p> Переход индивидуальных предпринимателей на работу по патенту
производится по их заявлению в налоговый орган, которое подается не позднее
чем за 1 месяц до начала очередного квартала по определенной форме.
Решение о переводе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ в этом
выносится налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления.
Патент выдается сроком на 1 календарный год. Дубликат патента хранится в
налоговом органе. При получении патента в налоговом органе индивидуальный
предприниматель должен предъявить для регистрации книгу учета доходов и
расходов. В книге указываются фамилия, имя, отчество индивидуального
предпринимателя, вид осуществляемой деятельности, местонахождение, номера
расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на
первой странице фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи.
На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила
обращения с отчетностью, установленные действующим законодательством
Российской Федерации. При утрате патента он подлежит возобновлению
налоговым органом с наложением на индивидуального предпринимателя штрафа,
размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта
Российской Федерации. Стоимость патентов утверждается органами государственной власти
субъектов Российской Федерации по совместному предложению финансовых и
налоговых органов на каждый вид предпринимательской деятельности. Расчет
стоимости патентов на каждый год производится исходя из средних по
территории соответствующего субъекта Российской Федерации данных о
фактических средних суммах совокупного годового дохода по группе лиц,
осуществляющих данный вид деятельности. Она должна соответствовать величине
подоходного налога по ставке 30% от среднего совокупного годового дохода.
Поскольку средние размеры совокупного дохода физических лиц по конкретным
видам деятельности могут изменяться, стоимости патентов могут быть
пересмотрены не реже 1 раза в год. Граждане, осуществляющие одновременно
несколько видов предпринимательской деятельности, должны оплачивать патент
по каждому виду. Выплата стоимости патента осуществляется индивидуальными
предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, которые
устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской
Федерации. По истечении срока действия патента по заявлению индивидуального
предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной(годичный) срок
действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. В
соответствии с законодательством Российской Федерации индивидуальные
предприниматели имеют право отказаться от работы по патенту и перейти на
систему уплаты подоходного налога. Эта процедура осуществляется после
подачи ими заявления в налоговый орган. Контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет
стоимости патента осуществляется налоговыми органами в соответствии с
Законом Российской Федерации "О Государственной налоговой службе РСФСР" от
21 марта 1991г. № 943-1 ( в редакции от 13 июня 1996г) и другими
законодательными актами. При утрате патента он подлежит возобновлению
налоговым органом с соблюдением предусмотренных законодательством
Российской Федерации условий и наложением штрафа. Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями,
перешедшими на упрощенную систему, ведется в книге учета доходов и
расходов. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15
марта 1996г. №27 индивидуальные предприниматели учитывают свои расходы в
соответствии с указаниями Инструкции Государственной налоговой службы
Российской Федерации" О подоходном налоге с физических лиц" от 29 июня
1995г. № 35 с дополнениями и изменениями. Контроль за соблюдением налогового законодательства (и ряда других
нормативных актов) индивидуальными предпринимателями возложен на налоговые
органы. Государственным налоговым инспекциям предоставлено право: 1. производить у граждан Российской Федерации, иностранных граждан
проверки денежных документов, деклараций о доходах и других документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов, других обязательных платежей в
бюджет; 2. получать безвозмездно от проверяемых налогоплательщиков
необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при
проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну,
определяемую в установленном законодательством порядке;
контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами,
занимающимися предпринимательской деятельностью. Требовать от граждан
устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других
обязательных платежей в бюджет и законодательства о предпринимательской
деятельности; 4. получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и
иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия
необходимые для правильного налогообложения справки, документы и их копии,
касающиеся деятельности налогоплательщика. Должностные лица налоговой
службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций; 5. обследовать при осуществлении своих полномочий производственные,
складские, торговые и иные помещения граждан, используемые для извлечения
доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения (с
соблюдением соответствующих правил). В случаях отказа граждан допустить
должностных лиц государственной налоговой инспекции к обследованию
указанных помещений государственные налоговые инспекции вправе определять
облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении
дохода, и по аналогии налогообложения лиц, занимающихся сходной
деятельностью; 6. приостанавливать операции занимающихся предпринимательской
деятельностью граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных
финансово-кредитных учреждениях в случаях отказа представить
государственной налоговой инспекции и ее должностным лицам деклараций и
других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных
обязательных платежей в бюджет;
изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или
занижении дохода ли о сокрытии иных объектов от налогообложения, с
одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания; 8. применять к гражданам финансовые санкции в виде взыскания:
всей суммы сокрытого или заниженного дохода;
штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении- штрафа в 2-
кратном размере этой суммы; 10% причитающихся сумм налогов за отсутствие учета объектов
налогообложения и за ведение учета с нарушением установленного порядка, а
также за отказ представить налоговые декларации и другие документы,
необходимые для исчисления и уплаты налогов, или их несвоевременное
представление; пени с налогоплательщика в соответствии с законодательством в случае
задержки уплаты налога от неуплаченной суммы налога за каждый день
просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты по день уплаты
включительно.
