Меню
Поиск



рефераты скачать Основы общей экономической теории

p> Начатую в нашей стране с 1 октября 1992 года приватизацию называют
“чековой”, или “ваучерной”, так как основным платежным средством на первом этапе выступали приватизационные чеки. Применение приватизационных чеков ограничивалось объектами государственной собственности. Муниципальная собственность не могла быть приватизирована путем использования приватизационных чеков.

Начало чековой приватизации было положено Указом Президента РФ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа 1992 года № 914.

Первый этап приватизации, определенный Государственной программой приватизации, поставил следующие социально-экономические цели этого процесса:
1. Формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики.
2. Повышение эффективности деятельности предприятий путем их приватизации.
3. Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.
4. Содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской
Федерации.
5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.
6. Привлечение иностранных инвестиций.
7. Создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации на последующих этапах.

Реальная экономическая результативность приватизации 1992 - 1994 г.г. не может быть оценена однозначно. Трудно выделить специфическое воздействие фактора приватизации на кризисный спад экономики. Одной из проблем оценки эффективности приватизационных процедур, последствий и результатов приватизации является отсутствие необходимой статистики. Государственные органы статистики собирают и обобщают статистику хода приватизации, не ориентируясь на ее социально-экономическую результативность.

Официальная оценка результатов первого этапа приватизации
Госкомимуществом была весьма оптимистичной. “Приватизация в России состоялась... Создан обширный класс собственников... Создан фондовый рынок... Россия может рассчитывать на быстрый экономический подъем в самое ближайшее время”.

Однако, это мнение не разделяли не только экономисты - исследователи, но и федеральные властные структуры, региональные и местные органы власти, деловые круги России, указывая на нереализованность поставленных
Государственной программой стратегических целей, проблемы и провалы ее конкретных шагов[11].

Общая картина экономического положения в Псковской области, по завершении первого приватизационного этапа, выглядит весьма неблагоприятно.
В 1995 году значительно увеличилось количество убыточных предприятий, удельный вес которых составил 45 процентов (1994 г. - 44 %, 1993 г. – 11 %,
1992 г. - 24 %, 1991 - 6 %). В 1991-1995 гг. наблюдался заметный спад промышленного производства в области: объем промышленного производства 1995 года составил 34 % к 1990 г.

Таблица C. Динамика объемов промышленного производства в Псковской области (в процентах к предыдущему году)[12]

| |1991|1992|1993 |1994|1995|1998 |1999*|
|Продукция | | | | | | | |
|промышленности |95 |86 |90 |59 |79 |107 |119 |
|Производство | | | | | | | |
|товаров народного | | | | | | | |
|потребления |109 |84 |93 |67 |69 |104 |144 |
|в том числе: |
|продовольствен-ные| | | | | | | |
|товары |91 |72 |100,3|73 |71 |102 |146 |
|непродовольствен-н| | | | | | | |
|ые товары |123 |100 |86 |59 |64 |106 |119 |


* данные девяти месяцев

Понятно, что сжатые сроки разработки программ, недостаток опыта подобной работы и дефицит квалифицированных специалистов обусловили слабость аналитического обоснования приватизационных программ, отсутствие в них рекомендаций по формам и методам приватизации, учитывающим региональную и производственную специфику, мировой опыт ее осуществления. Все это в значительной мере предопределило результаты первых приватизационных мероприятий и их последствия. К недостаткам первого этапа приватизации следует отнести следующее:
. Из-за слишком поспешного преобразования государственных предприятий в акционерные общества, последние оказались неподготовленными к работе в условиях рынка.
. При проведении чековой приватизации практически нерешенной оказалась задача защиты прав и интересов владельцев приватизационных чеков. Выпуск приватизационных чеков был осуществлен в нарушение Закона “Об именных приватизационных счетах и вкладах”, при этом полностью отсутствовал контроль со стороны органов государственной власти за деятельностью чековых инвестиционных фондов и других организаций, работавших с приватизационными чеками граждан, что создало основу для финансовых афер, обмана граждан и других злоупотреблений.
. Характерно приобретение за бесценок контрольных пакетов акций лицами
(чаще всего, из администрации предприятий), которые не обеспечили хотя бы сдерживания спада производства на купленных предприятиях.

Значительная часть акций приватизированных предприятий, в соответствии с моделями приватизации использованными в Российской Федерации, осталась в собственности государства. По итогам российской приватизации в 1995 году совокупный частный сектор по числу впервые превысил государственный (50,5 и
49,5 % соответственно). По доле произведенной продукции в ВВП этот рубеж не был преодолен.

Следовательно, многие организации с точки зрения экономических форм собственности, превратились в смешанные. По завершении акционирования встает проблема управления смешанными предприятиями при сохранении контроля государства над ними, или при необходимости, реализации пакета акций, закрепленных за государством.

