Меню
Поиск



рефераты скачать Монополизм как экономическое явление, основные направления демонополизации в российской экономике


1.2. Максимизация прибыли монополистом

Чтобы показать, при какой цене и каком объеме выпуска предельный доход моно­полиста будет максимально приближен к предельным издержкам и получаемая при­быль окажется наибольшей, обратимся к числовому примеру. Представим себе, что фирма Х является единственным произ­водителем данной продукции на рынке, и сведем данные об ее издержках и доходах в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1. Динамика издержек и доходов фирмы Х в условиях монополии

 

Выпуск продук­ции,

тыс. ед.

Издержки

Цена,

тыс руб.

Доход

При­быль,

млн руб.

валовые,

тыс. руб.

предель­ные,

тыс. руб.

валовой,

млн руб.

предель­ный,

тыс. руб.

0

1000

-1000

1

1470

470

500

500

500

-970

2

1890

420

498

996

496

-894

3

2265

375

496

1488

492

-777

4

2600

335

494

1976

488

-624

5

2920

320

492

2460

484

-460

6

3230

310

490

2940

480

-290

7

3535

305

488

3416

476

-119

8

3850

315

486

3888

472

38

9

4180

330

484

4356

468

176

10

4535

355

482

4820

464

285

11

4900

365

480

5280

460

380

12

5280

380

478

5736

456

456

13

5680

400

476

6188

452

508

14

6105

425

474

6636

448

531

15

6560

455

472

7080

444

520

16

7040

480

470

7520

440

480

17

7550

510

468

7956

436

406

18

8090

540

466

8388

432

298

19

8665

575

464

8816

428

151

20

9275

610

462

9240

424

-35


Мы предположили, что одну единицу своей продукции мо­нополист может продать по цене 500 тыс. руб. В дальнейшем при расширении сбыта на    1 тыс. ед. он вынужден каждый раз снижать ее цену на 2 тыс. руб., поэтому предельный доход сокращается на 4 тыс. руб. при каждом расширении объема продаж. Фирма будет максимизировать прибыль, производя 14 тыс. ед. продукции. Именно при таком объеме выпуска ее предельный доход в наибольшей степени приближен к пре­дельным издержкам. Если она произведет 15 тыс. ед., то эта дополнительная 1 тыс. ед. больше добавит к издержкам, чем к доходу, и тем самым уменьшит прибыль.

На конкурентном рынке, когда цена и предельный доход фирмы совпадают, было бы произведено 15 тыс. ед. продукции, причем цена этой продукции была бы ниже, чем в условиях монополии:


 

Конкуренция

Монополия

Оптимальный объем производства

15

14

Цена, тыс. руб.

472

474


Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены и объема производства показан на рис. 1.2.


Рис. 8.2. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом: D спрос; MR предельный доход; МС – предельные издержки

Поскольку в нашем примере производство возможно лишь в целых единицах, продукции, а точка А на графике лежит между 14 и 15 тыс. ед., будет произведено 14 тыс. ед. продукции. Не произведенная монополистом 15-я тысяча (а она была бы выпущена в условиях конкуренции) означает потерю для по­требителей, так как часть из них отказались от покупки из-за высокой цены, установленной производителем-монополистом.

Любая фирма, спрос на продукцию которой не является абсолютно эластичным, будет сталкиваться с ситуацией, когда предельный доход меньше цены. Поэтому цена и объем про­изводства, приносящие ей максимальную прибыль, будут со­ответственно выше и ниже, чем в условиях совершенной конку­ренции. В этом смысле на рынках несовершенной конкуренции (монополия, олигополия, монополистическая конкуренция) каждая фирма обладает определенной монопольной властью, которая наиболее сильна при чистой монополии.

1.3. Монополия и эластичность спроса

Как уже отмечалось, предельный доход в  условиях совершенной конкуренции равен цене единицы товара и спрос на продук­цию фирмы совершенно эластичен. При существовании мо­нопольной власти предельный доход меньше цены, кривая спроса на продукцию фирмы является наклонной, что позво­ляет фирме, обладающей монопольной властью, получать до­полнительную прибыль.

Эластичность спроса на продукцию (даже в случае, если на рынке присутствует только один продавец этой продукции) вли­яет на цену, установленную монополистом. Имея информацию об эластичности спроса Ер, а также данные, характеризующие предельные издержки фирмы МС, руководство фирмы может рассчитать цену продукции Р по формуле1:


P =   (1.1)


Чем выше эластичность спроса, тем более приближены ус­ловия деятельности монополиста к условиям свободной кон­куренции, и наоборот, при неэластичном спросе у монополии создается больше возможностей «взвинчивать» цены и получать монопольные доходы.



1.4. Влияние налогов на поведение монополиста

Поскольку налог увеличивает предельные издержки, кривая предельных издер­жек МС сместится влево и вверх в поло­жение MC1, как это показано на рис. 1.3.

Фирма теперь будет максимизировать свою прибыль в точке пересечения Р1 и Q1.


                                          Q1 Q0               Q

Рис 1.3. Влияние налога на цену и объем производства фирмы-монополиста: D спрос, MR предельный доход, МС – предельные издержки без учета налога, МС\ – предельные издержки с учетом налога

Монополист сократит производство и повысит цену в ре­зультате введения налога. Насколько он повысит цену, можно рассчитать, используя формулу (1.1). Если эластичность спроса, к примеру, составляет  -1,5, тогда


.


При этом после введения налога цена увеличится на вели­чину, в три раза превышающую размер налога. Влияние налога на монопольную цену зависит, таким образом, от эластичности спроса: чем менее эластичен спрос, тем в большей степени монополист повысит цену после введения налога.


1.5. Оценка монопольной власти

Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монополь­ную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец), эла­стичность спроса становится единственным рыночным факто­ром, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому все отрасли естественной монополии регулируются государст­вом. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью.

Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество не­больших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

Таким образом, на рынках несовершенной конкуренции каждая фирма в той или иной степени обладает рыночной властью, что позволяет ей устанавливать цену выше предельного дохода и получать экономическую прибыль.

Разница между ценой и предельным доходом зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы: чем более эластичен спрос, тем меньше возможностей получения дополнительной прибыли, меньше рыночная власть фирмы.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей в оценке рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта.

Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна ру­ководству фирмы. Данные об эластичности должны быть по­лучены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых ис­следований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе коли­чество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка исполь­зуется индекс рыночной концентрации Герфиндаля.

Пример 8.1. Оценим степень монополизации рынка в двух случаях: когда доля одной фирмы составляет 80% от всего объема продаж данной продукции, а остальные 20% распределяются между другими тремя фирмами, и когда каждая из четырех фирм осуществляет по 25% продаж на рынке.

Индекс рыночной концентрации составит:

в первом случае H=802+6,672+6,67:l+6,672=6533;

во втором случае Н=252·4=2500.

В первом случае степень монополизации рынка выше.

3. Поведение фирм на рынке. Если фирмы на рынке будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, цены могут снизиться почти до конкурентного уровня (равен­ство цены и предельных издержек). Монопольная власть и со­ответственно монопольные доходы фирм уменьшатся. Однако получение высоких ^ доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции более пред­почтителен явный или тайный сговор, раздел рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.