Меню
Поиск



рефераты скачать Особенности налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности в период становления рыночной экономики России

p> Переход индивидуальных предпринимателей на работу по патенту производится по их заявлению в налоговый орган, которое подается не позднее чем за 1 месяц до начала очередного квартала по определенной форме.
Решение о переводе индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ в этом выносится налоговым органом в 15-дневный срок со дня подачи заявления.
Патент выдается сроком на 1 календарный год. Дубликат патента хранится в налоговом органе. При получении патента в налоговом органе индивидуальный предприниматель должен предъявить для регистрации книгу учета доходов и расходов. В книге указываются фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, вид осуществляемой деятельности, местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи.
На патент и книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующим законодательством
Российской Федерации. При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с наложением на индивидуального предпринимателя штрафа, размер которого устанавливается органом государственной власти субъекта
Российской Федерации.

Стоимость патентов утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации по совместному предложению финансовых и налоговых органов на каждый вид предпринимательской деятельности. Расчет стоимости патентов на каждый год производится исходя из средних по территории соответствующего субъекта Российской Федерации данных о фактических средних суммах совокупного годового дохода по группе лиц, осуществляющих данный вид деятельности. Она должна соответствовать величине подоходного налога по ставке 30% от среднего совокупного годового дохода.
Поскольку средние размеры совокупного дохода физических лиц по конкретным видам деятельности могут изменяться, стоимости патентов могут быть пересмотрены не реже 1 раза в год. Граждане, осуществляющие одновременно несколько видов предпринимательской деятельности, должны оплачивать патент по каждому виду. Выплата стоимости патента осуществляется индивидуальными предпринимателями ежеквартально с распределением платежей, которые устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской
Федерации.

По истечении срока действия патента по заявлению индивидуального предпринимателя налоговый орган выдает патент на очередной(годичный) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов. В соответствии с законодательством Российской Федерации индивидуальные предприниматели имеют право отказаться от работы по патенту и перейти на систему уплаты подоходного налога. Эта процедура осуществляется после подачи ими заявления в налоговый орган.

Контроль за правильностью и своевременностью уплаты в бюджет стоимости патента осуществляется налоговыми органами в соответствии с
Законом Российской Федерации "О Государственной налоговой службе РСФСР" от
21 марта 1991г. № 943-1 ( в редакции от 13 июня 1996г) и другими законодательными актами. При утрате патента он подлежит возобновлению налоговым органом с соблюдением предусмотренных законодательством
Российской Федерации условий и наложением штрафа.

Учет доходов и расходов индивидуальными предпринимателями, перешедшими на упрощенную систему, ведется в книге учета доходов и расходов. Согласно приказу Министерства финансов Российской Федерации от 15 марта 1996г. №27 индивидуальные предприниматели учитывают свои расходы в соответствии с указаниями Инструкции Государственной налоговой службы
Российской Федерации" О подоходном налоге с физических лиц" от 29 июня
1995г. № 35 с дополнениями и изменениями.

Контроль за соблюдением налогового законодательства (и ряда других нормативных актов) индивидуальными предпринимателями возложен на налоговые органы. Государственным налоговым инспекциям предоставлено право:

1. производить у граждан Российской Федерации, иностранных граждан проверки денежных документов, деклараций о доходах и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, других обязательных платежей в бюджет;

2. получать безвозмездно от проверяемых налогоплательщиков необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке; контролировать соблюдение налогового законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью. Требовать от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежей в бюджет и законодательства о предпринимательской деятельности;

4. получать от предприятий, учреждений, организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия необходимые для правильного налогообложения справки, документы и их копии, касающиеся деятельности налогоплательщика. Должностные лица налоговой службы обязаны сохранять в тайне сведения о вкладах граждан и организаций;

5. обследовать при осуществлении своих полномочий производственные, складские, торговые и иные помещения граждан, используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения (с соблюдением соответствующих правил). В случаях отказа граждан допустить должностных лиц государственной налоговой инспекции к обследованию указанных помещений государственные налоговые инспекции вправе определять облагаемый доход на основании документов, свидетельствующих о получении дохода, и по аналогии налогообложения лиц, занимающихся сходной деятельностью;

6. приостанавливать операции занимающихся предпринимательской деятельностью граждан по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаях отказа представить государственной налоговой инспекции и ее должностным лицам деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет; изымать у налогоплательщиков документы, свидетельствующие о сокрытии или занижении дохода ли о сокрытии иных объектов от налогообложения, с одновременным производством осмотра документов и фиксацией их содержания;

8. применять к гражданам финансовые санкции в виде взыскания: всей суммы сокрытого или заниженного дохода; штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении- штрафа в 2- кратном размере этой суммы;

