p> Обычно чем ниже цена, тем больше величина спроса. Взаимосвязь между
ценой товара и величиной предъявляемого спроса может быть интерпретирована
с помощью следующего примера. Рассмотрим местный рынок, на котором
продаются яблоки. Исследование рынка дало информацию о потребительском
спросе, представленную в следующей таблице: Таблица E. Спрос покупателей на яблоки |Цена за 1 ц (усл. |Объем спроса (ц/мес.) |
|ед.) | |
|5 |10 |
|4 |20 |
|3 |40 |
|2 |70 |
|1 |120 | Построим по данным таблицы точки, характеризующие покупательский
спрос, и соединим их. На рисунке представлена полученная кривая спроса. [pic] Рисунок 4. Кривая спроса Кривая спроса - линия, характеризующая закон спроса, то есть
зависимость между ценой товара и величиной спроса на него. Кривая спроса имеет отрицательный наклон. Закон спроса утверждает, что повышение цены товара обусловливает
снижение спроса на него. Закон спроса отражает отрицательную (обратную)
связь между спросом и ценой. При объяснении закона спроса учитывают по крайней мере следующие
аргументы:
1. Склонность покупателей приобретать больше дешевых товаров.
2. Убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается.
3. Эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается.
4. Эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности. Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе
(характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется
только при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется
движением вдоль кривой спроса. Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса)
и на графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание
спроса) или влево (снижение спроса). [pic] Рисунок 5. Смещение кривой предложения - изменение спроса Изменения в спросе обусловлены воздействием следующих существенных
факторов (неценовых детерминант):
. изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на данный товар в том же направлении;
. изменение цен товаров-дополнителей (комплементарных благ) вызывает изменение спроса в противоположном направлении;
. изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном направлении на товары низшей категории;
. перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении;
. ожидания потребителей являются одним из важных факторов, обусловливающих поведение покупателей на рынке. Так, инфляционные ожидания влияют в сторону увеличения текущего спроса;
. изменение количества покупателей, часто связанное с миграционными процессами предопределяет соответствующее увеличение или уменьшение спроса.
3. Анализ рыночного предложения
Предложение - готовность произвести и поставить на рынок товар в обмен
на другое благо, обычно, - деньги. Величина предложения - количество поставляемых на рынок товаров в
единицу времени по каждой данной цене. Основной фактор, влияющий на предложение, - цена товара. Таблица F. Предложение яблок на рынке |Цена за 1 ц |Объем предложения |
|(усл. ед.) |(ц/мес.) |
|1 |10 |
|2 |25 |
|3 |40 |
|4 |45 |
|5 |50 | Построим по данным таблицы точки, характеризующие предложение на
данном локальном рынке, и соединим их. На рисунке представлена полученная
кривая предложения. [pic] Рисунок 6. Кривая предложения Кривая предложения - линия, характеризующая зависимость между ценой на
товар и величиной предложения его на товарном рынке. Кривая предложения имеет положительный наклон. Закон предложения отражает прямую (положительную) зависимость между
ценой товара и величиной предложения. Действие закона предложения связано с тем, что принципы рационального
поведения заставляют производителей блага поставлять его в большем объеме
по более высокой цене: при более высоких ценах увеличивается доходность
продаж. Предложение может меняться, то есть по ряду причин при данной цене
возможна поставка на рынок товаров в большем (кривая предложения смещается
при этом вправо) или меньшем объеме (кривая предложения смещается влево). [pic] Рисунок 7. Смещение кривой предложения - изменение предложения Изменение в характере предложения связано с влиянием неценовых
факторов (неценовых детерминант), таких как:
. изменение цены ресурсов: снижение цен на ресурсы приводит к увеличению предложения;
. внедрение новых технологий: применение более эффективных технологий увеличивает предложение;
. перемены в природно-климатических условиях важны для ряда товарных рынков, например, благоприятные погодные условия увеличивают предложение сельскохозяйственной продукции;
. изменения бюджетно-налоговой политики: увеличение налогового бремени действует в сторону снижения предложения, а предоставление дотаций производителям, напротив, стимулирует увеличение предложения;
. перемены в ожиданиях производителей и продавцов также отражаются на товарных рынках: ожидания понижения цен увеличивают текущее предложение;
. изменение количества поставщиков изменяет предложение в соответствующем направлении. 4. Формирование рыночной цены. Рыночное равновесие Рыночная цена формируется в результате взаимодействия спроса и
предложения. Совместим данные, приведенные в таблице, характеризующей спрос
