Концерн – корпорация, возникающая на основе
акционерного капитала (или капитала общества с ограниченной ответственностью) и
объединяющая под эгидой головной компании («холдинга») формально независимые
предприятия путем установления финансового контроля над ними.
В
хозяйственной жизни стран с рыночной экономикой монополизация экономики
связывается с овладением монополиями рыночной власти, т. е. сосредоточением в
руках корпораций такой доли продаж, которая позволяет им навязывать
обществу и иным хозяйствующим субъектам свои интересы. В США, например, уровень
монополизации производства и реализации товара одной фирмой равной 40%, рассматривается
как концентрация реальной рыночной власти, а уровень монополизации, равный 60%
– как выражение полной монополии.
§ 2. Монополизм и конкуренция
2.1. Баланс «монополия»
– «конкуренция».
Анализируя
взаимную роль конкуренции и монопольно-регулирующих сил в рамках
высококонцентрированных олигополистических рынков, необходимо учитывать их
двойственную роль. Конкуренция воплощает в себя прежде всего
стихийно-регулирующее (или, часто говорят, саморегулирующее) начало
применительно к тому или иному рынку. Силы конкуренции направлены в сторону
максимального увеличения воздействия всех факторов экономической эффективности,
но при этом они носят стихийный характер, следовательно, могут вести и часто
ведут, особенно в тяжелых условиях, из безраздельного господства на рынке, к
ряду тяжелых – экономических, социальных и других последствий.
Монопольно-регулирующие силы в свою очередь в состоянии, с одной стороны,
ограничивать разрушительное влияние стихийных сил конкуренции и в этом смысле
способствовать более сбалансированному развитию всей экономики, отдельных ее
секторов и отраслей. С другой стороны, такое регулирование в случае чрезмерного
ограничения конкуренции, например, ценовой – на базе сговоров ведущих
производителей, ведет к застойным явлениям, в том числе к сдерживанию
научно-технического прогресса и понижению эффективности производства. Наиболее
ярко такие отрицательные процессы проявляются в условиях монопольного
господства в отрасли одного или нескольких производителей.
Поэтому
основная цель государственной политики по отношению к отдельным отраслям и
производственным рынкам состоит в сохранении баланса конкурентных и
монопольно-регулирующих сил в рамках олигополии. При этом антимонопольное
законодателство является основным средством сохранения этого баланса путем
недопущения чрезмерного проявления монополистических тенденций, т.е. как бы
сохранения в «оптимальном режиме» механизма олигополии.
В
основе современного промышленного законодательства лежит концепция
антимонопольного регулирования отраслевых промышленных рынков на базе подхода
"структура-поведение-функционирование".
При
этом:
-
Структура – это организация производства и
распределения продукта, детерминирующая содержание и формы конкурентной борьбы,
а именно, число и размер продавцов и покупателей, свободу входа и выхода
предприятий-поставщиков, степень развития профсоюзного движения в отрасли,
контрактные и законодательные отношения, связывающие покупателей и продавцов
(например, через вертикальную или конгломеративную интеграцию).
-
Поведение – это преобладающая в отрасли стратегия
конкуренции и специфическая тактика предприятий в области ценообразования,
развития продукта, рекламы, инноваций, инвестиций.
-
Функционирование – это цели и результаты
деятельности предприятий, а именно, преследование технической и аллокационной
эффективности, технологический прогресс, доступность товаров, ползя занятость,
эффективность использования ресурсов и т.п.
Баланс
«монополия – конкуренция» заметно изменился в антимонопольном законодательстве
на протяжении XX века. В анализ вовлекаются все факторы повышения
эффективности производства: экономия на масштабах производства и экономия на
масштабе сферы деятельности, экономия транзакционных издержек, связанных с
осуществлением сделок, договоров, контрактов и, наконец, собственно
конкурентный прессинг, связанный с соперничеством за долю рынка и за получение
максимальной прибыли. Монополизм перестал отождествляться с ростом
концентрации производства, в ряде случаев монополия получила «теоретическую
санкцию» на существование, особенно, когда связанное с ней повышение
эффективности перекрывает издержки от уменьшения конкуренции. Все большее
внимание уделяется определению экономической категории монопольной рыночной
власти, границ продуктовых и географических рынков, методов ценовой и
неценовой конкуренции и т.п. Отраслевая конкуренция, накал конкурентной борьбы
на отраслевом рынке рассматривается через методологическую призму
взаимодействия целого ряда факторов. В частности, М. Портер выделяет пять
основных факторов или «сил», определяющих состояние конкуренции и уровень
прибыльности в отрасли.