10% причитающихся сумм налогов за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета с нарушением установленного порядка, а также за отказ представить налоговые декларации и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, или их несвоевременное представление; пени с налогоплательщика в соответствии с законодательством в случае задержки уплаты налога от неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа начиная с установленного срока уплаты по день уплаты включительно. взыскивать в бюджет недоимки по налогам, а также суммы штрафов и иных санкций с граждан в судебном порядке;

10. возбуждать ходатайства о запрещении нарушителям законодательства

заниматься предпринимательской деятельностью;

11. предъявлять в суд и арбитражный суд иски: о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам дохода; о взыскании неосновательно приобретенного имущества (не по сделке, а в результате других незаконных действий);

12. налагать административные штрафы в размере от 2 до 5 минимальных месячных размеров оплаты труда, а при повторном нарушении в течении года после наложения административного взыскания - от 5 до 10 минимальных месячных размеров оплаты труда на граждан: виновных в отсутствии учета доходов или ведении его с нарушением установленного порядка, в несвоевременном представлении декларации о доходах или отказывающихся представить их; виновных во включении в декларацию искаженных данных; не выполняющих необходимые для правильного налогообложения требования представить справки и документы, провести обследование помещений, устранить выявленные нарушения.

При обнаружении нарушения налогового законодательства или законодательства о предпринимательской деятельности работники налоговых органов составляют протокол об административном нарушении налогового законодательства по утвержденной форме, в котором указываются сведения о нарушителе, состав нарушения(например, реализация товара без свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, отсутствие учета, отсутствие декларации или несвоевременное ее представление, включение в декларацию искаженных данных и т. п. ), наименование нормативных документов и пунктов или статей, которые нарушены. Кроме того, нарушителю разъясняются права и обязанности, предусмотренные законодательством на случаи административных правонарушений.

Налоговые органы и их сотрудники обязаны сохранять их коммерческую тайну и тайну сведений о вкладах физических лиц. Ущерб(включая упущенную выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей, подлежит возмещению в установленном порядке.

Действующий налоговый механизм предпринимательства достаточно сложен, противоречив, регулируется большим количеством законных и подзаконных актов, в которые вносится множество изменений, и не обеспечивает в полной мере фискальной и регулирующей функций налогов, соответствующих сегодняшним условиям развития рыночной экономики.

Так в связи с необязательностью ведения бухгалтерского учета индивидуальными предпринимателями, отсутствием элементарных юридически- бухгалтерских навыков, невозможностью сформировать пакет надлежащим образом оформленных подтверждающих документов на расходы( особенно в сфере торгово- закупочной деятельности), предприниматели вынуждены скрывать доходы, чтобы не увеличивать налогооблагаемую базу.

При всей множественности вычетов и скидок, их социальная значимость
(за исключением расходов на приобретение и строительство жилого дома, квартиры, дачи, садового домика)недостаточно способствуют развитию предпринимательства.

Обязательные отчисления в Пенсионный фонд ( до 1. 01. 97г. -5%, с 1.
01. 97г. -28%) с с совокупного годового дохода предпринимателя при вышеперечисленных условиях еще более подталкивает предпринимателя на укрытие доходов( Не случайно указанное Постановлением Конституционного суда
РФ от 24. 02. 98 №7-П признано не соответствующим Конституции Российской
Федерации. [10]

Ставку подоходного налога( по сравнению с применяемыми в странах с развитой рыночной экономикой) нельзя считать чрезмерной, вместе с тем необлагаемый доход, даже самый льготный, ниже уровня стоимости минимальной потребительской корзины или в лучшем случае практически равняется ему.

2. Проблемы налогообложения предпринимательства и пути его совершенствования на современном этапе.

Представленный в предыдущих разделах анализ развития предпринимательства в России, зарубежного опыта налогообложения малого бизнеса в сравнении с налоговым механизмом предпринимательства у нас показывает, что дальнейшее продвижение вперед без решения целого ряда накопившихся или нерешенных проблем невозможно.

Это особенно ярко иллюстрирует конкретная практическая информация из регионов.

Так из информации советника налоговой службы П ранга к. э. н. С. Н.
Рагимова (г. Москва) можно сделать вывод, что согласно "Бюллетеня о малом предпринимательстве", выпускаемом Мосгоркомстатом, в Москве на начало
1997года зарегистрировано 176 тысяч малых предприятий, треть из которых- предприятия торговли и общественного питания. На них занято с учетом совместителей и выполняющих работы по договорам подряда 3, 3 млн. человек, что составляет более половины самодеятельного населения. Расчеты, проведенные на основании информации Мосгоркомстата, показали, что средняя официальная зарплата работника малого предприятия в 1996году была на уровне
200 тыс.руб. в месяц (неденоминированных), в то время, как этот показатель по городу в целом составил 1100 тыс. рублей. При таком соотношении в зарплатах остается только гадать, о секретах массового стремления населения столицы добровольно пополнить ряды
" малооплачиваемых ".