и предложение на рынке яблок. Таблица G. Цена, спрос и предложение |Объем |Цена за 1 ц. |Объем спроса в |Избыток (+) |
|предложения в |(усл. ед.) |месяц (ц/мес.) |или дефицит (-) |
|месяц (ц/мес.) | | |(ц/мес.) |
|50 |5 |10 |+40 |
|45 |4 |20 |+25 |
|40 |3 |40 |0 |
|25 |2 |70 |-45 |
|10 |1 |120 |-110 | Дадим графическую интерпретацию формирования рыночной цены. Совместим
кривые спроса и предложения на одном графике. [pic] Рисунок 8. Рыночное равновесие Рыночное равновесие (Е) характеризуется равновесной ценой (в нашем
примере 3 усл. ед.), которая уравнивает величину спроса и предложения на
рынке, а также равновесным объемом продаж (в примере - 40 ц. в мес). Любое
отклонение от цены равновесия вызывает либо дефицит на рынке (при снижении
цены против равновесной), либо излишек (при завышении цен). Вместе с тем,
при наличии конкуренции одно лишь отклонение от равновесной цены приводит в
действие рыночные силы, которые возвращают рынок в прежнее равновесное
состояние. Доказано, и это подтверждает экономическая жизнь, что рыночное
равновесие устойчиво. Однако, изменения спроса или предложения под воздействием неценовых
факторов вызывают изменения параметров рыночного равновесия. Так,
увеличение спроса приводит к росту рыночной равновесной цены и увеличению
объема продаж, а снижение предложения - к снижению цены равновесия и
сокращению количества продаваемых товаров на данном рынке. 5. Эластичность спроса и предложения Анализ спроса и предложения показывает тесную зависимость между
объемом спроса и предложения и ценой товара. В экономических исследованиях,
в хозяйственной практике возникает вопрос: какова степень зависимости (мера
реакции) предложения и спроса на изменение цены. Рассмотрим спрос. Насколько чутки потребители к изменению цены? Чтобы
измерять реакцию спроса на изменение цены используют показатель
эластичности. Эластичность спроса по цене (ED ) показывает, на сколько процентов
увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент. процентное изменение объема спроса ED = ------------------------------------------------------ процентное изменение цены В математической записи мы получаем при этом следующую формулу для
исчисления эластичности: ED=((Q/Q) : ((P/P) = ((Q/(P) * (P/Q), где Р, Q - первоначальные значения спроса и цены; (Q - прирост объема спроса; (Р - прирост цены. Это - основная формула для исчисления так называемой точечной
эластичности. Однако, при значительных колебаниях цены и спроса используют
более сложную формулу для вычисления эластичности: ED= ((Q/(P) * ((P1 + P2)/ (Q1 + Q2)), где Q1(P1) - первоначальный объем (цена); Q2(P2) - измененный объем (цена); Это - формула дуговой эластичности. Заметим, что обычно цена и спрос изменяются в противоположном
направлении, поэтому эластичность, как правило, - отрицательная величина.
Мы для простоты будем пренебрегать знаком при определении коэффициента
эластичности. Рассмотрим зависимость изменения величины дохода (общей выручки) от
изменения цены товара. Пусть TR - валовой доход (общая выручка, совокупные расходы
потребителей). По определению, она равна TR= P * Q. Пусть имеются некоторые сведения о величине спроса на товар. Вычислим
для каждой точки кривой спроса величину дуговой эластичности и валовой
выручки (дохода). Таблица H. Эластичность спроса по цене | |Цена |Объем |Эластичность |Величина дохода|
| | |спроса |спроса | |
|А |5 |3 | |15 |
|B |4 |6 |3 |24 |
|C |3 |9 |1,4 |27 |
|D |2 |12 |0,71 |24 |
|E |1 |16 |0,43 |16 | [pic] Рисунок 9. Валовой доход и эластичность спроса Из примера видно, что эластичность связана с изменением валового
дохода. Понижение цены на одну и туже величину - одну единицу-
обусловливает различные изменения в величине спроса. Причем, при
коэффициенте эластичности, большем единицы, снижение цены приводит к росту
валового дохода, а при эластичности, меньшей единицы, спрос изменяется в
относительно меньшей степени, что и обусловливает снижение общей выручки. Выделяют три основные типа эластичности:
1. Эластичный спрос: ED ( 1. Увеличение цены обусловливает снижение выручки
и снижение цены обусловливает увеличение расходов покупателей на данный
товар.
2. Неэластичный спрос: ED ( 1. Увеличение цены обусловливает увеличение
выручки и наоборот.
3. Единичная эластичность: ED = 1. Изменение цены в ту или иную сторону
вызывает пропорциональное изменение спроса, так что выручка остается
неизменной. Факторы эластичности спроса:
. Количество заменителей товара. Чем больше заменителей, тем эластичнее спрос.
. Доля расходов на данный товар в бюджете потребителя. Чем выше доля расходов на данный товар в бюджете потребителя, тем более эластичен спрос на него
. Категория товара. На товары первой необходимости спрос неэластичен. На предметы роскоши спрос эластичен.
. Фактор времени. Спрос тем эластичнее, чем длиннее период времени для принятия решения о покупке. В качестве факторов, которые, наряду с ценой, в наибольшей степени
влияют на спрос, можно выделить также доходы потребителей и цены других
товаров. В этой связи выделяют показатель эластичности спроса по доходу: ED= ((Q/(I) * (I/Q), где I - доход потребителей. Довольно часто используют показатель перекрестной эластичности спроса.
