Меню
Поиск



рефераты скачать Мониторинг качества жизни населения муниципального образования

p> Выводы:

Развитие занятости и трудовых ресурсов Всеволожского района в целом характеризуется следующими отличительными особенностями.

1. Развитие трудового потенциала района находится под определяющим влиянием маятниковой миграции. Почти половина трудоспособного населения работает за пределами района.

1. В структуре трудовых ресурсов по сравнению с областью отмечается более высокий удельный вес занятых пенсионеров и учащихся.

2. Численность работающего населения (с учетом вновь зарегистрированных предприятий) в 90-е годы непрерывно возрастала. Наиболее высокие темпы роста занятости были характерны для социальной сферы и рыночных видов деятельности. Значительные высвобождения работников отмечались в сельском хозяйстве, промышленности, жилищно- коммунальном хозяйстве, строительстве и управлении.

3. В связи с преобразованием форм собственности постепенно происходит снижение доли занятых в госсекторе и увеличение занятости на предприятиях смешанных форм собственности.

4. Отраслевая структура занятости характеризуется по сравнению с областью в целом относительно высоким уровнем занятых в социальной сфере и относительно невысоким уровнем занятости в промышленности.

3.2.3 Формирование рынка труда

Важнейшими характеристиками рынка труда района являются: масштабы скрытой и открытой частей; спрос на рабочую силу по отраслям и сферам экономики; предложение рабочей силы; динамика уровня безработицы и взаимодействие числа безработных с движением показателей спроса на рабочую силу.

Исходя из этих подходов рынок труда во Всеволожском районе следует прежде всего подразделить на открытый и скрытый.

Открытый рынок труда охватывает трудоспособное население, фактически ищущих работу и нуждающихся в профориентации, подготовке и переподготовке, все вакантные рабочие места в государственном и негосударственном секторах.

Официальная часть открытого рынка труда включает в себя свободную рабочую силу, вакансии и ученические рабочие места в системе формального профобразования. Все эти сегменты и составляющие рынка труда официально зарегистрированы в районной службе занятости.

Динамика уровня безработицы и соотношения числа безработных с показателями спроса на рабочую силу — важнейшие параметры рынка труда. В настоящее время (01.12.1996 г.) уровень безработицы невелик (всего 2,7% от экономически активного населения), а безработные составляют 85,4-90% всех незанятых трудовой деятельностью, претендующих на получение работы по найму через районные центры занятости. Показатели безработицы в Ленинградской области в целом были выше на протяжении всего периода официальной регистрации безработицы по сравнению с аналогичным показателем для района в
2,5-3 раза. Но удельный вес безработных и уровень безработицы последовательно нарастает. Одновременно происходит уменьшение числа вакансий в расчете на одного безработного. Если до июля 1994 г. уровень безработицы в районе был ниже 1%, то на 1.01.1995 г. он составил 1.5 % (в области 3,7%.), к февралю 1995 г. — 1,6% (в области — 4%), на конец 1995 г. он возрос до 2,6%, на конец 1996 г. — до 2,7%.

На 1 января 1997 г. районным центром занятости населения зарегистрировано 2862 человек, нуждающихся в трудоустройстве, из них 2752 человек имели статус безработных и около 2312.человек (84%) получали соответствующие пособия по безработице (табл. 3.24).

Таблица 3.24

Структура рынка труда Всеволожского района, тыс. человек, %


| |На |В % к |На конец |В % к |
| |конец |соот |1996 г. |соот |
| |1995 |ветствую-| |ветствую-|
| |г. |щему | |щему |
| | |периоду | |периоду |
| | |1994 г. | |1995 г. |
|Число трудоспособных граждан, |2,86 |116,3 |2,86 |100,0 |
|состоящих на учете в | | | | |
|государственной службе | | | | |
|занятости | | | | |
| из них уволено по сокращению|0,68 |85,0 |0,58 |85,3 |
|штатов | | | | |
|Число граждан, имеющих статус |2,66 |140,0 |2,75 |103,4 |
|безработного | | | | |
|Число безработных, получающих |1,91 |124,8 |2,31 |120,9 |
|пособия по безработице | | | | |
|Уровень безработицы, % |2,6 | |2,7 |103,8 |
|Наличие свободных рабочих мест |134 | |29 |21,6 |
|Трудоустроено за отчетный |1,31 | |1,70 |129,6 |
|период | | | | |
|в том числе безработных |1,11 | |1,70 |129,6 |
|Число зарегистрированных |0,014 |87,5 |0,022 |157,1 |
|беженцев | | | | |

