p> Однако не вызывает сомнения тот факт, что значительное число
физических лиц уклоняется от подачи декларации, то есть скрывает свои
истинные доходы. Так к 1 апреля 1996 года добровольно декларировали свои доходы 2, 2
млн. человек , и в период с 1. 04. 1996 года до 1. 01. 1997 года по
требованию налоговых органов декларации подали еще более 600 тыс. человек,
что составило 23% от граждан, представивших отчеты о своих доходах. За
занятие предпринимательской деятельностью без государственной регистрации,
за неподачу декларации или искажение данных, заявленных в декларации, к
административной ответственности привлечено 230, 1 тыс. человек. По результатам проверок 2, 7 млн. деклараций доначислено около 400
млрд. рублей подоходного налога и санкций или 24% от начисленной суммы
налога. Но это только то, что удалось выявить. По экспертным оценкам, имеют самостоятельные источники дохода и
являются потенциальными плательщиками подоходного налога около 6 млн.
человек. Таким образом вне контроля находится значительная часть граждан,
которые уходят от налогообложения. В основном это «челноки» - как
российские, так и иностранные.1
В г. Волжском Волгоградской области динамика роста предпринимателей без
образования юридического лица складывается следующим образом: | | 1994 год| 1995 год| 1996 год| 1997 год|
|предприниматели без | | | | |
|образования | | | | |
|юридического лица, |5411 |7575 |10304 |12633 |
|чел. | | | | |
|Изменения численности| | | | |
|к 1994 году, % |- |140, 0 |190, 4 |233, 5 |
|ежегодный темп роста,| | | | |
|% |- |140, 0 |136, 0 |122, 6 | Структура предпринимателей по видам выполняемых работ и услуг в 1987
году составила: |Всего: |12633 чел. |100% |
|-посредническая |447 чел. |3, 5% |
|деятельность | | |
|-торгово-закупочная |10666 чел. |84, 4 % |
|деятельность | | |
|-медицинское обслуживание|71 чел. |0, 6 % |
|-бытовые услуги |112 чел. |0, 9 % |
|-прокат видеокассет |206 чел. |1, 6 % |
|-коммерческая |115 чел. |0, 9% |
|деятельность | | |
|-нотариальная |11 чел. |0, 1 % |
|деятельность | | |
|-другие виды услуг |1005чел. |8, 0 % | ( Аналитические записки ГНИ по г. Волжскому за 1995, 1996, 1997 г. г. ) От сферы производственной деятельности, в отличии от начального
периода, индивидуальные предприниматели г. Волжского практически отошли. Приведенные данные свидетельствуют об определенной тенденции
некоторого снижения темпов роста индивидуального предпринимательства за
последние годы и об усиливающихся тенденциях уклонения предпринимателей от
налогового учета и налогообложения. Нельзя не отметить практически
повсеместный отход индивидуальных предпринимателей от производственно-
промышленной деятельности. Так или иначе определенные итоги развития предпринимательства в
России налицо. За все годы реформ предпринимательство было единственным
растущим сектором экономики, обеспечивающим отдачу вложенных средств и
ресурсов. Вместе с тем формирование цивилизованного предпринимательства и
подлинно предпринимательского поведения является ключевой проблемой выхода
из кризиса. Возродить же российскую экономику может лишь промышленно-
инновационное предпринимательство с широчайшим участием частной инициативы
граждан. Государство должно стимулировать предпринимательство всеми доступными
мерами: правовым, финансово-кредитным обеспечением и разумной,
целенаправленной налоговой политикой. 2. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса. Для зарубежных стран с развитой рыночной экономикой характерно
расширяющееся и усиливающееся вмешательство в различные сферы экономической
жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в
Швеции больше. Германия и Япония находятся в этом отношении где-то
посередине. В США государственное регулирование уже давно стало
неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.1 Основным инструментом государственного регулирования является
налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство. При помощи сугубо экономических регуляторов, таких как
налогообложение, кредитование, инвестирование государство побуждает
принимать желаемые варианты хозяйственной деятельности, удовлетворяющие
общественные потребности. 2 Кроме чисто фискальной функции система налогов и сборов служит
механизмом экономического воздействия на общественное производство, его
структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса.