взыскивать в бюджет недоимки по налогам, а также суммы штрафов и иных
санкций с граждан в судебном порядке; 10. возбуждать ходатайства о запрещении нарушителям законодательства
заниматься предпринимательской деятельностью; 11. предъявлять в суд и арбитражный суд иски:
о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего
полученного по таким сделкам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного имущества (не по сделке, а
в результате других незаконных действий); 12. налагать административные штрафы в размере от 2 до 5 минимальных
месячных размеров оплаты труда, а при повторном нарушении в течении года
после наложения административного взыскания - от 5 до 10 минимальных
месячных размеров оплаты труда на граждан: виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением
установленного порядка, в несвоевременном представлении декларации о
доходах или отказывающихся представить их; виновных во включении в декларацию искаженных данных; не выполняющих необходимые для правильного налогообложения требования
представить справки и документы, провести обследование помещений, устранить
выявленные нарушения. При обнаружении нарушения налогового законодательства или
законодательства о предпринимательской деятельности работники налоговых
органов составляют протокол об административном нарушении налогового
законодательства по утвержденной форме, в котором указываются сведения о
нарушителе, состав нарушения(например, реализация товара без свидетельства
о регистрации в качестве предпринимателя, отсутствие учета, отсутствие
декларации или несвоевременное ее представление, включение в декларацию
искаженных данных и т. п. ), наименование нормативных документов и пунктов
или статей, которые нарушены. Кроме того, нарушителю разъясняются права и
обязанности, предусмотренные законодательством на случаи административных
правонарушений. Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять их коммерческую
тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц. Ущерб(включая упущенную
выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего
осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них
обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке. Действующий налоговый механизм предпринимательства достаточно сложен,
противоречив, регулируется большим количеством законных и подзаконных
актов, в которые вносится множество изменений, и не обеспечивает в полной
мере фискальной и регулирующей функций налогов, соответствующих сегодняшним
условиям развития рыночной экономики. Так в связи с необязательностью ведения бухгалтерского учета
индивидуальными предпринимателями, отсутствием элементарных юридически-
бухгалтерских навыков, невозможностью сформировать пакет надлежащим образом
оформленных подтверждающих документов на расходы( особенно в сфере торгово-
закупочной деятельности), предприниматели вынуждены скрывать доходы, чтобы
не увеличивать налогооблагаемую базу. При всей множественности вычетов и скидок, их социальная значимость
(за исключением расходов на приобретение и строительство жилого дома,
квартиры, дачи, садового домика)недостаточно способствуют развитию
предпринимательства. Обязательные отчисления в Пенсионный фонд ( до 1. 01. 97г. -5%, с 1.
01. 97г. -28%) с с совокупного годового дохода предпринимателя при
вышеперечисленных условиях еще более подталкивает предпринимателя на
укрытие доходов( Не случайно указанное Постановлением Конституционного суда
РФ от 24. 02. 98 №7-П признано не соответствующим Конституции Российской
Федерации. [10] Ставку подоходного налога( по сравнению с применяемыми в странах с
развитой рыночной экономикой) нельзя считать чрезмерной, вместе с тем
необлагаемый доход, даже самый льготный, ниже уровня стоимости минимальной
потребительской корзины или в лучшем случае практически равняется ему. 2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе. Представленный в предыдущих разделах анализ развития
предпринимательства в России, зарубежного опыта налогообложения малого
бизнеса в сравнении с налоговым механизмом предпринимательства у нас
показывает, что дальнейшее продвижение вперед без решения целого ряда
накопившихся или нерешенных проблем невозможно. Это особенно ярко иллюстрирует конкретная практическая информация из
регионов. Так из информации советника налоговой службы П ранга к. э. н. С. Н.
