Структура рынка, степень его монополизации должны
учитываться фирмой при выборе стратегии деятельности. Для формирующегося
рынка России характерна высокомонополизированная структура, поддерживаемая
созданием в последние годы различного рода концернов, ассоциаций и других
объединений, одной из целей которых является поддержание высоких цен и
обеспечение себе «спокойного существования». Вместе с тем предполагаемое
усиление открытости российской экономики для мирового хозяйства приведет к
конкуренции с зарубежными фирмами и значительно усложнит положение
отечественных монополистов.
Помимо уже рассмотренного выше эффекта масштаба
существуют и другие причины, приводящие к монополии. Среди них немалую роль
играет установление препятствий для вступления новых фирм на рынок. Такими
препятствиями могут стать необходимость получения специального разрешения государственных
органов на занятие тем или иным видом деятельности, лицензионные и патентные
барьеры, таможенные ограничения и прямые запреты на импорт, сложности в получении
кредитов, высокие первоначальные затраты для открытия нового предприятия и др.
Например, для открытия коммерческого банка в
России помимо установленного минимального размера уставного фонда требуется
специальное разрешение Центрального банка, получить которое достаточно сложно.
Не менее сложно и «добыть» относительно дешевый кредит. Введенные новые
импортные пошлины на спиртные напитки, табачные изделия, автомобили и др.
снижают конкурентные возможности иностранных товаров и укрепляют позиции
отечественных производителей.
Вместе с тем получение высоких прибылей является
мощным стимулом, привлекающим новые фирмы в монополизированную отрасль. И если
отрасль не является естественной монополией (а большинство российских
монополий таковыми не являются), то фирма-монополист в любой момент может ожидать
появления неожиданного конкурента.
Чем выше прибыль предприятия-монополиста, тем
больше желающих проникнуть в отрасль, например, путем расширения производства и
продаж товаров-заменителей. Выход новых фирм на рынок с продукцией, способной
эффективно заменить продукцию монополиста, приводит к переключению спроса потребителей.
В таких условиях монополист будет вынужден снижать цену, отказываться от части
прибыли, чтобы сохранить положение на рынке.
Законодательные барьеры для вступления в отрасль
также не вечны. На поддержку государственных чиновников, выражающих их интересы,
монополисты тратят значительные средства, которые включаются в издержки,
увеличивая их. Поэтому в условиях развитого рыночного хозяйства положение
фирм-монополистов не является таким уж «безоблачным», как это кажется на первый
взгляд.
§ 2. Ценовая дискриминация
Ценовая дискриминация является одним из
способов расширения рынка сбыта в условиях монополии. Производя продукции
меньше и по более высокой цене, чем в условиях чистой конкуренции, монополист
тем самым лишается части потребительского спроса. Эта часть потенциальных
покупателей была бы готова приобрести товар, если бы его цена была ниже монопольной.
Однако, снижая цену с целью расширения объема сбыта, монополист вынужден
снижать цену на всю продаваемую продукцию. Но в некоторых случаях фирма может
устанавливать разные цены на одну и ту же продукцию для разных групп
покупателей. Если одни покупатели приобретают продукцию по более низкой цене,
чем остальные, имеет место практика ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация может проводиться при
следующих условиях:
- покупатель, приобретя продукцию, не имеет
возможности ее перепродать;
- существует возможность разделить всех
потребителей данной продукции на сегменты, спрос на которых имеет разную
степень эластичности.
Действительно, если фирма, производящая любую
продукцию, которая может быть перепродана, например телевизоры, холодильники,
сигареты и т. п., решила прибегнуть к ценовой дискриминации, она
столкнется со следующей ситуацией. Снижение цены на эти товары для пенсионеров
и сохранение ее на первоначальном уровне для всех остальных категорий населения
приведет к тому, что, покупая эти товары, пенсионеры тут же будут их продавать.
К тому же такая ценовая политика может вызвать недовольство покупателей1.
Иная ситуация складывается, если продукция не
может перепродаваться; сюда относятся прежде всего отдельные виды услуг. В
этом случае для групп потребителей, спрос со стороны которых является более
эластичным, устанавливаются различные виды скидок с цены. Иными словами,
разные группы потребителей представляют собой разные рынки, эластичность спроса
на которых различная.