В течение 1995 г. государственной службой занятости было поставлено на учет 4178 ищущих работу, из них было трудоустроено 1405 человек (33,6%) и зарегистрировано с начала года 3486 безработных. Однако существует еще неофициальный рынок труда, который аккумулирует ту часть вакансий, а также учебных мест для приобретения новых профессий и предложения рабочей силы, которые не охвачены услугами районных органов трудоустройства и учебных структур формального образования. Границы неофициального рынка труда весьма гибки и подчинены изменениям. По нашим предположениям примерно 52-55% (а среди отдельных категорий, к примеру, среди высвобожденных по причине текучести — и 75%) трудоустраиваются самостоятельно и не обращаются в службу занятости. На основе приведенных выше данных по 1995 и 1996 гг. следует предположить, что потенциальная емкость рынка труда Всеволожского района находится в пределах 10-12 тыс. человек. Среди всего контингента на рынке труда преобладают уволенные по причине текучести и высвобожденные работники, далее следуют такие категории как незанятое население (10-11%), население из механического притока (7-8%), демобилизованные из рядов
Вооруженных Сил (8-9%) (рис. 3.3).

[pic]

Рис. 3.3. Структура рынка труда Всеволожского района в 1995 г., %

Рост уровня безработицы происходит на фоне снижения числа свободных рабочих мест. Отличительной чертой безработицы во Всеволожском районе среди всех районов Ленинградской области является преобладание уволенных по причине высвобождения. Так, в 1994-1995 гг. доля уволенных по данной причине среди безработных составляла в районе от 40 до 55,9%, в то время как среднеобластной показатель равнялся 22,4-23,9%. Примерно такие же значительные уровни высвобождения наблюдались еще в Кировском и
Ломоносовском районах.

Особенности развития Всеволожского рынка труда, как и всех приграничных по отношению к Петербургу районов, заключаются также в том, что в составе безработных значительная часть (в 1996 г. — 42%) являются уволенные с предприятий Санкт-Петербурга. Из числа 1819 безработных, уволенных с предприятий Петербурга большая часть (818 чел.) уволилась по собственному желанию и значительно меньшая — по сокращению штатов.

Структура безработного контингента неоднородна по социально- демографическому составу.В составе безработных преобладают женщины (65,4%).
Вместе с тем, у всех социально-демографических групп (мужчины, женщины, молодежь) к числу определяющих причин безработицы относится увольнение по собственному желанию.

Безработица затрагивает не только рабочую силу низкого качества, но и контингент работников с высоким уровнем образовательной и профессиональной подготовки. К числу отличительных особенностей безработицы в районе относится высокий образовательный уровень безработных. (табл. 3.25).

Таблица 3.25

Уровень образования безработных Всеволожского района,

в %, по данным 1996 г.

|Образование |Мужчины |Женщины |Молодежь |
|Высшее |14,8 |17,8 |18,7 |
|Среднее специальное |13,7 |26,9 |28,2 |
|Среднее и неполное |71,4 |55,3 |53,1 |
|среднее | | | |

Скрытый рынок труда образуют работники, сохраняющие статус занятых, но с высокой вероятностью потерять работу. Основная причина этого явления — снижение объемов производства и многолетняя практика резервирования избыточной рабочей силы на предприятиях.

Выводы:

Диагностика формирующегося рынка труда свидетельствует: о менее значительном уровне безработицы в районе по сравнению с областью и более интенсивных темпах ее роста; значительной доле в составе безработных и среди всех ищущих работу уволенных по причинам текучести и высвобождения; о более высоком образовательном потенциале (особенно среди женщин) безработных и более высокой доле служащих;
42% в составе безработных района составляют уволенные с предприятий Санкт-
Петербурга; о дополнительном давлении на рынок труда оказываемом постоянно снижающимся количеством рабочих мест, приходящихся на 1 безработного.

3.2.4 Перспективы роста населения и демографическая политика

Дальнейшее развитие населения и перспективы роста его численности во многом будут зависеть от стабилизации положения в экономике района, возможностей роста жизненного уровня населения. Если будут созданы условия для повышения уровня жизни населения в масштабе страны и произойдет стабилизация политической обстановки, можно ожидать реализации части
«отложенных рождений» и некоторого «всплеска» рождаемости компенсаторного типа.