Он замеряет влияние изменения спроса на данный товар (допустим, i) в
зависимости от изменения цены другого товара (допустим, j). Формула для
исчисления перекрестной эластичности спроса следующая: ED = ((Qi/(Pj) * (Pj/Qi) Концепция эластичности спроса находит широкое применение в
хозяйственной практике:
. в маркетинговой стратегии фирм, особенно в ценовой политике;
. в антимонопольной политике государства;
. в налоговой политика;
. в государственной политике ценообразования. Рассмотрим проблему эластичности предложения. Она состоит в
определении того, насколько чутки производители к изменению цены. Эластичность предложения по цене (Es ) показывает, на сколько
процентов увеличится спрос, если цена снизится на 1 процент. процентное изменение объема предложения Es = ----------------------------------------------------------------- процентное изменение цены Формула для исчисления эластичности предложения: Es=((Qs/Qs) : ((P/P) = ((Qs/(P) * (P/Qs). В отличие от эластичности спроса, самым важным фактором эластичности
предложения является фактор времени. Предложение не может измениться
мгновенно в ответ на ценовые сигналы. Ни увеличение, ни снижение цены в
результате действия факторов, вызывающих изменение спроса, не может
заставить производителей резко изменить предложение в короткие временные
промежутки. Лишь по прошествии времени производство постепенно
приспосабливается к рыночным сигналам. Следующие графики иллюстрируют
зависимость предложения от увеличения спроса. [pic] Рисунок 10. Эластичность предложения в мгновенном периоде равна 0 (Es=0). Увеличение рыночного спроса в мгновенном (кратчайшем) периоде
обусловливает повышение рыночной цены, однако поставщики не могут мгновенно
увеличить предложение. Эластичность предложения при этом равна 0 (Es=0). [pic] Рисунок 11. Эластичность предложения в коротком периоде принимает положительные значения. Рост рыночного спроса в коротком периоде времени, когда можно
дополнительно произвести и поставить на рынок товар, обусловливает
одновременное повышение рыночной цены и увеличение предложения.
Эластичность предложения при этом принимает положительное значения. [pic] Рисунок 12. Эластичность предложения в длительном периоде стремится к бесконечности (Es=(). В длительном периоде времени можно существенно увеличить предложение
за счет расширения производственных мощностей, создания новых производств.
Рост спроса приводит, в конечном счете к соответствующему расширению
предложения, но не вызывает повышения цены. Эластичность предложения при
этом стремится к бесконечности (Es=(). РАЗДЕЛ III. МИКРОЭКОНОМИКА Глава 1. Микроэкономика как часть экономической теории Современная экономическая теория подразделяется на две ключевые части:
микро- и макроэкономику. Микроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в
последней трети XIX века. Создание микроэкономики связано с именами крупных
зарубежных экономистов: Леона Вальраса (швейцарского математика-
экономиста), Карла Менгера и других представителей австрийской школы
политической экономии, англичанина У. Ст. Джевонса. С их именами связывают
«маржиналистскую революцию»[17], в результате которой неоклассическое
направление стало доминирующим в экономической науке. «Принципы экономике» кембриджского профессора Альфреда Маршалла и
монография американского экономиста Дж. Б. Кларка «Распределение богатства»
окончательно оформили неоклассическую парадигму. Неоклассики очертили целостную концепцию функционирования рыночного
хозяйства в условиях совершенной конкуренции. Особенно внушительных успехов
они достигли в исследовании проблем экономического равновесия,
формирующегося на основе механизма свободного ценообразования. В целом уже
в первой трети XX века микроэкономический анализ приобрел практически
современный вид. Вклад русских и советских экономистов в микроэкономику не мог быть
очень крупным, поскольку отечественная экономическая наука XX века была
заметно оторвана от мировой. Вместе с тем в мировой науке признан
немаловажным вклад выдающегося русского математика и экономиста Е. Слуцкого
(1880-1948 гг.), который при исследовании потребительского спроса впервые
получил выражение, которое в современной экономической литературе называют
показателем эффекта замещения. Позднее Аллен и Хикс, используя анализ
Слуцкого, сформулировали условия потребительского равновесия.
Микроэкономическим исследованиям были посвящены работы В. Войтинского, А.
Билимовича и др. русских экономистов начала XX в. Можно утверждать, что по
качеству и глубине исследований российская экономико-математическая мысль
того времени была на мировом уровне. Этот задел позволил советским
экономистам в 20-х - 30-х гг. иметь приоритет в создании моделей
межотраслевого баланса народного хозяйства. В начале 90-х годов Санкт-Петербургский государственный университет
экономики и финансов одним из первых в стране ввел в учебные планы
подготовки экономистов всех направлений преподавание современной общей
экономической теории и продвинутых курсов микро- и макроэкономики.
Преподавателями СП6ГУЭФ были выпущены первые отечественные книги по
микроэкономике:
. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. / СПб, 1996.
. Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика / СПб, 1996. Микроэкономика[18] занимается исследованием поведения отдельных
экономических субъектов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|