p> Интересно, что в категории оплаты по труду при работе по найму
предусмотрено уменьшение налога на 20 %, обусловленное так называемой
"скидкой на вынужденную честность", поскольку наемные работники не имеют
возможность укрыть свои доходы от налогообложения в отличии от торговцев и
мелких предпринимателей (не применяется к зарплате, превышающей 500 тыс.
франков в год). Из общей суммы дохода предприятия, не являющегося акционерным
обществом. Вычитаются расходы на производство и продажу (сырье,
амортизация, зарплата, кредиты и т.п.). При исчислении сельскохозяйственных доходов учитываются:
-коллективные льготы если доход менее 500 тыс. франков на
налогоплательщика;
-при доходах от 500 до 700 тыс. франков фермер сам определяет
налогооблагаемую сумму с учетом произведенных затрат и полученной выручке;
-при доходах свыше 750 тыс. франков действуют нормы налогообложения,
аналогичные установленным для коммерсантов. Следует отметить, что во Франции осуществляется государственная
поддержка кооперативного движения на основе проведения мер льготного
налогообложения. Кооперативы, как и другие предприятия, уплачивают
центральные и местные налоги, но с существенными льготами и исключениями из
правил:
-они освобождены от уплаты налога на прибыль;
-для них используется минимальная ставка НДС (5, 5%), а при инвестировании
НДС вычитается;
-в отношении них применяется налог на профессии с понижением базы налога на
50%;
-они освобождены от налога на строения (за исключением складских зданий для
хранения удобрений). Для расчета налога чистый доход семьи распределяется на части по
следующей схеме:
|Незамужняя, холостяк |1 часть; |
|Супружеская пара |2 части; |
|1 ребенок |0,5 части дополнительно; |
|2 ребенка |1 часть дополнительно |
|3 ребенка |2 части дополнительно. | Затем определяется сумма налога по соответствующим ставкам на 1
часть, затем полученные результаты суммируются, что позволяет смягчить
прогрессию налога и обеспечить определенные льготы многодетным. Кроме того налог может быть сокращен на 25% на суммы расходов:
-на содержание детей в детских дошкольных учреждениях;
-на оказание помощи престарелым;
-на уплату процентов за кредит на приобретение жилья(установлен потолок
кредита для семьи 30 тыс. франков, для одиноких- 15 тыс. франков);
-по взносам на страхование жизни;
-на покупку акций. Этот перечень меняется в зависимости от изменений налоговой политики. Используя опыт налогообложения развитых зарубежных стран, для России,
в ее трудные времена, очень важно найти, с точки зрения оптимального
использования регулирующей функции налогов, баланс между задачами по
обеспечению социально-незащищенных слоев населения и потребностью
способствовать подъему экономики. Г Л А В А 2 1. Налоговый механизм индивидуального предпринимательства в рыночной экономике России. Предпринимательская деятельность граждан, осуществляемая без
образования юридического лица, регулируется в основном теми же правилами и
нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, что хозяйственная
деятельность юридических лиц. Физические лица, так же, как и организации,
вправе заниматься любыми видами предпринимательской деятельности, не
запрещенными законом, и совершать от своего имени любые разрешенные законом
сделки, использовать наемный труд. Государственная регистрация физического лица, изъявившего желание
заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического
лица, осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной
или городской администрацией по месту его постоянного жительства или
временного проживания. До регистрации гражданин должен уплатить
государственную пошлину (регистрационный сбор), величина которой не может
превышать минимальную месячную оплату труда. Категории плательщиков,
освобождаемых от уплаты этого сбора или имеющих по нему льготу,
устанавливаются органами администрации. Регистрационный сбор уплачивается
через учреждения банка либо иные учреждения, наделенные полномочиями
принимать платежи от населения в доход бюджета, и возврату не подлежит. Вместе с квитанцией об уплате регистрационного сбора гражданин должен
представить составленное по установленной форме заявление (бланк заявления
выдается в регистрирующем органе), паспорт и 3 фотографии размером 3х
4см.Регистрация должна быть произведена в день подачи документов или в 3-
дневный срок после получения их по почте. В те же сроки должно быть выдано
или выслано по почте регистрационное свидетельство. Существующими нормативными документами не предусмотрено ограничение
срока, на который может быть выдано свидетельство о регистрации, - оно, как
правило, является бессрочным. Количество видов деятельности, которые могут
быть указаны в нем, не ограничено, однако те виды деятельности, которые
запрещены действующим законодательством или за которые предусмотрена
уголовная ответственность, не разрешаются. Свидетельство о регистрации
оформляется в трех экземплярах (предпринимателю, регистрирующему органу
местной администрации и налоговому органу). При утере свидетельства
предпринимателем регистрирующий орган может выдать дубликат с взиманием 20%
уплаченного ранее сбора. Осуществление гражданином предпринимательской
деятельности, не зарегистрированной в установленном порядке, в том числе не
указанной в регистрационном свидетельстве, а также отказ гражданина
предъявить свидетельство должностному лицу налогового органа влекут за
собой административную ответственность гражданина в соответствии с
законодательством Российской Федерации, а также взыскание налоговым органом