В 2004-2005 гг. возможен подъем рождаемости как следствие значительного числа рождений в 1983-1984 гг. В ближайшей перспективе не ожидается значительного снижения смертности населения района в силу кризисных явлений в системе здравоохранения, нарастания негативных тенденций в качестве жизни. Предполагается сохранение числа умерших в пределах 3-3,1 тыс. человек и естественной убыли населения — 1,7-2,1 тыс.

Как следствие низкого уровня жизни большинства жителей страны, серьезного обострения проблем трудоустройства, неразвитости рынка жилья возможно снижение размеров миграционного прироста к концу прогнозируемого периода до 2-1,5 тыс. человек ежегодно.

Таблица 3.26

Предположительная численность населения Всеволожского района

на 1997-2006 гг., на начало года, тыс. человек

| | | | | | | |2006 |
| |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |2006 |г. в %|
| | | | | | | |к 1997|
| | | | | | | |г. |
|1 вариант |191,9 |193,9 |194,9 |195,9 |196,9 |195,4 |101,9 |
|(экстрапо-ляционн| | | | | | | |
|ый) | | | | | | | |
|2 вариант |191,9 |193,9 |195,9 |197,9 |199,9 |209,9 |109,4 |
|(проведе-ние | | | | | | | |
|активной | | | | | | | |
|соци-альной | | | | | | | |
|политики | | | | | | | |

При предположении о проведении активной социальной политики по стабилизации жизненного уровня в стране, в области и районе в частности возможна более благоприятная динамика развития населения — (2-й вариант).
Развитие системы здравоохранения, активизация охраны труда на производстве могут оказать влияние на снижение уровня смертности населения в трудоспособном возрасте, здесь велико значение местных органов власти.
Особенно это относится к «не устаревающему сюжету» — борьбе с пьянством и алкоголизмом. Предполагается, что при проведении стабилизирующей политики в сфере здравоохранения и решительного пресечения бытового пьянства возможно сохранить более 1 тыс. жизней ежегодно, а естественная убыль снизится к концу прогнозируемого периода до 1 тыс. человек.

В условиях цивилизованного развития рынка труда и рынка жилья возможна стабилизация размеров миграционного прироста в пределах 3-4 тыс. человек ежегодно.

При данных предположениях численность населения по-прежнему будет увеличиваться и возрастет за 1997-2005 гг. на 9,4% (на 18 тыс. человек), в том числе за 1997-2000 гг. — на 4,9%. В составе источников изменения численности населения 30 тыс. человек будет приходиться на миграционный прирост, 12 тыс. человек — на естественную убыль.

Таким образом, к стратегическим направлениям развития перспективной численности населения и ее структуры можно отнести следующие: продолжение депопуляционных тенденций в развитии населения; рост населения за счет миграционного прироста как следствие привлекательности района из-за его близости к Санкт-Петербургу; увеличение численности населения в трудоспособном возрасте как следствие демографических процессов прошлых лет и предполагаемого миграционного прироста на протяжении всего прогнозируемого периода; в 1997-2000 гг. возможен значительный рост численности и доли молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, в конце прогнозируемого периода — увеличение численности лиц предпенсионного возраста; стабилизация доли и численности лиц в возрасте старше трудоспособного.

Отмеченные негативные тенденции в развитии естественного движения требуют проведения на местном уровне неотложных мер с целью стабилизации воспроизводственного цикла населения. К числу приоритетных мер демографической политики необходимо отнести следующие:
1. Улучшение материального положения недееспособных семей, ликвидация на уровне района голода и нищеты, «заброшенности» одиноких пожилых людей.
1. Смягчение, амортизация негативного влияния факторов, определяющих низкий уровень рождаемости населения. Разработка на региональном уровне системы налоговых льгот, с учетом местной специфики, для предприятий, выделяющих средства на помощь семьям с детьми, на строительство (или ремонт) дошкольных и медицинских учреждений. В условиях глубочайшего финансового кризиса проблемы социальной защиты материнства и детства могут быть решены только в случае мобилизации всех финансовых ресурсов региона.
Возможно, что реализация подобных мер сопряжена с необходимостью
«урезания» других статей бюджета.
2. Разработка специальных мер, связанных с охраной здоровья населения и снижением уровня смертности от неестественных причин — несчастных случаев, травм и отравлений; борьба с пьянством и алкоголизмом.