Значение
этой модели состоит в том, что на основе общетеоретических подходов в рамках
несовершенной конкуренции в анализ вовлекается сложная совокупность чисто
экономических и психологических факторов, определяющих силу конкурентного
прессинга на отраслевом рынке, а именно: реальной конкуренции внутри отрасли,
потенциальной конкуренции со стороны новых фирм-агрессоров (ценовая потенциальная
конкуренция) и со стороны товаров и услуг – заменителей (неценовая
потенциальная конкуренция), воздействия поставщиков и покупателей. Из этого
общего подхода следует целый шлейф новых практических мер антимонопольного
регулирования экономики, которые заслуживают специального изучения в отдельном
докладе. Для целей данного параграфа важно отметить, что и реальная и
потенциальная конкуренция на равных правах сосуществуют в теоретической основе
современного антимонопольного законодательства, и что понятие «концентрация»
автоматически не ассоциируется с понятием «монополизм».
Это
и не удивительно, учитывая, что в развитых странах преобладают именно
высококонцентрированные олигополистические рынки со сравнительно небольшим
числом производителей.
В
западной экономической теории считается, что когда доля четырех крупнейших
предприятий отрасли достигает 40% (CR-4>40% становится вероятным
олигополистический ценовой сговор. Именно в этом плане сформировался такой
основой принцип антимонопольного законодательства, в соответствии с которым
признаком монополии признается не крупный размер компании сам по себе, и даже
не большая величина контролируемого рынка, а наличие у компании
монополистических намерений и достаточной рыночной власти для осуществления
этих намерений. Наиболее радикальным наказанием в связи с обвинениями в
монополизации является расформирование компаний. Но такие решения принимаются
редко. До настоящего времени их насчитывалось около трех десятков, причем лишь
7 из них было принято за 1950 - 70-е годы.
Представленный
выше анализ свидетельствует о необходимости известной осторожности в отношении
возможностей практического использования западного антимонопольного
законодательства в наших условиях. Это законодательство рассчитано на уже
существующую множественность производителей, оформившихся в олигополию. Именно
по этой причине антимонопольное законодательство обычно не распространяется на
те отрасли, в которых устойчиво не складывается олигополистическая структура
(сельское хозяйство), либо, наоборот. единство является обязательной основой
их производственной организации (транспорт, производство и распределение
электроэнергии и пр.).
Что касается
большинства остальных отраслей, то предварительный вывод, который может
следовать из приведенных выше данных, связан с тем, что основным путем усиления
конкурентной составляющей в экономическом поведении российских предприятий
может, видимо, являться не деконцентрация производства и разукрупнение
предприятий, а усиление иностранной конкуренции, для чего необходимо создание
адекватных условий: конвертируемость рубля, целенаправленное регулирование
тарифных барьеров входа в отрасли, хождение оптимального баланса между
укрупнением предприятий, позволяющим экономить на масштабах производства, и
усиление конкуренции на основе увеличения числа соперничающих и независимых
производителей. Таким образом, можно предположить, что параллельное проведение
мер по приватизации российской экономики по ее открытию для внешней конкуренции
позволит радикально перестроить свойственную ей структуру прав собственности
без запретительных издержек, связанных с негативными последствиями монополизма.
В
то же время, очевидно, что ряд отраслей может не выдержать конкуренции
иностранных производителей, по крайней мере в течение какого-то периода
необходимой адаптации. Игнорирование минимальной длительности такого
адаптационного периода неизбежно приведет к дезинтеграции промышленности и
будет означать деиндустриализацию народного хозяйства, сопровождающуюся
безработицей и разрушением промышленного потенциала. В этих случаях большинство
экономистов обычно рекомендуют применение государством антимонопольных мер
другого порядка, а именно: 1) создание параллельных аналогичных производств; 2)
использование в качестве средства преодоления монополистических тенденций
импорта аналогичных товаров; 3) осторожная деконцентрация производств,
разукрупнение некоторых предприятий-гигантов; 4) использование методов прямого
и косвенного государственного контроля за доходами, уровнем рентабельности,
заработной платой, а отчасти и за распределением производимой продукции.
2.2. Монополистическая
практика
Монополистическая практика – это действия
хозяйствующих субъектов, в ходе которых реализуется их доминирующее положение в
экономике (рыночная власть), либо это действия, направленные на монополизацию
экономики. Имеются различные разновидности такой практики.
Государственная монополистическая практика
осуществляется центральными правительственными органами и включает государственную
национализацию рентабельных предпринимательских фирм, создание новых
акционерных компаний с удержанием контрольного пакета акций в руках
государственных органов (такие компании внешне независимы, но фактически их
зависимость от государства гораздо большая, нежели при административно-командной
системе), принудительное навязывание предпринимательским фирмам государственных
заданий, директивное распределение товаров и принудительное навязывание
партнеров по хозяйственным связям, государственное директивное планирование
производства и реализации товаров, государственное директивное установление
цен на товары, произведённые предпринимательскими фирмами, базирующимися на
негосударственном капитале, наложение запретов на формы и объекты торговли. В
прошлом государственная монополистическая практика имела в России преобладающее
значение, почти полностью охватывая как внутренние, так и внешние экономические
отношения.
