Направления деятельности фонда:
1)
Содействие в формировании рыночных отношений на
основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития
конкуренции;
2)
Осуществление финансовой поддержки инновационной
деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработок и
производства принципиально новых видов продукции;
3)
Содействие в освоении новых технологий и изобретений;
4)
Участие в разработке, проведении экспертизы,
конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных (межрегиональных),
отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого
предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения
товарного рынка и создания новых рабочих мест и др.
Для достижения своей основной цели фонд :
1)
Осуществляет финансирование мероприятий федеральной
программы государственной поддержки малого предпринимательства;
2)
Выполняет функции залогодателя, поручителя, гаранта
по обязательствам субъектов малого предпринимательства;
3)
Финансирует проведение научных исследований по
проблемам малого предпринимательства;
4)
Осуществляет финансирование мероприятий по
подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для деятельности
субъектов малого предпринимательства, поддержке новых экономических структур,
защите прав потребителей;
5)
Может выступать гарантом по целевым иностранным
кредитам, предоставленным РФ на поддержку малого предпринимательства;
6)
Может предоставлять субъектам малого
предпринимательства льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы
на конкурсной основе, а также финансовую помощь на безвозмездной основе и др.
В целях государственной поддержки развития в
стране инновационной деятельности в научно-технической сфере постановлением
Правительства РФ от 3 февраля 1994 года №65 создан Фонд содействия развитию
малых форм предприятий в научно-технической сфере. Основными задачами фонда
являются :
1) Содействие проведению государственной
политике формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем
поддержки содействия и развития инфраструктуры малого инновационного
предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов
и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по
созданию производства наукоемких продуктов;
2) Участие в разработке, проведении экспертизы,
конкурсном отборе и реализации федеральных, отраслевых, региональных программ и
проектов, обеспечивающих демонополизацию процесса создания и освоения новых
технологий, насыщение рынка произведенными на их основе конкурентоспособными
товарами;
3) Содействие созданию новых рабочих мест для
эффективного использования имеющегося в Российской Федерации
научно-технического потенциала;
4) Поддержка освоения и внедрения новых
технологий и ноу-хау с использованием патентов и лицензий;
5) Привлечение на конкурсной основе субъектов
малого предпринимательства, отечественных и иностранных инвесторов к реализации
государственных научно-технических программ и заказов.
Для реализации основных задач фонд имеет право
:
1)
Предоставлять финансовую помощь, в том числе на
безвозмездной основе, для реализации федеральных, региональных и отраслевых
программ и высокоэффективных проектов малого инновационного
предпринимательства, выступать залогодателем, поручителем, гарантом по
обязательствам юридических и физических лиц;
2)
Контролировать целевое использование финансовых
средств, выделяемых фондом хозяйствующим субъектам или получаемым ими при
содействии фонда, и приостанавливать финансирование в случае выявления
нарушений целевого использования средств;
3)
Принимать долевое участие в создании хозяйствующих
субъектов, в том числе с иностранным участием, специализированных учебных и
консультативных организаций;
4)
Создавать временные творческие коллективы, в том
числе с привлечением иностранных специалистов;
5)
Финансировать мероприятия по подготовке и повышению
квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере;
6)
Финансировать научные исследования, экспертизу
проектов, научно-практические конференции, симпозиумы, выставки и другие
мероприятия, в том числе международные, связанные с основными направлениями
деятельности фонда;
7)
Осуществлять рекламно-издательскую деятельность и
иметь свой печатный орган;
8)
Осуществлять в установленном порядке
внешнеэкономическую деятельность, участвовать в международных программах и
соглашениях;
9)
Организовывать обучение, переподготовку и повышение
квалификации специалистов за рубежом;
10)
Открывать отделения, филиалы и представительства
фонда в порядке, установленном действующим законодательством;
11)
Осуществлять иную деятельность в соответствии со
своими задачами.
Источники формирования средств фонда:
- бюджетные ассигнования в размере 1% средств,
предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки;
- добровольные взносы предприятий, учреждений,
организаций и граждан в том числе иностранных юридических и физических лиц;
- иные поступления от деятельности фонда.
Продолжается процесс развития инфрастуктуры
поддержки малого предпринимательства. Так, постановлением Правительства РФ от 5
августа 2000 года №581 создан совет по предпринимательству при Правительстве
РФ. Создана правительственная комиссия по устранению административных барьеров
при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Созданы
координационные советы по малому предпринимательству при межрегиональных
ассоциациях «Центральная Россия» и «Северный Кавказ». Почти во всех субъектах
РФ созданы фонды поддержки малого предпринимательства. Продолжается процесс
создания и расширения сети муниципальных фондов и иных организаций
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства во многих регионах страны.