в доход государства всех доходов (за вычетом расходов) от
предпринимательской деятельности, осуществляемой с нарушением
законодательства. Для отдельных видов деятельности требуется оформление специального
разрешения- лицензии, которая является официальным документом, дающим право
на указанный в нем вид деятельности в течение установленного срока, а также
определяющим условия его осуществления. Перечни видов деятельности, на
которые требуются лицензии, и органов, уполномоченных выдавать их,
установленны постановлением Правительства Российской Федерации от 24
декабря 1994г. № 1418. Отсутствие лицензии, как правило, не является
основанием для отказа в государственной регистрации индивидуального
предпринимателя. Исключение составляет частная детективная деятельность. Физические лица, зарегистрировавшие предпринимательскую деятельность
без образования юридического лица, обязаны своевременно встать на учет в
налоговый орган по месту постоянного жительства. Для регистрации
предприниматель должен явиться в налоговую инспекцию, имея с собой: свидетельство о государственной регистрации предпринимательской
деятельности без образования юридического лица; паспорт; справку с основного места работы (если нет основного места работы, то
трудовую книжку);
тетрадь для учета доходов и расходов (приобретается предпринимателем ). Постановка на учет в налоговом органе производится на основании
заявления индивидуального предпринимателя. Государственная налоговая служба
в срок до 5 дней проверяет достоверность указанных в заявлении сведений и
при положительном решении присваивает индивидуальному предпринимателю
идентификационный номер налогоплательщика. Этот номер представляет собой 12-значный цифровой код: № ! № ! № ! № ! х ! х ! х ! х ! х ! х ! с
! с ! где № № № № - код государственной налоговой инспекции, осуществившей
постановку налогоплательщика на учет; х х х х х х - собственно порядковый номер налогоплательщика;
с с - контрольное число, рассчитанное по алгоритму,
утвержденному Государственной налоговой службой России. Регистрация предпринимателя в налоговой инспекции производится путем
записи в книгу регистрации физических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью без образования юридического лица. Должностные лица
государственной налоговой инспекции разъясняют ему порядок ведения учета
доходов и расходов, связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности, и вручают ему памятку об ответственности за несоблюдение
законодательства. При необходимости Госналогслужба выдает индивидуальному
предпринимателю справку о постановке на учет. На свидетельстве о
государственной регистрации предпринимательской деятельности без
образования юридического лица в налоговой инспекции ежегодно делается
отметка о регистрации предпринимателя как налогоплательщика на отчетный
календарный год. Книга ( тетрадь) учета доходов и расходов предпринимателя
должна быть пронумерована, прошнурована и скреплена печатью налоговой
инспекции. Предприниматель несет ответственность за ее сохранность.
Исправления записей в ней не допускаются . Для открытия расчетного, ссудного, депозитного или валютного счетов в
банке предприниматель подает письменное заявление в государственную
налоговую инспекцию с просьбой выдать ему справку по определенной форме.
Без справки ГНИ счет в банке не откроют. В соответствии с действующим законодательством все физические лица,
осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, облагаются подоходным налогом ( или оплачивают патент,
фиксированная плата за который заменяет подоходный налог). Льгот по
подоходному налогу индивидуальных предпринимателей действующим
законодательством не предусмотрено. В зависимости от вида деятельности индивидуальные предприниматели
могут быть также объектами налогообложения по налогам и сборам за:
-реализацию горюче-смазочных материалов ( по ставке 25% от суммы
реализации горюче-смазочных материалов в денежном выражении без налога на
добавленную стоимость);
-приобретение автотранспортных средств (если они приобретаются путем купли-
продажи, мены или лизинга) по ставкам (от продажной цены без НДС) на
грузовые автомобили, пикапы, легковые автомобили, автобусы и специальные
автомобили- 20%, прицепы и полуприцепы - 10%;
-розничную продажу товаров облагаемых акцизами( в г. Волжском с 13. 02.
1998г.: табачные изделия -25 ММОТ, пиво -20 ММОТ, ювелирные изделия -50
ММОТ, легковые автомобили - 100 ММО бензин -100 ММОТ),
-получение лицензий;
право торговли и др.(следует отметить, что налоги и сборы могут вводиться только на основании Закона Российской Федерации от 27. 12. 91 №2118-1" Об основах налоговой системы в Российской Федерации"). Индивидуальные предприниматели освобождены от целого ряда налогов, которыми облагаются коммерческие организации, в том числе налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога на имущество предприятий, налога на пользователей автомобильных дорог, транспортного налога, сбора на нужды образовательных учреждений(даже в случае использования наемного труда). Индивидуальные предприниматели несут обязанности по взносам в
следующие внебюджетные фонды: Пенсионный фонд; Фонд обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования Российской Федерации(на добровольной
основе, а в случае использования наемного труда- в обязательном порядке); Государственный фонд занятости населения ( в случае использования
наемного труда). Порядок уплаты и тарифы страховых взносов зависят от того, использует
ли индивидуальный предприниматель наемный труд в своей деятельности.