3.2.5 Стратегия развития трудовых ресурсов

и социальные гарантии занятости населения

Выбор новой модели организации и регулирования процессов занятости — ответственная и сложная задача, поскольку преобразования в данной сфере непосредственно влияют на жизненные интересы населения, уровень благосостояния жителей и социальный климат в районе. Необходима разработка и реализация системы механизмов регулирования в районе воспроизводства рабочей силы, для решения задач оперативного характера, а также среднесрочного (1-2 года) и долгосрочного характера (2-10 лет). Эти меры должны быть как прямого административного, так и косвенного экономического воздействия на занятость населения и ситуацию. на рынке труда в районе.

Сбалансированность спроса и предложения на рынке труда будет формироваться в 1997-2005 гг. под воздействием достаточно противоречивых и разнородных тенденций. В долгосрочной перспективе должна измениться структура факторов конъюнктуры рынка труда и вследствие этого — пропорции спроса на рабочую силу, занятости и безработицы. Наличие ряда природных ресурсов, выгодное географическое положение — выход к морю и близость к
Петербургу являются основными стабилизаторами производства и рынка труда в районе. Как показали исследования направлений развития населения, влияние миграционного фактора в перспективе не снизится, проблемы трудоустройства мигрантов будут по-прежнему стоять достаточно остро.

В перспективе для района выделятся несколько приоритетных задач, решение которых будет способствовать стабилизации занятости в экономике:

1. Проведение активной политики на рынке труда и в сфере занятости в свете реализации основных положений Указа Президента РФ «О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000гг.» от 23 мая 1996 г., № 768, осуществление комплекс мер по: активизации инвестиционной активности субъектов хозяйствования, стимулированию накопления и целевого использования амортизационных отчислений; повышению эффективности использования имеющихся производственных мощностей, включая ревизию неиспользуемых производственных мощностей; передачу при необходимости, части используемых и неиспользуемых организациями производственных мощностей в аренду предпринимателям, желающим создать на этих участках рабочие места; экономическое стимулирование предпринимателей более эффективно осуществлять по пути использования имеющиеся у них производственных ресурсов, передаче в аренду предприятий, входящих в состав мобилизационных мощностей и т.д.; формированию системы организации рабочих мест на базе общественных работ; стимулирование перевода работников, занятых на общественных работах, на постоянные рабочие места; проведение конкурса среди предпринимателей, желающих осуществить модернизацию или перепрофилирование производства; созданию механизма, обеспечивающего развитие профессиональной мобильности рабочей силы, включающего: поддержку предприятий, производящих профессиональное обучение кадров для создаваемых рабочих мест в соответствии с региональными приоритетами; подготовку на уровне района рекомендаций о согласованной деятельности органов исполнительной власти по труду и образовательных учреждений, ведающих вопросами обучения кадров, для создаваемых рабочих мест; непосредственно работу по повышению квалификации и переподготовки кадров в базовых образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение кадров для создаваемых рабочих мест, и т.д.; участию в разработке нормативной правовой базы, ориентированной на улучшение общих условий создания и сохранения рабочих мест, вплоть до подготовки предложений о необходимости изменения ряда положений КЗОТа.

2. К числу важнейших направлений обеспечения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда следует отнести разработку мер по снижению спроса на рабочие места со стороны отдельных социально- демографических групп, и прежде всего женщин. Государственная политика на рынке труда в отношении женщин предполагает в первую очередь тесную увязку программы женской занятости со всей социальной политикой. По-прежнему для условий района актуальными остаются направления по развитию альтернативных форм занятости, и в первую очередь, самозанятости, поощрения занятости на условиях неполного рабочего времени.

3. При формировании и реализации политики занятости следует учитывать появление на рынке труда как работников, высвобождаемых в ближайшие годы, так и новых поколений трудоспособных граждан, численность которых начнет заметно увеличиваться с середины 90-х годов. Если не предпринять необходимых мер, то уже с 1997 г. возможно значительное увеличение безработицы, среди молодежи, достигающей трудоспособного возраста. Учитывая имеющиеся сложности с трудоустройством этой категории, необходимо мобилизовать все свободные ресурсы на поддержание сферы образования, в частности учебы с отрывом от производства. Это позволит не только избежать напряженных ситуаций с занятостью молодежи, но и создать условия для восполнения интеллектуального потенциала района[41].

