p> Экономические субъекты (агенты) - это потребители
(покупатели товаров и услуг); фирмы, производящие товары и услуги; наемные
рабочие; вкладчики капитала; землевладельцы. Экономические субъекты
разнятся по масштабам и функциям в экономических процессах, но роль каждой
из названных групп экономических субъектов существенна и необходима. Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические
решения на низшем уровне. Например, как влияют изменения цен и доходов на
приобретение товаров, каким образом фирмы планируют масштабы производства,
почему рабочие решают, где и сколько им необходимо работать. Микроэкономика изучает взаимодействие субъектов экономики на
отраслевых рынках (рынках, на которых обращаются однородные товары),
объясняет механизмы рыночного ценообразования, влияние государственной
политики на деятельность экономических субъектов. Сегодня границы между микро- и макроэкономикой размываются, тем не
менее микроэкономический анализ сохраняет свою специфику, развивается
вглубь. Центральной микроэкономической проблемой является проблема
ценообразования, формирования рыночной цены. Логическая структура курса
«Микроэкономика» включает рассмотрение вопросов, детально и всесторонне
описывающих механизмы рыночного ценообразования. Как известно из курса «ОЭТ»,
факторами, определяющими рыночную цену, являются: . потребительский спрос (и, следовательно, поведение потребителей); . предложение предпринимательских фирм (и поведение последних); . поведение владельцев факторов производства на рынках ресурсов; . экономическая политика государства. Микроэкономика подробно исследует все эти ценообразующие факторы. Рабочая программа курса Санкт-Петербургского государственного
университета экономики и финансов предусматривает изучение микроэкономики в
следующей последовательности: сначала излагается теория поведения
потребителей, затем - производителей (фирм), после этого дается анализ
рынков ресурсов. В заключительных темах исследуется общее экономическое
равновесие и несовершенства рынка (внешние эффекты). Данная
последовательность изложения принята в зарубежной практике преподавания
микроэкономики. Учебник Гребенникова и др. первые две темы переменяет местами. В этом
отражена позиция авторов, считающих необходимым сделать акцент на значении
производительного сектора экономики (традиционная для отечественных
экономистов точка зрения). Западные экономисты считают, что современная
экономика должна строиться «от потребителя», поскольку имеет место не
только «суверенитет потребителя», но и доминирование «рынка покупателя». 1. Методология и основные понятия микроэкономики Как и любая наука, микроэкономика занимается объяснением и
прогнозированием наблюдаемых явлений. Экономисты, специализирующиеся на микроэкономическом анализе,
наблюдают экономические процессы, систематизируют полученные знания, то
есть развивают позитивное направление. Экономическая наука в основном
является позитивной. Позитивный анализ предполагает объяснение и
прогнозирование явлений в экономике. Например, правительство расширило
валютный коридор. Что произойдет с ценами на ГСМ внутри страны? Как
скажется на их сбыте? Какое влияние это окажет на положение потребителей,
их поведение, как скажется на рынках труда? Ответы на эти вопросы дает
позитивное направление экономической теории. Позитивный (положительный)
анализ актуален. Дж. М. Кейнс подчеркивал, что «и возможно, и желательно
изучение экономических единообразий (в современной терминологии
-закономерностей - Т.П.) независимо от экономических идеалов и без
формулирования экономических предписаний (но не наоборот)». Действительно, позитивный анализ - основа. Только на этой основе и
формируется нормативное направление микроэкономики. Нормативный подход
предполагает, например, ответ на вопрос «Нужно ли снижать налоги на доходы
населения?» Не владея знаниями экономической ситуации, положения и мотивов
деятельности экономических субъектов в данных конкретных условиях, ответить
на поставленный вопрос невозможно.