В начале 2001 года действовало в Свердловской области 15 таких фондов, в
Тульской – 13, в Пермской – 5 и т.д.[9]
Финансово-кредитная поддержка малого
предпринимательства.
В соответствии с законодательством
финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства осуществляется
Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, фондами субъектов РФ и
муниципальными фондами с привлечением заинтересованных организаций.
Для финансово-кредитной поддержки субъектов
малого предпринимательства используются бюджетные средства, финансовые ресурсы
федерального и региональных фондов поддержки малого предпринимательства,
финансово-кредитные ресурсы иностранных организаций.
Фонды поддержки малого предпринимательства всех
уровней осуществляют следующие мероприятия по финансированию субъектов малого
предпринимательства:
1)
предоставление субъектам малого предпринимательства
льготных кредитов, беспроцентных ссуд, краткосрочных займов без приобретения
лицензии на банковскую деятельность;
2)
предоставление финансовой помощи на возмездной и
безвозмездной основе при осуществлении программ демонополизации,
перепрофилирования производства в целях развития конкуренции и насыщения
товарного рынка в соответствии с действующим законодательством;
3)
выполнение функций залогодателя, поручителя,
гаранта по обязательствам малых предприятий;
4)
долевое участие в создании и деятельности
хозяйствующих субъектов, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка,
специализированных консультационных организаций и информационных систем
поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, систем
потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг;
5)
финансирование мероприятий по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке
новых экономических структур, защите прав потребителей;
6)
финансирование научных исследований,
научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе
международных, связанных с деятельностью фонда.
Финансирование федеральной программы
государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в 2003 году
осуществлялось из следующих источников:
В 2004 году финансирование мероприятий по
государственной поддержке малого предпринимательства осуществлялось в полном
соответствии с объемами бюджетных ассигнований в объеме 90 млн.руб.,[10] используются 50 млн.руб.,
полученные фондом в 2003 году.
К основным направлениям кредитно-финансовой и
инвестиционной поддержки малого предпринимательства относится банковское
финансирование , а также освоение новых механизмов финансово-кредитной и
инвестиционной поддержки малых предприятий, включающих создание
межрегиональных, региональных и муниципальных гарантийных фондов, развитие
финансового лизинга, франчайзинга, предоставление государственных льготных
инвестиционных кредитов и гарантий Правительства РФ по иностранным
инвестиционным кредитам для быстро окупаемых инвестиционных проектов малых
предприятий в сфере материального производства и инновационной деятельности.
В настоящее время коммерческие банки в большей
степени ориентированы на кредитование крупных предприятий, а это существенно
повышает издержки кредитования малых предприятий, использование банками
повышенных ставок по кредитам, предоставляемым малым предприятиям.
Для становления и развития малых предприятий и
деятельности индивидуальных предпринимателей важнейшее значение имеет развитие
микрофинансирования, т.е. получение субъектами малого предпринимательства
займов на короткие сроки в относительно малых суммах.
В 2003-2004 гг. началась реализация программ
микрофинансирования малых предприятий на региональном уровне при содействии
ФФПМП и ряда зарубежных и международных организаций на общую сумму около 100
млн.долл. На 1 января 2005 года имеются следующие данные по организации
микрофинансирования :
- средний размер одного займа составил 12.5
тыс.руб.;
- средний размер займов на одного клиента – 20
тыс.руб.;
- среднемесячная процентная ставка по
микрокредитам – 6% в месяц
- средняя доходность – 5.6% в месяц в
зависимости от суммы ресурсов;
- средний возврат займов в срок – 95%;
- большая часть займов приходится на торговлю
(55%), на оказание бытовых услуг (24%) и на развитие сельского хозяйства (11%);
- 63% всех займов предоставляются начинающим
предпринимателям.
Имущественная поддержка субъектов малого
предпринимательства является важным фактором и условием их дальнейшего
развития. Она осуществляется в соответствии со ст.7 Федерального закона «О
государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
Целевой фонд формируется за счет объектов незавершенного
строительства, изъятия площадей у арендаторов, пользующихся ими незаконно или
заключивших договор аренды на пользование ими с нарушением требований
действующего законодательства, государственного (муниципального) имущества,
отчуждаемого в процессе приватизации государственных (муниципальных)
предприятий.
Субъектам малого предпринимательства,
арендующим помещения, входящие в целевой фонд нежилых помещений, могут
предоставляться льготы в части арендной платы.
