p>|внешняя среда |
|факторы и условия |
|жизнеобеспечения |
|функционирующие |
|подсистемы |
|жизнеобеспечения |
|усиление социальной |
|направленности |
|социальных институтов | |объектив| |Субъект| |перераспределение |
|ная | |ивная | |ресурсов |
|составля| |составл| | |
|ющая | |яющая | | |
|качества| |качеств| | |
|жизни | |а жизни| | |
| | | | | |
| | | | |корректировка |
| | | | |целей и задач |
|оценка |
|качества жизни |
| |
|анализ |
|тенденций |
|развития |
| |
|принятие |
|решений |
Рис.1.3. Качество жизни как функция социального менеджмента Одним из важнейших достоинств внедрения в практику мониторинга по
социальным вопросам являются открывающиеся для местной администрации
перспективы долгосрочного планирования мероприятий, способных повысить
комфортность проживания для жителей данного муниципального образования, а
также определение условий и возможностей для привлечения на свою территорию
инвесторов, заинтересованных в долгосрочных вложениях в экономику города. Перед органами городского управления с необходимостью встает проблема
разработки комплексной социально-экономической программы перспектив
развития. Первичный анализ полученных данных позволяет в самом общем виде
очертить действительное состояние всех управленческих систем города,
наметить точки роста или пробелы в управлении. Чтобы получить такую детальную картину сегодняшнего состояния
городского сообщества, и необходимо внедрение мониторинга. Результаты социологического мониторинга могут служить базой для
создания комплексного плана социального развития, который охватывает все
структурные элементы города в их взаимосвязи и взаимообусловленности,
предусматривает поэтапное решение поставленных задач. В то же время принятый администрацией план не является жесткой
структурой, всегда возможна его корректировка. Планирование и прогнозирование развития городского сообщества
позволяет раскрывать тенденции влияния различных факторов, согласовывать
цели и задачи органов управления с потребностями населения… 1.3.5 Обеспечение мониторинга И конечно необходимо помнить, что реализация мониторинга качества жизни
населения и его основных задач предполагает организационное,
информационное, техническое, правовое и финансовое обеспечение со стороны
органов местного самоуправления.[27] Информационный фонд социально-экономического мониторинга должен
представлять собой систематизированные многолетние данные об экономической
и социальной обстановке, складывающейся на территории муниципалитета в
разрезе, например, основных направлений мониторинга, нормативно-справочные
материалы, сведенные в статистические регистры и Базы данных. Укрупнено информационный фонд может состоять из данных,
характеризующих: - здоровье населения; - уровень жизни населения; - образ жизни населения; - социально-экономический потенциал территории и т. д. Информационной основой социально-экономического мониторинга территории
могут служить базы данных федеральных органов исполнительной власти,
органов исполнительной власти субъекта РФ, учреждений и организаций;
специализированные базы данных наблюдения за состоянием здоровья и
физическим развитием населения, за обеспечением санитарно –
эпидемиологического благополучия среды обитания человека и т.п.; данные
государственной статистической отчетности, материалы обследований,
программ, проектов и т.д. Поддержка баз данных социально-экономического мониторинга должна
осуществляться комплексом программно-технологических и технических средств,
функционирующих на уровне МСУ, который должен осуществлять формирование,
обновление и актуализацию показателей. Функционирование социально-экономического мониторинга территории должно
осуществляться на соответствующей правовой основе. Это правовые механизмы
взаимодействия информационного фонда мониторинга с органами управления,
учреждениями, организациями, уполномоченными наведения данного мониторинга;
правовые формы защиты информации, гарантии информационной безопасности. Финансовое обеспечение разработки и поддержания в работоспособном
состоянии системы социально-экономического мониторинга территории должны
обеспечивать местные органы управления за счет бюджетных средств. Вместе с
тем, учитывая практически повсеместный бюджетный дефицит, следует
использовать возможности привлечения и других источников финансирования.