Рагимова (г. Москва) можно сделать вывод, что согласно "Бюллетеня о малом
предпринимательстве", выпускаемом Мосгоркомстатом, в Москве на начало
1997года зарегистрировано 176 тысяч малых предприятий, треть из которых-
предприятия торговли и общественного питания. На них занято с учетом
совместителей и выполняющих работы по договорам подряда 3, 3 млн. человек,
что составляет более половины самодеятельного населения. Расчеты,
проведенные на основании информации Мосгоркомстата, показали, что средняя
официальная зарплата работника малого предприятия в 1996году была на уровне
200 тыс.руб. в месяц (неденоминированных), в то время, как этот показатель
по городу в целом составил 1100 тыс. рублей. При таком соотношении в
зарплатах остается только гадать, о секретах массового стремления населения
столицы добровольно пополнить ряды
" малооплачиваемых ". Специалисты утверждают, что в коммерческих организациях, основу
которых составляют малые предприятия, зарплата в 2-3 раза выше, чем в
отчетах. По данным налоговых органов города из 552 тысяч состоящих на учете, к
малым относятся около 200 тысяч, из которых отчетность и налоговые расчеты,
в том числе пустые, сдает 121 тысяча. За 9 месяцев 1997 года малыми предприятиями уплачено 6,6% общих
поступлений в консолидированный бюджет Москвы, а в среднем одним малым
предприятием-43,4млн.рублей, или на порядок меньше, по сравнению с
предприятиями, не относящимися к этой категории. В то же время средняя сумма уплаченного налога подавляющего
большинства малых предприятий(83%) была в пределах 26-27 млн. рублей в год
или 2, 2 млн. руб. в месяц. Это уже становится соразмерным затратам,
которые общество несет на содержание налоговых органов по обслуживанию этой
категории плательщиков. Известно, что налогов в стране много и они разные можно себе
представить как трудно предпринимателям , если изменений в
законодательстве за прошедшие годы было около 3 тысяч. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов
малого предпринимательства предусматривает сокращение числа налогов и
платежей , сводит до минимума отчетности, которую может вести менее
квалифицированный работник, или даже сам предприниматель. И что же? На упрощенную систему отчетности перешли около 500
предприятий, или менее 0, 5 % .В среднем каждым из них за 9 месяцев 1997
года уплачено налогов 15, 7 млн. рублей или в 3 раза меньше, по сравнению с
аналогичным показателем по всей группе малых предприятий. Более того,
некоторые из предприятий перешедших на упрощенную систему налогообложения
намереваются вернуться к старому методу.[11] Н. И. Пахомов, советник налоговой службы 1 ранга из Красноярского
края информирует, что из-за больших перегрузок работники налоговых органов
сталкиваются с определенными проблемами по обеспечению полноты учета
налогоплательщиков, правильности учета доходов и расходов, своевременности
уплаты налогов в бюджет. Большинство индивидуальных предпринимателей осуществляет наем
работников по гражданско-правовым договорам, что затрудняет учет доходов. Некоторые предприниматели являются владельцами нескольких крупных
торговых точек, с оборотом, составляющим десятки миллиардов рублей
(неденоминированных). Это усложняет работу налоговых инспекторов при
проверке деклараций, которая занимает больше времени, чем положено. Федеральный закон от 29. 12. 95 №222-Ф3" Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого
предпринимательства практически на работает. По данным на 1 октября 1997года в Красноярском крае оплатили патенты
только 490 человек, или 0, 6% зарегистрированных в налоговых органах
индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. Что же сдерживает их от перехода на упрощенную систему
налогообложения? Указанный закон не отменяет ведение книги учета доходов и расходов и
представление декларации в налоговые органы. Кроме того, предприниматели
платят по прежнему другие налоги, установленные местными органами власти.
Инспектору порой не хватает времени, чтобы проверить большое количество
документов, которые имеются у каждого предпринимателя, вследствие чего, для
предпринимателей открываются широкие возможности по укрытию своих доходов.
В результате оказывается, что сумма уплачиваемого ими подоходного налога
меньше, чем стоимость патента, который им пришлось бы приобрести.[12] В ГНИ по г. Волжскому по состоянию на 1. 01. 1998 года перешли на
упрощенную систему налогообложения и оплатили патенты 18 малых предприятий
и 16 индивидуальных предпринимателей, что составляет соответственно 0, 5% и
0. 12% от числа зарегистрированных. За 1997 год от одного индивидуального предпринимателя поступило в
среднем 287, 7 тыс. рублей подоходного налога, что эквивалентно
среднемесячному налогооблагаемому доходу 200 тыс. рублей. И это при том, что из 12633 индивидуальных предпринимателей у 1456
выявлены нарушения налогового законодательства . Дополнительно начислено
платежей в сумме 1255, 3 млн. рублей, в том числе штрафных санкций и пени в
сумме 384,4 млн. рублей. Сравнение среднемесячного налогооблагаемого дохода индивидуального
предпринимателя с городскими данными по минимальной потребительской
корзине( 400 тыс. рублей) и среднемесячной заработной плате ( 840 тыс.
рублей) дают основания полагать о существенном недообложении
предпринимателей и скрытие ими доходов. (Все показатели в недоминированных
суммах).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|