Специалисты утверждают, что в коммерческих организациях, основу которых составляют малые предприятия, зарплата в 2-3 раза выше, чем в отчетах.

По данным налоговых органов города из 552 тысяч состоящих на учете, к малым относятся около 200 тысяч, из которых отчетность и налоговые расчеты, в том числе пустые, сдает 121 тысяча.

За 9 месяцев 1997 года малыми предприятиями уплачено 6,6% общих поступлений в консолидированный бюджет Москвы, а в среднем одним малым предприятием-43,4млн.рублей, или на порядок меньше, по сравнению с предприятиями, не относящимися к этой категории.

В то же время средняя сумма уплаченного налога подавляющего большинства малых предприятий(83%) была в пределах 26-27 млн. рублей в год или 2, 2 млн. руб. в месяц. Это уже становится соразмерным затратам, которые общество несет на содержание налоговых органов по обслуживанию этой категории плательщиков.

Известно, что налогов в стране много и они разные можно себе представить как трудно предпринимателям , если изменений в законодательстве за прошедшие годы было около 3 тысяч.

Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства предусматривает сокращение числа налогов и платежей , сводит до минимума отчетности, которую может вести менее квалифицированный работник, или даже сам предприниматель.

И что же? На упрощенную систему отчетности перешли около 500 предприятий, или менее 0, 5 % .В среднем каждым из них за 9 месяцев 1997 года уплачено налогов 15, 7 млн. рублей или в 3 раза меньше, по сравнению с аналогичным показателем по всей группе малых предприятий. Более того, некоторые из предприятий перешедших на упрощенную систему налогообложения намереваются вернуться к старому методу.[11]

Н. И. Пахомов, советник налоговой службы 1 ранга из Красноярского края информирует, что из-за больших перегрузок работники налоговых органов сталкиваются с определенными проблемами по обеспечению полноты учета налогоплательщиков, правильности учета доходов и расходов, своевременности уплаты налогов в бюджет.

Большинство индивидуальных предпринимателей осуществляет наем работников по гражданско-правовым договорам, что затрудняет учет доходов.

Некоторые предприниматели являются владельцами нескольких крупных торговых точек, с оборотом, составляющим десятки миллиардов рублей
(неденоминированных). Это усложняет работу налоговых инспекторов при проверке деклараций, которая занимает больше времени, чем положено.

Федеральный закон от 29. 12. 95 №222-Ф3" Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства практически на работает.

По данным на 1 октября 1997года в Красноярском крае оплатили патенты только 490 человек, или 0, 6% зарегистрированных в налоговых органах индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Что же сдерживает их от перехода на упрощенную систему налогообложения?

Указанный закон не отменяет ведение книги учета доходов и расходов и представление декларации в налоговые органы. Кроме того, предприниматели платят по прежнему другие налоги, установленные местными органами власти.
Инспектору порой не хватает времени, чтобы проверить большое количество документов, которые имеются у каждого предпринимателя, вследствие чего, для предпринимателей открываются широкие возможности по укрытию своих доходов.
В результате оказывается, что сумма уплачиваемого ими подоходного налога меньше, чем стоимость патента, который им пришлось бы приобрести.[12]

В ГНИ по г. Волжскому по состоянию на 1. 01. 1998 года перешли на упрощенную систему налогообложения и оплатили патенты 18 малых предприятий и 16 индивидуальных предпринимателей, что составляет соответственно 0, 5% и
0. 12% от числа зарегистрированных.

За 1997 год от одного индивидуального предпринимателя поступило в среднем 287, 7 тыс. рублей подоходного налога, что эквивалентно среднемесячному налогооблагаемому доходу 200 тыс. рублей.

И это при том, что из 12633 индивидуальных предпринимателей у 1456 выявлены нарушения налогового законодательства . Дополнительно начислено платежей в сумме 1255, 3 млн. рублей, в том числе штрафных санкций и пени в сумме 384,4 млн. рублей.

Сравнение среднемесячного налогооблагаемого дохода индивидуального предпринимателя с городскими данными по минимальной потребительской корзине( 400 тыс. рублей) и среднемесячной заработной плате ( 840 тыс. рублей) дают основания полагать о существенном недообложении предпринимателей и скрытие ими доходов. (Все показатели в недоминированных суммах).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.