2. Организация бизнеса – автопарка маршрутных такси и его
экономическое обоснование.
2.1. Анализ рынка
пассажирских перевозок Тюменского региона.
Рынок
пассажирских перевозок в Тюменском регионе без сомнения самый обширный в
России. На нем работает значительное количество перевозчиков с различной формой
собственности. Среди них все более весомую долю занимают компании,
осуществляющие перевозки маршрутными такси и успешно конкурирующие с другими
видами наземного пассажирского транспорта.
Сегодня автобус
является основным видом наземного транспорта России. Его услугами ежегодно
пользуются около 3,3 млрд. человек. Основной объем автобусных перевозок в Тюмени
обеспечивается ГУП «Тюменьгортранс», в котором насчитывается более 5 тыс.
единиц подвижного состава. Помимо внутригородских перевозок, сложились
устойчивые пассажиропотоки между городом и областью. В их обслуживании
участвуют Тюменьгортранс, машины которого работают на трёх десятках пригородных
маршрутов, и ГУП Тюменской области «Трансавто», выполняющее перевозки на
более чем 140 маршрутах. Вместе с тем в последние годы получили широкое
распространение коммерческие перевозки, выполняемые маршрутными такси
многочисленных частных операторов.
- Становление
маршрутного такси в многомиллионной Тюмени происходило в 50-х годах прошлого
столетия, когда стало очевидным, что традиционные автобусы, троллейбусы,
трамваи и легковые такси не всегда удовлетворяют нужды горожан. Со всей
актуальностью встал вопрос о создании такого вида наземного транспорта, который
по своим функциональным качествам органично дополнил уже существующие формы
перевозок. Недостающим звеном и стало маршрутное такси. Воспользовавшись им,
пассажиры выигрывали в комфортности поездки и получали в свое распоряжение
более удобный график движения, чем на обычном общественном транспорте при
меньших по сравнению с легковым такси тарифах оплаты.
Пионерами
освоения новой транспортной сферы в 1956 г. стали шестиместные легковые
автомобили ГАЗ-12, которым были отведены определенные городские маршруты. В
60-х годах минувшего века на смену этой модели пришли более совершенные
микроавтобусы РАФ-977Д, рассчитанные на перевозку 10 человек, включая водителя.
Новинка успешно прижилась на улицах Тюмени, снискав популярность у многих
жителей первопрестольной. Более того, развитие маршрутного такси не поспевало
за транспортными потребностями гостей.
Львиная доля
«маршруток» была сосредоточена в 14-м таксомоторном парке, который в 1976 г.
располагал более чем 420 машинами этого типа. Однако в 1984 г. руководство
Управления «Мосавтолегтранс» приняло не совсем продуманное решение о
децентрализации маршрутных перевозок и передаче находящихся в эксплуатации
микроавтобусов целому ряду столичных таксомоторных парков. В то время основное
бремя перевозок легло на 11-местные машины РАФ-2203. Маршрутное такси прочно
вошло в повседневную жизнь Тюмени, став неотъемлемой частью транспортного
комплекса города. В 1991 г. насчитывалось 680 микроавтобусов, работавших на
130 маршрутах.
Эпоха либеральных
преобразований дала сильный импульс развитию маршрутных перевозок. Широкое
распространение частной собственности на многие виды деятельности, в том числе
и транспортной, вовлекло в этот процесс значительное число новых действующих
лиц. Только теперь роль первой скрипки в данном виде бизнеса стали играть не
муниципальные, как раньше, а коммерческие перевозчики.
Важным фактором в
быстром формировании рынка перевозок маршрутными такси, помимо всего, явилась
острая нехватка в середине 90-х годов прошлого столетия пассажирского
транспорта общего пользования, что грозило перерасти в крупную социальную
проблему. Спрос рождал предложение, тем более, что данный вид бизнеса оказался
весьма прибыльным. Не удивительно, что, начав со скромных объемов транспортной
работы, частные компании превратились в серьезную силу в сфере пассажирских
перевозок в Тюмени.[11]
В настоящее время
в белокаменной зарегистрировано 105 частных перевозчиков, к которым нужно
прибавить еще 60 коммерческих фирм, которые обслуживают не только область, но и
город. Внушителен и парк подвижного состава, который достиг 8,5 тыс. единиц. Из
них около 4,5 тыс. автомобилей имеют лицензионные карточки. Масштабы перевозок
коммерсантов составляют 10-12% от аналогичного показателя такого могучего
предприятия, которым является Тюменьгортранс. Сегодня, по мнению В.М.
Морозенко, речь идёт, по сути, об альтернативном виде транспорта, нравится это
кому-то или нет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|