Так, например, информационный фонд мониторинга территории муниципального
округа включает множество самых разнообразных данных, которые могут быть
полезны для различных субъектов хозяйствования как на данной территории,
так и за ее пределами, в том числе и за рубежом. ГЛАВА II. НАПРАВЛЕНИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2.1 Покомпонентный анализ качества жизни населения муниципального образования. Итак, как мы выяснили, мониторинг качества жизни населения может
осуществляться по трем отмеченным выше основным направлениям (см. Глава 1) Рассмотрим теперь каждое из намеченных направлений мониторинга более
подробно. 2.1.1 Состояние общественного здоровья. Прежде чем наметить пути анализа уровня общественного здоровья
населения необходимо определиться с сущностью этой категории. Сегодня существует множество определений здоровья, которые пытаются
охватить все многообразие этого феномена. Представляется конструктивным
подход к определению категории здоровья, как такого состояния структуры,
функций и адаптационных возможностей человека, которые обеспечивают ему
данное качество жизни в данное время и в данной среде. Анализ состояния здоровья населения как важнейшего компонента
качества жизни предполагает возможность количественной оценки величины
здоровья. Существует два основных способа ее измерения. Первый, наиболее
распространенный в практике диспансерных обследований, состоит в
непосредственном измерении значимых показателей структуры, функций и
адаптационных резервов человека, сравнении их с нормативами, субъективном
оценочном их интегрировании и оценке в виде "здоров", "практически
здоров", "относится к группе риска" и "нуждается в наблюдении и
коррекции". Могут быть и другие градации и по числу, и по качественным
характеристикам. Недостатки такого подхода состоят в трудности интеграции
большого числа разноплановых показателей болезненности. По существу, речь
идет об оценке величины отклонения от общепринятой нормы максимально
хорошего состояния (уровня) здоровья. Между тем, этот уровень не является
постоянным, имеет множество значений, обусловленных факторами времени и
среды. Другой способ оценки величины здоровья состоит в использовании
конечных социально значимых показателей, к которым относятся средняя
продолжительность жизни, характеристика воспроизводства населения
(репродукция) и морально-психологический комфорт или самочувствие. В этих
показателях интегрируются изменения многочисленных показателей структуры,
функции и адаптационных возможностей человека[28]. Следует заметить, что в настоящее время в разной мере изучены подходы
к количественной оценке перечисленных показателей здоровья, что, конечно,
объективно затрудняет решение конкретных вопросов анализа. Вместе с тем,
такое суждение о величине здоровья создает предпосылки использования
достаточно хорошо развитого аппарата квалиметрии для получения интегральных
количественных оценок величины здоровья населения. В качестве индикаторов, характеризующих в обобщенном виде состояние
здоровья населения, могут быть использованы такие, как средняя
продолжительность жизни, смертность, в том числе детская и материнская и
т.п. Для того, чтобы управлять здоровьем населения, необходимо
воздействовать на основные факторы, определяющие его уровень. Современная
гигиеническая наука считает[29], что состояние здоровья населения
определяется тремя основными факторами: генофондом популяции, состоянием
окружающей среды и социально-экономическими факторами (жилищные условия,
питание, доступность физической культуры, возможности для рекреации и
проведения полноценного досуга, уровень здравоохранения). Из этого следуют
основные направления оценки и анализа факторов, влияющих на здоровье
населения. В настоящее время установлено, что средняя продолжительность жизни,
другие показатели здоровья людей в значительной мере зависят от степени
загрязнения окружающей среды, а показатели состояния здоровья населения
могут выступать функцией состояния природной среды. Поэтому необходим
мониторинг сложившейся экологической ситуации, включающий оценку и
сравнение параметров качества отдельных компонентов природной среды с
действующими нормативами, проведение специальных медико-экологических
исследований, направленных на выявление негативно влияющих факторов
окружающей среды на здоровье населения с учетом их комплексного
воздействия, выделение зон с различной степенью напряженности экологической
ситуации. Оценка экологической ситуации в городе должна включать сравнение
параметров качества отдельных компонентов природной среды с действительными
нормативами, определяющие тенденции и степени их изменения за
ретроспективный период, расчет величин ущерба, вызываемого этими
процессами, выявление и ранжировку значимости основных источников,
ухудшающих качество окружающей среды. Входе экологического мониторинга
рассматриваются основные природные и антропогенные факторы, влияющие на
состояние окружающей среды проводится анализ поверхностных и подземных
вод, атмосферного воздуха, рациональности использования земельных ресурсов,
воздействия шумового, электромагнитного и радиационного фона на окружающую
среду. Основные направления экологического мониторинга связанны с оценкой
состояния поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почвенного
покрова, воздействия шумового и радиационного фонов на окружающую среду. При оценке состояния поверхностных и подземных вод необходимо провести
инвентаризацию основных источников загрязнения водной среды региона,
установить концентрации вредных веществ в сточных водах и водоемах,
сравнить их с ПДК. Оценка состояния атмосферного воздуха также предполагает
инвентаризацию основных источников, загрязняющих атмосферу. Особое внимание
необходимо уделить влиянию на загрязнение атмосферного воздуха транспорта,
в первую очередь автомобильного. Для оценки его воздействия на состояние воздушного бассейна
рекомендуется использовать показатели, характеризующие степень загрязнения
атмосферы бензаниреном, угарным газом, окислами азота. Также следует дать оценку удельному весу вредных веществ,
выбрасываемых в атмосферу от стационарных источников, доля уловленных и
обезвреженных загрязнителей в общем количестве вредных веществ, затраты на
охрану атмосферы и т.д. Оценка состояния почв и почвенного покрова связана с анализом
процессов загрязнения его промышленными и бытовыми отходами, сравнением
величин придельных количеств химических веществ в почве с их текущими
значениями. Анализ вредных воздействий шума и радиации на население включает в
себя выявление зон шумового и радиационного дискомфорта, где превышаются
соответствующие санитарные нормы. В рамках мониторинга должна быть произведена оценка влияния
сложившейся (прогнозной) экологической обстановки в городе, в его
административных районах на основе характеристики здоровья населения, его
заболеваемость, продолжительность жизни и т.д. При всей значимости влияния фактора состояния окружающей среды на
здоровье населения необходимо отметить, что он далеко не единственный.