Налогами стимулируется или, наоборот, ограничивается деловая активность, а
следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской
деятельности: создаются предпосылки для снижения издержек производства и
обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности
национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов проводится
протекционистская экономическая политика или обеспечение свободы товарному
рынку. Налоговая политика развитых стран, как правило рассчитана на
привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых льгот
при этом можно рассматривать как форму косвенного субсидирования
предпринимательской деятельности. Следует упомянуть еще об одном обстоятельстве.
Экономика развитых стран основывается на свободе предпринимательской
деятельности. Конкурентно-рыночный механизм регулирует распределение
ресурсов и обеспечивает установление равновесных цен на уровне отражающей
затраты на производство с учетом средней нормы прибыли. Однако при
возникновении монополий этот механизм не срабатывает, что может приводить
к неэффективному распределению и использованию ресурсов, росту цен. Ограничение негативных последствий деятельности монополий ведется по
нескольким направлениям. Среди них- прогрессивное налогообложение доходов
фирм, налоги на сверхприбыль. Практически во всех странах действует антитрестовское
законодательство. К этим же мерам относится повсеместная поддержка предприятий малого
бизнеса. Для последующего анализа рассмотрим объекты налогообложения,
установленные в США, ФРГ, и Франции в их современном виде. Выбор США и ФРГ
обусловлен их федеральным устройством, что облегчает проведение анализов
применительно к российскому федеральному устройству. Для Франции
характерно централизованное управление налоговой системы, позволяющий
ежегодно законодательно уточнять ставки налогов в соответствии с
политической и рыночной конъюкторой, а также наличие в ней многочисленных
льгот и исключений из правил, что позволяет проводить аналоги с налоговой
системой России.[6] Наиболее существенное влияние на функционирование малого бизнеса
оказывает подоходный налог, в связи с чем он будет рассмотрен более
подробно. По большинству остальных налогов и сборов придется ограничиться
лишь их перечислением. Соединенные Штаты Америки Крупнейшим мероприятием за послевоенный период в США стало принятие в
1986 году нового Закона о налоговой реформе.[7] Результатом реформы стали
существенные изменения индивидуального подоходного налогообложения и в
системе налогов на прибыли корпораций. Так фактический «прогрессивный подоходный налог (от 15% до 50%)
заменен модифицированным» с фиксированной ставкой ( 15% и 28%). Подавляющую часть всех налоговых поступлений в США обеспечивают
федеральные налоги.
В их состав входят: федеральный подоходный налог; налог на прибыль
корпораций, федеральные налоги на социальное страхование; федеральные
акцизы; таможенные пошлины; налоги с наследств и дарений. Объектом обложения федеральным подоходным налогом являются прежде
всего личные доходы граждан, полученные в результате их индивидуальной
предпринимательской или иной трудовой деятельности( некорпоративного
бизнеса). Подоходный налог взимается с суммы дохода с учетом его деления на
3 вида: « валовой», т. е. Общая годовая сумма доходов из
любых источников , «очищенный ( чистый )
доход», т. е. валовой доход за вычетом расходов ( так называемых « деловых
издержек»- по предпринимательской деятельности, на спецодежду, транспортных
и т. п. ) и «стандартной скидки», и, наконец, «облагаемый доход», т.