Заключение:

Литература:


1. Федеральная целевая программа «Реформирование статистики в 1997-2000 годах» от 23.11.96 г. №1410
2. Федеральный закон «О потребительской корзине в целом по Российской

Федерации» от 20.11.99г. №201-ФЗ
3. Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями на 27.05.2000)
4. Постановление Правительства РФ «О мониторинге социально-экономического потенциала семей» от 14.12.94г. №1376
5. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о

Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» от 22.03.95г.
6. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о социально- гигиеническом мониторинге» от 01.06.2000г. №426
7. Постановление Госкомстата России «Об утверждении Унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования от 09.01.98г. №2
8. Советский энциклопедический словарь. М.,1989
9. Абакумова Н.Н., Подовалова Р.Я. Политика доходов и заработной платы:

Учебное пособие. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1999.-с.28.
10. Авдеева Т.Т. Институты и инструменты управления развитием местного сообщества // Муниципальный мир, № 5, 1999. С.46-53.
11. Айвазян С.А. Интегральные индикаторы качества жизни населения: их построение и использование в социально-экономическом управлении межрегиональных сопоставлениях. М.,2000.
12. Безверщук Ж.А. Потребности, вкусы, мода. Киев.,1987.
13. Бестужев-Лада И.В. Социалистический образ жизни: методология исследования // Вопросы философии, 1974, N 2.
14. Бестужев-Лада И.В. Проблемы построения системы показателей образа жизни. М., 1977.
15. Бестужев–Лада И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.,1978
16. Бестужев-Лада И.В. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М.,1979
17. Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.-с.57.
18. Бобков В.Н. О програме повышения уровня и качества жизни населения //

Проблемы теории и практики. 1999. №6.
19. Бобков В.Н. Региональная дифференциация доходов и уровня жизни и выработка социальной политики в России // Уровень жизни населения регионов России. 1999.№9.
20. Бутенко А.П. Социалистический образ жизни //Вопросы философии, 1975, N

3.
21. Вавилина Н.Д. Социологическое исследование в государственном и муниципальном управлении. Новосибирск.,1998
22. Верф, Дирк ван дер Ронге, Фолькер Мониторинг в России. М.,1998
23. Воронин Ю.А. Оценка качества населения как основа новой социальной политики. Новосибирск. 1998
24. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Мониторинг доходов и уровня жизни населения.М.,1996
25. Вундт В. Социальные законы. В кн.:Философия истории: Антология.

М.:Аспект Пресс, 1995. С.144-157.
26. Горшков М.К. Общественное мнение. М.,1988.
27. Давыдова Е.В.,Давыдов А.А. Измерения качества жизни. М.,1993, 52с.
28. Даудов В.Г. Методы статистического изучения уровня материального благосостояния народа М.,1978
29. Дж.Ван Гиг. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн. Книга 1. М.:

Мир, 1981. 336 с.
30. Долан Э., Линдсей Д. Микроэкономика. СПб., 1994. 448 с.
31. Доходы и уровень жизни населения. Мониторинг. ( Сборник статей). М.,

1998
32. Зенгенбергер В., Кенэ М. Роль активной отраслевой и региональной политики занятости //Общество и экономика.№ 3-4. 1996. C.84-102.
33. Исаев И.И, Нечкин Б.В. Качество жизни и сертификация // Ст и К.

1994.№12
34. Использование новых технологий при опросах // СоцИс.2000.№10
35. Казначеев В.П. Экология человека; проблемы и перспективы. В кн.:

Экология человека. Основные проблемы. Сб. науч. тр.. М.: Hаука,

1988.С.9-32.
36. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы социально-экономического регионального мониторинга.СПб.,1995
37. Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.,1994
38. Кривобоков И.А. Социальный мониторинг: теоретико-методологическое обоснование. М.,1994.
39. Курс социально-экономической статистики: Учебник/ Под ред.

