорт |
| | |компонентов | |Импорт |
| | |Технические барьеры | | |
| | |Налоги и сборы | | |
| |Финансовые |Субсидии |Экспорт | |
| | |Кредитование |Экспорт | |
| | |Демпинг |Экспорт | |
Характер торговой политики. Различные страны мира используют разные инструменты для
осуществления своей торговой политики. Если средний уровень таможенной
защиты государства поддается весьма точной количественной оценке, то
уровень использования нетарифных методов в силу их большого разнообразия и
различного экономического содержания может быть оценен количественно лишь
весьма приблизительно. Средний уровень тарифа обычно рассчитывается только
для товаров, импорт которых подлежит обложению пошлины, взвешенная по
стоимостному объему импорта товара, на которые она накладывается. Средний уровень нетарифных ограничений обычно рассчитывается как
стоимостная доля импорта или экспорта, подпадающая под эти ограничения. При
этом делается поправка на степень интенсивности этих ограничений: например,
очевидно, что автоматическая лицензия на экспорт, обязательно выдаваемая
властями по предъявлении необходимых документов, ограничивает экспорт в
значительно меньшей степени, нежели экспортная квота, запрещающая
экспортировать товар сверх определенных количеств. Высокоинтенсивными
количественными ограничениями считаются всевозможные запреты на экспорт и
импорт товаров, количественные квоты, выборочное лицензирование экспорта и
импорта. К низко интенсивным количественным ограничениям относится
автоматическое лицензирование, гибкие квоты (табл. 1.2).[1] Таблица 1.2 - Характер инструментов торговой политики |Средневзвешенный|Запретител|Ограничите|Умеренны|Открытый |Свободны|
|тариф (в %) |ьный |льный |й | |й |
| |10 |0-10|10-|0-2|0-10 |0 |
|Количест|торгов| | | | |25 |5 | | |
|венные |ли (в| | | | | | | | |
|ограниче|%) | | | | | | | | |
|ния | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | |
| |Степен| | | | | | | | |
| |ь |Высо|Люба|Высо|Высо|Сре|Низ|Средняя |0 |
| |интенс|кая |я |кая |кая |дня|кая| | |
| |ивност| | | | |я | | | |
| |и | | | | | | | | | Торговая политика государства бывает протекционистской,
умеренной или открытой (свобода торговли). Разумеется, каждое из этих
понятий весьма относительно, но все они располагаются на одной оси в
пределах двух экстремальных случаев, когда ограничительная политика
принимает характер запретительный, направленный на прекращение торговли с
внешним миром, и когда происходит полный отказ от использования
государством каких - бы то ни было инструментов торговой политики. В
реальном мире экстремальных случаев не встречается, хотя в разные периоды
развития отдельные государства в своей торговой политике подходили очень
близко либо к полному прекращению торговли с внешним миром (Албания), либо
к полной либерализации торгового режима (Исландия). Характер торгового режима государства, то есть степень его
жесткости, обычно определяется как агрегированный показатель, учитывающий
как средний уровень таможенного тарифа, так и средний уровень и
интенсивность количественных ограничений (табл. 1.3).[1] Таблица 1.3 - Характер торговой политики в целом |Режим | | | |
|количественных | | | |
|ограничений |Открытый |Умеренный |Ограничительный|
|Режим тарифов | | | |
| | | | |
|Открытый |Свобода |Умеренный |Протекционизм |
| |торговли | | |
| | | | |
|Умеренный |Умеренный |Умеренный |Протекционизм |
| | | | |
|Ограничительный|Протекционизм |Протекционизм |Протекционизм |
| | | | | Например, торговый режим страны, которая устранила все импортные
пошлины, но ввела количественные квоты на основные товары импорта или,
наоборот, отменила квоты, но повысила импортный тариф до запретительного
уровня, не может считаться режимом свободы торговли. Относительно открытым
может быть признан торговый режим только той страны, у которой средний
уровень таможенного обложения импорта составляет менее 10%, а
количественные ограничения покрывают менее 25% импорта и имеют низко
интенсивный, в основном регистрационный, характер.[1]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|