Рекомендуя те или иные меры, экономист должен определить, каким путем их
можно реализовать, какие побочные последствия они могут вызвать. Тем самым
проблема выбора, возникающая у каждого экономического субъекта,
облегчается, а сам выбор становится более ответственным, совершенным «со
знанием дела». Нормативный анализ особенно важен для менеджеров,
архитекторов государственной политики. Основным методом исследования, используемым в современной
микроэкономике, является моделирование экономических явлений и процессов. Экономическая модель - это упрощенное представление об экономической
действительности. Различают детерминистские и стохастические модели. Первые предполагают
описание и учет всех внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных)
факторов, влияющих на изучаемое явление. Результат развития экономических
процессов, описываемых такими моделями, получается однозначным,
предопределенным, детерминированным. Но, поскольку экономическая жизнь
крайне стохастична, зависима от случайностей, то прогноз, полученный на
основе использования таких моделей, оправдывается далеко не всегда. Более адекватными экономической жизни являются стохастические
(вероятностные) модели. Тем не менее в нашем курсе во избежание излишних
сложностей будем использовать преимущественно детерминистские модели. Учет
риска и неопределенности при принятии экономических решений на микроуровне
будет изучаться вами в курсах «Экономика предприятия (фирмы)»,
«Корпоративные финансы», «Страховое дело» и др. Микроэкономические модели можно также классифицировать как
оптимизационные и равновесные. Первые используют при исследовании поведения
отдельных экономических субъектов, ориентированных на достижение их
индивидуальных целей. Вторые применяют для представления результата
взаимодействия совокупности субъектов и необходимости согласования целей
при этом. Реальная экономическая жизнь насыщена неравновесными состояниями,
однако в силу сложности анализа неравновесных состояний они не излагаются в
стандартном курсе микроэкономики. Более того, равновесные состояния - это
идеал, норматив, вокруг которых следует искать наилучшие варианты развития
экономических процессов. Еще одна классификация микроэкономических моделей -разбиение их на
статические и динамические. Статические модели изучают экономические
явления как бы застывшими, вне их развития. Динамические модели учитывают
фактор времени и рассматривают экономическую жизнь в ее развитии, как
процесс. Моделирование предполагает формулирование определенных предпосылок,
описание условий, переменных, которые принимаются во внимание. В методологии микроэкономики важнейшую роль играет предпосылка о
рациональном поведении экономических субъектов. Экономический человек,
действуя рационально, стремится к максимуму результата при заданных
средствах и минимуму затрат на получение определенного результата. Так, в
моделях потребительского поведения используется предпосылка о стремлении
потребителя максимизировать полезность, а при
изучении поведения фирм ключевой является предпосылка о стремлении к
максимизации предпринимательской прибыли. В современных теоретико-экономических исследованиях предпосылка
рациональности существенно развита и уточнена. Существует полярные взгляды
на природу экономической рациональности, вплоть до ее полного
отрицания[19]. При преподавании микроэкономики используют три взаимодополняемых
способа изложения: вербальный (словесный), алгебраический и графический. Глава 2. Поведение потребителей в рыночной экономике Вопросы:
1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.
2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия. 1. Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские
предпочтения. Кривая и карта безразличия. Рассмотрение микроэкономических проблем мы начинаем с изучения
поведения потребителя, несмотря на то что производители представляются
“главными действующими лицами” в экономических отношениях. Дело в том, что
в рыночной экономике роль потребителя не пассивна. Экономисты говорят о
“суверенитете потребителя”, то есть его способности воздействовать на
производителя через свободный выбор и приобретение товара или отказ от его
покупки. В анализе мы будем опираться на рациональное поведение потребителя, то
есть будем считать, что потребитель стремится к максимизации полезности при
ограниченном доходе, то есть старается расходовать имеющиеся у него
средства самым эффективным способом. При анализе потребительского поведения нам придется столкнуться с
проблемой полезности и ее измерения. Как известно, активное использование
категории полезности в экономическом анализе было применено экономистами
маржиналистского направления. В исследованиях маржиналистов важное место
занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности.
В зависимости от ответа на вопрос об измерителе полезности экономисты
разделились на два основных направления: кардиналистов (сторонников поиска
абсолютных показателей измерения полезности: У. Джевонс, А. Маршалл и др.)
и ординалистов, считавших достаточным сопоставление благ по их полезности.
Взгляды последних сегодня являются более признанными и сформулированы как
порядковая теория полезности. Наибольший вклад в разработку порядковой
теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория
приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса. Вслед за ординалистами мы делаем следующие предположения:
1) Предпочтения сформированы: потребитель может сравнивать и упорядочивать различные наборы данных с точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности для него (аксиома полной упорядоченности):
A предпочтительнее B: A (B;
А хуже В: А< В;
А и В равноценны: А ( В.
2) Предпочтения транзитивны: Если А(B, а В(С, то А(С (аксиома транзитивности).
3) Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара: (аксиома ненасыщаемости). Для примера возьмем следующие комбинации благ. Таблица I. Наборы потребительских товаров |Ассортиментные |Количество |Количество |
|наборы благ |продуктов питания |одежды |
|А |20 |30 |
|B |10 |55 |
|C |40 |20 |
|D |30 |45 |
|E |10 |20 |
|F |10 |45 | При анализе будем использовать двумерные графики, однако основные
выводы, легко могут быть распространены на ситуацию со сколь угодно большим
числом товаров. [pic] Рисунок 13. Кривая безразличия В нашем примере набор А более предпочтителен, чем набор Е (по трем
предпосылкам анализа), набор D более предпочтителен, чем набор А. Набор А
легко сравнивать с наборами в заштрихованных областях: в области I более
предпочтительные, по сравнению с А наборы, а в области III - менее. По
поводу точек в областях II и IV необходимо дополнительное исследование.
Сравнение А с наборами B,F, C возможно только на основе информации об их
оценке конкретным потребителем. Наш потребитель одинаково оценивает наборы
А, В и С. Но тогда F - менее предпочтительный набор. Можно соединить плавной линией точки, соответствующие наборам В, А и
С. Полученная линия - кривая безразличия.