Предположим, что какая-то авиакомпания Y продавала 100 тыс. авиабилетов по цене 500 тыс. руб. за билет. Такая
цена была установлена исходя из равенства предельного дохода и предельных
издержек. Ежемесячный валовой доход компании составлял 50 млрд. руб. Однако в
результате произошедших изменений (выросли цены на топливо, работникам была
повышена заработная плата) издержки компании возросли, и цена билета была
повышена вдвое. Вместе с тем количество проданных билетов сократилось в два
раза и составило 50 тыс. шт. Несмотря на то, что общий валовой доход сохранился
на уровне 50 млрд. руб., существуют возможности получить дополнительный доход,
привлекая пассажиров, отказавшихся от полетов из-за высокой цены, через
предоставление скидок.
§ 3. Монополия и эффективность
Современные экономисты считают, что
распространение монополии снижает экономическую эффективность по крайней мере
по трем основным причинам.
Во-первых, объем производства,
максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной
конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в
полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не
производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки минимальных
средних валовых издержек, тем самым производство осуществляется не с
минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами,
максимальная производственная эффективность не достигается.
Во-вторых, являясь единственным продавцом
на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У
него не существует стимула использовать наиболее прогрессивную технологию.
Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него
вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в
научно-исследовательских разработках и использовании новых достижений НТР.
В-третьих, барьеры для вступления новых
фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые
монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти,
оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким
фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.
Другая точка зрения на проблемы монополии
и эффективности представлена позицией Дж. Гэлбрейта и И. Шумпетера. Не отрицая
негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они
выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса. Эти
преимущества, по их мнению, состоят в следующем:
1. Совершенная конкуренция требует от каждого
производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже
существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под
силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования
НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную
экономическую прибыль. В то время как монополии или олигополии, имеющие высокую
экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для
инвестиций в научно-технический прогресс.
2. Высокие барьеры, которые существуют для входа
новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что
экономическая прибыль, которая является результатом использования в
производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и
инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.
3. Получение монопольной прибыли за счет более
высоких цен является стимулом инновационной деятельности. Если бы вслед за
каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин
для развития инновационных процессов не существовало бы.
4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как
монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и
поддерживают стремление последних войти в отрасль.
5. В отдельных случаях монополия способствует
снижению издержек и реализации эффекта масштаба (естественная монополия).
Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению
эффективности.
Во всех странах с рыночной экономикой действуют
антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную
власть.
Часть II. Основные
направления демонополизации в российской экономике
Глава 1. Антимонопольная политика
§ 1. История антимонопольного
регулирования
Важнейшим средством регулирования
деятельности монополий является антимонопольное законодательство, основы
которого заложены в законодательных актах Верховного Совета Российской
Федерации.
Антимонопольное законодательство
представляет собой пакет законов, который выступает как средство поддержания
государством баланса между конкуренцией и монополией, как средство установления
официальных «правил игры» на рынке.
Начало антимонопольному законодательству
было положено в США и Канаде, что явилось реакцией на усиление власти союзов
монополистов в экономике. В 1880 г. был принят первый закон – закон Шермана,
который запрещал монополизацию рынка, признавал незаконными любые объединения
и сговоры, направленные на ограничение производства и торговли. Позднее, в 1914
г., был принят еще один важный законодательный акт – закон Клейтона. Этот закон
был направлен в первую очередь против различных видов монополистической
практики. Он объявлял вне закона ценовую дискриминацию, запрещал
исключительные или «принудительные» соглашения, формирование
взаимопереплетающихся директоратов, приобретение акций конкурирующих
корпораций. В 1914 г. была образована Федеральная торговая комиссия,
предназначенная для борьбы с антиконкурентными слияниями компаний. В 1938 г. на
эту комиссию была возложена дополнительная ответственность по защите
общественности от вводящей в заблуждение или ложной рекламы. Акт
Целлера–Кефовера 1950 г. дополнил закон Клейтона о слияниях запретом на слияние
путем приобретения активов, результатом чего могло явиться ослабление
конкуренции.
Первые антимонопольные законы США
представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание
мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства неоднократно
менялась на протяжении XX столетия, периоды его ужесточения и либерализации
чередовались.
В последние десятилетия наблюдается
смягчение действий статей законодательства. В этом проявилось влияние
представителей чикагской школы. По их мнению, основной задачей
антимонопольного законодательства является не защита интересов отдельных компаний,
а предотвращение ухудшения условий конкуренции.
В Западной Европе антимонопольное
законодательство было принято в послевоенный период и имеет ряд особенностей.
С одной стороны, оно формально направлено на защиту интересов потребителей, а
с другой – призвано поощрять процесс концентрации производства и образования
крупных корпораций, если это связано с научно-техническим прогрессом.