Кратко остановимся на финансовых аспектах приватизации. Федеральные и местные программы предусматривали определенные нормативы распределения средств по бюджетам разных уровней. Учитывая "ваучерный" характер первого этапа нашей приватизации, нельзя было и ожидать поступления значительных средств от приватизации государственного имущества. Они действительно оказались весьма незначительными, что подтверждается как данными по
Российской Федерации в целом, так и по Псковской области, представленных в таблице и диаграммах.

Таблица D. Доходы от приватизации в Российской Федерации (млрд. руб.)[13]

| |1993 г. |1994 г. |
|Общая сумма доходов от приватизации |310.1 |734.7 |
|В т.ч. в федеральный бюджет |62.6 |113.5 |
|В бюджеты территорий |247.6 |621.2 |
|Доля доходов от приватизации в общем | | |
|объеме налоговых поступлений |0.8 |0.5 |

[pic]

Совокупный федеральный доход от приватизации в 1995 г. составил 7,6 трлн. рублей, а по итогам 9 мес. 1996 г. - 1 трлн. рублей.

Доходы от приватизации в Псковской области оказались на уровне среднероссийских показателей и не превысили одного процента от доходов бюджета:

[pic]

Несмотря на незначительную величину средств, полученных от приватизации на первом этапе, следует иметь в виду, что полученные доходы - специфический вид финансовых ресурсов государства, регионов и приватизируемых предприятий. Это надлежит учесть на втором (денежном) этапе приватизации. Нецелесообразно использовать полученные доходы на покрытие текущих бюджетных расходов и пополнение оборотных средств, что чаще всего имело место. Уместно привести замечание бывшего премьер-министра
Великобритании лорда Макмиллана, сравнившего приватизацию с распродажей фамильного серебра. Доходы от приватизации - единовременный источник, по завершении программ приватизации он исчезает, а вместе с ним исчезает и улучшенная за ее счет сбалансированность бюджетов всех уровней, стабилизация финансового положения предприятий. Кроме того, следует иметь в виду, что приватизация имущества не создает дополнительного продукта в вещественной форме. "Накачка" приватизационных денег в обращение - дополнительный фактор инфляции.

С 1 июля 1994 года начался новый этап приватизационных процессов - денежная приватизация. Указом Президента РФ введены в действие “Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года”.

На новом этапе приватизации определены следующие приоритеты:
. продажа пакетов акций не менее 25 процентов уставного капитала крупным инвесторам;
. привлечение иностранных инвестиций;
. совершенствование системы управления государственной и муниципальной собственностью;
. решение вопросов приватизации сельскохозяйственных земель;
. поддержка социальной сферы при приватизации предприятий;
. развитие рынка ценных бумаг;
. отработка схемы взаимодействия органов государственного управления с неплатежеспособными предприятиями в совершенствовании процедур банкротства.

Не исключено, что второй этап приватизации может явиться лишь логическим продолжением ваучерного этапа. Экономическая эффективность, заявленная как цель второго этапа, может оказаться такой же недостижимой, как и социальная справедливость, провозглашенная официальной идеологией первого этапа. Озабоченность такой перспективой высказывается многими политическими деятелями и экономистами - исследователями[14].


РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


Глава 1. Основные черты становления и функционирования рыночного хозяйства

Вопросы:
1. Условия становления, сущность и функции рынка.
2. Товар и его свойства.
3. Деньги: их функции и формы.
4. Многокритериальный характер структуры рынка.
5. Экономическая роль государства в современной рыночной экономике.


1. Условия становления, сущность и функции рынка.

Рынок - одна из основных категорий в экономической теории. Вместе с тем существуют многообразные и зачастую противоречивые трактовки этого понятия как в теории, так и на практике. Эти расхождения чаще всего связаны с применением термина “рынок” к различным явлениям и сферам экономики.

Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь.

Сегодня характерно понимание термина «рынок» как - форма обмена, осуществляемого на основе свободной купли - продажи товаров и услуг.

В конце 80-х - начале 90-х годов в России термином “рынок” стали обозначать экономическую систему, основанную на преобладании негосударственных форм собственности, координация хозяйственных связей в которой осуществляется на основе рыночного механизма. Это понятие (“рынок”) заместило прежде общепринятое обозначение таких экономических систем как
“капиталистических”.

Рынок - это не только особым образом организованный обмен товарами, но и целостная экономическая система, представляющая собой единство воспроизводсвенных сфер: производства, распределения и потребления, определяемое рыночным обменом.

Чаще всего мы и будем использовать термин "рынок" в таком значении.
Синонимом термина «рынок» в отечественной экономической науке следует рассматривать категорию товарного производства.

Категория товарного производство рассматривается в нашей экономической теории как альтернатива натуральному хозяйству, сущностью которого является производство продукции и услуг для собственного потребления. В условиях товарного производства (рынка) блага производятся главным образом для обмена посредством купли-продажи.

