Меню
Поиск



рефераты скачать Монополизм как экономическое явление, основные направления демонополизации в российской экономике

Монополизм как экономическое явление, основные направления демонополизации в российской экономике

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО -ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра экономической теории











Курсовая работа

на тему:

«Монополизм как экономическое явление, основные направления демонополизации

в российской экономике»












Саратов 2000

Содержание

 


лист

Введение


3

Часть I. Монополизм как экономическое явление

5

Глава 1. Основы монополизма

§ 1. Основы монополизма

1.1.      Что такое монополия?

1.2.      Международные монополии

1.3.      Монополизация экономики

§ 2. Монополизм и конкуренция

2.1         Баланс «монополия» – «конкуренция»

2.1         Монополистическая практика

Глава 2. Теория монополии

§ 1. Поведение фирмы-монополиста на рынке

1.1.       Предельный доход монополиста

1.2.       Максимизация прибыли монополиста

1.3.       Монополия и эластичность спроса

1.4.       Влияние налогов на поведение монополиста

1.5.       Оценка монополистической власти

§ 2. Ценовая дискриминация

§ 3. Монополия и эффективность

5

5

5

6

7

8

8

11

13

13

13

15

17

17

18

20

21

Часть II. Основные направления демонополизации в российской экономике

Глава 1. Антимонопольная политика

§ 1. История антимонопольного регулирования

§ 2. Монополистические действия и ограничение конкуренции: вопросы квалификации

§ 3. Антимонопольная и конкурентная политика в РФ

Глава 2. Процессы демонополизации в российской экономике

§ 1. Особенности российского монополизма

1.1.       Экономические реформы и монополизм

1.2.       Генетические истоки монополизма в российской экономике

1.3.       Концентрация производства и монополистическое положение на рынке

§ 2. Стратегия демонополизации и стимулирования конкуренции

 

23

23

23

 

24

27

 

30

30

30

 

31

 

33

 

36

Заключение

42

Список использованных источников

44

Приложение

45

Введение

 

Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной  до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.

К монополиям можно относится по-разному, общество борется с ними более ста лет, однако нельзя видеть в монополиях  все мировое зло или считать  только их основой экономического благосостояния.

Отношение общественности и государства к различным формам несо­вершенной конкуренции всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике. С одной стороны, монополии ограничи­вают выпуск продукции и устанавливают более высокие цены в силу своего монопольного положения на рынке, что вызывает нерациональ­ное распределение ресурсов и обусловливает усиление неравенства доходов. Монополия, безусловно, снижает жизненный уровень населе­ния. Далеко не всегда фирмы-монополисты используют в полной мере свои возможности для обеспечения роста научно-экономического потенциала. Дело в том, что вследствие существования ограничений для вступления в отрасль монополии не имеют достаточных стимулов для повышения эффективности за счет НТП, так как нет конкуренции.

С другой стороны, существуют весомые аргументы в пользу мо­нополий. Продукция монополистических компаний отличается высо­ким качеством, что и позволило им завоевать господствующее по­ложение на рынке. Монополизация воздействует на повышение эф­фективности производства: только крупная фирма на защищенном рынке обладает достаточными средствами для успешного проведе­ния исследований и разработок.

Вместе с тем, не следует преувеличивать роль монополий в обес­печении НИОКР (научных исследований и опытно-конструкторских разработок). Практика свидетельствует, что многие крупные откры­тия в технике осуществляются сравнительно небольшими, так назы­ваемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.

Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате действий стран ОПЕК крайне негативно сказа­лось на издержках во многих отраслях американской промышлен­ности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИ­ОКР позволило перейти к топливосберегающим технологиям и сни­зить издержки.

Не следует также забывать и того, что крупные монополистиче­ские объединения играют роль своеобразного «буфера», сдерживая падение производства и, следовательно, увеличение безработицы во время кризиса. Образно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.

Учитывая двойственный характер монополистических объединений, правительства стран с развитой рыночной экономикой стараются в какой-то мере противостоять монополизму, поддерживая и поощряя конкуренцию.


Объем представленной курсовой работы составляет 45 листов. Текст работы разбит на две крупные части, каждая из которых содержит по две главы, включающих несколько параграфов.

Первая часть курсовой работы посвящена анализу монополизма как экономического явления. В ней рассмотрены сущность и виды монополий, соотношение и проблемы взаимодействия монополии и конкуренции. Во второй главе первой части работы изложены вопросы экономического поведения фирмы-монополиста в условиях рыночной экономики.

Вторая часть работы содержит анализ   российского монополизма. В ней рассматриваются такие актуальные вопросы, как:

-     антимонопольная политика (изложены проблемы правового регулирования монополизма и ограничения конкуренции на основе действующего законодательства Российской Федерации);

-     основные направления демонополизации в российской экономике.

Также во второй главе второй части данной работы раскрыты особенности российского монополизма и его историко-генетические корни.

В заключении подведены основные итоги работы и сделаны выводы по ключевым вопросам данной темы.

Работа содержит несколько рисунков, графиков и таблиц, в которых наглядно представлена анализируемая информация.

В ходе написания работы  были подобраны и проанализированы  около 30  источников, в результате из 20 был использован материал. Список источников (нормативные акты, периодика, учебная литература и пр.), использованных при написании, представлен на последних листах работы в алфавитном порядке.