Хорошо известно, что улучшение здоровья населения является прежде всего
производным положительной динамики социальных и экономических условий.
Эффективная экономика выступает важнейшим условием обеспечения высокого
уровня медицинского обслуживания, нормальных условий жилья, питания, отдыха
и т.п. Поэтому в рамках мониторинга уровня общественного здоровья следует
провести оценку состояния развития отмеченных сфер обслуживания населения. Анализ уровня медицинского обслуживания предполагает оценку степени
соответствия существующей сети лечебно-профилактических учреждений,
обеспеченности их кадрами, медицинской техникой и оборудованием,
медикаментами, структуры заболеваемости населения. При анализе основных
закономерностей заболеваемости населения наряду с оценкой уровня и
структуры общей заболеваемости следует рассмотреть особенности
заболеваемости его отдельных возрастных и профессиональных групп, частоту и
структуру заболеваемости с временной утратой трудоспособности, причины и
уровень стойкой нетрудоспособности - инвалидности. Анализ уровня
медицинского обслуживания населения предполагает также оценку его
обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями и больничной
(стационарной) сетью, оборудованием совершенной техникой, соответствия
численности и квалификации медперсонала принятым нормам, наличия и
доступности лекарств и медикаментов. Для оценки медицинского обеспечения населения могут быть использованы
следующие показатели: мощность амбулаторно – поликлинических учреждений в
смену, тыс. посещений; общее число больничных коек (по видам), ед.;
количество аптек, ед.; товарооборот аптек, млн. руб.; численность врачей (в
разрезе специальностей), чел.; численность среднего медицинского персонала,
чел.; численность фармацевтов и т.п. На здоровье населения важное влияние оказывает качество питания.
Обобщающей оценкой уровня и качества питания во всем мире приняты
обеспеченные им среднесуточные количества на душу населения килокалорий и
граммов белка, в том числе животного происхождения. В ходе аналитических
работ необходимо провести оценку потребления населением основных продуктов
питания по следующим группам: мясо и мясопродукты в пересчете на мясо,
молоко и молочные продукты в пересчете на молоко; яйца; рыба и
рыбопродукты; сахар; масло растительное; картофель; овощи и бахчевые;
хлебные продукты, а также оценить насыщенность местного рынка продуктами
питания по объему и ассортименту, качество реализуемых продовольственных
товаров, выяснить влияние фактического потребления продуктов на здоровье
различных групп населения региона. Важным направлением мониторинга состояния общественного здоровья
является оценка обеспеченности населения жильем с учетом уровня его
благоустройства, характера заселения, соответствия современным
планировочным и гигиеническим требованиям. Обобщающим показателем жилищной обеспеченности, в дополнение к жилой
площади может выступать стоимость жилых фондов в сопоставимых ценах, на
которой отражается и капитальность домов, и оборудование их всеми видами
удобств (водопроводом, канализацией, центральным отоплением,
газоснабжением, лифтами, мусоропроводами, электроплитами, телефоном,
ваннами и душами). Жилищные условия населения определяются по размеру принадлежности
жилища (частный, государственный и муниципальный фонды) и его
благоустройство. В ходе мониторинга должна быть определена доля семей,
проживающих в квартирах соответствующих правилам, нормам и требованиям,
предъявляемым к уровню благоустройства и планировки жилья. Среди основных социально-экономических факторов, определяющих
состояние здоровья населения, значительное место занимает доступность
физической культуры, возможность для рекреации и проведения полноценного
досуга. Анализ состояния физкультурного движения связан с оценкой уровня
физкультурной работы с населением по месту жительства, оценкой состояния
спортивных сооружений, эффективности их эксплуатации. Оценивая состояние
сферы рекреации и досуга, следует рассмотреть уровень и тенденции развития
зон массового отдыха, доступность их для различных групп населения. Среди основных индикаторов, характеризующих уровень физкультурной
работы и возможности рекреационной сферы в городе, можно указать число
коллективов физкультурников, ед.; число физкультурников, тыс. чел.; объем
реализации платных услуг населению млн. руб.; состояние материально –
технической базы объектов физкультуры и спорта (стадионы с трибунами,
ед./тыс. мест; футбольные поля, ед.; искусственные бассейны для плавания,
ед.; гребные станции, ед. и т.п.); суммарная мощность / вместимость
объектов оздоровительного отдыха[30]. 2.1.2 Уровень жизни населения. Анализ уровня жизни населения производится в целом по муниципальному
образованию в разрезе территориально-административных единиц, основных
социальных групп населения с учетом принятых в обществе стандартов качества
жизни в направлениях оценки доходов, потребления и расходов населения,
денежных сбережений, накопленного имущества, обеспеченности населения
объектами торговли, просвещения, культуры, искусства, жилищно-коммунального
хозяйства, транспорта, связи, сферы бытового обслуживания, состояния защиты
социально уязвимых групп населения, уровня потребления непродовольственных
товаров и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|