Сущность рынка находит свое выражение в главных его экономических функциях.

Функции рынка:
I. Ценообразующая. Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов, выявляет действительную ценность блага, соизмеряя не только затраты труда на производство товара, но и полезность последнего.
II. Информационная. Через механизм цен и тарифов рынок постоянно дает участникам экономических отношений информацию о действительном спросе, необходимом количестве и ассортименте товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Стихийный рыночный обмен можно сопоставить с гигантским компьютером, собирающим и перерабатывающим гигантские объемы информации, посылающим информационные сигналы всем заинтересованным во владении такой информацией.
III. Регулирующая. Рынок регулирует экономические пропорции, согласовывает структуру результатов производства со структурой общественных потребностей, балансирует спрос и предложение по объему и структуре.
IV. Стимулирующая. Рынок побуждает к эффективному хозяйствованию.
Заставляет производить и обменивать товары с наименьшими затратами, стимулируя внедрение достижений НТП в производство и коммерцию. Кроме того, рыночный обмен стимулирует рациональное, экономичное потребление, заставляет соизмерять потребности с доходами.
V. Санирующая. Рынок вымывает неконкурентоспособных производителей и посредников. Рынок - жесткая система, с помощью конкуренции очищающая общественное производство от неустойчивых, нежизнеспособных фирм, дающая простор развитию эффективным технологиям и формам хозяйствования. В результате такого “естественного отбора” повышается средний уровень всего хозяйства.

В предыдущей теме, классифицируя современные хозяйственные системы, мы определили основные предпосылки функционирования рыночной системы хозяйства, рынка. Мы выделили такие черты рыночной экономики, как:
. преобладание частной собственности,
. рыночный механизм координации хозяйственных связей,
. свобода предпринимательства,
. суверенитет потребителя,
. много конкурирующих предпринимателей,
. доминирование личного интереса при вступлении в экономические отношения
. формирование цен на основе взаимодействия спроса и предложения,
. формирование доходов на рынках ресурсов,
. ограниченную роль правительства (laissez faire).

Такого рода условия функционирования рыночной экономики считаются общепринятыми, приводятся во всех учебниках по современной экономической теории. Наряду с этими условиями необходимо выделить исходные, ключевые параметры, с необходимостью обусловливающие потребность в рыночном обмене.
Это:
. во-первых, общественное разделение труда, возникшее в глубокой древности.
(Первые ступени: отделение земледелия от скотоводства, выделение ремесла и т.д.) Различные группы производителей занимаются особыми видами деятельности, производят различные товары и услуги. Специализация дает повышение эффективности производства, но вместе с тем порождает необходимость в обмене результатами труда;
. во-вторых, это - обособление собственности. Если бы специализация осуществлялась в рамках единой собственности, то необходимости в возмездном, эквивалентном обмене не было. Пример - специализация в рамках домашнего хозяйства. В то же время различные собственники добровольно обмениваются произведенными благами только на возмездной основе.
Возникновение частной собственности в глубокой древности с необходимостью обусловило становление рыночного обмена.

Наряду с основополагающими предпосылками возникновения рыночных отношений для современного рыночного хозяйства характерно широкое использование средств производства и применение денег.

Прежде всего, о применении средств и орудий труда, машин, станков, инструментов и пр. Современные экономические системы - индустриальные, с развитой производственной базой, производственным аппаратом. Использование средств производства обусловлено более низкой эффективностью ручного труда.
Однако применение средств производства означает необходимость их производства в достаточных объемах, что влечет относительное сокращение производства потребительских товаров (вспомним концепцию производственных возможностей).

Все современные экономические системы характеризуются не только как формы товарного производства, но и как товарно-денежные хозяйства. Обмен с использованием денег обладает существенными преимуществами перед бартерным.
Деньги и их функции рассмотрим в следующем вопросе, а пока конкретизируем понятие товара.

2. Товар и его свойства

Рыночное хозяйство характеризуется прежде всего тем, что товарный обмен приобретает всеобщий характер. Блага, создаваемые в условиях рыночного хозяйства предназначены не для непосредственного их потребления производителем (как это было в натуральном хозяйстве), а для обмена, продажи на рынке.

Вот почему справедливыми можно считать слова Маркса о том, что мельчайшей клеточкой капиталистического хозяйства является товар.

Традиционным в отечественной экономической теории, следующей марксистской традиции является определение товара как продукта труда, предназначенного для обмена.

В то же время в современной теории рыночного хозяйства в качестве товара рассматривается всякое благо, способное удовлетворять человеческие потребности и предлагаемое для продажи, приобретения, потребления.

Представляется, что первое определение - более узкое, ограничивающее объекты товарных отношений только благами', созданными людьми. В соответствии с этим определением естественные блага, природные ресурсы не могут быть объектом товарных сделок, что противоречит реальности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.