Обязательные отчисления индивидуального предпринимателя в Пенсионный фонд
составляет 28% от совокупного дохода. Однако если он использует труд
наемных работников, занятых в основной деятельности или в личном хозяйстве(
домашняя работница, личный секретарь, шофер, охранники, сторожа,
воспитатели и др.), то он, так же, как коммерческая организация, на
основании трудовых договоров (контрактов) должен уплачивать дополнительно
страховые взносы в размере 28% к начисленной оплате труда и 1 % с заработка
работника. Взносы в Фонд обязательного медицинского страхования установлены на
уровне 3, 6% от совокупного дохода. Взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации и в
Государственный фонд занятости населения установлены соответственно в
размере 5,4% и 1,5% от начисленной оплаты труда. Тариф страховых
взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации для граждан,
использующих труд наемных работников в личном хозяйстве, установлен в
размере 5, 4% от
начисленной оплаты труда по всем основаниям. Сроки налоговых платежей в бюджет и уплаты взносов во внебюджетные
фонды Российской Федерации регулируются законодательством. Страховые взносы
могут быть перечислены в порядке безналичных расчетов, а также путем
внесения наличных денег в банк или почтовым переводом на транзитные счета
исполнительных органов фондов. Страховые взносы уплачиваются 1 раз в месяц в срок, установленный в
трудовых договорах для расчетов по оплате труда. Индивидуальным
предпринимателям следует контролировать сроки и размеры этих платежей.
Недоимки по платежам взыскиваются в судебном порядке. Кроме того, к
плательщику, нарушившему порядок начисления, перечисления средств и
представления финансовой отчетности, применяются штрафные санкции. Налогообложение предпринимателей налоговыми органами производится на
основании: представляемых в установленные законом сроки деклараций о доходах и
расходах и других документов и сведений, подтверждающих достоверность
представленных данных, в том числе книг учета доходов и связанных с ними
расходов; сведений, представляемых предприятиями, учреждениями, организациями и
гражданами о полученных предпринимателем доходах, в том числе обороты по
расчетному и другим счетам в банке и других кредитных учреждениях; результатов обследования налоговыми органами граждан, занимающихся
предпринимательской деятельностью, и имеющихся сведений о доходах
налогоплательщиков. Декларации о доходах подаются: в начале деятельности(за первый месяц деятельности) - в 5-дневный
срок по истечении месяца, в котором появился источник дохода; при прекращении деятельности - в 5-дневный срок со дня прекращения
существования источника дохода; за год- не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Декларация представляется в налоговые органы по месту деятельности
либо по месту постоянного жительства. В том случае, если деятельность
осуществляется в определенном месте(например, где имеется служебное или
производственное помещение), декларация подается в налоговый орган по месту
нахождения помещения. При подаче итоговой декларации по окончании отчетного
года в декларации требуется указать сведения о всех доходах, а не только о
полученных от предпринимательской деятельности. Структурная схема налогообложения дохода физического лица,
занимающегося предпринимательской деятельностью(индивидуального
предпринимателя) 1 Валовой доход
2 Расходы связанные с получением дохода
(Постановление Правительства РФ №552 от 05. 08. 92г., Постановление Правительства РФ №661 от 01. 07. 95г., Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, утвержденное Минфином РФ от 26. 12. 94 №170 3 Совокупный (чистый) годовой доход( Разница между 1 и 2 )
4 Сумма вычетов и скидок
( Инструкция ГНС РФ №35 от 29.06.1995г. с дополнениями и изменениями).Отчисления в: пенсионный фонд, фонд медицинского страхования и другие.
5 Налогооблагаемый доход
( Разница между 3 и 4 )
6 Подоходный налог
7 Доход индивидуального предпринимателя
Расчет валового дохода за год не требует специальной подготовки, чего
нельзя сказать относительно расходов, связанных с получением доходов.
Совокупный(чистый) доход физического лица рассматривается как аналог
прибыли коммерческой организации. При расчете расходов, связанных с
извлечением доходов, физическим лицам целесообразно ориентироваться на
Положение о составе затрат по производству и реализации продукции ( работ,
услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при
налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства
Российской Федерации от 5 августа 1992г. №552. Это Положение ориентировано
на юридических лиц, но некоторые методические решения, использованные в
нем, применимы для расчета расходов физических лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Согласно письму Государственной налоговой службы России от 20 февраля
1996г. № НВ-6-08/112 физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, при учете затрат
рекомендуется группировать их по следующим элементам: материальные затраты; амортизационные отчисления; износ нематериальных активов; затраты на оплату труда; прочие затраты.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|