 В конце работы содержится приложение, в котором в табличной форме представлены показатели концентрации производства в Российской Федерации (на примере химической и нефтехимической отраслей).

Часть I. Монополизм как экономическое явление

 

Глава 1. Экономическая сущность монополизма


§ 1. Основы монополизма


1.1.         Что такое  монополия?


Монополия – это абсолютное преобладание в экономике едино­личного производителя или продавца продукции1. Такое преоблада­ние обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т. е. монополи­стам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возмож­ность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В нашей литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «мо­нополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Дву­сторонняя монополия – это взаимодейстие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное. Типичным же явлением для ры­ночной экономики стран Запада является сочетание олигополии и мелкого предпринимательства, причем за два последних десятилетия этот симбиоз оказался наилучшей формой выражения отношений во многих отраслях тяжелой индустрии, прежде всего машиностроения, охватив даже область информатики.

Олигополии, тем более монополии, могут иметь разные количест­венные параметры. Но, как правило, они формируются на базе кон­центрации капитала и ресурсов, поэтому такую роль обычно исполня­ют крупные корпорации.

Возможность перехода от олигополии или иной немонопольной структуры к собственно монополии существует всегда, что обусловле­но тенденцией естественного монополизма. Такая возможность реали­зуется посредством монополистической практики и монополизации экономки. Однако во всех странах с развитой рыночной экономикой такие действия пресекаются различными актами государства, в ряду которых надо выделить законодательство о конкуренции (или о проти­водействии монополизму). История развития рыночной экономики за рубежом свидетельствует о том, что возможность возникновения мо­нополий, как правило, не реализуется.

В США, к примеру, крупные олигополистические структуры охва­тывают немногим более 50% валового национального продукта и ме­нее 50% занятых. Подобная картина наблюдается и в западноевропей­ских странах. Такое положение характерно для современного научно-технического развития этих стран. Гибким и мобильным небольшим фирмам удается порой быстрее и с меньшими потерями приспосабли­ваться к изменениям хозяйственной конъюнктуры. Эффект гибкости производства к использованию которого лучше приспособлены мелкие и средние фирмы нередко обеспечивает больший выигрыш, чем эф­фект масштабности и концентрации ресурсов. К тому же небольшие фирмы легче и охотнее идут на риск.

Наряду с этим просматривается и тенденция усиления непосредст­венных горизонтальных и вертикальных взаимосвязей между олиго­полиями и небольшими фирмами. Горизонтальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями в форме кооперации фирм, выпускающих однородные товары, либо в форме взаимодействия фирм, находящихся на одной стадии производствен­ного процесса и выполняющих разные функции по изготовлению основного продукта (например, субконтрактная кооперация крупных корпораций с мелкими фирмами, выпускающими отдельные узлы, компоненты изделий, сбора которых происходит на заводах головной корпорации).

Вертикальными являются связи между крупными корпорациями и небольшими компаниями, находящимися на разных стадиях произ­водственного процесса. Характерным примером таких связей являют­ся отношения крупных корпораций, занятых переработкой сырья, и мелкими фирмами, осуществляющими поставку этого сырья, дальней­шую обработку основной и побочной продукции корпораций, утилиза­цию отходов, вспомогательные работы, реализацию продукции, а так­же и освоение производства новых товаров. В качестве одной из наибо­лее   распространенных   форм   вертикальных   взаимосвязей используется система «франчайзинг» – заключение контракта, по ко­торому корпорации передают право продажи своих марочных товаров мелким самостоятельным фирмам (дилерам). Этой системой охвачено в США почти полмиллиона различных предприятий с общим объемом продаж свыше 200 млрд. долларов.1


1.2. Международные монополии


Международная монополия – крупная фирма с активами за рубе­жом или союз фирм разной национальной принадлежности, устанав­ливающих господство в одной или нескольких сферах мирового хозяй­ства с целью максимизации прибыли. По своим формам международ­ные монополии делятся на две основные группы: базирующиеся на общей монополистической собственности тресты и концерны (транс­национальные или многонациональные монополии) и межфирменные союзы (картели и синдикаты).

Транснациональные тресты и концерны – компании, находящи­еся в собственности, под контролем и управлением предпринимателей одной страны. Международны они по сфере своей деятельности. Ком­пании этого типа существовали уже в XIX веке, но подлинно широкий размах их активность получила в середине нынешнего столетия.

В отличие от транснациональных монополий хозяевами многона­циональных трестов и концернов являются предприниматели не од­ной, а двух и более стран. Их характерная особенность – международ­ное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра компании.1


1.3. Монополизация экономики


Монополизация экономики – это процесс захвата фирмами клю­чевых позиций в области производства и реализации продукции, уста­новление ими своего монополизма. Монополизация экономики может иметь естественное, либо искусственное происхождение.

Низшими формами монополизации экономики являлись времен­ные соглашения о ценах – их участники обязывались в течение изве­стного периода продавать свои товары по единым ценам (такие согла­шения именовались конвенциями, пулами, рингами).

Такие соглашения могут возникать и сегодня. Но основными фор­мами монополизации экономики выступают картели, синдикаты, тре­сты и концерны.

Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою соб­ственность на средства и результаты производства, вступая между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о деле­нии рынков по потребителям и продукции и т. п.

Синдикат – это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (т. е. сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность). Трест – это объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.