Хотя конкретный характер и содержание
антимонопольного законодательства в различных странах имеют свои особенности,
можно выделить общие для всех стран основы этого законодательства: охрана и
поощрение конкуренции, контроль над фирмами, занимающими господствующее
положение на рынке, контроль над ценами, защита интересов потребителей, защита
интересов и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.
Современное антимонопольное
законодательство имеет два принципиальных направления – контроль за ценами и
контроль за слияниями компаний. Антимонопольное законодательство в первую очередь
запрещает соглашения по ценам. Незаконным является любой сговор между фирмами в
целях установления цен. Законом также преследуется демпинговая практика продаж,
когда фирма умышленно устанавливает более низкие цены, с тем чтобы вытеснить
из отрасли конкурентов. Например, в деле против «IBM» министерство
юстиции США обвинило компанию в демпинге при установлении цен на аренду
компьютеров ее собственного производства.
Слияние компаний происходит, когда одна
фирма приобретает акции другой. В результате вторая компания становится
составной частью первой. Со второй половины 80-х гг. усиление этого процесса
наблюдается практически во всех странах. Так, в США в 1987 г. более 2000 фирм
были поглощены в процессе слияний.
Правительство обычно предпринимает меры, когда
в результате горизонтального слияния (объединение сходных компаний) фирм их
рыночная доля значительно увеличивается. Исключение может быть сделано, когда
одна из фирм находится на грани банкротства.
В случае вертикального слияния
(объединение последовательно связанных производств типа угольных, сталелитейных
и автомобильных компаний) закон также устанавливает верхний предел доли фирм
на соответствующих рынках. Ведь слияние бывших поставщиков и потребителей
лишает возможности другие фирмы продавать свои товары фирме-покупателю.
Конгломератные слияния (объединение
компаний из разных отраслей) обычно разрешаются. Если нефтяная или страховая
компания приобретает фирму по производству мороженого, то в результате их
позиции на соответствующих рынках практически не меняются.
§ 2. Монополистические действия и
ограничение конкуренции:
вопросы квалификации
Становление цивилизованного рынка в
России немыслимо без развития конкурентной борьбы. Именно она является стимулом
к дальнейшему совершенствованию производства, повышению качества продукции,
снижению цен, а в конечном итоге - росту жизненного уровня населения. Для
обеспечения нормальной конкурентной борьбы в странах с рыночной экономикой
создано антимонопольное законодательство. Аналогичный процесс происходит и в
нашей стране.
Статья 178 УК РФ устанавливает
ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции. Однако
при применении ее на практике возникает много вопросов1.
Прежде всего чрезмерно расширена
возможность применения уголовно-правовых мер. Перечень деяний, противоречащих
требованиям антимонопольного законодательства, содержится в ст.ст.6-10 Закона
РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных
рынках" (далее - Закон), причем подавляющее большинство из них подпадает
под признаки преступления, предусмотренного ст.178 УК РФ. Например, введение
ограничений на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере
деятельности, а также запретов на осуществление отдельных видов деятельности
или производство определенных видов товаров, за исключением случаев,
установленных законодательством Российской Федерации, необоснованное
воспрепятствование осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в
какой-либо сфере, запрещение на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров
из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района,
города, района в городе) в другой, ограничение прав хозяйствующих субъектов на
продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров, создание препятствий к доступу
на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам. Все это является не
чем иным, как ограничением конкуренции (ч.1 ст.178 УК РФ).
Установление
монопольно высоких (низких) цен, раздел рынка по территориальному принципу, по
объему продаж или закупок, по ассортименту реализуемых товаров либо по кругу
продавцов или покупателей (заказчиков) воспроизведены в диспозиции ч.1 ст.178
УК РФ.
Кроме того, ряд действий, указанных в
Законе как нарушение антимонопольного законодательства, напрямую связаны с
преступлениями. Так, изъятие товаров из обращения, целью или результатом
которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен
(абз.1 п.1 ст.5 Закона), чаще всего связано с установлением монопольно высоких
цен; навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не
относящихся к предмету договора, необоснованные требования передачи финансовых
средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.
(абз.2 п.1 ст.5 Закона) представляют собой одну из форм ограничения доступа на
рынок. Подобный подход законодателя возлагает на правоохранительные органы
обязанность прибегать к уголовному преследованию в большинстве случаев
нарушения антимонопольного законодательства, что вряд ли оправданно.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|