М.Г.Назарова.М.: Финстатинформ, 2000.
40. Макаревич В.Н. Концепция «улучшения качества жизни» в

«несоциалистической» политике буржуазного государства

(Франция)//Вестник Московского Университета. Серия 12.1980.№3.
41. Методика проведения социологических исследований. Смоленск., 1996
42. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие / Под ред. З.А. Петровой. М.,1990.
43. Методы и модели социально-экономического мониторинга/ ред.кол.: Шевяков

А.Ю. и др.М.,1992
44. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.,1990
45. Могилевский Р.С. Проблемы качества жизни крупного города.Л.,1987
46. Мониторинг “ Доходы и уровень жизни населения”. Сборник. М., 1996
47. Мониторинг общественного мнения. М.,1999-2001.
48. Мониторинг социально – экономического потенциала семей. М., 1997
49. Мониторинг социально-экономического потенциала семей.М.,1999-2001.
50. Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда

Санкт-Петербурга. СПб.,1995.
51. Монтень М. Опыты. В 2-x томах. Т.1. Кн.1, 2. М.: Терра, 1996. 720 с.
52. Морова А.П.Социальные индикаторы развития//Социология.1999.№2
53. Муниципальный менеджмент: Учебник. М., 1997.
54. Образ жизни населения России: последствия реформ //СоцИс.2001.№4
55. Опросные методы сбора данных: предпочтения респондентов //

СоцИс.2000.№8
56. Основные тенденции изменения уровня жизни населения России в 1999гду //

Власть.1999. №11
57. Основы местной социально-экономической политики/Под ред. Когута А.Е.

СПб,1995.
58. Основы социальной статистики: Учебник / Под ред. В.И. Гурьева.М.,1991.
59. Патруше В.И. Организационное развитие местного самоуправления //

Муниципальный мир, №5, 1999. С.58-62.
60. Показатели и индикаторы социальных измерений. М.: РИЦ ИСПИ РАH, 1995.
61. Преступная субъкультура // СоцИс.2001.№3.
62. Разумов А.А., Зубрилин Ю.В.Методические подходы к разработке единого порядка исчисления среднедушевого дохода семьи //Уровень жизни населения регионов России.1999. №2.
63. Райцин В.Я. Модели планирования уровня жизни. М.,1987.
64. Ревайкин А.С. Методологические проблемы мониторинга социально- экономического развития региона. Хабаровск.,1993.
65. Региональный социальный мониторинг экономических реформ/Под ред.

Ф.М.Бородкина //Региональная экономика и социология. 1999. вып.3.
66. Реформирование России: Мифы и реальность (1989-1994). М.: Academia.

1994, 384 с.
67. Римашевсакя Н.М. Система моделей уровня жизни населения. М.,1980
68. Российский статистический ежегодник: статистический сборник. Госкомстат

России. Москва.1999
69. Рохчин В.Е., Филипов А.И. Социально-экономическое развитие муниципального образования. СПб., 1996
70. Серов Н.К. Социальный мониторинг: вопросы теории и практики //

Социология и проблемы перестройки.1988. №2.
71. Социальная статистика. М.: Финансы и статистика, 1997.
72. Социальный менеджмент: Учебник / Под ред. Ильенковой. М.,1998.
73. Социологические исследования на рынке услуг // СоцИс.2000.№6
74. Справочник по социальным показателям: Методологические исследования.

Серия F№49.ООН. Нью-Йорк,1989.
75. Стиль жизни личности / Под ред. В.В. Ануфриева. Киев.,1982.
76. Суббето А.И. Управление кчеством жизни и выживаемость человека // Ст и

К. 1994.№1
77. Телушкина Е. Мониторинг – инструмент наблюдения и анализа экономики //

Экономист.1994.№2.
78. Толстых В.И. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы. М., 1975.
79. Тумурова Л.И. Уровень жизни населения региона.- Новосибирск.,1993
80. Уровень жизни населения Ленинградской области (Статистический сборник).

СПб.,1995
81. Уровень и образ жизни бомжей //СоцИс.2000.№2.
82. Хахулина Л.А. Методологические проблемы социологического изучения уровня жизни населения.Новосибирск.,1986
83. Шафф А. Куда ведет дорога? В кн.: Философия истории: Антология.

М.:Аспект Пресс, 1995. С.311-331.
84. Шашкова А.В. Региональные и местные органы управления //

Государственная власть и МСУ. 1999.№1.
85. Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения. Хабаровск, 2000. - 69 с.
86. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения.

Информационный бюллетень. 1993.№1.
87. Ядов В.А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы.