е. очищенный доход после вычета ряда расходов и необлагаемого минимума. Полностью или частично исключаются из налогообложения такие виды
доходов, как доходы ( 50%) от реализации долгосрочных капитальных активов ( например, ценных бумаг, находящихся у владельца шесть или
более месяцев), процентные выплаты по облигациям, выпущенные правительством
штатов и местными органами власти, трансфертные выплаты (например выплаты
из государственных и частных фондов социального страхования). Подлежит вычету из «очищенного дохода» т.н. «стандартная скидка»
размер которой составлял в 1988 году 3000 долл. для одинокого
налогоплательщика, 5000 долларов для супругов, заполняющих совместную
декларацию, 2500 долл. Для супругов, занимающих раздельную декларацию, и
4400 долл. для главы домохозяйства. Для престарелых налогоплательщиков или
потерявших зрение предусмотрена дополнительная скидка в размере 600 долл. С
1989г. введена индексация названных скидок в зависимости от темпов
инфляции. Кроме того из « очищенного дохода вычитается «необлагаемый минимум».
Для одинокого налогоплательщика он составлял в 1989 г. до 2000 долл. , с
1990 года введена индексация «необлагаемого минимума» в зависимости от
темпов инфляции. Эта скидка распространяется так же на неработающего
супруга и других иждивенцев налогоплательщика. К налогам штатов относятся: общий налог с продаж; подоходный налог;
налог на прибыли с корпораций; налог с наследств и дарения; поимущественный
налог. Подоходный налог взимается в 44 штатах (за исключением Флориды,
Невады, Южной Дакоты, Техаса, Вашингтона и Вайоминга). Его отличие от
федерального подоходного налога заключается лишь в уровне ставок и системе
льгот и вычетов, разрешенных при исчислении налоговой базы. Следует отметить, что в большинстве штатов исчисление подоходного
налога осуществляется в прогрессии. Она незначительна и полностью
отсутствует при доходах в 10- 15 тыс. долл. К местным налогам относятся: налог с продаж; подоходный налог; налог
на прибыль корпораций; налог с наследства, поимущественный налог, акцизы,
экологические налоги. Объекты обложения местным подоходным налогом чрезвычайно различны и
зависят от соответствующих законодательных норм, установленных в конкретном
штате. Так в одних местах объектом налогообложения служат доходы граждан,
проживающих в данном штате и полученных ими в его границах, в других только
те, которые получены за пределами штата проживания налогоплательщика, в
третьих- облагаются доходы лиц, проживающих или работающих в данном штате и
полученных как в нем, так и за его пределами. Федеральная Республика Германия Налоги в ФРГ являются важнейшим источником доходов государства(около
80%), особенностью правового обеспечения которых является установленным
посредством Конституции ФРГ основных объектов налогообложения,
взаимоотношений и полномочий по взиманию и распределению доходов от налогов
между федерацией, землей и общинами.[8] Всего Конституцией установлено 45 налогов. Основным среди них
является подоходный налог ( свыше 90% общий суммы доходов от налогов). Объектом налогообложения подоходным налогом является доход физических
лиц, полученный ими в результате работы в сельском и лесном хозяйстве,
промысловой деятельности, наемного труда, ненаемного труда, сдачи в наем
или аренду движимого или недвижимого имущества или от капитала и прочих
доходов (например от пенсии, учитываемой с долей дохода из фонда
государственного пенсионного страхования, от спекулятивных сделок). При
этом, доходом считается только прибыль, соответственно налогооблагаемая
сумма доходов может быть уменьшена с учетом производственных расходов и
издержек, связанных с получением доходов, а так же особых издержек, которые
вычитаются неограниченно( например, уплачиваемые церковные налоги), или с
ограничением максимальными суммами, дифференцированными в зависимости от
семейного положения( затраты на обеспечение- страховые взносы, имеющие
характер обеспечения, и взносы в целевые накопления средств на жилищное
строительство), или в виде твердо установленной суммы (затраты на
собственное профобучение или повышение квалификации по новой профессии,
затраты на работников в собственном хозяйстве, школьные расходы). К особым издержкам относятся суммы особых издержек, подлежащих