Кривая безразличия - кривая, показывающая совокупность наборов продуктов,
обладающих равной полезностью для потребителя. Исследуя потребительские предпочтения более полно, можно построить
карту безразличия.
Карта безразличия - множество кривых безразличия, которые характеризуются
равными полезностями на одной линии и разными - на разных. [pic] Рисунок 14. Карта безразличия потребителя Кривые безразличия, отстоящие дальше от начала координат,
характеризуют наборы с большей полезностью. Карта безразличия дает полную
информацию о системе предпочтений потребителя, не требуя абсолютного
количественного измерения полезности. Свойства кривых безразличия:
1) Нисходящий характер. Для сохранения того же уровня полезности увеличение потребления одного блага должно компенсироваться сокращением потребления другого блага.
2) Кривые безразличия не могут пересекаться. [pic] Рисунок 15. Невозможность пересечения кривых безразличия. Обратное предположение нарушает предпосылки: на рисунке набор А должен
быть равноценен набору В, так как они находятся на одной кривой
безразличия. Наборы В и С включают одинаковое количество одежды, но набор В
более предпочтителен. Этот набор включает большее количество продуктов
питания, следовательно, в силу предпосылки о ненасыщаемости он
предпочтительнее. Отсюда, в силу предпосылки о транзитивности, набор А
предпочтительнее набора С. Но это противоречит предположению об
эквивалентности наборов А и С. 3) Кривые безразличия являются вогнутыми. Это связано с принципом убывающей предельной полезностью, согласно которому, чем большим количеством данного блага располагает потребитель, тем меньшим количеством другого блага он готов пожертвовать, чтобы получить больше данного блага. На следующем рисунке приведена иллюстрация убывающей предельной
полезности. При переходе от набора А к набору В (увеличении количества
продуктов питания на единицу) потребитель готов поступиться шестью
единицами одежды. При движении от D к Е он готов пожертвовать только одну
единицу одежды. Для измерения количества “жертвы” используют меру,
названную предельной нормой замещения.
Предельная норма замещения (MRS - Marginal rate of substitution) -
максимальное количество блага, от которого потребитель готов отказаться,
чтобы получить дополнительную единицу данного блага. [pic] Рисунок 16. Убывание предельной нормы замещения. MRS = - (Y / (X (U=const) В формуле исчесления предельной нормы замещения используется знак “-”,
так как (Y( 0. По абсолютному значению предельная норма замещения равна
наклону кривой безразличия. Поскольку предельная норма замещения убывает (в
нашем примере: 6; 4; 2; 1), это свидетельствует об убывании наклона
касательной, что и характеризует вогнутость кривой безразличия. Предельная норма замещения показывает предельную полезность (выгоду),
которую обеспечивает дополнительная единица блага (в нашем случае -
продовольствия). Формы кривых безразличия могут быть довольно разнообразными,
показывать на разные степени желательности замены одного товара другим. Задание! Нарисуйте кривые безразличия: . для полностью взаимозаменяемых благ: . для абсолютно взаимодополняемых благ; . для иллюстрации абсолютного безразличия потребителя к одному из благ. 2. Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности
потребителя. Условие потребительского равновесия Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителя. На
индивидуальный выбор влияет также покупательная способность потребителя,
которая определяется, с одной стороны, бюджетом потребителя, с другой -
уровнем цен. Предположим: I - доход покупателя, который может быть потрачен на одежду и питание; X - количество продуктов, которое может быть приобретено им; Y - количество предметов одежды, которое может быть закуплено этим
покупателем; PX - цена единицы продовольствия; PY - цена единицы одежды. Тогда: PX * X - сумма денег, затраченная на питание; PY * Y - сумма средств, затраченная на приобретение одежды. Весь доход расходуется на эти цели, значит покупательная способность
может быть описана уравнением: I = PX * X + PY * Y (*) Это уравнение принято называть уравнением бюджетной линии. Из уравнения бюджетной линии можно заключить, что: (I / PX ) - максимальное количество продовольствия, которое может
приобрести потребитель; (I / PY ) - максимальное количество одежды, которое может приобрести
потребитель. Выразим из уравнения (*) Y: Y = I / PY - (PX / PY )* X; -(PX/PY ) - угловой коэффициент бюджетной линии,
отрицательное отношение цен товаров. Приведем пример. Предположим, доход потребителя составляет I=40 тыс. ден. ед.; цена товара X составляет PX = 1 тыс. ден. ед.; цена товара Y PY = 2 тыс. ден. ед. Согласно условиям, наш потребитель имеет покупательную способность,
которую можно описать следующим уравнением: X +2 Y = 40 Угловой коэффициент бюджетной линии равен -1/2. При этих условиях можно приобрести следующие комбинации
потребительских товаров. Таблица J. Доступные потребительские наборы |Ассортиментные | | |
|Наборы товаров |Питание (X) |Одежда (Y) |
|A |0 |10 |
|B |10 |15 |
|C |20 |10 |
|D |30 |5 |
|E |40 |0 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17
|