М.,1987.
88. INTERNET. ВЦИОМ: www.wciom.ru

-----------------------
[1] Шкуркин А.М., ШкуркинА.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения.-
Хабаровск.,2000, с.5
[2] Бутенко А.П. Социалистический образ жизни //Вопросы философии, 1975, N
3.
[3] Дж.Ван Гиг. Прикладная общая теория систем. В 2-х кн. Книга 1. М.:
Мир, 1981. с.314
[4] Суббето А.И. Управление кчеством жизни и выживаемость человека // Ст и
К. 1994.№1
[5] Dasgupta P.,Weale M. On measuring thequality of life // World development., Oxford,1992. vol.20,№1
[6] Бестужев–Лада И.В. Теоретические и методологические проблемы исследования образа жизни. М.,1979

[7] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.,1994
[8] Кошелев Н.Ф., Захарченко М.П. Проблема гигиенической донозологической диагностики в современной медицине // Гигиена и санитария.1992. №11-12
[9] Бестужев–Лада И.В. Современные концепции уровня, качества и образа жизни. М.,1978
[10] Образ жизни населения России: последствия реформ //СоцИс.2001.№4
[11] Давыдова Е.В.,Давыдов А.А. Измерения качества жизни. М.,1993, 52с
[12] Справочник по социальным показателям: Методологические исследования.
Серия F№49.ООН. Нью-Йорк,1989
[13] Курс социально-экономической статистики: Учебник/ Под ред.
М.Г.Назарова.М.: Финстатинформ, 2000
[14] Методы сбора информации в социологических исследованиях. М.,1990
[15] Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения.
Хабаровск, 2000. - 69 с
[16] Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения.
Хабаровск, 2000. - 69 с
[17] Справочник по социальным показателям: Методологические исследования.
Серия F№49.ООН. Нью-Йорк,1989.
[18] Тумурова Л.И. Уровень жизни населения региона.- Новосибирск.,1993
[19] Методика проведения социологических исследований. Смоленск., 1996
[20] Ревайкин А.С. Методологические проблемы мониторинга социально- экономического развития региона. Хабаровск.,1993.
[21] Советский энциклопедический словарь. М.,1989
[22] Верф, Дирк ван дер Ронге, Фолькер Мониторинг в России. М.,1998
[23] Верф, Дирк ван дер Ронге, Фолькер Мониторинг в России. М.,1998
[24] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы социально-экономического регионального мониторинга.СПб.,1995
[25] Верф, Дирк ван дер Ронге, Фолькер Мониторинг в России. М.,1998

[26] Шкуркин А.М., Шкуркин А.А. Мониторинг качества жизни населения муниципального образования: проблемы, принципы и перспективы построения.
Хабаровск, 2000. - 69 с
[27] Основы местной социально-экономической политики/Под ред. Когута А.Е.
СПб,1995.

[28] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.,1994

[29] Книжников В.А., Рахманин Ю.А. и др. Методологические проблемы современной гигиены и задачи медико-экологического районирования РФ
//Гигиена и санитария. 1992. №11-12
[30] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Региональный мониторинг: качество жизни населения. СПб.,1994
[31] Суринов А. Основные показатели уровня жизни в условиях рыночной экономики // Вестник статистики.1992.№12
[32] Бобков В., Масловский-Мстиславский П. Динамика уровня жизни населения.//Экономист.- 1994.-№6.-с.57
[33] Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (с изменениями на 27.05.2000)
[34] Серов Н.К. Социальный мониторинг: вопросы теории и практики //
Социология и проблемы перестройки.1988. №2.
[35] Толстых В.И. Образ жизни. Понятие, реальность, проблемы. М., 1975
[36] Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о
Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы» от 22.03.95г
[37] Dasgupta P.,Weale M. On measuring thequality of life // World development., Oxford,1992. vol.20,№1
[38] Иванов И.О. Социальная напряженность: основные показатели, методы выявления и измерения, в кн.: Теория и практика экономических реформ.
Международный опыт. СПб. 1994.
[39] Показатели и индикаторы социальных измерений. М.: РИЦ ИСПИ РАH, 1995.

[40] Когут А.Е., Рохчин В.Е. Информационные основы социально-экономического регионального мониторинга.СПб.,1995
[41] Все данные: Научный отчет по теме «Разработка Концепции социального и экономического развития в условиях местного самоуправления муниципального образования Всеволожский район Ленинградской области на период 1997-2005 годы».

-----------------------

Уровень жизни

Образ жизни

Уровень здоровья и продолжительность жизни

Качество жизни



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.