неограниченному вычету, в отношении которых налогоплательщиком не
представлено документальное же подтверждение. Максимальная сумма вычета затрат составляет 2610 марок ФРГ для
одиноких и 5220- для женатых. Дополнительно к этому ежегодно могут
вычитаться суммы страховых взносов до 6000/12000 марок
ФРГ(одинокие/женатые). К особым издержкам могут быть отнесены выплаты алиментов разведенным
или живущим отдельно в течении длительного времени супругам в размере до
27000 марок ФРГ в год. Такие выплаты вычитаются у алиментоплательщика, но
у алиментополучателя эти суммы подлежат в виде прочих доходов обложению
подоходным налогом. В качестве особых издержек могут быть признаны расходы на поддержку
благотворительных, церковных, религиозных, научных, а так же признанных
особо нуждающихся в помощи некоммерческих сфер, а кроме того, взносы и
пожертвования политическим партиям. В качестве непредвиденных расходов общего типа считаются такие
расходы, которые плательщик вынужден был нести, например, расходы на
пребывание в больнице. К непредвиденным расходам отнесены так же расходы родителя-одиночки
на бытовые услуги при воспитании ребенка до 16 лет. В свою очередь, налогооблагаемый доход исчисляется с суммы,
превышающей необлагаемый минимум, который составляет для одиноких/женатых
5616/11232 марок ФРГ. Нижняя пропорциональная зона подлежащих налогообложению сумм
составляет 8153/16307 марок ФРГ и до 120041/240083, исчисления подоходного
налога производится на основе тарифной прогрессии. В прогрессирующей зоне предельные налоговые ставки увеличиваются
постоянно и по прямой от 19% до 53%. Свыше указанных облагаемых сумм,
каждый прирост дохода облагается налогом со ставкой 53%. Следует отметить, что в ФРГ введен с 1993 года охраняемый от
налогообложения прожиточный минимум. Он изменяется постоянно в сторону его
увеличения. Для обычной семьи (супруги и двое детей) в 1995 году годовая
зарплата в размере 40879 марок ФРГ освобождается от подоходного налога. Французская республика Налогообложение во Франции, как и в ФРГ являются для государства
главным источником формирования доходов центрального бюджета. Налоги
обеспечивают более 90% его доходной базы.[9] Хотя Французская республика и является унитарным государством,
существует жесткое разделение налогов на центральные и местные. При этом
местные налоги составляют немногим более трети от общей суммы налогов, а
местные бюджеты формируются на принципах самофинансирования и
бездефицитности. Однако сбор как центральных, так и местных налогов
осуществляется единой налоговой службой. Объектом налогообложения подоходным налогом во Франции является
совокупный доход семьи вне зависимости от ее количественного состава (для
уплаты налога одинокий гражданин с 18- летнего возраста составляет семью из
одного человека). При этом подоходный налог составляет лишь примерно 20%
доходов центрального бюджета от налогов. Это связано с тем, что данный вид
налога используется в качестве инструмента стимулирующего позитивные
социальные процессы, побуждению населения к включению вкладов в сбережения,
недвижимость, акции, к активизации предпринимательства. Налог является прогрессивным, ставки прогрессии от 0 до 56, 8% в
зависимости от размера совокупного дохода семьи. Система исчисления налога довольно обширна и сложна, но ее краткое
изложение необходимо, поскольку это позволит раскрыть существующие льготы и
стимулирующую функцию этого налога. Прежде всего, для исчисления налога доходы налогоплательщиков делятся
на 7 категорий:
оплата по труду при работе по найму; земельные доходы ( от сдачи в аренду
зданий и земли); доходы от оборотного капитала (дивиденты и проценты);
доходы от перепродажи, подразделяемые на доходы: от перепродажи зданий; от
перепродажи ценных бумаг ( акций и облигаций); доходы от промышленной и
торговой деятельности предприятий, не являющихся акционерными обществами;
некоммерческие доходы (от деятельности лиц свободных профессий);
сельскохозяйственные доходы. Сумма чистых доходов по всем 7 категориям, в каждой из которых
существует своя методика исчисления чистого дохода, определяет сумму
облагаемого дохода.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|