Ведомственная монополистическая практика (т.
е. соответствующая практика отраслевых министерств) имеет аналогичные формы
проявления только в масштабах не народного хозяйства в целом, а отдельных его
отраслей. Такая практика являлась в прошлом основой т. н. «ведомственности» и
«ведомственной разобщенности в народном хозяйстве», сдерживая как экономическую
инициативу «снизу», так и рациональное регулирование экономики «сверху». В
настоящее время наблюдается стремление ряда ведомств сохранить такую практику,
используя несовершенство законодательства об акционерных обществах и ценных
бумагах. Министерства пытаются овладеть контрольными пакетами акций
подчиненных предприятий. Если это примет широкие масштабы, ведомственная
монополистическая практика сохранится в нашем народном хозяйстве, существенно
ограничивая возможности развития конкуренции и распространении рыночных отношений.
Монополистическая практика предпринимательских фирм включает навязывание партнерам дискриминационных условий договоров, в
том числе возложение на них обязанностей исключительной купли-продажи с данной
предпринимательской фирмой и навязывание условий договора, не относящихся к
предмету этого договора; изъятие товаров из обращения, а также прекращение
производства товаров, потребность в которых существует, ради создания
искусственного дефицита; сговор между фирмами с целью недопущения на рынок потенциальных
конкурентов; навязывание покупателям принудительного ассортимента в качестве
условия реализации товара, демпинг и др. Объективный читатель без труда
обнаружит все названные формы монополистической практики – от т. н.
«принудительного ассортимента» до планомерного уничтожения товаров на
мясокомбинатах, в холодильниках для усиления спроса.1
Глава 2. Теория монополии
Чтобы определить, как влияет монополизм
на рыночную экономику, остановимся на теории монополии. Что такое монополия?
Как формируются издержки предприятия-монополиста, исходя из каких принципов оно
устанавливает цену на свою продукцию и как определяет объем производства?
Понятие чистой монополии также обычно является
абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их
наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию
скорее теоретически. Монополия предполагает, что одна фирма является единственным
производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели
не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать такую продукцию у
фирмы-монополиста.
Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную
(рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену
и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда
говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти
отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.
Как ведет себя монополист на рынке? Он полностью
контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении
цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам,
устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет
повышать цену своей продукции.
Поскольку фирма-монополист, так же как и любая
другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о
цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист
является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его
продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.
Какой объем производства должен обеспечить
монополист, с тем, чтобы его прибыль была максимальной? Принятие решения об
объеме выпуска основывается на том же принципе, что и в случае конкуренции,– на
равенстве предельного дохода и предельных издержек.
§ 1. Поведение фирмы-монополиста на рынке
1.1. Предельный доход монополиста
Для фирмы в условиях совершенной
конкуренции характерно равенство среднего и предельного доходов и цены. Для
монополиста ситуация иная. Кривая среднего дохода и цены совпадает с кривой
рыночного спроса, а кривая предельного дохода лежит ниже нее.
Почему кривая предельного дохода лежит ниже
кривой спроса? Поскольку монополист – единственный производитель продукции на
рынке и представитель всей отрасли, он, снижая цену продукции для увеличения
объема продаж, вынужден снижать ее на все единицы продаваемых товаров, а не
только на последующую (рис. 1.1)1.
Например, монополист может продать по цене 800
тыс. руб. только одну единицу своей продукции. Чтобы продать две единицы, он
должен снизить цену до 700 тыс. руб. как на первую, так и на вторую единицу
продукции. Чтобы продать три единицы – цена должна стать равной 600 тыс. руб.
за каждую из них, четыре единицы – 500 тыс. руб. и т.д. Доход фирмы-монополиста
соответственно составит, тыс. руб.: 1 ед.– 800; 2 ед. - 1400 (700·2); 3 ед. -
1800 (600·3); 4 ед. - 2000 (500·4).
Соответственно предельный (или дополнительный в
результате увеличения продаж на одну единицу продукции) доход составит, тыс.
руб.: 1 ед. – 800; 2 ед. – 600 (1400-800); 3 ед. – 400 (1800-1400); 4 ед. - 200
(2000-1800).
Рис. 1.1. Цена и предельный доход фирмы-монополиста: D – спрос; MR – предельный доход
На рис. показаны
кривые спроса и предельного дохода как две несовпадающие линии, причем
предельный доход во всех случаях, кроме выпуска 1 ед., меньше цены. А поскольку
монополист принимает решение об объеме производства, выравнивая предельный
доход и предельные издержки, цена и количество произведенной продукции будут
иными по сравнению с условиями конкуренции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|